Непосредственно – образовательная деятельность "Спасатели" (подготовительная к школе группа)
Автор: Зинченко Юлия Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №32 "Белоснежка" Населённый пункт: г. Нефтеюганск Наименование материала: конспект Тема: Непосредственно – образовательная деятельность "Спасатели" (подготовительная к школе группа) Раздел: дошкольное образование
Организация НОД
Выполнила:
Зинченко Юлия Васильевна
воспитатель
МДОАУ «Детский сад №32»
Пояснительная записка
Образовательная деятельность познавательно-интеллектуальной направленности,
составлена в соответствии с примерной общеобразовательной программой «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, в ходе НОД использовались
ИКТ.
В
процессе
НОД
обеспечивала
интеграцию
образовательных
областей:
«Физическое
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Социально
–
коммуникативное
развитие».
Представленный
конспект
–
является
авторской
разработкой,
построенный
в
соответствии
с
дидактическими
и
общепедагогическими
принципами:
•
Принцип
непрерывности
(НОД
была
построена
на
основе
предыдущих
с о в м е с т н ы х
д е й с т в и й
в о с п и т а т е л я
и
д е т е й ) .
•П ринцип
а кт ив но с т и
(под д е ржива ла с ь
мот ива ция
и
и н т е р е с ) .
•Принцип
до ступно сти
(соответствие
возрастным
о с о бе н н о с тя м ) .
• П р и н ц и п
п с и х о л о г и ч е с к о й
к о м ф о р т н о с т и
Цель :
Развитие
познавательных
интересов
и
способностей
у
детей
п о д г о т о в и т е л ь н о й
к
ш к о л е
г р у п п ы .
Задачи:
1.
закрепить знание геометрических форм;
2.
развивать способность к логическим операциям и действиям;
3.
развивать умение декодировать графическую информацию, изображённую на
карточке;
4.
развивать умение изменять свойства предметов в соответствии с заданным
алгоритмом;
5.
развивать навыки сотрудничества и взаимодействия;
6.
воспитывать и поддерживать интерес к познавательной деятельности.
Прогнозируемый
результат:
воспитанники
знают,
называют
и
оперируют
свойствами
геометрических
форм;
умеют
кодировать
и
декодировать
и н ф о р м а ц и ю ;
в ы п о л н я т ь
д е й с т в и я ,
с л е д у я
а л г о р и т м у .
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций,
решение
логических
задач,
конструирование
по
схемам,
моделям,
решение
проблемных ситуаций, выполнение действий по заданному алгоритму.
Для
достижения
цели
в
данной
деятельности
используются
такие методы
и
приемы:
наглядный
метод
(дидактическая
игра
«Собери
транспорт»),
практический метод (изменение свойств груза в пути, выполнение заданий, показ
действий), словесный метод (беседа о том, как можно помочь людям, попавшим в
беду,
пояснения,
объяснения),
прием
эмоциональной
заинтересованности
(оказание
помощи
людям),
игровой
прием
(проблемные
ситуации).
НОД
проводится с подгруппой детей. Состоит из 3 этапов, к каждому из которых
даются
четкие
инструкции.
Начинается
с
организационного
момента,
где
активизируется
внимание
детей:
от
педагога
поступает
предложение
стать
спасателями. Дети вспоминают виды транспорта, выбирают, на каком бы они
хотели отправиться. Воспитатель подводит детей к тому, что, спасатели могут
воспользоваться
грузовым
транспортом
(дети
самостоятельно
выкладывают
т р а н с п о рт
и з
бл о ко в
п о
с хе м е ,
п р е д л оже н н о й
в о с п и т а т е л е м ) .
Для усиления интереса к занятию вводится интригующая проблемная ситуация
(груз, который нужно доставить, мог измениться в пути следования). Во время
образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы педагога,
действуют по алгоритму, решают проблемные ситуации. В процессе данной части
НОД
осуществляется
индивидуализация
образовательного
проце сса
(минимальная
помощь,
советы,
напоминания,
наводящие
вопросы,
показ,
дополнительное
объяснение).
В
середине
НОД
проводиться
физминутка,
соответствующая тематике проводимого занятия. Использование ИКТ позволяет
з а и н т е р е с о в а т ь
и
п р и в л е ч ь
в н и м а н и е
д е т е й .
В
процессе
образовательной
деятельности
педагог
создает
условия
для
того,
чтобы каждый ребенок достиг результата. В НОД прослеживается реализация
личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение учитывать
точку
зрения,
чувства,
эмоции
детей,
налаживать
партнерские
отношения
с
д
е
т
ь
м
и
.
На
заключительном
этапе
поставлена
проблемная
ситуация
(груз,
который
доставили нужно распределить по заданным свойствам) и предлагается детям
самостоятельно
найти
выход.
Проводится
рефлексия
деятельности.
Все
поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.
Непосредственно
–
образовательная
деятельность
«Спас атели»
(подготовительная к школе группа)
Ход НОД
1 часть. Вводная.
Дети входят в группу, и становятся возле доски полукругом.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на экран
Слайд№1 ( наводнение)
Воспитатель:
«В обычной жизни нам часто приходится оказывать помощь родным, друзьям,
просто
прохожим,
животным.
Стремление
прийти
на
помощь,
доброта,
ум,
внимательность к людям – это достоинство человека. И, конечно, спасателю
нужна сообразительность, быстрота реакции, умение рассуждать и принимать
нестандартные решения.
- Как вы думаете, чем мы можем помочь этим людям? (ответы детей)
Воспитатель:
-
я
предлагаю
вам
стать
спасателями.
Как
вы
думаете,
как
спасатели
могут
доставить груз в район бедствия? (ответы детей)
Воспитатель:
- предлагаю отправить груз на наземном транспорте, а строить будем из блоков
Дьенеша.
Приглашаю
вас
сесть
за
столы,
и
воспользоваться
строительным
материалом.
2 часть.Основная.
Воспитатель:
Инструкция: Выложите из блоков Дьенеша транспорт по модели
Слайд №2 (модели транспорта 4 машин)
Воспитатель:
-Дима, что же у тебя получилось? (ответ ребенка)
Воспитатель:
- а как он называется? (ответ ребенка)
Воспитатель:
-Петя, а почему у тебя одно колесо синего цвета, маленького размера и тонкое, а
другое - желтого цвета, большого размера и тонкое? (ответ ребенка)
Воспитатель:
-Дима, а из каких блоков ты построил кабину самосвала? (ответ ребенка)
Физминутка.
На улице нашей
Машины, машины.
Машины-малютки,
Машины большие.
Спешат грузовые,
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
— Эй, машины, полный ход!
Я — примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.
Воспитатель:
-Молодцы!
Р
ебята, транспорт готов, что будем делать дальше?
(
ответы детей)
Воспитатель: согласна, тогда подойдите ко мне поближе, и мы с вами обсудим
дальнейшие действия. Теперь нам необходимо доставить «ценные грузы» (блоки)
в пункт назначения. В пути с «грузами» происходят изменения: например, если
груз был большой, то может стать маленьким, может измениться форма и цвет.
слайд№ 3 (схема изменения свойств груза)
Воспитатель:
- движение груза происходит в соответствии со схемой.
Слайд№ 4 (схема движения груза)
Воспитатель:
- изменения свойств груза в соответствии с алгоритмом
Слайд№5 (алгоритм изменения свойств груза)
Воспитатель:
- давайте попробуем разобраться: мне нужен 1 помощник, Кирилл выбери блок
любого цвета, это и будет наш «груз», который мы отправим из точки А в точку В.
Эта схема укажет путь нашего движения.
Воспитатель:
- красный блок начинает свое движение. Следуя вправо и вверх блок изменил
свой цвет. (ребенок меняет блок одного цвета на блок другого цвета)
Воспитатель:
- на первый склад прибыл блок синего цвета. Следуя вправо и вверх блок изменил
размер. (ребенок меняет большой блок на маленький)
Воспитатель:
- следуя вправо, вниз блок изменил свой цвет (ребенок меняет цвет блока)
Воспитатель:
-
в
пункт
назначения
прибыл
блок
,
определите
его
свойства
(цвет,
размер,
толщину)
Воспитатель:
- теперь, уважаемые спасатели, я предлагаю вам каждому определить свойства
своего груза за столом. Но есть одно правило: нужно строго следовать схеме и
алгоритму действий.
Воспитатель:
- Дима опиши свойства своего груза? (индивидуальные ответы детей)
Воспитатель:
- а теперь поменяйтесь своими схемами.
Воспитатель:
- у каждого из вас по 2 груза. Мы доставили их в район бедствия. Но здесь
возникла следующая проблема. В больницу, школу и библиотеку нужно доставить
груз
с
заданными
свойствами.
(на
ковре
3
обруча,
в
них
модели
свойств
–
карточки )
Воспитатель:
-
помогите
распределить
груз
по
заданным
свойствам
(дети
действуют
в
соответствии с указаниями воспитателя)
(Если ребенок ошибся или затрудняется, ему помогают другие дети, или педагог)
3 часть. Заключительная. Рефлексия.
Воспитатель:
- как вы считаете, спасатели справились со своей задачей?
- Что было самым трудным? Почему?
- Что было самым лёгким?
- А самым интересным?
А теперь оцените свою работу по «Лестнице успеха».
- Кто считает, что со всеми заданиями справился легко - ставят первую букву
своего имени на верхнюю ступеньку.
- Кому активности или смелости не хватило - на вторую ступеньку.
- На третью ступеньку ставят свои буквы те, кто считает, что с заданиями совсем
не справился.
Список источников.
1. Б . Б . Ф и н к е л ь ш т е й н
« С т р а н а
б л о к о в
и
п а л о ч е к » ;
2. Б. Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»
3. Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
4.Е.Н.Панова
«Дидактические
игры
и
занятия
в
ДОУ»
(блоки
Дьенеша,
выпуск 1, старший дошкольный возраст).
5.Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн, «Давайте вместе поиграем» (игры с
логическими блоками Дьенеша).
6
. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3
до 7лет.
7.
Комплект
игр
с
блоками
Дьенеша
. (
Под
ред
.
Б
.
б
.
Финкельштейн
Санкт
-
Петербург
.
ООО
«
Корвет
» 2001
год
).
8.
Математика
до
школы:
Пособие
для
воспитателей
детских
садов
и
родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
____________
________________
Подпись работника Расшифровка подписи
Директор Н.Г.Басова
«____»__________2015г.