Напоминание

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ


Автор: Коробейникова Диана Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г.Соликамска, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ
Раздел: среднее образование





Назад




Автор: Коробейникова Д. А. Учитель английского языка МАОУ «Гимназия №1» г.Соликамска
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ
Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является повышение качества образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения. Стратегическая идея новых ФГОС – переориентация учебного процесса от человека «знающего» к человеку «умеющему», акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях (компетенции). Компетентностный подход отвечает специфике предмета «иностранный язык», изучение которого приобретает ярко выраженную практическую направленность. Если определить основной смысл образования как развитие практических способностей / умений, необходимых человеку для достижения успеха в личной, профессиональной и общественной жизни, то одной из ключевых является коммуникативная компетенция (далее КК). Данная компетенция носит надпредметный характер и обеспечивает ценностное отношение учащегося к субъектам образовательного процесса; потребность и умение самостоятельно осуществлять поиск, анализ и применение информации из различных источников; умение устанавливать контакты, вести диалог в условиях взаимодействия, проявляя при этом выдержку, толерантность, уважение к собеседнику. Актуальность проблемы обусловлена противоречием между необходимостью активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, направленную на развитие КК с учетом способностей каждого
ученика, и сложившейся системой организации занятий, в основном ориентированной на фронтальные виды деятельности на уроке. Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения для решения сложной задачи развития КК недостаточно, нужны современные образовательные технологии, которые формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности. Одной из таких педагогических технологий, способных решить проблему развития КК, предполагающих ориентацию на личность ученика, его потребности и возможности, обучение в сотрудничестве, включение учащихся в активные виды деятельности, на наш взгляд, является метод проектов, при условии соблюдения основных требований, предъявляемых к е го использованию с учётом возраста детей. Применительно к предмету «английский язык» учебный проект – это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Целью исследования является определение и обоснование педагогических условий использования метода проектов на уроках английского языка в 5-х классах для развития КК учащихся. Методологической основой исследования послужили труды Е . С. Полат, И.А.Зимней, И.Л. Бим, Е. И. Пассова, Г.В. Роговой, Д.А. Иванова, А.Г. Каспржак, О.Е. Лебедева, А.К. Марковой, Л.П. Погребняк, П.И. Третьякова, А.В. Хуторского, Т.И. Шамовой и др. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: изучение и критический анализ литературы по теме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта по применению метода проектов в обучении ИЯ; проведение обучающего эксперимента и анализ его результатов; наблюдение в естественных условиях
работы над проектом, а также в ходе защиты проектов, данные которого конкретизировались с помощью анкетирования, бесед с учащимися, учителями. Экспериментальное обучение заключалось в разработке учащимися 5 «б» класса проектов. Выполнение проектов было интегрировано в систему обучения ИЯ в соответствии с требованиями программы. Цикл занятий по разделу «Много лет назад» (УМК Деревянко Н. Н., Жаворонкова С. В. New Millennium English 5, 4-ый год обучения) завершился конкретным проектом, в составлении которого принимали участие все учащиеся класса. В рамках данного проекта учащиеся класса были поделены на три группы, каждая из которых разрабатывала отдельные составные части финального проекта. На основе выделенных Е.С. Полат параметров внешней оценки проектов нами были разработаны критерии, которые позволяют оценить эффективность проектной деятельности для развития КК. Результаты обучающего эксперимента показали рост проявлений коммуникативных склонностей учащихся 5 «б» класса и могут рассматриваться как доказательство эффективности применения данной технологии в обучении английскому языку. Таким образом, коммуникативная компетенция является естественным и основным педагогическим результатом реализации «метода проектов» в обучении английскому языку учащихся 5-х классов. Практическая значимость исследования заключается в следующем: 1. проанализирован и обобщен имеющийся педагогический опыт по данной проблеме; 2. разработан и апробирован ряд критериев оценки процесса и результатов проектной деятельности для развития КК; 3. разработаны конспекты уроков английского языка в 5-м классе с использованием проектной деятельности учащихся, которые учителя могут использовать в своей работе .


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!