Напоминание

Кладовая педагогического мастерства


Автор: Савченко Любовь Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№8
Населённый пункт: Село Спасское Спасского района Приморского края
Наименование материала: воспитательная работа
Тема: Кладовая педагогического мастерства
Раздел: начальное образование





Назад




Понимание педагогического процесса в каждой исторической эпохе, у каждого народа было всегда неразрывно связано с представлением о ЧЕЛОВЕКЕ, его сущности и месте в обществе. Идея гармонически развитого человека существовала у всех стран и народов мира и на протяжении всех веков существования. Неповторимая, индивидуальная, творческая, активная личность - цель образования. Без личностно - ориентированного подхода образование не может существовать. Суть моей педагогической философии можно выразить через строки: Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды» ( Из книги Я.А. Каменского «Великая дидактика») Помните ли вы себя первоклассниками? Маленькими, испуганными детьми, когда замечание учителя несчастье, а «двойка» - неподдельное горе? Ценнее человека нет ничего. Задача педагога - развивать не разрушая. Именно развивать, а н е формировать, так как не только в способе, но уже в самом слове «формирование» присутствует элемент насилия. Мы не можем искоренить в человеке неугодные нам черты; мы можем лишь помогать развивать положительные качества, дабы уравновесить хрупкую систему человеческой личности, внести гармонию. Если представить личность человека в виде замкнутой сферы, то «звездочка», вписанная в эту сферу - характер человека, ее лучи - разнообразные черты характера. Иные качества-лучики длиннее - они более развиты, некоторые - менее, они короче. А личность будет гармоничной тогда, когда ни один из лучиков звезды не вырывается за пределы сферы, неся разрушение себе и окружающим, ни один из лучиков не гипертрофирован, не перетягивает на себя всю жизненную энергию. Сохрани это равновесие - и ты не навредишь, создай его и ты сделаешь большое и прекрасное дело. И все же, что такое педагогическая философия и какой она должна быть? С этим вопросом можно обратиться к десяти, ста, тысяче учителей, и каждый даст свое определение. На мой взгляд, это «образ жизни в преподавании», основа и главенствующий принцип собственной педагогики. В ней идет речь не о содержании как таковом, не инструментарии процесса, а о том, КОГО мы воспитываем и на основе КАКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ. Моя цель – гармонически развитая личность, и моя философия - философия гуманизма. Способность принять ребенка таким, какой он есть - первый шаг к пониманию его внутреннего мира и истинных мотивов его поступков. Как часто мы, педагоги, видя только «макушку айсберга» - поведение, делаем выводы о самом человеке. Часто повторяю как заклинание: «Не помни обид. В том, что ученик выражает себя неудобным для тебя и окружающих способом, не его вина, а его беда». А помогло мне это понять участие в психологических тренингах. Первое, чему училась, - это принимать детей такими, какие они есть. Вслушайтесь в удивительную фразу: «Я создан непохожим на других...». В ней сокрыто и многообразие характеров, и глубина человеческой души, которую, как ни измеряй, постичь невозможно. Часто ли мы помним об этом, стараемся ли сохранить самобытность каждого, не навязываем ли свои взгляды и принципы? Долго учила себя находить ключик от двери под названием «любовь» к каждому ученику. Сильный педагог - улыбающийся педагог. Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгое требование. Дружеская улыбка, ласковое прикосновение, спокойный голос старшего быстро ликвидируют эмоциональное напряжение, предупреждают стрессовую реакцию.
Правило первое: мы партнеры. Ревностно слежу за правом каждого ученика стать равноправным членом творческого коллектива, поддерживаю инициативу, учитывая предложения, создаю атмосферу приятия любого мнения Правило второе - все имеют право на ошибку. «Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов»(Д.Дьюи), и с этим трудно не согласиться. Правило третье - ученик учит себя сам, учитель может показать, как это делать. Ведь давно всем известно, что человека нельзя ни научить, ни воспитать против его воли. Когда я встречаю бывших учеников на улице и вижу на их лицах искренние улыбки, понимаю: моя философия верна. Ведущей идеей моей работы является доброта и отзывчивость – залог успешного воспитания Человека. Наверное, поэтому, в своей работе по воспитательной деятельности, я опираюсь на концепцию профессора Н. Е. Щурковой, конечной целью которой является личность, способная строить жизнь, достойную Человека. Программа воспитания человека – это система формирования базовых гуманистических ценностей (свободы, добра, чести, любви, уважения) позволяющих ребенку комфортно прибывать в школе, раскрывая свои индивидуальные способности в классном коллективе. В ходе работы по разработанной мной программе, ребенок приобретает способность самостоятельно оценивать ситуацию, принимать решения, строить свою жизнь, иными словами осуществлять проектную деятельность. А главное, у него есть право на ошибку, что и формирует ответственность, а значит, и свободу Человека. Программа, по которой работаю я с классом, представляет единую систему организации образования и воспитания младших школьников. Цель программы – создание условий для индивидуально-личностного роста ребенка, формируя у своих питомцев образ жизни, достойной человека. Цель: Воспитать личность, способную строить свою жизнь, достойную Человека. Задачи: 1. Стремление к истине, добру и красоте 2. Развитие способностей жить и строить свою жизнь, достойную Человека 3. Воспитание ребенка по нравственно-этическим и культурным критериям современного общества Ожидаемый результат: Чтобы мои воспитанники уже в школьные годы отучались от бездумного существования и точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципам истины, добра и красоты. Доброта- качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей теплота и сочувствие окружающих. Но какой он, добрый человек? В чем выражается доброта? Как воспитать доброго человека? Способность к сопереживанию у ребенка воспитать непросто. Она развивается постепенно и не сразу проявляется полностью. Доброте ребенка учит взрослый, делая это ненавязчиво, но постоянно, привлекая внимание детей. « Истина- солнце разума» (Вовенарг) «Самый верный признак истины это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна» (Л.Н.Толстой) Воспитание - это формирование духа человека. Основным вопросом воспитания является вопрос, как сделаться Человеком. У человека, как и всего в нашей Вселенной, есть две стороны. Человека можно научить быть хорошим или плохим. Человек, который общается с хорошими людьми, становится хорошим, а кто общается с плохими людьми, становится п л о х и м . Причина, по которой люди называются людьми, заключается в том, что у них существуют человеческие нормы. Люди являются душой всего сущего на земле. Они обладают
сознанием. Умственная деятельность и поведение людей определяются уровнем их сознания. Принимая решение, человек часто думает: «Почему это происходит так, а не иначе? Должен я что-нибудь предпринять или не должен? Как мне поступить?». Человеку необходимо не только подумать об этом, но и соотнести это с определенными нормами. Однако истинные нормы, то есть нравственность, созданы не человеком, а Небом. Причина, по которой нормы людей не являются истинными нормами, заключается в том, что они формируются после рождения, под влиянием общества и часто отклоняются от истины. Я решила построить свою работу на использовании четырех направлений: «Красота природы», «Красота души», «Красота искусства», «Красота подвига». Воспитывая, я поняла, если ребенок отстает, малоспособен, то нет другого пути - надо развивать его способности, а потом уж обучать (если ребенок не поддается слову воспитателя, то надо повышать способность слушать воспитателя. Воспитание красотой стоит, на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты и снимает «толстокожесть», утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, становится воспитываемым. Ребят учу чувствовать, понимать, ценить, и что самое главное – творить. Сначала учу чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подвожу воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Но, разумеется, все «затем» в этой цепочке условны. На практике уже самые маленькие дети могут любоваться и природой, и человеческим поступком. А научить любить, можно только в деятельности, в поступке. Любоваться природой - значит поддерживать ее красоту. Любоваться поступком - значит стремиться к такому же красивому поступку. Ни в чем учителю не приходится быть таким терпеливым, как в воспитании чувства красоты. Любование, наслаждение прекрасным, естественно, перерастает в желание жить по законам красоты - творить прекрасное, наслаждаться прекрасным, созданным своими руками. «Надо трудиться, дети!»), а как труд для людей, т. е. понимали общественный характер своего труда. Но точно так же они должны стараться работать красиво и творить красивое - это вторая, совершенно необходимая, сторона труда. Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Эстетическое восприятие перерастает в эстетическую деятельность. Труд, люди и красота соединяются в одно целое, и это целое доставляет детям радость и потому, что оно красиво, и потому, что их работа кому-то принесла радость. Так труд, творение красоты, творение добра входят в духовный мир ребенка: только вместе - труд, ум, добро, красота. Для успешной реализации плана работы по воспитанию Человека использую следующие формы работы: I. Массовые:  КТД  Праздники, вечера, утренники  Конференции, собрания, диспуты  Фестивали, олимпиады  Смотры художественного творчества  Выставки  Спорт, военно-спортивные, трудовые соревнования и турниры  Походы, экскурсии II. Групповые:  Трудовые объединения  Художественно-творческие объединения
 Клубы по интересу  Предметные кружки  Детские юношеские объединения и организации III. Индивидуальные:  Помощь в разработке и реализации индивидуальных программ воспитания  Помощь в планировании и выполнении в организаторской деятельности Коллективное творческое дело - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в классе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия. Методы воспитания. Методы, направленные на формирование в з гл я д о в , представлений, понятий Методы, с помощью которых организуется деятельность, стимулирующая мотивы Методы, стимулирования самодисциплины, саморефлексии, самовоспитания Главная функция – убедить Г л а в н а я ф у н к ц и я – упражнять, приучать Главная функция – оценка и самооценка  Беседа  Убеждение  Рассказ  Инструктажи  Внушение  Доказательство  Игра  Труд  Драматизация  Поручения  Совет, поддержка  Показ о б р а з ц о в ы х примеров  Создание ситуации успеха  Ролевые игры  Поощрение  Замечание  Контроль  Ситуация доверия  Стимулирование  Самоанализ Согласно этому, я разработала свою воспитательную систему
которая гласит, что в первом классе я должна сформировать у детей отношение к природе, как к общему дому человечества. Далее поднимаемся на вторую ступеньку воспитательной деятельности. Для того, чтобы поняли и приняли нормы культурной жизни. Этих норм великое множество, но у всех единое основание «Учащиеся вторых-четвертых классов уже в состоянии понять: если я несу людям своими словами и поступками истину, добро и красоту, значит, я следую нормам культурной жизни». Стараюсь использовать различные методы и технологии, чтобы развивать самые малые ростки успеха моих детей. В этом мне помогают современные технологии воспитания:  КТД  групповая проблема  технология развития учебного самоуправления  игровые технологии Для того чтобы системно реализовать представленную программу необходимо наличие следующих условий:  помощь родителей  выпускники (шефы)  кружковая работа В данной программе выделяю четыре блока: 1. Россия – Родина моя (воспитание личности гражданина – патриота Родины) 2. Спасск – наша гордость (формирование гражданской позиции и чувства любви к родному городу, селу) 3. Спешите делать добро! Согрейте своим теплом мир! (уроки на всю жизнь) 4. Дарите людям тепло души своей! (как жить в согласии с собой и другими людьми) Программа Природа – общий дом Я следую нормам культурной жизни 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Здравствуй, о с ень золотая! День тигра Ханкайский заповедник День Земли Дары осени Б е р е г и т е л е с о т пожара Совесть – верный советник «В сорок памятном году» Знакомство с селом (улица Николаевская) « Э к с к у р с и я п о историческим местам» Э к с к у р с и я в исторический музей р а й о н н о г о д о м а творчества «Война на сопках» История моего села (посещение районного музея) Урок добра Уроки на всю жизнь Экскурсия в РДК « Р е р и х и , И н д и я , Гималаи» Ш оу « М а л е н ь к а я принцесса» Театральный мюзикл – холл «Путешествие по сказкам» Научите свое сердце добру Ф е с т и ва ль п е с н и «Песни Приморские детство поет» Первое родительское собрание у меня так и называется «Истина – добро – красота», где я на нем рассказала родителям о концепции профессора Н. Е. Щурковой «Формирование образа жизни, достойной Человека». Вместе с родителями мы наметили план по формированию отношений к природе. Я разработала систему мероприятий, направленную на
выполнение воспитательной программы. Родители детально ознакомились с программой, с одобрением отнеслись к идее обучения и воспитания. У нашего класса много друзей: методист Ханкайского заповедника, методический кабинет Районного Дома Культуры, исторический музей Районного Дома Творчества, родительский комитет класса, методисты Спасского педагогического колледжа №3. С целью укрепления семейных традиций мы с ребятами организуем поисковую деятельность. Считаю, что именно она способна развить умение ориентироваться в жизненных ситуациях, находить нужный материал для исследований, пополнять знания об окружающем мире. В класс приходят не только родители, бабушки с дедушками, посвятившие всю жизнь труду. Они делятся с детьми своими воспоминаниями, приносят фотографии, вещи, книги, с удовольствием рассказывают о своей жизни и работе. В одном из заданий, детям вместе с родителями было предложено провести исследование своей родословной. Задание оказалось трудным для многих семей: не все смогли назвать имена родных. Многие родители стали интересоваться прошлым своей семьи у родных старшего поколения и привлекать к этому детей. Были сделаны удивительные для всей семьи открытия. Ребята посмотрели на своих домашних другими глазами: такие привычные бабушка и дедушка, и вдруг – герои! Итогом проведённой работы стал альбом ….. Появилось желание сохранить память, дорогую для семьи вещь, передать ее как реликвию в школьный музей. Я стараюсь создать условия для привлечения всех членов семьи к событиям, происходящим в классе, к подготовке и проведению праздников, поездок, встреч; формирую у родителей чувство общей ответственности за воспитание и образование ребенка, общие стремления к ожидаемым результатам. Все знают, как трудно завлечь в школу мужчин. А наши папы и дедушки стали частыми гостями в классе, вместе мы ходим на экскурсии, проводим спортивные состязания. С первого класса вместе с детьми посещаем выставки, музеи, заповедники, исторические места. В конечном итоге это способствует формированию бережного отношению к родному селу, городу. В 3 классе открылась художественная выставка «Звонкий мир Виктории», на ней демонстрировались рисунки девочки, у которой проблемы со слухом, но она открылась через свое художественное виденье мира. Эта форма взаимодействия с детьми активизирует художественную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учит искусству поиска смысла жизни. Когда ребенок задумывается о своем предназначении и это развивает социальный кругозор воспитанников уметь представлять исторические события, социальные зарисовки, художественные образы так, чтобы создавалась богатая палитра социальных явлений, из которых строится представление о жизни, достойной Человека. Очень много дают детям театральные представления. Подготовка к выступлению перед родителями, ветеранами, другими школьниками, работа над различными композициями помогает ребенку постепенно осваивать элементы общечеловеческой культуры. Освоение творческой этики направлено на формирование у школьников навыка коллективной работы и творческой дисциплины. Ребенок, включенный в театральную деятельность, постепенно приобретает навыки межличностного отношения, у него происходит осознание зависимости всех от одного и одного от всех; формируется умение правильно оценивать критические замечания, установка на преодоление в себе апатии в случае неудач; формируется отношение к спектаклю как к произведению искусства, способному изменить мир. Родители активно участвуют в наших выступлениях, помогают шить костюмы, делать декорации. Родители – соавторы, соисполнители, участники и зрители на наших классных праздниках.
Эта воспитательная программа, как показал опыт, способствует укреплению семейных связей, формированию единого воспитательного процесса семьи и школы; раскрытию индивидуальных способностей ребенка и развитию личности родителя; созданию атмосферы сопереживания, строить собственную дорогу жизни, достойную Человека. В качестве главного критерия оценки результативности воспитательного процесса выступает мониторинг воспитанности учащихся, по которому отслеживается изменение воспитанности коллектива класса из года в год. Целевым ориентиром воспитания является личность, способная строить жизнь, достойную Человека, следовательно, основание такой жизни – истина, добро и красота – выполняют огромную роль в воспитании школьников. Диагностику уровня воспитанности провожу по методике Н.Е Щурковой…. Приложение



Развитие индивидуальности

Контакты учащихся и классного руководителя


Организация коллектива

Список используемой литературы: 1. Концепция «Формирование образа жизни, достойной Человека » ( Н.Е.Щуркова) 2. Ушинский К.Д. Что нам делать со своими детьми// Собр. Соч. В 6 т. М., 1998- 1990.Т.2.С.364-372 3. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания : опыт педагогической 4. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям» 5. А.С. Макаренко «О воспитание» 6. Ш.А. Амонашвили «Единство цели» Москва просвещение 1987 7. Р.С. Немов Психология Москва «Владос», 2000


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!