Литературно-музыкальная композиция "...И пробуждается поэзия во мне"
Автор: Чамурян Инна Григорьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №8 Населённый пункт: г.Туапсе Краснодарского края Наименование материала: Методическая разработка Тема: Литературно-музыкальная композиция "...И пробуждается поэзия во мне" Раздел: среднее образование
На сцену выходят Пушкин и современник.
Пушкин.
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу.
Любовь к отеческим гробам.
Современник . Два чувства… Мы редко задумываемся, что такое
«любовь к родному пепелищу», «любовь к отеческим гробам».
Понимание
этого
приходит
гораздо
позже,
когда
каждый
из
нас
своим
сердцем
почувствует
это
по-настоящему,
когда
на
глаза
навернутся
непрошеные слёзы не от физической боли, а от страдания душевного. Два
чувства…Болдино… Осень… Пушкин…
Чтец.
Тихий
захолустный
уголок,
казалось,
был
густо
заселен
пришельцами
со
всех
концов
земли
из
разных
времён.
И
зычный
клич
преобразователя Петра, и стройные аккорды музыки Моцарта, и лукавый
шёпот Дон Гуана, и звон золота, пересыпаемого скупым рыцарем, и потешная
суета обывателей Коломны, и шум воинственного Стамбула – всё это чудесно
соединилось
с
шорохом
болдинского
листопада,
тишиной
осенних
деревенских
сумерек,
посвистами
ветра
в
набухших
влагой
чёрных
холмистых пространствах. Целый мир гостил у Пушкина, поверяя ему свои
судьбы и свои тайны.
На сцене костюмированный бал героев произведений.
Звучит вальс Свиридова.
«Евгений Онегин»
На сцене появляются Евгений Онегин и Татьяна Ларина.
Онегин читает письмо к Татьяне. Татьяна читает ответ Онегину.
Современница . У кого из народов – такая героиня: смелая и достойная,
влюблённая и непреклонная, ясновидящая – и любящая. Ведь в отповеди
Татьяны – ни тени мстительности. Потому и получается полнота возмездия,
потому-то Онегин и стоит «как громом поражённый».
Все козыри были у неё в руках, чтобы отомстить и свести его с ума, все
козыри – чтобы унизить, втоптать в землю той скамьи, сравнять с паркетом
той залы, - она всё это уничтожила одной только обмолвкой: «Я вас люблю, -
к чему лукавить?».
К чему лукавить? Да к тому, чтобы торжествовать! А торжествовать - к
чему? А вот на это, действительно, нет ответа для Татьяны внятного, и опять
она стоит, в зачарованном кругу залы, - как тогда, в зачарованном кругу сада,
-
в
зачарованном
кругу
своего
любовного
одиночества,
тогда
не
понадобившаяся,
сейчас
–
вожделенная,
и
тогда,
и
ныне
–
любящая
и
любимой быть не могущая.
Пушкин.
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздаётся близ меня,
Парки, бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?
Что ты знаешь, скучный шёпот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовёшь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу…
(«Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы».)
Чтец (в руках томик писем Пушкина).
« Теперь мрачные мысли мои порассеялись; приехал я в деревню и
отдыхаю… что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь;
соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома, сколько
вздумается, никто не помешает. Уж тебе я наготовлю всячины, и прозы и
стихов». (Из письма П. А. Плетнёву от 9 сентября 1830 г. Из Болдина в
Петербург.)
«Моцарт и Сальери».
На сцене появляются Моцарт и Сальери.
Моцарт. Мне день покоя не даёт
Мой чёрный человек. За мною всюду.
Как тень он гонится…
Сальери. - До свиданья
Ты заснёшь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда.
«Скупой рыцарь».
(Барон несёт в руках золотые монеты).
Счастливый день! Могу сегодня я
В шестой сундук (в сундук ещё не полный)
Горсть золота накопленного всыпать.
Так я, по горсти бедной принося
Привычну дань мою сюда в подвал,
Вознёс мой холм – и с высоты его
Могу взирать на всё, что мне подвластно.
Что не подвластно мне? Как некий демон
Отселе править миром я могу…
«Барышня крестьянка».
Алексей. - Да непременно хочу с тобой видеться.
Лиза. - Ну, я когда-нибудь опять сюда приду за грибами.
Алексей. - Когда же?
Лиза. - Да хоть завтра.
Алексей. - Милая Акулина, расцеловал бы я тебя, да не смею.
«Каменный гость».
(На сцене Дон Гуан и Анна. Читают отрывок от слов: «Не желаете
знать ужасную, убийственную тайну». До слов: «Где я? Где я? Мне дурно,
дурно».)
Чтец. 9 сентября 1830 года в своей затерянной, осаждённой со всех
сторон
небывалой
эпидемией
холеры,
окружённой
кольцом
карантинов,
разорённой и оскудевшей родовой вотчине, Болдине – «селе Горюхине»,
оторванный от всего и от всех, поэт с тревогой и надеждой заглядывает в ту
новую
жизнь,
которая
для
него
должна
была
наступить,
удивительно
прозорливо и точно писал.
Чтец. Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело как смутное похмелье.
Но, как вино – печаль минувших дней
В моей душе, чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Пушкин. Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
Фрагмент литературного инсценирования по повести «Метель».
«Метель».
(Сцена объяснения Марьи Гавриловны и Бурмина)
От слов: «Героиня сидит у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом
платье». До слов: «Марья Гавриловна. – Боже мой, боже мой! – Так это были
вы! И вы не узнаёте меня?
«Бесы».
Чтецы исполняют на два голоса.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
Чтец 1.
«Эй, пошёл, ямщик!…» - «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно. Да кружит по сторонам.
Чтец 2.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон теперь в овраг толкает
Одичалого коня.
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Чтецы исполняют на два голоса.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружится доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?» -
«Кто их знает? Пень иль волк?».
Чтец 1.
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Чтец 2.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! Куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Чтецы исполняют на два голоса.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне.
Чтец. « Поэзия Пушкина несёт в себе и свою собственную историю,
будучи,
прежде
всего,
обусловленной
личностью
самого
поэта,
следовательно, и, обусловив его судьбу…».
Чтец. Пушкин
весь
–
в
каждой
минуте
своего
бытия,
бесконечно
доверяясь себе и столь же безмерно взыскивая с себя. Он, конечно, не
напрашивается на беды и несчастия, но не ставит перед собой задачи обойти
их, уклониться от них, потому как они неотъемлемы от нашего бытия.
Чтецы. Стихотворение «Осень».