Напоминание

СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ


Автор: Феоктистова Наталья Борисовна
Должность: учитель изо и мхк
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГЛЕБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Населённый пункт: Московская область, Истринский район, п.Глебовский
Наименование материала: урок-лекция
Тема: СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Раздел: среднее образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГЛЕБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

(МОУ Глебовская СОШ)

УРОК - ЛЕКЦИЯ
по предмету
:

Мировая Художественная Культура

11 класс
Тема:
«

СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ

В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ

НОВОГО ВРЕМЕНИ»
учитель изобразительного искусства МОУ Глебовская СОШ
Феоктистова Наталья Борисовна
2016г. п. Глебовский

10-11 урок 11кл.
СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Внутренний монолог и ораторское искусство

в музыке, живописи и литературе

Форма урока:
урок-лекция
Цель:
выявить особенности художественного типа личности, сформировавшегося в западноевропейском искусстве XVII века.
Задачи
: 1. Ознакомление учащихся с понятием «Стиль мышления» 2. Выявление взаимозависимости стиля мышления и художественного своеобразия произведений
Баха, Рембрандта, Достоевского
и
Генделя, Рубенса, Толстого
3. Воспитание у учащихся более утонченного восприятия произведений искусства XVII в. – Новое время открыло новую тему – тему
Человека
, тему
Личности
. Отныне художник получил право вдохнуть в произведение собственное представление о Человеке и его судьбе. Именно в XVIIв. появились художники, говорившие о Боге и Природе, о том, как они сами хотели истолковать этот мир. Именно XVIIв. подарил европейской культуре едва ли не главное ее богатство –
независимую мыслящую

Личность
, чей «портрет Души» запечатлен во всех ее творениях. Примером такого рода личности могут быть
Бах
и
Гендель в музыке,

Рембрандт
и
Рубенс

в живописи
, знакомство с которыми поможет выявить своеобразие двух универсальных типов художественных личностей.
Прослушивание:
Токката и фуга ре минор Баха Пассакалия соль минор Генделя
Задание классу:
(на развитие ассоциативного мышления) Записать эпитеты, метафоры, сравнения, может быть аллегории, по ассоциации с музыкой И.С. Баха и Г.Ф. Генделя в два столбика.
Обсуждение
с учащимися того, как они поняли содержание музыки Баха и Генделя:


Бах
– гений труда и органа. Бах родился в семье музыкантов. Бахи были не просто музыкальной семьей, а огромным кланом композиторов, с родословной не уступающей некоторым королевским династиям. Основателем клана считается Фейт Бах, живший еще в XVIв., обычный мельник, виртуозно играющий на цитре. И.С. Бах – гений упорного труда. За свою жизнь он написал более 1000 произведений, в которых представил все значимые жанры своей эпохи, кроме оперы – ее он не любил. Бах – гений органа. Он писал светскую и религиозную музыку. Но, т.к. был органистом, то в большей степени – религиозную, церковную. Он вел разговор с Богом, с самим собой, т.е. это
всегда внутренний монолог.



Гендель


любимчик фортуны. Все получается, все удается. Написал более 40 опер и множество
ораторий
– купных музыкальных произведений светского содержания для хора и оркестра. Это человек
уникальной внутренней силы и убежденности
. «Вы можете презирать кого и что угодно, — говорил Б. Шоу, — но вы бессильны противоречить Генделю».
Т.е. человек знает некую истину, ответы на вопросы и убежден в этом.
Вывод:

Бах
- внутренний монолог, обращение к Богу, к человеку, самому себе.
Гендель
- музыкальная речь Генделя подобна речи вождя, оратора, обращенная к массе народа. Она обладает ясностью, в ней отсутствует неопределенность.
Полифония в музыке

Полифо́

ния
- букв. многозвучие — склад многоголосной музыки. Полифония – особый способ изложения музыкальной мысли, который, по словам И.С. Баха, ДОЛЖЕН ВОСПРИНИМАТЬСЯ КАК БЕСЕДА ГОЛОСОВ. Своего совершенства полифония достигла в творчестве Палестрины (16 век), позже в творчестве И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, традиции, которых продолжены В.А. Моцартом, Л. Бетховеном и композиторами последующего времени. Тему Человека и Личности в живописи поют
Рембрандт
и
Рубенс
.
Зрительный ряд:

Рембрандт
«Вирсавия»
Рубенс
«Вирсавия» Согласно ветхозаветному повествованию, так звали одну из самых прекрасных женщин Израиля, жену царя Давида, мать царя Соломона. Вирсавия изначально была обычной женщиной, супругой солдата по имени Урия. Урия служил в рядах израильской армии, когда Давид, прогуливаясь вечером по крыше своего дворца, случайно увидел Вирсавию, когда та купалась в близлежащем водоеме. Он был очарован ее красотой и немедленно распорядился привести ее во дворец. Так Вирсавия стала любовницей государя, что впоследствии привело к ее беременности. Поскольку она была замужем и Давид не мог взять ее в жены, он приказал военачальнику, под началом которого служил Урия, поставить его в самое опасное место в строю, где ему, с большой долей вероятности, грозит смерть. И когда это будет происходить, царь подчеркнул, что никто не должен пытаться его спасти.
Бах
и
Рембрандт
очень близки друг другу и не только потому, что оба являются гениями: один в музыке, другой – в живописи. Их сближает, в первую очередь, стиль мышления, способ общения с публикой. Мышление Баха и Рембрандта глубокое и нетривиальное. Оба –
мыслители
, и основные события, происходящие с ними, - это
события их внутренней жизни
. И тот, и другой далеки от мирской суеты, но при этом глубоко человечны, сострадательны. Судьбы
Баха
и
Рембрандта
схожи между собой. Их жизнь – это испытание мужества. Рембрандт много страдал и терпел, умер в безвестности, и до сих пор не каждому дано подняться до тех духовных высот, которые заключены в искусстве великого голландца. Бах тоже широкой известности при жизни не добился, да и не стремился к этому. Вся его жизнь – служение Богу и Музыке, которые были его единственным утешением. Другой тип художественной личности, подаренной европейской культуре XVIIв. в живописи –
Рубенс (
противоположная манера художественного общения). Жизнь
Генделя
и
Рубенса
во многом похожа. Их судьба – это своего рода подарок Фортуны, судьба победителя. Рубенс с юных лет имел успех на дипломатическом поприще, много путешествовал, так же как и Гендель. Он всегда был признан и любим многими. Их жизнь была полна событиями и приключениями, оба умерли в почете и славе.

Генделя
и
Рубенса
(подобно Баху и Рембрандту) роднит стиль мышления и способ художественного общения с публикой: в своих произведениях они обращаются не к душе отдельного человека, а стремятся ко многим людям сразу. В их произведениях отсутствует раздумье, сомнение, неуверенность. Все просто, ясно. Они мыслят широко, масштабно, схватывают суть вещей и явлений.
Рубенс – «духовная пара» Генделя
. Его кисть сочна и красочна. Он любит нагромождение фигур на полотне, гигантские масштабы и яркие эффекты, Его живописи свойственно богатство колорита, пристрастие к золоту. Мысль Рубенса, как мысль Генделя, устремлена к внешнему миру, контрасты и великолепие которого радуют глаз, и эту радость разделяет зритель.
Вывод
:
Рембрандт
склонен искать истину, отсюда внутренний монолог и неопределенность.
Рубенс
сразу проявляет внутреннюю суть события, не допуская иных толкований. В психологии так же существует два типа личности:
Экстраверты
- это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.
Интроверты
- тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя. Бах и Рембрандт – интроверты Гендель и Рубенс – экстраверты.
Вопрос классу
: Какой писатель в русской литературе XIXв. по стилю мышления, по склонности к внутреннему диалогу подобен Баху и Рембрандту?
Ответ:
Ф.М. Достоевский Подобно Баху,
Достоевский
глубоко религиозен, его мысль обращена «внутрь», прямо в душу читателя, от которого писатель ждет отклика сострадательного и искреннего, т.е. писатель воспринимает читателя как
равноправного собеседника.
В его романе «Преступление и наказание» Раскольников постоянно задает вопросы и находится в поисках ответов на них. Но ответов нет, возможно потому, что Достоевский сам находится в поиске ответов на свои вопросы.
Задание классу:
назвать характерные черты, объединяющие Баха, Рембрандта, Достоевского в один художественный тип личности.
Ответ:
их объединяет стиль мышления: 1. обращенность во внутренний мир человека 2. склонность к внутреннему монологу 3. в их произведениях не предлагается готовый результат размышлений самого автора, а читатель приобщается как партнер к поиску истины.
Вопрос классу
: Какой писатель в русской литературе близок по стилю мышления и способу художественного общения с публикой Рубенсу и Генделю?
Ответ:
Л.Н. Толстой
Полифония в литературе
- (от греч. polys - много и phone - слово) - особая форма авторского видения мира и человека, реализованная в полифоническом романе (термин исследователя творчества Ф.М. Достоевского М.М. Бахтина).
Ф.М. Достоевский
в своих главных произведениях "ведет" все голоса персонажей как самостоятельные партии.
Роман Достоевского можно определить как
«полифонический»
роман, т.е. каждый из его героев – носитель своей правды, и писатель сталкивает их в свободном диалоге. Например, супермена Раскольникова и добровольную жертву Дуню, прагматика Лужина и святую великомученицу Соню Мармеладову из романа «Воскресенье». Роман Толстого –
«авторский»
роман, где писателю заранее известна Истина, которую он с мастерством проповедника внушает читателю и читатель должен принять его веру как свою. В Романе «Война и мир» монолог Пьера – это тоже вопросы. Но автор сам и отвечает на них. Он знает Истину, он оратор.
Задание классу:
назвать характерные черты, объединяющие Генделя, Рубенса и Толстого в один художественный тип личности.
Ответ:
их объединяет стиль мышления: 1. обращенность во внешний мир 2. речь оратора 3 истина известна, необходимо ее внушить зрителю


Сравнительная таблица художественных типов личности

в европейском искусстве Нового времени
Представители
Бах, Рембрандт,

Достоевский

Гендель, Рубенс,

Толстой
Характерные черты I Обращенность во внутренний мир человека, к душе каждого Обращенность во внешний мир, к людям вообще, к народной массе II Внутренний монолог Речь оратора, ясная, убежденная, не терпящая возражений III Истина заранее не известна, важен сам процесс ее поиска, отсюда неопределенность, сомнения Истина известна заранее, ее только необходимо внушить читателю, зрителю, слушателю IV В литературе форма «полифонического» романа В литературе форма «авторского» романа V Психологический тип:
интроверт
Психологический тип:
экстраверт
Источники:
Данилова Г.И.
Мировая художественная культура: от XVII в. до современности, Дрофа, 2007
Лескова И.А.
Мировая художественная культура. В помощь преподавателю: конспекты уроков, «Учитель», Волгоград, 2015
Интернетресурсы


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!