Изучение решения арифметических задач по программе "Перспективная начальная школа"
Автор: Пилипчук Лидия Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная" Населённый пункт: г. Новый Уренгой Наименование материала: Статья Тема: Изучение решения арифметических задач по программе "Перспективная начальная школа" Раздел: начальное образование
Изучение решения арифметических задач по программе
«Перспективная начальная школа»
Пилипчук Л.А.
учитель начальных классов
Арифметические задачи в курсе математики в начальной школе занимают
значительное место. Почти половина времени на уроках математики должно
отводиться
на
решение
задач.
Это
объясняется
большой
воспитательной,
образовательной
и
развивающей
ролью,
которую
они
играют
в
процессе
обучения младших школьников.
Решение
арифметических
задач
помогает
раскрыть
основной
смысл
арифметических
действий,
конкретизировать
их,
связать
с
определённой
жизненной
ситуацией.
Задачи
способствуют
усвоению
математических
понятий,
отношений,
закономерностей.
В
этом
случае
они
служат
конкретизации этих понятий и отношений, так как каждая сюжетная задача
отражает определённую жизненную ситуацию.
При решении задач у школьников развивается произвольное внимание,
наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность.
Линия
по
о бу ч е нию
р е ш е нию
а р иф ме т ич е с ких текстовых
(сюжетных) задач является
центральной
для данного
курса. Её
о собое
положение
определяется
тем,
что
настоящий
курс
имеет
прикладную
направленность, которая выражается в умении применять полученные знания
на практике. А это, в свою очередь, связано с решением той или иной задачи.
Таким образом важно научить учащихся не только решать задачи, но и
уметь их формулировать, используя имеющуюся информацию.
В
э т о й
п р о г р а м м е п о д
р е ш е н и е м
з а д а ч
п о н и м а е т с я
получение
(описание)
алгоритма
её
решения .
Сам
процесс
выполнения
алгоритма (получение ответа задачи) важен, но не первичен.
Такой подход к
толкованию
термина
«решение
задачи»
здесь
представляется
наиболее
правильным .
Во-первых ,
это
согласуется
с
современным
«математическим»
пониманием
сути
данного
вопроса, во-вторых ,
ориентация
учащихся
на
«алгоритмическое»
мышление
будет
способствовать
более
успешному
освоению ими основ информатики и новых информационных технологий.
Описание алгоритма решения задач здесь допускается в трёх видах :
1) по действиям (по шагам) с пояснениями ;
2) в виде числового выражения, которое рассматривается как свёрнутая
форма описания по действиям, но без пояснений;
3) в виде буквенного выражения (формулы) с использованием стандартной
символики.
Последняя
форма
описания
алгоритма
решения
задачи
используется
только
после
того,
как
учащимися
достаточно
хорошо
будут
усвоены
зависимости между величинами.
Для формирования умения решать задачи учащиеся в первую очередь
учатся
работать
с
текстом
и
иллюстрациями:
определяют,
является
ли
предложенный
текст
задачей
или
как
по
данному
сюжету
сформулировать
задачу, установить связь между данными и искомым и последовательность
шагов по нахождению значения искомого.
Другое направление работы с понятием «задача» связано с проведением
различных
преобразований
имеющегося
текста
и
наблюдениями
за
теми
изменениями
в
её
решении,
которые
возникают
в
результате
этих
преобразований.
К
этим
видам
работы
относятся:
дополнение
текстов,
не
являющихся
задачами,
до
задачи;
изменение
любого
из
элементов
задачи,
представление одной и той же задачи в разных формулировках; упрощение и
усложнение
исходной
задачи;
поиск
особых
случаев
изменения
исходных
данных, приводящих к упрощению решения; определение задач, которые можно
решить
при
помощи
уже
решённой
задачи,
что
в
дальнейшем
становится
основой
классификации
задач
по
сходству
математических
отношений,
заложенных в них.
В процессе решения арифметических задач дети учатся планировать и
контролировать деятельность, овладевают приёмами самоконтроля (проверка
задачи, прикидка ответа, решение задачи разными способами и т. д.) у них
воспитывается настойчивость, воля, развивается интерес к поиску решения
задач.
Знакомство с одним из важнейших понятий всего курса математики – с
понятием «задача», «условие» и «требование» происходит в III четверти.
Нельзя сказать, что раньше учащиеся не сталкивались с задачей, но делалось
это неявно (в виде анализа соответствующих иллюстраций) и эпизодически. А
с III четверти начинается систематическая работа над этими понятиями.
В задании №1 на стр.28(мат.2ч.) предлагается ситуация, которая имеет
текстовое
описание
и
соответствующие
иллюстрации.
В
данном
текстовом
описании чётко выделяется условие, которое формируется устами детей, и
требование,
которое
вложено
в
уста
бабушки.
Основной
характеристикой
условия является то, что из него узнаются данные числа, и то, что эти числа
выражают. В требовании речь идёт о том, что должно выражать искомое число.
Употребление термина «требование» вместо традиционного «вопрос» считается
более оправданным, так как оно имеет универсальный характер (далеко не
всегда в формулировке задачи присутствует вопрос). Заключительная часть
этого задания посвящена самостоятельному составлению задач. Решать задачи
не требуется.
На стр.38(мат.2ч.) учащиеся знакомятся со следующим этапом работы
над задачей, который состоит в вычислении и записи ответа.
Трудности
в
решении
задач у
учащихся
связаны
с
недостаточным
пониманием
предметно-действенной
ситуации,
отражённой
в
задаче,
и
математических
связей
и
отношений
между
числовыми
данными,
а
также
между данными и искомыми.
Опыт показывает , что школьники справляются с решением задач, если
они
составлены
на
основе
действий
с
реальными
предметами.
Основные
трудности возникают тогда, когда необходимо наглядно представить словесно
сформированные задачи. При решении задач учащиеся не фиксируют своё
внимание
на
математических
отношениях,
с
учётом
которых
должны
выполняться действия. Поверхностный анализ содержания задачи приводит к
отклонению от конечной цели. Ученики не осознают условия задачи, изменяют
и упрощают его. Нередко при воспроизведении текста задачи они привносят в
условие штампы и руководствуются ими при решении, а действительные связи
и отношения не учитывают, опираются на фрагменты или несущественные
элементы задачи, при выборе действий руководствуются словами всего, больше,
меньше, осталось. В силу стереотипности действий, характерной для младших
школьников, они решают задачи шаблонным способом. Уподобление одних
задач другими .
Наиболее часто встречающийся вид ошибок, так как осознание сходства и
различия арифметических задач представляет для учащихся начальных классов
наибольшую трудность.
Воспроизведение задачи только на слух невозможно для учеников, они
воспринимают
только
фрагменты
задачи,
с
трудом
вычленяют
числовые
данные. Это свидетельствует о необходимости при восприятии текста задачи
использовать не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Выполняя
рисунок
или
иллюстрируя
задачу,
ученик
глубже
проникает
в
предметно-
действенную
ситуацию
задачи
и
легче
устанавливает
зависимость
между
данными а также между данными и искомыми.
Также считаю, что недостатком является то, что не на каждом уроке
предлагаются
задачи.
А
ведь,
чтобы
ученики
могли
хорошо
справляться
с
решением задач, нужно закреплять их решение каждый день.