Автор: Григорьева Любовь Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: СОШ с. КАзым Населённый пункт: с. Казым Наименование материала: Рабочая программа для 4 класса по "Планете Знаний" Тема: "Окружающий мир 4 класс" Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Общеобразовательная средняя (полная) школа с. Казым»
Утверждена приказом
от__________№________
Директор СОШ с.Казым
_____________Н.В.Степура
Рассмотрено на методическом объединении.
Протокол №__________от_______________
Принято на научно-методическом советеОУ.
Протокол №__________от_______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Окружающий мир 1-4 класс
(учебный предмет, курс)
Григорьевой Любовь Ивановны
2014год
1.
Пояснительная записка
Рабочая
программа
учебного
предмета
«Окружающий
мир»
составлена
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
общеобразовательного
стандарта начального общего образования,
примерной программы (начального общего
образования) по окружающему миру, и на основе авторской программы
(начального
общего
образования)
по
окружающему
миру
И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова,
Е. В.
Саплина, А.
И. Саплин. Образовательная система «Планета знаний».
В начальной школе изучение предмета «Окружающий мир» имеет особое значение
в
развитии
младшего
школьника.
Специфика
предмета
имеет
ярко
выраженный
интегрированный
характер,
соединяя
в
себе
природоведческие,
географические,
исторические,
обществоведческие
и
другие
знания,
которые
дают
обучающимся
возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает
целостное
и
системное
видение
мира
в
его
важнейших
взаимосвязях
и
применение
полученных знаний в жизненной практике.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и
универсальных
способов
действий,
обеспечивающих
возможность
продолжения
образования
в
основной
школе; воспитание
умения
учиться
–
способности
к
самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных
сферах
личностного
развития
–
эмоциональной,
познавательной,
саморегуляции)
реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою
специфику.
Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и
приучение детей к рациональному постижению мира.
Задачи:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их
взаимодействии;
знакомство
с
методами
изучения
окружающего
мира
(наблюдение,
эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление,
запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование
информационной
грамотности
(ориентировка
в
информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и
др.);
формирование
умений
сравнивать
объекты,
выявлять
их
сходства
и
различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и
причинно-следственные
связи,
выявлять
последовательность
процессов
и
прогнозировать их;
формирование
умений
работать
в
больших
и
малых
группах
(парах
постоянного и сменного состава);
формирование
рефлексии
(принятие
плана
предстоящего
обучения,
осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в
знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
2. Общая характеристика учебного предмета
При
отборе
содержания
курса
«Окружающий
мир»
учитывались
основные
д и д а к т и ч е с к и е
п р и н ц и п ы : научности,
доступности,
систематичности,
последовательности,
а
также
принципы развития,
гуманитаризации,
целостности
образа мира, культуросообразности, вариативности.
Ведущим из них является принцип целостности , который достигается за счёт
интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено
диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой
составляющей
этой
системы
также
носят
интегрированный
характер
и
относятся
к
различным
отраслям
научных
знаний.
Так,
сведения
о
природе
включают
элементы
географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция
этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления
о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Принцип развития
предполагает
стимулирование
эмоционального,
духовно-
нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за
счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества
детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается
как средство развития, а не самоцель.
Программа
предусматривает
знакомство
с
положительными
и
отрицательными
эмоциями,
их
влиянием
на
собственный
организм
и
на
окружающих
людей.
Дети
убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым
приёмам владения собой.
Содержание
курса
позволяет
организовывать
целенаправленную
работу
по
развитию
эстетического
восприятия
окружающего
мира.
Программа
последовательно
раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их
эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных
заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию,
установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание
курса
предоставляет
большие
возможности
для
развития
наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом,
чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных
пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями,
характеризовать объекты действительности.
Важное
место
занимают
задания,
направленные
на
развитие
информационной
грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями,
словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и
обмениваться ею.
При
конструировании
содержания
программы
использовался
принцип
спиралевидности .
В
соответствии
с
этим
принципом
процесс
изучения
курса
«Окружающий
мир»
рассматривается
как
ряд
этапов
(витков
спирали).
К
вопросам,
изученным
на
предыдущих
этапах,
учащиеся
неоднократно
возвращаются
на
последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся
получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах
научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью
этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы
растений и животных и т. д.
П р и н ц и п вариативности
предусматривает
реализацию
дифференциации,
обеспечивающей
индивидуальный
подход
к
каждому
ученику.
Данный
принцип
реализуется
через
выделение
инвариантного
минимума
содержания
образования
и
вариативной части.
Инвариантная
часть
содержит
новый
материал
и
задания
для
его
первичного
закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания
начального
общего
образования
и
требований
к
уровню
подготовки
обучающихся
в
образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной
школы,
предусмотренных
новым
Государственным
стандартом
начального
общего
образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для
дополнительного
закрепления,
формирования
различных
умений,
применения
полученных
знаний
в
нестандартной
ситуации.
Учебные
пособия
предлагают
блоки
заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части
занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая
работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня
развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная
часть
предусматривает
организацию
проектной
деятельности
младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за
рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались
также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический .
Свойства объектов изучаются через опыты . В ознакомлении с окружающим миром
используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты,
проведение
которых
может
занимать
несколько
дней.
Главным
при
этом
является
вооружение
учащихся
методом
познания,
подведение
их
к
осознанию
способности
человека
путём
опытов
изучать
свойства
различных
объектов
окружающего
мира.
Постепенно
одним
из
важнейших
способов
приобретения
знаний
становится
экспериментирование . Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой
гипотезы,
её
проверкой,
отбором
относящейся
к
ней
информации.
Ученики
учатся
наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы.
Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями,
газами, твёрдыми телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе
выполнения различных практических работ . Учащимся предлагаются работы с планами
и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками,
таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
Программа
обеспечивается
учебно-методическим
комплектом,
который
включает
учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
1 класс
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. Издательство:
М., АСТ, Астрель.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Издательство: М., АСТ, Астрель.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам
«Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие. Издательство: М.,
АСТ, Астрель.
2 класс
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Издательство:
М., АСТ, Астрель.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Издательство: М., АСТ, Астрель.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий
мир». Методическое пособие. Издательство: М., АСТ, Астрель.
3 класс
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3
класс. Учебник. В 2 ч. Издательство: М., АСТ, Астрель.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3
класс. Рабочие тетради № 1, № 2. Издательство: М., АСТ, Астрель.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 3 классе по
учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие. Издательство: М., АСТ, Астрель.
4 класс
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4
класс. Учебник. В 2 ч. Издательство: М., АСТ, Астрель.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4
класс. Рабочие тетради № 1, № 2. Издательство: М., АСТ, Астрель.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 4 классе по
учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие. Издательство: М., АСТ, Астрель.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной
программой по окружающему миру предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс
по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов.
Количество
ч а с о в
п о
примерной
программе
Ко л и ч е с т в о
ч а с о в
п о
авторской
программе
по
годам
обучения
Общее количество часов
по авторской программе
1
клас
с
2
клас
с
3
клас
с
4
клас
с
270
66
68
68
68
270
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного
предмета
Ценность мира — 1) как общего дома для всех жителей Земли;
2) как мирового сообщества, представленного разными
национальностями;
3) как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни — как возможность проявлять, реализовывать
человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Дар слова — как возможность получать знания, общаться.
Ценность природы — осознание себя частью природного мира. Бережное отношение
к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания
чувства красоты, гармонии, её совершенства.
Ценность семьи какобщности родных и близких людей, в которой передаются язык,
культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра — как проявление высших человеческих способностей — любви,
сострадания и милосердия.
Ценность познания мира — ценность научного знания, разума, осуществление
стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с
идеалом, стремление к нему — «красота спасёт мир».
Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности,
нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы
выбора — как возможность совершать суждения и поступки в
рамках норм, правил, законов общества.
Ценность любви к Родине, народу — как проявление духовной зрелости человека,
выражающееся в осознанном желании служить Отечеству.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса « Окружающий мир» являются:
осознанием себя членом общества и государства (российской идентичности),
чувства
любви
к
родной
стране,
выражающееся
в
интересе
к
ее
природе,
культуре,
истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях;
осознание
и
принятие
базовых
общечеловеческих
ценно стей,
сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения
и взаимоотношений с окружающими;
установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую
культуру и закаливание.
1 класс.
У учащихся будут сформированы:
ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на
улице, в общественных местах;
понимание
необходимости
выполнения
правил
личной
гигиены
для
сохранения
здоровья;
понимание необходимости бережного отношения к природе;
могут быть сформированы:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
понимание своей сопричастности к жизни страны;
понимание красоты окружающего мира.
2 класс.
У учащихся будут сформированы:
понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
понимание значения взаимопомощи в семье;
способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с
правилами этикета;
могут быть сформированы:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
понимание ценности семейных отношений;
способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
3 класс.
У учащихся будут сформированы:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на
основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;
ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об
организме человека;
осознание своей этнической принадлежности;
чувство гордости свою Родину;
могут быть сформированы:
осознание себя как гражданина России;
уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;
понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими
эмоциями.
4 класс.
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей
страны;
способность к самооценке;
осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и
культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
знание
основных
правил
поведения
в
природе
и
обществе
и
ориентация
на
их
выполнение;
понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного
поведения в природе и обществе;
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
могут быть сформированы:
устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
основы экологической культуры;
уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи,
школы, страны;
целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
Метапредметными результатами изучения курса « Окружающий мир» являются:
способность
регулировать
собственную
деятельность,
направленную
на
познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность
осуществлять
информационный
поиск
для
выполнения
учебных задач;
осознания правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в
сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
способность
работать
с
моделями
изучаемых
объектов
и
явлений
окружающего мира.
1 класс.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.
Учащиеся могут научиться:
осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий
учебника;
замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
Познавательные
Учащиеся научатся:
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
называть и различать окружающие предметы и их признаки;
устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней
недели, времени суток).
Учащиеся могут научиться:
осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
участвовать в диалоге при выполнении заданий;
оценивать действия одноклассников.
Учащиеся могут научиться:
осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного
проекта.
2 класс.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
оценивать правильность выполнения заданий.
Учащиеся могут научиться:
развивать и тренировать свою наблюдательность;
ставить цели проведения наблюдений и опытов;
осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в
рабочей тетради).
Познавательные
Учащиеся научатся:
фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных
знаков;
понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
пользоваться справочником, помещенным в учебнике;
понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Учащиеся могут научиться:
пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при
подготовке проекта;
осуществлять описание объектов природы;
сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;
устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;
ставить вопросы друг другу.
Учащиеся могут научиться:
высказывать
свое
мнение
при
обсуждении
различных
жизненных
ситуаций,
возникающих в обществе;
выполнять
основные
правила
этикета
(приветствовать,
прощаться,
благодарить,
поздравлять).
3 класс.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать цель познавательной деятельности;
планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Учащиеся могут научиться:
самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения
заданий;
ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках
проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных
опытов;
сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
находить необходимую информацию в учебнике;
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
моделировать
процессы
развития
растений
и
животных
по
заданиям
учебника
и
рабочих тетрадей;
понимать информацию, представленную на исторической карте.
Учащиеся могут научиться:
получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной
литературой;
самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.
ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды
основных исторических процессов;
устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их
последствиями (под руководством учителя)
сравнивать исторические события.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;
совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.
Учащиеся могут научиться:
распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных
заданий и проектов
.
4 класс.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Учащиеся могут научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить
необходимые коррективы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы,
плана, карты;
использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и
несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать
выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их
последствиями (под руководством учителя);
сравнивать исторические события, делать обобщения.
Учащиеся могут научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
сопоставлять
информацию,
представленную
в
разных
видах,
обобщать
её
и
использовать при выполнении заданий;
устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
сравнивать исторические и литературные источники;
строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
сотрудничать
с
одноклассниками
при
выполнении
заданий
в
паре:
устанавливать
очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся могут научиться:
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать
мнение
партнёра,
аргументировано
критиковать
допущенные
ошибки,
обосновывать своё решение.
Предметными результатами изучения курса « Окружающий мир».
В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники начальной школы
получат
возможность
расширить,
систематизировать
и
углубить
исходные
представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах
единого
мира,
овладеют
основами
практико-ориентированных
знаний
о
природе,
человеке и обществе.
Они приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру
природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных
наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного
опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и
предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении.
Выпускники получат возможность осознать целостность научной картины мира,
свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-
ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Выпускники познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества,
начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся
видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в
том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
В
результате
изучения
курса
выпускники
заложат
фундамент
своей
экологической
и
культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в
мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного
природо- и культуросообраз- ного поведения в окружающей природной и социальной среде.
1 класс.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
называть характерные признаки времен года;
различать и называть части растений;
ухаживать за комнатными растениями;
выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые
растения и животные;
различать и называть основные части тела человека;
называть органы чувств и рассказывать об их значении;
приводить
примеры
культурных
и
дикорастущих
растений,
диких
и
домашних
животных;
рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц,
зверей).
Учащиеся получат возможность научиться:
различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды
осадков, состояние растений и животных);
называть основные возрастные периоды жизни человека;
рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые,
рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
рассказывать о способах движения и питания животных;
рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
рассказывать, как развивается растение из семени;
выращивать растение одним из изученных способов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
выражать приветствие, благодарность, просьбу;
выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной
гигиены;
рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в
природе и общественных местах;
приводить примеры видов труда людей;
узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;
различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
Учащиеся получат возможность научиться:
различать виды эмоционального состояния человека;
воспроизводить гимн России.
2 класс.
Человек и природа
Учащиеся научатся:
понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
приводить примеры приборов и инструментов;
пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
различать тела природы и изделия;
приводить примеры тел и веществ;
приводить примеры источников энергии;
рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
рассказывать об исследованиях космоса;
называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли —
Луне;
рассказывать о значении камня в жизни человека;
называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
приводить
примеры
растений
и
животных
разных
мест
обитания
(опушки
леса,
березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
различать
времена
года
по
характерным
признакам
(продолжительности
дня,
положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию
растений и животных);
сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
Учащиеся получат возможность научиться:
рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических
открытиях;
называть планеты Солнечной системы;
отличать планету от звезды;
показывать на глобусе материки и океаны;
приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
рассказывать об использовании электрической энергии;
рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
понимать, что такое окружающая среда;
приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса,
березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и
некоторых взаимосвязей в живой природе;
рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
проводить
наблюдения
и
опыты
с
использованием
простейших
приборов
и
инструментов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
понимать значение науки и труда в жизни общества;
рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в
жизни общества.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать, что человек — часть общества и часть природы;
понимать значение общества в жизни человека;
осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
рассказывать
об
условиях,
необходимых
для
полноценного
развития
человека
(общение, познание);
понимать значение искусства как способа познания мира.
3 класс.
Человек и природа
Учащиеся научатся:
приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
объяснять, что такое экология;
понимать, что такое горизонт, линия горизонта;
называть основные и промежуточные стороны горизонта;
находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в
другое, круговороте воды в природе;
устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных
пород и почвы;
характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море,
океан);
объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;
рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека,
необходимости их охраны и рационального использования;
характеризовать органы растений и животных и их значение;
характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития
животных;
различать
основные
группы
растений
(водоросли,
мхи,
папоротники,
хвойные,
цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие);
приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;
рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
выполнять основные правила личной гигиены;
проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.
Учащиеся получат возможность научиться:
различать существенные и несущественные признаки;
приводить примеры физических и химических явлений природы;
рассказывать об использовании энергии воды и ветра;
рассказывать о четырех царствах живой природы;
рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;
объяснять особенности питания и дыхания растений;
характеризовать условия прорастания семян;
рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;
приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
характеризовать
территории
расселения
народов
нашей
страны
на
основе
исторической карты;
рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей
страны;
описывать устройство города, жизнь и быт горожан;
различать символы государства;
показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву;
описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;
характеризовать главный закон страны;
рассказывать об устройстве нашего государства;
раскрывать основные права и обязанности ребенка.
Учащиеся получат возможность научиться:
узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и
обычаев;
устанавливать
связи
между
традициями
народа
и
хозяйственной
деятельностью
региона;
рассказывать
об
истории
возникновения
своего
города
(села);
рассказывать
о
памятниках культуры своего города, села, края;
рассказывать
о
символах
своего
города;
раскрывать
взаимосвязь
символики
с
хозяйственной, политической и культурной жизнью города;
объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;
приводить
примеры
подвигов
и
личных
поступков
людей,
которые
отмечены
государственными наградами.
4 класс.
Человек и природа
Учащиеся научатся:
проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя
простейшие приборы; фиксировать результаты;
давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление
ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
различать план местности и географическую карту;
читать план с помощью условных знаков;
различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как
Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в
результате деятельности человека;
показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки,
границы России, некоторые города России;
приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного
использования;
объяснять,
что
такое
природное
сообщество,
приводить
примеры
признаков
приспособленности
организмов
к
условиям
жизни
в
сообществах,
некоторых
взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных
сообществ и мероприятий по их охране;
характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие
полезные
ископаемые,
водоёмы,
почву,
природные
и
искусственные
сообщества;
рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе,
между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли
на карте полушарий;
объяснять,
что
такое
природные
зоны,
характеризовать
особенности
природы
и
хозяйственной
деятельности
человека
в
основных
природных
зонах
России,
особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
выполнять правила поведения в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
предсказывать погоду по местным признакам;
характеризовать основные виды почв;
характеризовать распределение воды и суши на Земле;
объяснять,
что
такое
экосистема,
круговорот
веществ
в
природе,
экологическая
пирамида, защитная окраска животных;
приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной
жизни;
объяснять причины смены времён года;
применять масштаб при чтении плана и карты;
отмечать
на
контурной
карте
горы,
моря,
реки,
города
и
другие
географические
объекты;
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
определять
причины
положительных
и
отрицательных
изменений
в
природе
в
результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
делать
элементарные
прогнозы
возможных
последствий
воздействия
человека
на
природу;
участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
различать
государственную
символику
Российской
Федерации
(герб,
флаг,
гимн);
показывать на карте границы Российской Федерации;
различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство,
Российская империя, Российское государство);
называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории ( IX в.
—
образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. —
Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало
новой династии Романовых; 1703 г. —
основание Санкт-Петербурга;
XVIII в. —
создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие
Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. —
отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь
1917
г.
—
революция;
1922
г.
—
образование
СССР;
1941–1945
гг.
—
Великая
Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад
СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату
исторического события с «лентой времени»;
находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
рассказывать о ключевых событиях истории государства;
рассказывать об основных событиях истории своего края.
Учащиеся получат возможность научиться:
описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения
Конституции;
сопоставлять
имена
исторических
личностей
с
основными
этапами
развития
государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван
IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр
I,
Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов,
Александр II,
Николай II,
В.
И.
.Ленин,
И.
В.
Сталин,
маршал
Г.
К.
Жуков,
действующий президент РФ);
характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
описывать культурные достопримечательности своего края.
6. Содержание учебного предмета
Название раздела
Содержание
1 КЛАСС.
Пришла пора учиться
Что изучает предмет «Окружающий мир».
Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного
здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии
работников школы. Взаимоотношения учитель — ученик, ученик
— ученик. Необходимость бережного отношения к школьному
имуществу.
Во
дворе
школы.
Устройство
школьного
двора.
Дорога
в
школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой
распорядок дня.
Человек
Как
развивается
человек:
младенец,
дошкольник,
младший
школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности
каждого возрастного периода.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств
человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.
Человеку
важно
быть
здоровым.
Основные
части
тела
человека:
голова,
шея,
туловище,
руки,
ноги.
Элементарные
правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового
образа
жизни:
правильное
питание,
соответствующая
погоде
одежда,
закаливание,
занятия
физкультурой
и
спортом.
Предупреждение инфекционных заболеваний.
Эмоциональные
состояния
от
восприятия
явлений
окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие,
удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния
окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о
самонаблюдении
и
самоконтроле.
Значение
внимательности
и
наблюдательности в жизни человека.
Природа
в
ж и з н и
человека
Природа
живая
и
неживая.
Явления
природы.
Первые
представления о воде и воздухе.
Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки.
Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в
разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и
животных.
Мир растений. Строение растения (на примере цветкового):
корень,
стебель,
лист,
цветок,
плод
с
семенами.
Жизненные
формы
растений:
деревья,
кустарники,
травы.
Лиственные
и
хвойные
растения.
Дикорастущие
и
культурные
растения.
Ядовитые растения.
Как
развивается
растение.
Условия
жизни
растений:
свет,
тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними.
Значение комнатных растений в жизни человека.
Мир
животных.
Где
живут
животные.
Строение
и
разнообразие
животных:
насекомые,
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных.
Что
необходимо
животным
для
жизни.
Дикие
и
домашние
животные. Уход за домашними животными. Значение домашних
животных в жизни человека.
Необходимость
бережного
отношения
к
растениям
и
животным.
Редкие
растения
и
животные,
их
охрана.
Красная
книга.
Человек среди людей
Наша
страна
—
Россия.
Столица,
герб,
флаг,
гимн.
Представление о народах, населяющих нашу страну.
Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе.
Как строят дома.
Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук,
внучка,
брат,
сестра).
Родственные
связи.
Внимательное
и
заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности
членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные
правила безопасного поведения дома.
Основные
формы
культурного
поведения
в
обществе:
приветствие,
выражение
благодарности,
умение
высказать
просьбу,
умение
вести
себя
за
столом,
дома
и
в
гостях,
в
транспорте и общественных местах.
Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало
осени, середина осени, зима, весна).
2 КЛАСС.
Как люди познают
мир
Первые представления о науке как способе познания мира.
Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее
представление
о
приборах
и
инструментах.
Измерение
температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение
времени
по
часам.
Организация
наблюдений
за
сезонными
изменениями в природе.
Знакомство
с
источниками
информации:
энциклопедии,
словари,
справочники.
Значение
и
использование
символов
и
знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
Мы живём на планете
Земля
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты.
Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли.
Спутник Земли — Луна.
Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли
вокруг оси, смена дня и ночи.
Космические
исследования:
наблюдения
за
планетами
и
звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли;
первый полёт человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические
открытия, исследование морей и океанов.
Природа вокруг нас
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких
и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни
человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием
камня человеком. Красота камня.
Общее
представление
об
окружающей
среде.
Разнообразие
условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Р а с т е н и я
и
ж и в о т н ы е
—
о б и т а т е л и
с у ш и ,
и х
приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их
приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и
животными
в
природе.
Влияние
человека
на
живую
природу,
необходимость бережного отношения к природе.
Люди вокруг нас
Первые представления о человеке как социальном существе:
человек — член общества. Роль общения с другими людьми в
развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества.
Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью
людей в первобытном обществе.
Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги.
Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей
другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение
дома,
на
улице,
в
гостях.
Нежелательные
привычки,
их
преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.
3 КЛАСС.
Природа вокруг нас
Окружающая
человека
среда.
Экология
—
наука
о
взаимодействии
человека
и
всех
других
живых
существ
с
окружающей средой.
Горизонт,
стороны
горизонта.
Ориентирование
по
Солнцу,
компасу и местным признакам.
Разнообразие
явлений
природы,
физические
и
химические
явления.
Тела
и
вещества,
их
свойства.
Первые
представления
о
строении вещества.
Вода, воздух, горные
породы и почва
Три
состояния
воды.
Свойства
воды
в
жидком
состоянии:
текучесть,
прозрачность,
цвет,
запах,
вкус,
теплопроводность,
способность растворять другие вещества.
Свойства
снега
и
льда.
Свойства
воды
в
газообразном
состоянии.
Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан —
естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные
водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды
в природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды.
Необходимость рационального использования воды, охрана воды
от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот,
кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха,
плохо
проводит
тепло,
сжимаем
и
упруг,
при
нагревании
расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение
воздуха
дымом,
пылью,
другими
газами.
Необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Горные
породы,
их
разнообразие:
твёрдые,
жидкие,
газообразные.
Горные
породы
как
полезные
ископаемые.
Некоторые
доступные
для
наблюдения
свойства
полезных
ископаемых:
песка,
глины,
гранита,
известняка.
Использование
важнейших
полезных
ископаемых
человеком.
Добыча
и
охрана
полезных
ископаемых.
Почва
и
её
состав:
перегной,
песок,
глина,
вода,
воздух.
Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как
образуется почва. Значение и охрана почвы.
О
царствах
живой
природы
Четыре
царства
живой
природы
—
растения,
животные,
грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные
среды
обитания
живых
существ:
наземно-воздушная,
водная,
почвенная, другие живые существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в
жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Разнообразие
растений:
водоросли,
мхи,
папоротники,
хвойные, цветковые.
Как
человек
научился
выращивать
растения.
Предки
культурных растений.
Питание
и
дыхание
растений.
Испарение
воды
листьями
растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян.
Развитие растений из семени.
Значение
растений
в
природе
и
жизни
человека.
Влияние
деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие
растения своей местности. Охрана растений.
Первые
представления
об
организме
животного.
Отличие
животных от растений.
Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные,
насекомые,
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие.
Как человек приручил животных. Наши домашние животные и
их
предки.
Как
животные
воспринимают
окружающий
мир.
Передвижение,
дыхание,
питание,
размножение
и
развитие
животных.
Значение
животных
в
природе
и
жизни
человека.
Необходимость
бережного
отношения
к
животным.
Меры
по
охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение
грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек
Человек — часть живой природы. Общее представление об
организме
человека.
Отличие
человека
от
животных.
Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах,
ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная
система.
Скелет,
его
значение
для
организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку.
Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда
для укрепления мышц.
Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления
органов кровообращения.
Дыхательная
система.
Гигиена
дыхания.
Предупреждение
простудных заболеваний.
Пищеварительная
система,
её
значение.
Гигиена
питания.
Зубы и уход за ними.
Выделение.
Значение
удаления
из
организма
ненужных
и
вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена
нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе
Народы,
живущие
на
территории
России.
Национальные
обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы
города. История города в памятниках и достопримечательностях.
Москва
—
столица
России.
Герб
Москвы.
Москва
в
исторических памятниках.
Государственные
символы
России.
История
происхождения
герба, флага, гимна. Государственные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности
ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии:
ориентирование
на
местности,
знакомство
с
разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы,
изучение влияния деятельности человека на природу.
4 КЛАСС.
Наш край
Значение природных условий края для жизни и деятельности
людей.
Погода:
температура
воздуха,
облачность,
осадки,
ветер.
Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта
местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг,
балка.
Изменение
форм
поверхности
суши
в
результате
естественного разрушения горных пород.
Формы
поверхности
суши,
созданные
человеком:
карьер,
отвалы, насыпь, курган.
Полезные
ископаемые
нашего
края.
Их
значение
в
жизни
человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные
сообщества:
луг,
лес,
водоём.
Разнообразие
организмов в сообществах, их приспособленность к условиям
жизни
и
взаимосвязи.
Влияние
деятельности
человека
на
природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные
сообщества:
поле
и
сад.
Выращивание
зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений.
Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход
за искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
Н а ш а
Р о д и н а
н а
планете Земля
Форма
и
размеры
Земли.
Карта
полушарий.
Материки
и
океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые
пояса.
Распределение
света
и
тепла
—
основная
причина
разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные
леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины,
горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые
крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь,
тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в
каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к
условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость
жизни
и
деятельности
людей
от
природных
условий
каждой
зоны.
Влияние
деятельности
человека
на
природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.
Основные
экологические
проблемы
России.
Причины
нарушения
природного
равновесия
и
пути
преодоления
сложившейся ситуации.
Международное
сотрудничество
по
охране
природы.
Ответственность людей за будущее планеты Земля.
И с т о р и я
н а ш е й
Родины
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины,
легенды, летописи, находки археологов). История на карте.
История
Отечества.
Знакомство
с
основными
этапами
и
событиями истории государства.
Древняя
Русь.
Образование
государства.
Крещение
Руси.
Культура, быт и нравы древнерусского государства.
Российское государство в XIII—XVII вв.
Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская
битва. Александр Невский.
Объединение
земель
вокруг
Москвы.
Иван III.
Конец
ордынского ига. Грозный царь Иван IV.
Смутное
время
на
Руси.
Кузьма
Минин
и
Дмитрий
Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы
государства в XIV—XVII вв.
Российское государство в XVIII—XIX вв.
П ё т р I
—
царь-реформатор.
Строительство
Петербурга.
Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.
Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян.
Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и
нравы
Екатерининской
эпохи.
М.В.
Ломоносов
и
создание
первого университета.
Правление
Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское
сражение. Полководец М.И. Кутузов.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II —
царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.
Россия в XX в.
Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт
людей в 20—30-е годы.
Великая
Отечественная
война
(1941—1945).
Крупнейшие
битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.
Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.
Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в
быту и повседневной жизни.
Ближние и дальние соседи России.
9. Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Начальное
образование
существенно
отличается
от
всех
последующих
этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с
этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои
особенности,
определяемые
как
спецификой
обучения
и
воспитания
младших
школьников в целом, так и спецификой курса «Окружающий мир» в частности.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в
начальной
школе,
так
как
именно
наглядность
лежит
в
основе
формирования
представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В
связи
с
этим
главную
роль
играют
средства
обучения,
включающие
наглядные пособия :
1.
натуральные
живые
пособия
–
комнатные
растения;
животные,
содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2.
гербарии;
коллекции
насекомых;
влажные
препараты;
чучела
и
скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3.
коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4.
изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого
торса и отдельных органов и др.;
5.
географические и исторические карты;
6.
предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи,
её
хозяйства,
повседневной,
праздничной
жизни
и
многое
другое
из
жизни
общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных
демонстраций (компьютер,
медиапроектор,
DVD-проектор,
видеомагнитофон и
др.)
и средств
фиксации
окружающего
мира
(фото-
и
видеокамера).
Оно
благодаря
Интернету
и
единой
коллекции
цифровых
образовательных
ресурсов
(например, school-collection.edu) позволяет обеспечить наглядный образ к
подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».
Курс
«Окружающий
мир»
предусматривает
проведение
значительного
числа
лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального
мира.
Исходя
из
этого,
второе
важное
требование
к
оснащённости
образовательного
процесса в начальной школе при изучении окружающего мира состоит в том, что среди
средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены:
инструменты для проведения практических работ;
разнообразный раздаточный материал;
измерительные
приборами
(весами,
термометрами,
сантиметровыми
линейками, мензурками);
набор энциклопедий для младших школьников,;
экскурсионное
снаряжение,(складные
лупы,
компасы,
бинокли,
садовые
совки, рулетки и т.д. );
набор
популярных
иллюстрированных
определителей
объектов
природы
(минералов, растений, животных и т.п.).
Учебно–методическое обеспечение:
1 класс
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. Издательство:
М., АСТ, Астрель.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Издательство: М., АСТ, Астрель.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам
«Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие. Издательство: М.,
АСТ, Астрель.
2 класс
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Издательство:
М., АСТ, Астрель.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Издательство: М., АСТ, Астрель.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий
мир». Методическое пособие. Издательство: М., АСТ, Астрель.
3 класс
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3
класс. Учебник. В 2 ч. Издательство: М., АСТ, Астрель.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3
класс. Рабочие тетради № 1, № 2. Издательство: М., АСТ, Астрель.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 3 классе по
учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие. Издательство: М., АСТ, Астрель.
4 класс
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4
класс. Учебник. В 2 ч. Издательство: М., АСТ, Астрель.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4
класс. Рабочие тетради № 1, № 2. Издательство: М., АСТ, Астрель.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 4 классе по
учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие. Издательство: М., АСТ, Астрель.