Вопросы социальной службы в рамках внутришкольного тематического контроля
Автор: Казакова Ирина Борисовна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 Барабинского района Новосибирской области Населённый пункт: Барабинск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Вопросы социальной службы в рамках внутришкольного тематического контроля Раздел: дополнительное образование
СОЦИАЛЬНАЯ ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Социальный педагог и психолог во взаимодействии с
классными руководителями и учителями образуют
социальную службу школы.
Главная задачу деятельности социальной службы –
обеспечение оптимального личностного развития
каждого ребенка.
КОНТРОЛЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТАМИ
РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Вопросы социально-педагогической направленности
рассматриваются в рамках тематического
внутришкольного контроля, т.е.
контроля, направленного на углубленное изучение
конкретной деятельности педагога в системе
деятельности педагогического коллектива.
СТРУКТУРА КОНТРОЛЯ ЗА
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организации проверки, формулирование цели,
разрабатывается алгоритм и структурная схема
предстоящей проверки, обоснование проверки
(приказ, план-график);
Сбор и обработка информации о состоянии
проверяемого объекта;
Оформление справки, обсуждение основных причин
недостатков в работе, определяются рекомендации;
Обсуждение итогов проверки на уровне
педагогического совета, совещания при директоре.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА
РАБОТОЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Диагностика (изучение и анализ документации);
Мониторинг состава правонарушений и
преступлений, совершенных учащимися;
посещаемости уроков учащимися и других
параметров;
Анализ результатов профилактической
индивидуальной работы по воспитанию, обучению,
защите прав и интересов несовершеннолетних
(реализация программы сопровождения учащегося,
находящегося в социально опасном положении).
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ ПРОВЕРОК
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО
ПЕДАГОГА
Профилактика правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних и защите их прав.
Работа с рудными подростками, посещаемость
занятий данной группой детей.
Соблюдение единых требований Устава школы
учащимися. Анализ посещаемости уроков
учащимися.
Ранняя профилактика семейного неблагополучия.
Работа с семьями «группы риска».
Работа с социальными группами учащихся (дети-
инвалиды, дети с ОВЗ, подопечные дети, дети из
многодетных и малообеспеченных семей).
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И
БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
Профилактика безнадзорности и правонарушений в
школе представляет собой систему социально-
правовых, педагогических и иных мер, направленных
на выявление и устранение причин и условий,
способствующих правонарушениям и
антиобщественным действиям.
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И
БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
В профилактической работе социальный педагог
взаимодействует со специалистами ПДН, КДНиЗП,
КЦ СОН и другими структурами системы
профилактики.
В рамках профилактической работы социальный
педагог организует просветительскую работу по
антинаркотическому направлению, правовому, по
пропаганде ЗОЖ.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ ПО ДАННОЙ
ТЕМАТИКЕ:
Программа по профилактике правонарушений,
преступлений среди несовершеннолетних. План
реализации программы.
План совместных мероприятий по профилактике
безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних.
План антинаркотического воспитания.
Комплексный план мероприятий социальной
службы.
Документы по взаимодействию с МО МВД, Отделом
по опеке, с КДНиЗП.
Папка по сотрудничеству с инспектором ПДН в
рамках Дня профилактики (1 раз в неделю).
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ ПО ДАННОЙ
ТЕМАТИКЕ:
Сведения о профилактической работе среди
учащихся во взаимодействии со специалистами
структур профилактики и пропаганды ЗОЖ.
Информация о реализации антинаркотического
воспитания в школе.
Состояние преступности среди учащихся.
Организация летней занятости и летнего отдыха
учащихся.
Тематические папки с отчетами по проведению
мероприятий «Правовое воспитание»,
«Антинаркотическое воспитание»,
«Информационное освещение».
СОБЛЮДЕНИЕ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ УСТАВА
ШКОЛЫ. АНАЛИЗ ПОСЕЩАЕМОСТИ УЧЕБНЫХ
ЗАНЯТИЙ УЧАЩИМИСЯ ШКОЛЫ
Три направления, по которым проводится контроль за
соблюдением Устава школы –
посещаемость уроков,
дисциплина,
соблюдение требований к внешнему виду.
СОБЛЮДЕНИЕ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ УСТАВА
ШКОЛЫ. АНАЛИЗ ПОСЕЩАЕМОСТИ УЧЕБНЫХ
ЗАНЯТИЙ УЧАЩИМИСЯ ШКОЛЫ
Социальный педагог выявляет причины пропусков и
организует способы их устранения. На заметке
находятся подростки, склонные к совершению
девиантных поступков. Существуют учет детей,
требующих усиленного внимания и контроля со
стороны педагогов и администрации школы.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ ПО ДАННОЙ
ТЕМАТИКЕ:
Сведения о нарушении Устава школы учащимися и
профилактической работе по данному направлению.
Результаты анализа посещаемости учебных занятий.
Сведения о профилактической работе с учащимися
по пропускам уроков без уважительных причин.
Протоколы или выписки из протоколов заседаний
комиссий профилактики, воспитательных комиссий
Совета школы.
РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО
НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ. РАБОТА С СЕМЬЯМИ
«ГРУППЫ РИСКА»
Ранняя профилактика семейного неблагополучия в
школе построена по двум основным направлениям:
выявление семей данной категории;
контроль и ведение неблагополучной семьи.
РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО
НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ. РАБОТА С СЕМЬЯМИ
«ГРУППЫ РИСКА»
Работа по ранней профилактике семейного неблагополучия в
школе осуществляется по нескольким направлениям:
выявление и дифференцированный учет семей с детьми,
нуждающимися в социальной поддержке;
ведение электронной базы данных семей, состоящих на учете
в школе, с регистрацией причин неблагополучия;
контроль и сопровождение неблагополучной семьи;
привлечение специалистов для оказания адресной
социальной помощи: материальной, гуманитарной,
психолого-педагогической, консультативной,
реабилитационной.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ ПО ДАННОЙ
ТЕМАТИКЕ:
План работы с неблагополучными семьями.
Результаты диагностики социума вновь прибывших
учащихся.
Банки данных семей-опекунов и приемных семей,
многодетных семей, детей-инвалидов и с ОВЗ.
Профилактический учет семей «группы риска».
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ ПО ДАННОЙ
ТЕМАТИКЕ:
Тематические папки с отчетами по проведению
мероприятий «Работа с родителями», «Родительские
лектории», «Нравственное воспитание».
Личные папки учащихся, воспитывающихся в
неблагополучных семьях, семьях с ненадлежащим
воспитанием, наблюдающихся на профилактических
учетах. Дневники наблюдения.
РАБОТА С ТРУДНЫМИ
ПОДРОСТКАМИ. ПОСЕЩАЕМОСТЬ
УРОКОВ ДАННОЙ ГРУППОЙ ДЕТЕЙ
Социальным педагогом и классными руководителями
проводится налаженная система выявления
учащихся, отличающихся девиантным поведением,
систематически пропускающих занятия без
уважительных причин, совершающих
противоправные и антиобщественные поступки,
нарушающими Устав школы. С такими учащимися
проводится индивидуальная профилактическая
работа, происходит вовлечение в общественно
полезную деятельность, усиленный контроль,
оказание социально-педагогической помощи, по мере
необходимости родители подростка привлекаются к
ответственности.
РАБОТА С ТРУДНЫМИ
ПОДРОСТКАМИ. ПОСЕЩАЕМОСТЬ
УРОКОВ ДАННОЙ ГРУППОЙ ДЕТЕЙ
Социальным педагогом осуществляется выявление
трудных детей и изучение причин социально-
педагогической запущенности, составляется банк
данных детей девиантного поведения для
своевременной помощи, координирования
деятельности всех социальных служб в работе по
устранению причин отклонения в поведения.
Изучаются условия жизни и воспитания ребенка,
осуществляется ежедневный контроль за
посещаемостью занятий, контроль за соблюдением
дисциплины.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ ПО ДАННОЙ
ТЕМАТИКЕ:
План воспитательной работы с детьми девиантного
поведения.
Организация внеурочной деятельности трудных
учащихся.
Выписки из протоколов педагогических советов и
психолого-педагогических консилиумов.
Профилактический учет учащихся «группы риска».
Личные папки учащихся, наблюдающихся на
профилактических учетах. Дневники наблюдения.
Результаты реализации планов сопровождения
трудных учащихся.
РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ
ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ (ДЕТИ-
ИНВАЛИДЫ, ДЕТИ С ОВЗ, ПОДОПЕЧНЫЕ
ДЕТИ, ДЕТИ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ И
МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ)
Социальный педагог работает с детьми из различных
социальных групп, требующих социальной и
педагогической защиты – малообеспеченные,
инвалиды, дети с ОВЗ, подопечные, из многодетных
семей.
Для каждой категории детей определяется комплекс
мероприятий для оказания помощи социальной,
профилактической, воспитательной и т.д.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ ПО ДАННОЙ
ТЕМАТИКЕ:
Банки данных по различным группам семей
(многодетные, малообеспеченные, семьи-опекуны) с
подтверждением статуса семьи, результатами
обследования семей детей-инвалидов, учащихся с
ОВЗ.
Социальные паспорта классов и школы.
Организация социальной помощи нуждающимся в
поддержке семьям. Взаимодействие с КЦ СОН.
Организация льготного питания для детей из
малообеспеченных и многодетных семей.