Напоминание

Методы и приемы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Автор: Хисматова Лариса Рабисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 126
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Раздел: начальное образование





Назад





Коррекционное воспитание и обучение детей

с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Практика обучения этих детей в массовой школе показала, что особенности психического и физического развития не позволяют им полноценно овладевать программой массовой общеобразовательной школы. Несмотря на различную этиологию нарушений опорно-двигательного аппарата, в плане коррекционно-воспитательной работы и обучения эти дети могут рассматриваться как единая группа. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нарушен весь ход моторного развития, что, естественно, оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно-психических функций. Разнообразные двигательные нарушения у этих детей обусловлены действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой заболевания. Назовем некоторые из них: - ограничение или невозможность произвольных движений, что обычно сочетается со снижением мышечной силы: ребенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть вперед в стороны, согнуть или разогнуть ногу; - нарушения мышечного тонуса. Мышечный тонус условно называют ответом мышц на самоощущение. Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. При ДЦП часто наблюдается повышение мышечного тонуса, определяющее особую позу детей: ноги согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки прижаты к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы сжаты в кулаки; - появление насильственных движений, что резко затрудняет выполнение любых произвольных движений, а порой делает их невозможными; - нарушения равновесия и координации движений, проявляющиеся в неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе; - нарушения ощущения движений тела или его частей . Ощущение движений осуществляется с помощью специальных чувствительных клеток , расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в центральную нервную систему информацию о положении туловища и конечностей в пространстве, степени сокращения мышц. Основные направления коррекционной работы по формированию двигательных функций, предполагают комплексное, системное воздействие, включающее медикаментозное, физиотерапевтическо-ортопедическое лечение, различные массажи, лечебную физкультуру, непосредственно
связанную с проведением уроков физической культуры, труда, с развитием и коррекцией движений во все режимные моменты. Проявление гиперкинезов в речевой мускулатуре грубо искажает речь, порой делает ее малопонятной, а иногда и невозможной. Кроме того, у детей могут отмечаться гиперкинезы в мышцах диафрагмы, межреберных мышцах, что, в свою очередь, грубо нарушает дыхание, плавность речи, а в тяжелых случаях приводит к появлению насильственных выкриков или стонов. Наиболее распространенной формой речевых нарушений является псевдобульбарная дизартрия. Логопедическая работа при всех формах речевых нарушений строится на основе учета данных патогенетического анализа структуры речевого дефекта. При этом необходимо выделение ведущего дефекта, вторичных нарушений и компенсаторно-приспособительных реакций ребенка. Работа всегда нацелена на развитие всех сторон речевой деятельности ребенка. Работа над артикуляционной моторикой проводится в тесном единстве с занятиями по лечебной физкультуре на фоне строго индивидуализированной медикаментозной терапии.
Методы и приемы работы с детьми с нарушениями

опорно-двигательного аппарата
Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала. В специальных образовательных учреждениях используются следующие методы. Практические методы и приемы обучения: • постановка практических и познавательных задач; • целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения; • дидактические игры; • создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту. Наглядные методы: • обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); • наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
• рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий. Словесные методы: • речевая инструкция, беседа, описание предмета; • указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания; • метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком); • вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие); • педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата. Двигательно&кинестетические методы: • дифференцированный (в том числе логопедический) массаж; • пассивная гимнастика; • искусственная локальная контрастотерми.
Литература
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989. 2. Власова Т. А. (ред.) Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата М., 1985г. 3. Бабенкова Р. Д. Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций.- М., 1981 г. 4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: 1998г.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!