"Представление о скрипично – исполнительской одаренности и виртуозности"
Автор: Киселева Елена Сергеевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУДО ДШИ №5 Населённый пункт: город Брянск, Брянская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Представление о скрипично – исполнительской одаренности и виртуозности" Раздел: дополнительное образование
Представление о скрипично – исполнительской одаренности и
виртуозности.
При появлении ребенка в классе скрипки возникает противоречивая
с и туа ц и я .
П ед а го г
с т р е ми т с я
п р е п од н е с т и
у ч е н и ку
о с н о в ы
профессионализма, ученик не обладает необходимой базой наблюдений и
обобщений,
правомерна
же
его
потребность
в
ролевой
игре
в
скрипача.
Нужна чрезвычайно тонкая тактика привития начинающему скрипачу основ
профессионального
исполнительского
мастерства,
возможная
лишь
при
подлинном педагогическом творчестве Мастера.
Что собой представляет феномен скрипичной одаренности? Чтобы
ответить
на
этот
вопрос
надо
ознакомиться
с
научными
взглядами
на
проблему
соотношения
способностей
как
социально
детерминированных
качеств
личности
и
задатков
как
биологических
свойств
индивида.
Способности
рассматриваются
как
многокомпонентные
функциональные
системы.
В
качестве
элементов
выступают
задатки
–
звуковысотное
различение, моторные координации, что позволяет их считать специальными
задатками.
На основании исследований по психологии можно считать свойства,
как двигательная и звукотворящая активность, работоспособность, регуляция
исполнительского
поведения,
память
зависят
от
особенностей
нервной
системы,
должны
быть
отнесены
к
специальным
задаткам.
Скрипичные
способности не формируются без соответствующих специальных задатков,
это возможность на основе труда культивировать моторность, слух, ритм,
развивать их.
В исследованиях общих специальных (музыкальных) способностей,
были
выявлены
системные
связи
с
уникальной
индивидуальностью
испытуемых, со свойствами нервной системы и характером личности.
В
обиход
теории
скрипичного
исполнительства
и
педагогики
правомерно
ввести
представление
о
скрипично-исполнительской
одаренности как особого рода функциональной системе, которая структурно
должна
соответствовать
упомянутым
ранее
системным
представлениям
о
сложном строении культуры и исполнительского мастерства скрипача.
Исполнительским
навыкам
нельзя
учить
извне,
навязывая
их
начинающему.
Правомернее
поначалу
целостно
имитировать
модель
полноценной
исполнительской
деятельности
скрипача.
«Разобщенная»
постановка
рук
может
губительно
воздействовать
на
скрытую
исполнительскую
одаренность
ребенка.
Творческая
одаренность
ребенка
проявляется
через
такие
признаки
как
пытливость,
любознательность,
изобретательность,
высокий
энергетический
уровень,
склонность
к
завершенности и точности в прикладных занятиях.
Важно
сочетание
и
взаимодействие,
т.
е.
предрасположенность
организма к интегрированию различных свойств в широком диапазоне. А это
есть качество высшего, личностного порядка.
Проведенные
эксперименты
показали,
что
высшие
качественные
результаты не столько обусловлены самим высоким уровнем специальных
способностей,
сколько
порождены
общей
художественной
одаренностью
личности.
Особую
способность
психолог
А.
А.
Мелик-Пашаев
называет
эстетическим отношением. Благодаря психологическим исследованиям стало
очевидно существование общих художественных способностей – качеств,
которые представляют собой единый корень одарённости в разных видах
искусства. Эти качества общего порядка являются главными для развития
способностей к музыке, живописи и т. д.
Остановимся
подробнее
на
способностях
функционирования
психологического
блока.
Современное
понимание
закономерностей
художественного
интонирования
утверждает
основополагающее
значение
ладофункциональных
связей
в
процессах
слухового
восприятия
и
представления
мелодии.
Органическое
свойство
фиксации
абсолютной
высоты отдельных тонов, сочетаемое с абсолютной ориентацией овладения
звуковысотным
интонированием
в
пространстве
скрипичного
грифа,
провоцирует
опасность
снижения
ощущения
ладоступеневых
связей
в
исполняемой
мелодии.
Страдает
выразительность
художественного
интонирования.
Наиболее
эффективной
опорой
в
исполнительстве,
особенно
на
инструментах
с
нефиксированным
строем,
является
не
абсолютный,
а
высокоразвитый относительный музыкальный слух.
Другой
компонент
–
моторика.
Она
важна
как
психомоторная
способность,
предполагающая
наличие
связей
игровых
движений
со
звукообразными представлениями. Одним из средств развития способности
интегрировать
художественно
–
образные
и
музыкально
–
звуковые
представления,
связанные
со
становлением
у
скрипача
специфического
художественно
–
музыкального
мышления,
могло
бы
стать
раннее
и
специальное
развитие
пальцевой
моторики
при
начальной
организации
игрового аппарата.
Важную
роль
играет
музыкально
–
ритмическая
способность.
Ритмический
компонент
произнесения
мелодии
на
скрипке
обладает
не
только едва ли не самыми богатыми выразительными возможностями тонкой
нюансировки – использование темповых нюансов, выявления интонационной
логики
музыкальной
фразы,
акцентуации,
но
и
служит
координатором,
мощным
«параметром
порядка»
для
разных
элементов
системы
исполнительства.
Ритмические
реакции
выполняют
сложную
функцию
интеграции
звуковых
впечатлений,
а
потому
ритмическое
начало
имеет
прямое отношение к мелодической стороне музыкального слуха.
Еще
одна
важная
способность
для
скрипача
–
профессиональная
исполнительская память. Она является онтогенетическим функциональным
образованием. Складывается из образной (слуховой и зрительной), мышечно-
двигательной, эмоциональной и словесно-логической. В ходе формирования
культуры
скрипача
этот
комплекс
мнемических
способностей,
то
есть
музыкальная память образуется естественно.
Музыкознание ХХ века уделяло большое внимание музыкальному
мышлению
его
природе
структуре
функциям
семиотическим
(знаковым)
механизмам и семантике (содержанию).
Музыковед Д. К. Кирнарская выделяет особое психофизиологическое
свойство – музыкально-языковую способность. Аналогом этой способности
является языковая способность. Предрасположенность к овладению речью
заложена генетически, но стать актуальной она может лишь в результате
активного освоения окружающей действительности и речевого общения с
другими людьми. В свою очередь природные предпосылки к овладению
музыкальной речью реализуются в процессе приобретения музыкального
опыта, практического освоения музыкального языка.
Музыкально – языковая способность представляет переходный этап
от
слушательской
способности
к
музыкально-творческой
одаренности
и
опирается
на
первичные
музыкальные
способности:
музыкальный
слух,
чувство ритма и музыкальная память, но представляет собой более высокий
этап развития музыкальности.
Подчеркнем, что одаренность представляет собой не исключительное,
а общее свойство детей младшего возраста.
Как взрослые теряют способности? Когда ребенку дается сразу много
готовых знаний и навыков.
Высший
эмоционально-образный
тип
музыкальности
присущ
семилетним
детям,
не
учившимся
музыке
и
лауреатам,
остальным
свойственен рациональный тип.
Структура одаренности объединяет два уровня.
1 специальные способности
1.1
способность
образно-ассоциативных
представлений
как
основу
развития художественного мышления скрипача.
1.2
музыкальность
как
сложную
эмоционально-интеллектуальную
способность.
1.3
способность
интеграции
ладовысотных
и
темброво-динамических
слуховых ориентировок.
1.4 способы адекватной музыкально-ритмической слухомоторной реакции
как основы логического восприятия и звукового воплощения музыкальной
фразы.
1.5 выраженные психомоторные свойства, высокий органический уровень
двигательной координации, в области мелких движений рук.
1.6
спо собно сть
звукотворче ского
воплощения
в
п р о ц е с с е
звукоизвлечения.
1.7
способность
артистического
воплощения
образно-художественных
представлений в конкретном звучании.
2 общие личностные качества.
2.1 высокий уровень мнемической способности (виды памяти).
2.2 эмоциональность, темперамент.
2.3 способность интеллектуального рода, реализуемая невербальными
средствами.
2.4 активированность, высокий уровень реактивности.
2.5 благоприятные свойства нервной системы.
2.6 работоспособность, физическая и психологическая выносливость.
2.7 внимательность – слуховая, мышечная.
2.8 волевые качества: настойчивость, стремление к совершенству.
2.9 стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях.
Феномен
скрипичной
одаренности
–
системное
образование,
где
специальные задатки и способности сочетаются с общими свойствами, а
также с высшими индивидуально-личностными качествами скрипача.
Выявление
и
развитие
скрипичной
одаренности
есть
единый,
последовательно развертывающийся процесс.
Начальный период занятий:
Совместно – разделенное музицирование (этапы).
Начальный
этап
обучения
трудно
переоценить.
Педагоги
нередко
формируют
«постановочный»
момент.
Сущностные
силы,
внутренние
адаптационные
механизмы
(исключительно
активные
в
детстве);
богатое
воображение
ребенка
очень
мало
используются
в
этой
работе.
При
форсировании этого процесса исчезает самая главная его цель – музыка.
Центральная
проблема
начального
периода
состоит
в
том,
чтобы
естественно внедрить освоение игровых действий в процессе музицирования.
Если
сущностной
потребностью
ребенка
является
музыкальное
звучание,
получаемое
благодаря
игре
на
скрипке,
то
можно
говорить
о
совместно-разделённом музицировании.
Стадии реализации этого принципа.
Первая
носит
подготовительный
характер.
Её
цель
–
накопление
полной
информации
о
закономерностях
и
технологии.
Педагог,
играя
на
скрипке, передаёт ученику функцию восприятия скрипичного звука. Здесь
устанавливается связь образа звука и образа игрового движения. Важно,
чтобы
при
этом
оценивались
вслух
эстетические
критерии
(нежный,
ласковый) и предметно-образные ассоциации (бархатный, солнечный).
Можно
изобрести
различные
модели
совместно-раздельных
музыкальных действий. Учитель берет одну и ту же ноту на скрипке в
разных позициях и разной аппликатурой. Ученик наблюдает, оценивает.
Ученик ведет смычком по струне извлечь «настоящий» звук. Учитель
играет левой рукой в это время.
Выясняется назначение
смычка и его
свойства (распределение веса, упругость и т.д.). В такого рода компонентах
сложных
игровых
действий
открывается
немало
возможностей
развертывания перед начинающими средствами
мысленного управления
необходимыми
операциями.
При
установке
пальцев
на
грифе
могут
произноситься слова сначала вслух, потом про себя; «легко», «мягко», «палец
упругий»,
«сам
играет».
При
таком
разделении
функциональных
компонентов действий между учителем и учеником, сохраняется цельный
образ скрипичной игры, неотделимый от звуковых образов.
Следующие
шаги
должны
быть
предприняты
в
отношении
самостоятельно взятого звука учеником.
Учитель управляет
движениями
ученика, корректирует их. Здесь закладывается возможность научить ребенка
самостоятельно заниматься на скрипке.
Используя мощные в детском возрасте механизмы подражания, нужно
чередовать показ игровых операций педагогом к попыткам воспроизведения
звука начинающим. Здесь кроется опасность передачи будущему скрипачу не
свойственных ему структур игрового действия.
Взаимная
наблюдательность
–
внимание
начинающего
и
внимание
учителя
–
составляет
одну
из
главных
примет
совместно-разделенного
музицирования.
Первые
опыты
самостоятельного
сложного
действия.
Приёмы
совместной
деятельности
обновляются.
Постепенно
выявляется
аналитическая
функция(эксперт,
советчик),
стимулирующая
развитие
музыкально-инструментального мышления начинающего.
Становление саморегулируемых игровых действий ребенка. Педагог
становится слушателем, строящим свои заключения и оценки на анализе
качества скрипичного звука.
Главная
задача
совместно-разделенного
музицирования
педагога
и
начинающего
состоит
в
последовательном
формировании
музыкально-
инструментального
мышления
на
основе
удовлетворения
исконной
потребности в получении звуков, которые можно ассоциировать с образом,
выражающими богатое мироощущение и фантазию ребенка.
В короткий сжатый срок приходится пройти весь исторический путь
становления музыки, связанный с имитацией звуковой среды звуков природы,
живых существ и т.д. Технология процесса разделяется между педагогом и
учеником
так,
чтобы
ребенок
постепенно
перенимал
все
те
культурные
способы игры на скрипке, которые присущи профессиональному музыканту.
Освоение фундамента скрипичной игры целесообразно проводить в
полнокровной
музыкальной
атмосфере.
В
таких
условиях
формируются
образы, их понимание и эстетическое отношение к ним.
В конечном счете, все должно вести к решению проблемы слияния
ребенка
и
инструмента,
к
возникновению
чувства
комфортности,
к
объединению
эстетичности
внешнего
рисунка
скрипичной
игры
и
внутренних механизмов управления ею.
Развитие
ребенка
должно
быть
интенсивным.
Но
интенсивное
и
ускоренное
обучение
скрипичной
игре
–
не
одно
и
тоже.
Интенсивное
развитие предполагает полноценное и качественное становление сложных по
своей
внутренней
структуре
целостных
игровых
действий,
в
которых
художественные
образы
сплавлены
с
представлениями
–
ощущениями
мышечно-двигательных приемов.
Сущность виртуозности и её природа связаны с уровнем культуры
скрипичного исполнительства. Её истоки коренятся в наиболее свободном,
рациональном овладении основами скрипичной игры.
Главным препятствием на пути формирования двигательно-игровых
навыков
у
начинающего
скрипача
является
мышечная
скованность.
Первопричиной избыточного напряжения является действие хватательного
врожденного рефлекса.
Чтобы приучить начинающего ориентироваться в своих мышечных
ощущениях,
полезно
использовать
гимнастику
на
расслабление
мышц
плечевого
пояса
и
лопаток,
от
этого
зависит
свобода
движений
рук
в
плечевых суставах.
Мышечная
свобода
также
связана
с
дыханием,
иногда
имеет
психологические причины. Но стоит переключить ученика на музыкальные
задачи, как он сразу освобождается.
Для
перспективного
развития
техники
большое
значение
имеет
точность исходных движений. К ним относятся:
- движение рук в плечевых суставах (смена струн);
- движение предплечий (приспособление скрипки и смычка, перемена
позиций, исполнение штрихов);
-движение кистей (вибрато, штрихи);
-
самостоятельные
движения
пальцев
в
пястных
суставах
при
сохранении их групповой собранности (беглость, пальцевой штрих, смена
позиций);
- свобода и гибкость больших пальцев обеих рук (координационные
навыки).
Свободное использование симметричных
движений возможно при
соответствующем
положении
левой
и
правой
рук
относительно
корпуса
играющего
и
инструмента.
Не
естественный
разворот
корпуса
вызван
фиксацией плечевых суставов. Это сказывается на звуке, интонации и так
далее.
Важнейшее
значение
имеет
рациональная
организация
действий
пальцев левой руки на грифе. Нужно предоставить ученику возможность,
кроме рационального освоения навыков, самостоятельно импровизировать
быстрые последовательности звуков.
Технология воздействия пальцев левой руки на струну при переходе
от одного звука к другому – важный фактор. Распространенное явление, когда
ребенок давит с большой силой на гриф каждым пальцем, не освобождая его
в момент перехода к следующему. В этом случае о виртуозности речи не идет.
Свободное
владение
техникой
левой
руки
и
перемещение
по
грифу.
На
практике ученик знает только статическое положение левой руки в первой
позиции, когда при освоении других позиций, их сочетаний, возможности
ученика расширяются.
Первые
шаги
могут
состоять
в
воспроизведении
представляемых
звуков или двузвучных попевок в разных зонах и разными пальцами, то есть
внепозиционные
движения
руки.
Еще
одна
закономерность
–
сужение
интервальных расстояний на грифе. Обобщение данной закономерности не
возникает при раздельном изучении позиций.
Во время первичных опытов звукоизвлечения полезно культивировать
мелкое
и
быстрое
detache
в
разных
отрезках
смычка.
Перспективная
организация специфического звукодвигательного мышления юного скрипача.
Согласно психофизиологическим исследованиям последних лет, мысленные
образные представления потребного музыкального звучания существуют в
двух
временных
формах
–
развернутой
и
сжатой.
Наш
мозг
всю
поступающую
двигательную
информацию
кодирует
в
двух
временных
масштабах – 1:1 и 1:10. на использовании этой закономерности, по мнению
В.Ю.
Григорьева,
был
основан
секрет
виртуозности
Николо
Паганини.
Паганини удалось проникнуть в глубины человеческой психики и вскрыть
резервы сознания. В момент перехода к исполнению технически сложных
эпизодов
своих
сочинений
великий
виртуоз
преображался
внутренне
и
внешне
–
он
переходил
на
сжатую,
кодированную
форму
управления
моторным
процессом,
при
которой
исполнение
осуществляется
почти
механически,
автоматизировано.
Указанная
закономерность
мозгового
управления сложными двигательными процессами определенным образом
может быть использована и в начальных стадиях учения. Кодирование текста
в
разных
временных
масштабах
при
разучивании
произведения
служит
важнейшим фактором его прочного усвоения.
Виртуозность,
является
не
каким
то
отдельным,
специфическим
свойством, а органически связана со всем художническим и личностным
обликом музыканта. Высокий критерий качества, установка на совершенство,
стремление
к
идеалу
во
всех
элементах
скрипичной
игры
–
главные
ориентиры в развитии виртуозных способностей юного исполнителя.
Список литературы.
1.
Берлянчик М.М. «Основы формирования исполнительского мастерства
скрипача». М. «Музыка» 2001.
2.
Гинзбург
Л.,
Григорьев
В.
История
скрипичного
искусства.
М.
«Музыка» 1990.
3.
Григорьев
В.
«Некоторые
черты
педагогической
системы
Д.Ф.
Ойстраха». М. «Музыка» 1989.
4.
Кирнарская Д.К. «Музыкальные способности» М. «Таланты – XXI век»
2004.
5.
Мильтонян С.О. Педагогика скрипача. Тверь «Дикси» 1996.
6.
Тагиев
Н.,
Парсегов
А.
«Проблемы
мышечных
ощущений
при
обучении игре на скрипке». Баку «Ишыг» 1978.
7.
Ширинский А. Штриховая техника скрипача. М. «Музыка» 1983.
8.
Уч.
пособие.
Вопросы
совершенствования
преподавания
игры
на
оркестровых инструментах. М. 1978.
9.
Уч.
пособие.
Вопросы
музыкальной
педагогики.
Смычковые
инструменты. Новосибирск 1973.