УМК : математика 5 класс И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович
Тема урока: « Сравнение десятичных дробей»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок открытия новых знаний)
Цель: создать условия для развития умений сравнивать десятичные дроби
Планируемые результаты:
Предметные: сравнивают десятичные дроби
Личностные: адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности и одноклассников, осознают и принимают социальную
роль ученика, проявляют положительное отношение к урокам математики
Метапредметные:
- Регулятивные – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.
- Познавательные – понимают сущность составления алгоритма, действуют по алгоритму, проговаривают выводы в виде правил
«чтобы …, нужно…».
- Коммуникативные – умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи; умеют слушать собеседника и вести диалог,
организовывают учебное взаимодействие в паре.
Оборудование: доска, проектор, раздаточный материал (приложение 1), флеш-приложение2
Этап урока
Цель этапа
Действия учителя
Действия учащихся
Формируемые УУД
Результат
этапа
Организа
ционный
этап
(2-3 мин)
Создание
комфортной
ситуации для
начала урока
Приветствует учащихся, проверяет
готовность к учебному занятию,
настраивает учащихся на продуктивную
работу.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас
всех видеть! Вы готовы начать работать?
Вика, назови, пожалуйста, кого сегодня нет
на уроке. Проверьте, пожалуйста, все ли вы
готовы к уроку?
Настраиваются на работу,
проверяют свою готовность
к уроку, получают
позитивный заряд,
включаются в деловой
ритм урока,
концентрируют внимание.
Называют отсутствующих
Регулятивные
организация своей учебной
деятельности
Коммуникативные
умение слушать и вступать в
диалог; планирование
учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками
Личностные
самоопределение себя как
ученика; умение выделять
нравственный аспект
поведения.
Готовы к
сотрудничеств
у,
внимательны,
собраны.
Актуализаци
я знаний
(5-7 мин)
Подготовка
мышления
учеников к
работе над
учебной
задачей;
тренировка
соответствую
щих
мыслительны
х операций
Организует устную работу на повторение,
используя презентацию.
Начнём мы с вами с повторения изученного
ранее.
Давайте вспомним, как сравнивать
различные числа и дроби:
Слайд 2. Сравните натуральные числа
Участвуют в работе по
повторению; в беседе с
учителем отвечают на
поставленные вопросы и
отрабатывают правила
сравнения обыкновенных
дробей, смешанных и
натуральных чисел.
Познавательные:
применение предметных
знаний; выполнение учебных
заданий.
Регулятивные:
выделение и осознание того,
что уже пройдено;
Умение распознавать на слух
вопросы и отвечать на них.
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли,
слушать и вступать в диалог.
Включены в
активную
деятельность,
готовы к
восприятию и
осмыслению
новой учебной
задачи
Слайд 3. Сравните обыкновенные дроби
Слайд 4. Сравните смешанные числа
Личностные:
Самоооценка, взаимооценка.
Постановка
учебной
задачи
( 7 мин)
Создание
проблемной
ситуации,
фиксация на
новой
учебной
задаче,
организация
работы в
паре.
Организует погружение в проблему.
А теперь мы с вами поработаем в парах.
Задание будет две-три минутки на
обсуждение, а потом мы проверим
результаты. Каждая пара должна прийти
к единому решению, которое они озвучат,
если я вас спрошу.
Слайд 5
Работают в парах, обсуждая
задание.
Комментируют полученный
результат.
Выявляют проблему, ставят
цель и формулируют тему
урока.
Познавательные:
извлечение из текстов
математической
информации; постановка и
формулирование проблемы;
Самостоятельное
формулирование
познавательной цели.
Регулятивные:
умение анализировать,
целеполагание,
прогнозирование.
Коммуникативные:
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли,
слушать и вступать в диалог,
Поставлена
цель урока,
сформулирова
на тема урока.
У нескольких учащихся в классе измерили
рост, получились следующие результаты:
Учащийся А – 1,43 м;
Учащийся Б – 1,380 м;
Учащийся В – 1,46 м;
Учащийся Г – 1,5 м;
Учащийся Д – 1,52 м.
Кто в классе самый высокий? А кто самый
низкий?
Расположите учащихся по росту в порядке
возрастания.
Давайте проверим, что у вас получилось.
Проверяет вместе, обсуждая результат.
Выслушивает мнения учащихся, подводя к
выводу, что сравнивать десятичные дроби
мы еще не умеем.
Направляет учащихся в постановке цели
научиться сравнивать десятичные дроби и
формулировке темы урока:
«Сравнение десятичных дробей».
участвовать в коллективном
обсуждении проблем.
Работать в паре.
Личностные:
Самооценка, взаимооценка
Усвоение
новых
знаний
( 12-15 мин)
Построение
ориентирован
ной основы
нового
способа
Продолжает погружение в проблему,
используя более сложные примеры.
Откройте тетради, запишите число и
тему нашего урока: «Сравнение
Записывают число и тему
урока.Выполняют вместе с
учителем сравнение
дробей.
Отвечают на вопросы
Познавательные:
структурирование знаний,
выбор способов решения
задач, анализ объектов и
синтез.
Правило
сравнения
десятичных
дробей
действий
десятичных дробей»
Давайте вместе попробуем разобраться,
как же сравниваются десятичные дроби.
Чуть позже мы обязательно вернемся к
нашим ученикам и спортсменам, а сейчас
поработаем со следующими примерами:
Запишите в тетради №1
Слайд 7
Сравнить дроби:
Попробуем подробно разобраться с каждой
парой дробей.
Какие есть мысли по поводу сравнения
первой пары чисел?
Верно, количество целых у второй дроби
больше, чем у первой, значит, 12,1 > 2,1.
Какой вывод можно сделать?
Молодцы, сначала смотрим на количество
целых. Больше будет та дробь, у которой
больше целых.
Вторая пара дробей. Как их сравнить?
Правильно, целых одинаковое количество,
но десятых у второй дроби больше, чем у
первой, значит, 2,1 < 2,3. Вывод?
Верно, если целых одинаковое количество,
смотрим на десятые, больше будет та
учителя.
Выдвигают предположения.
Работаю индивидуально с
клише, формулируют
правило.
Регулятивные :
умение оценивать
правильность выполнения
действия;планирование пути
достижения цели;
прогнозирование.
Коммуникативные:
развитие умения слушать и
вступать в диалог, задавать
вопросы, аргументировать
ответы.
Личностные:
Осознание ответственности
за общее дело
дробь, у которой десятых больше.
Третья пара дробей. Как сравнить?
Молодцы, если целых и десятых одинаковое
количество, значит, смотрим на сотые,
больше будет та дробь, у которой сотых
больше. Значит,
2,11 < 2,14.
На самом деле, уже стало понятно, что,
если сотых одинаковое количество, то
смотрим на тысячные и т.д.
А как сравнить 2,01 и 2,001?
Совершенно верно некоторые из вас
заметили, что у числа 2,01 количество
десятых одинаково,но количество сотых
больше, чем у числа 2,001, значит,
2,01 > 2,001.
Итак, мы с вами разобрали некоторые
случаи сравнения десятичных дробей.
Давайте попробуем сформулировать
правило сравнения десятичных дробей, в
этом нам поможет клише. У каждого из
вас есть карточка, попробуйте добавить
нужные слова вместо пробелов. Затем
проверим и впишем правильные.
Правило:
Для того, чтобы сравнить две десятичные
дроби, нужно сначала сравнить количество
целых, больше будет та дробь, у которой
целых больше, если целых у них одинаково,
то сравниваем количество дробных
поразрядно, начиная с разряда десятых.
Клише (для печати приложение1):
Слайд 8
Физкульт
минутка
(2 мин)
Сменить
деятельность,
обеспечить
эмоциональну
ю разгрузку
учащихся.
Объясняет что нужно делать:
Если знак поставлен верно - то один хлопок
в ладоши, если неверно - то потопали
ногами
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Учащиеся сменили вид
деятельности,
расслабились,
успокоились и готовы
продолжить работу
Познавательные:
Применение предметных
знаний,
Регулятивные:
волевая саморегуляция как
способность к мобилизации
сил и энергии
Коммуникативные:
умение выполнять
совместную деятельность
Личностные:
Умение придерживаться
нравственных норм и правил
Отдохнули и
готовы к
решению
заданий
немного
сложнее на
применение
правила
Слайд 12
Первичное
закрепление
пройденного
правила.
( 10-12 мин)
зафиксироват
ь изученный
материал с
проговариван
ием
установленно
го алгоритма
во внешней
речи.
Вернемся к нашим спортсменам и
ученикам.
Кто же самый высокий? Самый низкий?
Как расположить учеников в порядке
возрастания их роста?
Молодцы, теперь мы уверенно и правильно
ответили на эти вопросы.
Слайд 13
Потренируемся еще. Решим несколько
номеров, проговаривая правило
Слайд 14
№ 688 и №690
К доске по очереди выходят те, кого я
называю, решают с объяснением по одному
Отвечают на вопросы
учителя.
Выполняют письменное
задание в тетради и у
доски.
Решают примеры по
вариантам самостоятельно
в тетради, от каждого
варианта к доске выходит
по одному человеку,
решают те же примеры на
боковых досках, потом
вместе с классом
проверяют.
Учащиеся проверяют свой
результат, выставляют
отметку в тетради.
Познавательные:
Уметь решать примеры по
выбранному правилу;
Применение предметных
знаний, выбор способов
решения задач.
Регулятивные:
Ум е н и е
п р о г о в а р и в а т ь
последовательность
действий на уроке,
анализировать
и
оценивать
результат работы;
Коммуникативные:
Умение слушать, обращаться
с вопросом к учителю и
сверстнику
Личностные:
Самооценка. осознание
ответственности за личное
дело.
Умеют
сравнивать
десятичные
дроби
номеру.
Проверим, научились ли вы сравнивать
десятичные дроби. Следующее задание
решать будем по вариантам, к доске от
каждого варианта будут вызваны ученики.
(учащиеся у доски решают примеры на
боковых досках, класс не видит их
решения).
Слайд 15
I вариант. II вариант.
Сравнить дроби:
12,567 и 125,67; 4,199 и 4,2;
7,399 и 7,4; 18,342 и 183,42;
0,0091 и 0,01. 0,02 и 0,0045
.
Проверим результат. Если все решено
верно, ставим себе 5, если верно решено
два примера, ставим себе 4 балла, за один
верно решенный пример ставим себе 3.
(если еще есть время можно
воспользоваться флеш-приложением2)
Подведение
итогов
урока.
Постановка
домашнего
задания.
( 2-3 мин)
Дать
качественную
оценку
работы класса
и отдельных
обучаемых.
Подходит к завершению наш урок, пора
подвести итоги.
Запишите домашнее задание:
Слайд 16
№ 687, № 689 и выучить правило.
Оценивает учащихся, которые работали у
доски. Выставляет отметки в журнал
Записывают домашнее
задание.
Ученики, получившие
отметку, выставляют
отметку в дневник.
Регулятивные:
Организация учебной
деятельности
Коммуникативные:
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Личностные:
Самооценка и взаимооценка
Записано
домашнее
задание,
выставлены
отметки
Рефлексия.
зафиксироват
Учитель задает вопросы классу:
Отвечают на вопросы
Познавательные:
Рефлексия и
(1-2 мин)
ь новое
содержание,
изученное на
уроке; дать
количественн
ую оценку
работы
учащихся.
Слайд 17
О чем мы сегодня говорили?
Какую цель мы поставили сегодня?
Достигли ли мы этой цели?
Все ли было понятно, все ли успели?
Пригодятся ли вам полученные знания в
жизни? Где? Приведите примеры.
Я попрошу вас в тетради нарисовать
смайлик, соответствующий вашему
настроению.
Поднимите руки у кого смайлик веселый,
поднимите руки у кого грустный.
Слайд 18
Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за
работу!
Рефлексия
Регулятивные:
оценивание собственной
деятельности на уроке.
Коммуникативные:
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
Личностные:
Самооценка
положительное
отношение к
урокам
математики
Приложение 1
Правило сравнения десятичных дробей
Для того, чтобы ___________ две десятичные дроби, нужно сначала сравнить количество
_________, больше будет та дробь, у которой целых _________. Если целых у них одинаково, то
сравниваем количество ___________ поразрядно, начиная с разряда __________.
Правило сравнения десятичных дробей
Для того, чтобы ___________ две десятичные дроби, нужно сначала сравнить количество
_________, больше будет та дробь, у которой целых _________. Если целых у них одинаково, то
сравниваем количество ___________ поразрядно, начиная с разряда __________.
Правило сравнения десятичных дробей
Для того, чтобы ___________ две десятичные дроби, нужно сначала сравнить количество
_________, больше будет та дробь, у которой целых _________. Если целых у них одинаково, то
сравниваем количество ___________ поразрядно, начиная с разряда __________.
Правило сравнения десятичных дробей
Для того, чтобы ___________ две десятичные дроби, нужно сначала сравнить количество
_________, больше будет та дробь, у которой целых _________. Если целых у них одинаково, то
сравниваем количество ___________ поразрядно, начиная с разряда __________.
Правило сравнения десятичных дробей
Для того, чтобы ___________ две десятичные дроби, нужно сначала сравнить количество
_________, больше будет та дробь, у которой целых _________. Если целых у них одинаково, то
сравниваем количество ___________ поразрядно, начиная с разряда __________.