Программа кружка в младшей группе "Волшебные ладошки"
Автор: Бурченкова Надежда Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №13" Населённый пункт: город Луга, Ленинградская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Программа кружка в младшей группе "Волшебные ладошки" Раздел: дошкольное образование
«____»____________________20__ год
Протокол педсовета: №_____ от _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ»
(
с использованием нетрадиционных художественных техник рисования)
Возраст детей: 3- 4 года
Срок реализации:1 год
воспитатель:
Бурченкова Н.В.
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном
творчестве через визуальные ощущения.
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием
самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру
прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего
мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало
интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить
прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью,
своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Л.С.Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает,
что
чего-то
не
может».
Процесс
рисования
несёт
в
себе,
также,
психотерапевтические
элементы.
Присутствие
рядом
взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них.
Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и
ребёнком.
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним
из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех
детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники. Ведь для работы во многих
из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны
кисти
и
карандаши,
когда
есть
собственные
пальчики
и
ладошки,
которые
слушаются
малыша
гораздо
лучше,
чем
инструменты художника.
Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное
творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику
рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками.
Рисуя
своими
ладошками,
маленькие
художники
развивают
свою
фантазию
и
абстрактное
мышление.
В
рисовании
ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными,
ведь каждый ребенок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя
ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же детишек такое
рисование способствует полноценному развитию правой руки.
Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок
совершенствуется,
запоминая
детали,
особенности,
развивает
свою
фантазию,
моторику
пальцев,
а
главное
у
него
формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии,
развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно
делать отпечатки из листьев , картофеля получаются такие красивые фигуры ,что обычной кисточкой и не нарисуешь. А
рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.
В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На
занятиях они не изучают, а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами. Становясь постарше,
дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами.
Кружок «Волшебные ладошки» направлен на ознакомление детей с новыми и интересными техниками рисования,
способами получения той или иной поделки. Ребенок испытывает огромную радость, видя, как обыкновенные краски
преображают белый лист бумаги и получается красивый, необычный рисунок.
В работу кружка включены незнакомые детям нетрадиционные виды техник рисования.
Кружок помогает развивать детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.
Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила
использования разных материалов.
Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с
самим собой и окружающим миром, дарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Цель
программы : развитие у детей мелкой моторики, художественно - творческих способностей, через различные виды
изобразительной деятельности, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Ведущая
идея
данной
программы : создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала
каждого ребенка и его самореализации.
Задачи:
развивающие:
•
Развивать
эмоциональную
отзывчивость
при
восприятии
картинок,
иллюстраций.
Обращать
внимание
детей
на
выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей, через различные техники изобразительной деятельности.
•
Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и
техники.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
обучающие:
• Знакомить с приемами
нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных
материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Принципы построения кружковой работы:
←
- от простого к сложному;
←
- наглядность;
←
- доступность с учетом возрастных особенностей;
←
- системность и последовательность;
Форма проведения кружковой работы : теоретические, практические, групповые.
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего
мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма проведения занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Подходы и методы их реализации:
- Систематические занятия.
- Игры, игровые приемы.
- Организация и оформление выставок детских работ.
- Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется
работа;
- Индивидуальная работа.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка
изобразительной деятельности.
Работа кружка рассчитана на 36 часов.
Продолжительность занятий до 15 минут.
Программа ориентирована на работу с детьми второй младшей группы.
Занятия проводятся по подгруппам - один раз в неделю.
Срок реализации программы один год. Состав 9 детей.
Ожидаемые результаты:
1.
Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.
Сформировать у детей изобразительные навыки и умения в соответствии с возрастом.
3.
Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.
Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
К концу учебного года дети должны освоить разные техники и уметь рисовать разными
нетрадиционными
техниками, в них развивается творческая личность, научиться эстетически воспринимать окружающий мир, мыслить и
выражать свои мысли и чувства в образной форме, у них развивается усидчивость, что в дальнейшем будет способствовать
положительным успехам.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1.Бумага разного формата и цвета.
2.Гуашь.
3.Акварельные краски.
4.Ватман.
5.Картофель.
6.Поролон.
7.Капустные листы.
8.Воздушные шары.
9.Листья деревьев.
10.Кисточки.
11.Чашечки для гуаши.
12.Баночки для воды.
13.Заготовки рисунков.
14.Салфетки влажные.
Список используемой литературы:
1.
Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
2.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: « Издательство Скрипторий
2003»,2010.- 72с.
3.
Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
4.
Лыкова И.А. Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-Дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
5.
Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для
педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
6.
Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
7.
Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки» - Академия развития 2006г
8.
Шайдурова Н.В. Учимся делать открытки: Учебно-методическое пособие для педагогов.- СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
9.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред.
Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
10. Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для
педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
11. « Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «Детство-пресс» 2003
12. «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «Детство-пресс» 2004г
13. Медиоресурсы интернета « МААМ», «Почемучка» и т.д.