Автор: Савченко Любовь Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ№8 Населённый пункт: Село Спасское Спасского района Приморского края Наименование материала: воспитательная работа Тема: Кладовая педагогического мастерства Раздел: начальное образование
Понимание педагогического процесса в каждой исторической эпохе, у каждого народа
было всегда неразрывно связано с представлением о ЧЕЛОВЕКЕ, его сущности и месте в
обществе. Идея гармонически развитого человека существовала у всех стран и народов мира и
на
протяжении
всех
веков
существования.
Неповторимая,
индивидуальная,
творческая,
активная
личность
-
цель
образования.
Без
личностно
-
ориентированного
подхода
образование не может существовать. Суть моей педагогической философии можно выразить
через строки:
Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень,
питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день)
растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды»
( Из книги Я.А. Каменского «Великая дидактика»)
Помните
ли
вы
себя
первоклассниками?
Маленькими, испуганными детьми, когда
замечание учителя несчастье, а «двойка» - неподдельное горе?
Ценнее
человека
нет
ничего.
Задача
педагога
-
развивать
не разрушая. Именно
развивать, а
н е формировать, так
как
не
только
в способе,
но
уже
в
самом
слове
«формирование»
присутствует
элемент
насилия.
Мы
не
можем
искоренить
в
человеке
неугодные нам черты; мы можем лишь помогать развивать положительные качества, дабы
уравновесить хрупкую систему человеческой личности, внести гармонию.
Если
представить
личность
человека
в
виде
замкнутой
сферы,
то
«звездочка»,
вписанная в эту сферу - характер человека, ее лучи - разнообразные черты характера. Иные
качества-лучики длиннее - они более развиты, некоторые - менее, они короче. А личность
будет гармоничной тогда, когда ни один из лучиков звезды не вырывается за пределы сферы,
неся
разрушение
себе
и
окружающим,
ни
один
из
лучиков
не
гипертрофирован,
не
перетягивает на себя всю жизненную энергию. Сохрани это равновесие - и ты не навредишь,
создай его и ты сделаешь большое и прекрасное дело.
И все же, что такое педагогическая философия и какой она должна быть? С этим
вопросом можно обратиться к десяти, ста, тысяче учителей, и каждый даст свое определение.
На мой взгляд, это «образ жизни в преподавании», основа и главенствующий принцип
собственной педагогики. В ней идет речь не о содержании как таковом, не инструментарии
процесса,
а
о
том, КОГО
мы
воспитываем
и
на
основе
КАКОЙ
ФИЛОСОФСКОЙ
КОНЦЕПЦИИ. Моя цель – гармонически развитая личность, и моя философия - философия
гуманизма.
Способность принять ребенка таким, какой он есть - первый шаг к пониманию его
внутреннего мира и истинных мотивов его поступков. Как часто мы, педагоги, видя только
«макушку айсберга» - поведение, делаем выводы о самом человеке. Часто повторяю как
заклинание: «Не помни обид. В том, что ученик выражает себя неудобным для тебя и
окружающих способом, не его вина, а его беда». А помогло мне это понять участие в
психологических тренингах. Первое, чему училась, - это принимать детей такими, какие они
есть. Вслушайтесь в удивительную фразу: «Я создан непохожим на других...». В ней сокрыто
и многообразие характеров, и глубина человеческой души, которую, как ни измеряй, постичь
невозможно. Часто ли мы помним об этом, стараемся ли сохранить самобытность каждого, не
навязываем ли свои взгляды и принципы? Долго учила себя находить ключик от двери под
названием «любовь» к каждому ученику.
Сильный педагог - улыбающийся педагог. Спокойное дружелюбие действует сильнее,
чем
строгое
требование.
Дружеская
улыбка,
ласковое
прикосновение,
спокойный
голос
старшего
быстро
ликвидируют
эмоциональное
напряжение,
предупреждают
стрессовую
реакцию.
Правило первое: мы партнеры. Ревностно слежу за правом каждого ученика стать
равноправным
членом
творческого
коллектива,
поддерживаю
инициативу,
учитывая
предложения, создаю атмосферу приятия любого мнения
Правило второе - все имеют право на ошибку. «Человек, по-настоящему мыслящий,
черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов»(Д.Дьюи), и с этим
трудно не согласиться.
Правило третье - ученик учит себя сам, учитель может показать, как это делать. Ведь
давно всем известно, что человека нельзя ни научить, ни воспитать против его воли.
Когда я встречаю бывших учеников на улице и вижу на их лицах искренние улыбки,
понимаю: моя философия верна.
Ведущей идеей моей работы является доброта и отзывчивость – залог успешного
воспитания Человека. Наверное, поэтому, в своей работе по воспитательной деятельности, я
опираюсь на концепцию профессора Н. Е. Щурковой, конечной целью которой является
личность, способная строить жизнь, достойную Человека.
Программа
воспитания
человека
–
это
система
формирования
базовых
гуманистических ценностей (свободы, добра, чести, любви, уважения) позволяющих ребенку
комфортно прибывать в школе, раскрывая свои индивидуальные способности в классном
коллективе.
В
ходе
работы
по
разработанной
мной
программе,
ребенок
приобретает
способность самостоятельно оценивать ситуацию, принимать решения, строить свою жизнь,
иными словами осуществлять проектную деятельность. А главное, у него есть право на
ошибку, что и формирует ответственность, а значит, и свободу Человека.
Программа,
по
которой
работаю
я
с
классом,
представляет
единую
систему
организации образования и воспитания младших школьников. Цель программы – создание
условий для индивидуально-личностного роста ребенка, формируя у своих питомцев образ
жизни, достойной человека.
Цель: Воспитать личность, способную строить свою жизнь, достойную Человека.
Задачи:
1.
Стремление к истине, добру и красоте
2.
Развитие способностей жить и строить свою жизнь, достойную Человека
3.
Воспитание
ребенка
по
нравственно-этическим
и
культурным
критериям
современного общества
Ожидаемый результат:
Чтобы
мои
воспитанники
уже
в
школьные
годы
отучались
от
бездумного
существования и точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципам истины,
добра и красоты.
Доброта- качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей
теплота
и
сочувствие
окружающих.
Но
какой
он,
добрый
человек?
В
чем
выражается
доброта?
Как
воспитать
доброго
человека?
Способность
к
сопереживанию
у
ребенка
воспитать непросто. Она развивается постепенно и не сразу проявляется полностью. Доброте
ребенка учит взрослый, делая это ненавязчиво, но постоянно, привлекая внимание детей.
« Истина- солнце разума» (Вовенарг) «Самый верный признак истины это простота и
ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна» (Л.Н.Толстой)
Воспитание - это формирование духа человека. Основным вопросом воспитания является
вопрос, как сделаться Человеком. У человека, как и всего в нашей Вселенной, есть две
стороны. Человека можно научить быть хорошим или плохим. Человек, который общается с
хорошими людьми, становится хорошим, а кто общается с плохими людьми, становится
п
л
о
х
и
м
.
Причина, по которой люди называются людьми, заключается в том, что у них существуют
человеческие
нормы.
Люди
являются
душой
всего
сущего
на
земле.
Они
обладают
сознанием.
Умственная
деятельность
и
поведение
людей
определяются
уровнем
их
сознания. Принимая решение, человек часто думает: «Почему это происходит так, а не
иначе?
Должен
я
что-нибудь
предпринять
или
не
должен?
Как
мне
поступить?».
Человеку необходимо не только подумать об этом, но и соотнести это с определенными
нормами. Однако истинные нормы, то есть нравственность, созданы не человеком, а Небом.
Причина, по которой нормы людей не являются истинными нормами, заключается в том, что
они формируются после рождения, под влиянием общества и часто отклоняются от истины.
Я решила построить свою работу на использовании четырех направлений: «Красота
природы», «Красота души», «Красота искусства», «Красота подвига».
Воспитывая,
я
поняла, если ребенок отстает, малоспособен, то нет другого пути - надо развивать его
способности, а потом уж обучать (если ребенок не поддается слову воспитателя, то надо
повышать способность слушать воспитателя. Воспитание красотой стоит, на первом месте.
Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты и снимает
«толстокожесть», утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к
слову, а значит, становится воспитываемым.
Ребят учу чувствовать, понимать, ценить, и что самое главное – творить. Сначала учу
чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подвожу воспитанников
к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Но,
разумеется, все «затем» в этой цепочке условны. На практике уже самые маленькие дети
могут любоваться и природой, и человеческим поступком. А научить любить, можно
только
в
деятельности,
в
поступке.
Любоваться
природой
-
значит
поддерживать
ее
красоту. Любоваться поступком - значит стремиться к такому же красивому поступку.
Ни в чем учителю не приходится быть таким терпеливым, как в воспитании чувства
красоты. Любование, наслаждение прекрасным, естественно, перерастает в желание жить
по законам красоты - творить прекрасное, наслаждаться прекрасным, созданным своими
руками. «Надо трудиться, дети!»), а как труд для людей, т. е. понимали общественный
характер своего труда. Но точно так же они должны стараться работать красиво и творить
красивое - это вторая, совершенно необходимая, сторона труда. Дети любят труд, в
процессе
которого
создается
что-то
красивое,
необычное.
Эстетическое
восприятие
перерастает в эстетическую деятельность. Труд, люди и красота соединяются в одно
целое, и это целое доставляет детям радость и потому, что оно красиво, и потому, что их
работа кому-то принесла радость. Так труд, творение красоты, творение добра входят в
духовный мир ребенка: только вместе - труд, ум, добро, красота.
Для
успешной
реализации
плана
работы
по
воспитанию
Человека
использую
следующие формы работы:
I.
Массовые:
КТД
Праздники, вечера, утренники
Конференции, собрания, диспуты
Фестивали, олимпиады
Смотры художественного творчества
Выставки
Спорт, военно-спортивные, трудовые соревнования и турниры
Походы, экскурсии
II.
Групповые:
Трудовые объединения
Художественно-творческие объединения
Клубы по интересу
Предметные кружки
Детские юношеские объединения и организации
III.
Индивидуальные:
Помощь в разработке и реализации индивидуальных программ
воспитания
Помощь
в
планировании
и
выполнении
в
организаторской
деятельности
Коллективное творческое дело - особый способ организации жизнедеятельности детей
и
взрослых,
предполагающий
совместную
деятельность,
направленную
на
улучшение
совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным
компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает
широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.
Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и
ответственности. КТД позволяют создать в классе широкое игровое творческое поле, которое
заключается
в
том,
что
каждый
участник
дела
находится
в
ситуации
придумывания,
сочинительства,
фантазии,
то
есть
создания
чего-то
нового.
В
процессе
КТД
ребята
приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими,
узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно -
формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника,
развитие
тех
или
иных
качеств
личности.
В
процессе
общей
работы
происходит
и
взаимодействие
людей
разных
возрастов.
Во
время
планирования
и
организации
КТД
взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею,
предложить новый способ действия.
Методы воспитания.
Методы,
направленные
на
формирование
в з гл я д о в ,
представлений, понятий
Методы, с помощью которых
организуется
деятельность,
стимулирующая мотивы
Методы,
стимулирования
самодисциплины,
саморефлексии,
самовоспитания
Главная функция – убедить
Г л а в н а я
ф у н к ц и я
–
упражнять, приучать
Главная функция – оценка и
самооценка
Беседа
Убеждение
Рассказ
Инструктажи
Внушение
Доказательство
Игра
Труд
Драматизация
Поручения
Совет, поддержка
Показ
о б р а з ц о в ы х
примеров
Создание
ситуации
успеха
Ролевые игры
Поощрение
Замечание
Контроль
Ситуация доверия
Стимулирование
Самоанализ
Согласно этому, я разработала свою воспитательную систему
которая гласит, что в первом классе я должна сформировать у детей отношение к природе,
как к общему дому человечества.
Далее поднимаемся на вторую ступеньку воспитательной деятельности. Для
того, чтобы поняли и приняли нормы культурной жизни. Этих норм великое множество, но у
всех единое основание «Учащиеся вторых-четвертых классов уже в состоянии понять: если я
несу людям своими словами и поступками истину, добро и красоту, значит, я следую нормам
культурной жизни».
Стараюсь использовать различные методы и технологии, чтобы развивать самые малые
ростки успеха моих детей.
В этом мне помогают современные технологии воспитания:
КТД
групповая проблема
технология развития учебного самоуправления
игровые технологии
Для
того
чтобы
системно
реализовать
представленную
программу
необходимо
наличие следующих условий:
помощь родителей
выпускники (шефы)
кружковая работа
В данной программе выделяю четыре блока:
1.
Россия – Родина моя (воспитание личности гражданина – патриота Родины)
2.
Спасск – наша гордость (формирование гражданской позиции и чувства любви
к родному городу, селу)
3.
Спешите делать добро! Согрейте своим теплом мир! (уроки на всю жизнь)
4.
Дарите людям тепло души своей! (как жить в согласии с собой и другими
людьми)
Программа
Природа
–
общий
дом
Я следую нормам культурной жизни
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Здравствуй,
о с ень
золотая!
День тигра
Ханкайский
заповедник
День Земли
Дары осени
Б е р е г и т е
л е с
о т
пожара
Совесть
–
верный
советник
«В
сорок
памятном
году»
Знакомство
с
селом
(улица Николаевская)
« Э к с к у р с и я
п о
историческим
местам»
Э к с к у р с и я
в
исторический
музей
р а й о н н о г о
д о м а
творчества «Война на
сопках»
История
моего
села
(посещение
районного музея)
Урок добра
Уроки на всю жизнь
Экскурсия
в
РДК
« Р е р и х и ,
И н д и я ,
Гималаи»
Ш оу
« М а л е н ь к а я
принцесса»
Театральный мюзикл
– холл «Путешествие
по сказкам»
Научите свое сердце
добру
Ф е с т и ва ль
п е с н и
«Песни
Приморские
детство поет»
Первое родительское собрание у меня так и называется «Истина – добро – красота»,
где я на нем рассказала родителям о концепции профессора Н. Е. Щурковой «Формирование
образа
жизни,
достойной
Человека».
Вместе
с
родителями
мы
наметили
план
по
формированию отношений к природе. Я разработала систему мероприятий, направленную на
выполнение воспитательной программы. Родители детально ознакомились с программой, с
одобрением отнеслись к идее обучения и воспитания.
У нашего класса много друзей: методист Ханкайского заповедника, методический кабинет
Районного Дома Культуры, исторический музей Районного Дома Творчества, родительский
комитет класса, методисты Спасского педагогического колледжа №3.
С целью укрепления семейных традиций мы с ребятами организуем поисковую деятельность.
Считаю, что именно она способна развить умение ориентироваться в жизненных ситуациях,
находить нужный материал для исследований, пополнять знания об окружающем мире.
В класс приходят не только родители, бабушки с дедушками, посвятившие всю жизнь
труду. Они делятся с детьми своими воспоминаниями, приносят фотографии, вещи, книги, с
удовольствием рассказывают о своей жизни и работе. В одном из заданий, детям вместе с
родителями было предложено провести исследование своей родословной. Задание оказалось
трудным для многих семей: не все смогли назвать имена родных. Многие родители стали
интересоваться прошлым своей семьи у родных старшего поколения и привлекать к этому
детей. Были сделаны удивительные для всей семьи открытия. Ребята посмотрели на своих
домашних другими глазами: такие привычные бабушка и дедушка, и вдруг – герои! Итогом
проведённой работы стал альбом ….. Появилось желание сохранить память, дорогую для
семьи вещь, передать ее как реликвию в школьный музей.
Я стараюсь создать условия для привлечения всех членов семьи к событиям, происходящим в
классе, к подготовке и проведению праздников, поездок, встреч; формирую у родителей
чувство общей ответственности за воспитание и образование ребенка, общие стремления к
ожидаемым результатам. Все знают, как трудно завлечь в школу мужчин. А наши папы и
дедушки
стали
частыми
гостями
в
классе,
вместе
мы
ходим
на
экскурсии,
проводим
спортивные состязания.
С первого класса вместе с детьми посещаем выставки, музеи, заповедники,
исторические
места.
В
конечном
итоге
это
способствует
формированию
бережного
отношению к родному селу, городу.
В 3 классе открылась художественная выставка «Звонкий мир Виктории», на ней
демонстрировались рисунки девочки, у которой проблемы со слухом, но она открылась через
свое
художественное
виденье
мира.
Эта
форма
взаимодействия
с
детьми
активизирует
художественную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учит искусству поиска
смысла жизни. Когда ребенок
задумывается о своем предназначении и это развивает
социальный кругозор воспитанников уметь представлять исторические события, социальные
зарисовки, художественные образы так, чтобы создавалась богатая палитра социальных
явлений, из которых строится представление о жизни, достойной Человека.
Очень
много дают детям театральные представления. Подготовка к выступлению
перед
родителями,
ветеранами,
другими
школьниками,
работа
над
различными
композициями
помогает
ребенку
постепенно
осваивать
элементы
общечеловеческой
культуры. Освоение творческой этики направлено на формирование у школьников навыка
коллективной
работы
и
творческой
дисциплины.
Ребенок,
включенный
в
театральную
деятельность,
постепенно
приобретает
навыки
межличностного
отношения,
у
него
происходит осознание зависимости всех от одного и одного от всех; формируется умение
правильно оценивать критические замечания, установка на преодоление в себе апатии в
случае
неудач;
формируется
отношение
к
спектаклю
как
к
произведению
искусства,
способному изменить мир. Родители активно участвуют в наших выступлениях, помогают
шить костюмы, делать декорации. Родители – соавторы, соисполнители, участники и зрители
на наших классных праздниках.
Эта воспитательная программа, как показал опыт, способствует укреплению семейных
связей,
формированию
единого
воспитательного
процесса
семьи
и
школы;
раскрытию
индивидуальных способностей ребенка и развитию личности родителя; созданию атмосферы
сопереживания, строить собственную дорогу жизни, достойную Человека.
В качестве главного критерия оценки результативности воспитательного процесса
выступает мониторинг воспитанности учащихся, по которому отслеживается
изменение
воспитанности коллектива класса из года в год. Целевым ориентиром воспитания является
личность, способная строить жизнь, достойную Человека, следовательно, основание такой
жизни – истина, добро и красота – выполняют огромную роль в воспитании школьников.
Диагностику
уровня
воспитанности
провожу
по
методике
Н.Е
Щурковой….
Приложение
Развитие индивидуальности
Контакты учащихся и классного руководителя
Организация коллектива
Список используемой литературы:
1. Концепция «Формирование образа жизни, достойной Человека » ( Н.Е.Щуркова)
2.
Ушинский
К.Д.
Что
нам
делать
со
своими
детьми//
Собр.
Соч.
В
6
т.
М.,
1998-
1990.Т.2.С.364-372
3. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания : опыт педагогической
4. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
5. А.С. Макаренко «О воспитание»
6. Ш.А. Амонашвили «Единство цели» Москва просвещение 1987
7. Р.С. Немов Психология Москва «Владос», 2000