Напоминание

"Госпожа честная “Масленица”


Автор: Анищенко Лидия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с компенсирующего вида №12
Населённый пункт: Россия, Белгородская область, г.Белгород
Наименование материала: Тематическая беседа для детей старшей и подготовительной группы детского сада
Тема: "Госпожа честная “Масленица”
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

компенсирующего вида № 12 г. Белгорода

Тематическая беседа

Госпожа честная “МАСЛЕНИЦА”

для детей

старшей и подготовительной группы детского сада

Автор-составитель:

Воспитатель

МБДОУ д/с № 12

Л.А.Анищенко
г. Белгород, 2016
Задачи:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

компенсирующего вида № 12 г. Белгорода
1.Познакомить детей с праздником – Масленицей. 2.Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры 3. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.
Предварительная работа:
чтение сказок, пословиц, лепка снежной бабы, рассматривание иллюстраций с празднованием масленицы.
Ход беседы:
Как ни хороша по-своему зима, снежная да морозная, пора свадеб, гуляний и заслуженного, отдыха землепашцев, весну очень ждали. Нашим далёким предкам она представлялась «… яко дева украшена сияющее чудно и преславно, любима и сладка всем». В мифологических представлениях языческих времён приход весны знаменовал собою победу добра (света, тепла, жизни) над силами зла (мрака, холода), неслучайно новолетье на Руси изначально отмечали в марте. К первым весенним весточкам начинали присматриваться еще со Срете- ния (2/15 февраля), когда, по народному выражению, «кафтан с шубой встречаются». В этот день, на закате, деревенская детвора собиралась где-ни- будь у околицы, на пригорке, уговаривая солнышко: Солнышко-ведрышко, Выгляни, красное, Из-за гор-горы! Если солнце так и не показывалось (садилось в дымке), то вскоре ожидали сильных морозов. К счастью, долгими они в конце зимы не бывают: после Власия (11/24 февраля), который «зиме рог сшибает», солнечные лучи становятся теплее настолько, что «корове бочок нагревают», а с Евдокии- плющихи (1/14 марта) уже подтаивают под крышами изб ледяные сосульки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

компенсирующего вида № 12 г. Белгорода
Несмотря на верные наблюдения за природой и здравый практический ум, простой народ упорно держался того мнения, что смены времен года не будет, если люди вовремя не проведут нужный обряд. Так, чтобы освободить дорогу весне, зиму положено было проводить, пусть съезжает со двора в своем «расписном возочке на соловеньком конечке». Провожали зиму веселым и шумным праздником — Масленицей. К празднованию Масленой недели (масляной, масленки, сырницы) гото- вились заранее: заливали для катаний ледяные горки, строили снежные го- родки, сооружали балаганчики для излюбленных представлений с Петрушкой, украшали сани и упряжь для лошадей, чтобы в праздник на глазах всего честного народа не стыдно было проехаться по селу, позванивая бубенцами и колокольчиками под узорчатой дугой. В дни Масленой было принято навещать родных, близких и ответно при- нимать гостей в своем доме. Приход гостей — честь для хозяев, тем более в праздник. На столы выставлялось как можно больше вкусной еды и питья: пирогов, яиц, творога, рыбы, кваса и пива. Особое значение имели блины, ставшие своего рода символом Масленицы: Широкая Масленица! Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся! Блины пшеничные, ржаные, гречневые пекли с выдумкой: на скорую руку, без дрожжей — «скородумки», к праздничному столу — особо вкусные сдоб- ные или даже «с припеком» (луком, рыбой, грибами). «Припек» обжаривали на сковороде, после чего заливали тестом. К блинам подавали масло, сметану, икру или варенье. «Не потешиться на Масленицу, — считали в народе, — значит век прожить в горькой нужде и жизнь плохо кончить», поэтому даже бедняки, стараясь, как говорится, не ударить в грязь лицом, поступали по поговорке: «Хоть с себя что заложи, а Масленицу проводи».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

компенсирующего вида № 12 г. Белгорода
Вот и закрепились за масленкой-блиноедой такие нелестные прозвища, как «разорительница», «объедуха», «обманщица». Масленица-обманщица, Мимо красного села Обманула, увела, На заулок завела, На Великий пост Дала редьки хвост! Обманула — провела, Нагуляться не дала! Каждый день Масленой недели имеет свое название. Это название раскрывает суть разнообразных обычаев этого праздника: понедельник — «встреча», вторник — «заигрыши», среда — «лакомка», четверг — «разгул», пятница — «тещины вечерки» (зять едет к теще на блины), суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «прощеное» (прощаются с Масленицей и просят друг у друга прощения за обиды вольные и невольные). Как видно из названий, ряд масленичных обычаев посвящен чествованию недавно повенчанных супружеских пар. Однако, хотя молодым на празднике и уделялось основное внимание, отмечали его все, и, конечно, никак не могли остаться в стороне всюду поспевавшие, охочие до забав ребятишки. Накануне Масленицы, завидя возвращавшиеся в деревню с ярмарки сани, нагруженные всякой провизией, дети подбегали к вознице с вопросом: «Везешь ли Масленицу?» На это спрошенный должен был ответить: «Да»,— и одарить ребятню каким-либо гостинцем. За жадность ребята могли наказать — забросать старыми лаптями. Шутливое требование угощения продолжалось и в последующие дни. Уже в понедельник, с утра, дети обегали все дома с песенкой, обращенной к хозяйке: Ах, ты, Домнушка, Красно солнышко! Вставай с печи, Гляди в печь — Не пора ли блины печь? Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

компенсирующего вида № 12 г. Белгорода
Но чаще ходили просить блинков и пирожков, когда народное гулянье рке было в самом разгаре — на широкую Масленицу (с четверга Масленичной недели). Детские припевки этого времени очень напоминают святочные колядки: Кто не даст денежку — уведем девушку, Кто не даст полушку — уведем телушку, Кто не даст лепешку — разобьем окошки, Кто не даст пирога — разобьем ворота! Любимым развлечением детей на Масленицу были также катания с кру- тых горок на санках, салазках, обледенелой рогожке, старом корыте — тут все годилось. Можно кататься по одному, но лучше веселой ватагой с друзьями — «гуськом», «парой», «кучей» или просто как получится...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

компенсирующего вида № 12 г. Белгорода
Радуются ребятишки наступившему празднику и так же, как все, с нетерпением ожидают самого главного зрелища—разжигания масленичного костра. В «разгульный» четверг масленки молодые парни и девушки сооружали из соломы, пеньки и кудели чучело высотой в человеческий рост — Масленицу, которую обряжали «по-бабьи» в рубаху и сарафан, а голову ей повязывали платком чучело Масленицы, старались сделать смешным: одежда на ней старая, рваная, сама она нелепая, неуклюжая. «Толстая вышла Масленица, — смеялся деревенский люд, — видно, блинами объелась!» Чучело Масленицы устанавливали на высоком месте — взгорке или речном берегу, чтобы огонь был виден в соседних деревнях: чей костер горит ярче, та деревня, значит, богаче. В большом масленичном костре была и немалая заслуга детей, которые всю неделю собирали для этого разные отслужившие свое вещи: прохудившиеся деревянные бочки, ведра, дырявые валенки, развалившиеся корзины, драные лапти и прочий горючий хлам. За растопкой для костра ребятишки ходили по дворам с особой песней: Ельник, березник — На чистый понедельник. Уж то ли не дрова: Осиновы дрова, Березовы дрова, Подавайте нам сюда, На Масленицу, На горелыпину... Сжигали соломенное чучело вечером прощеного воскресенья. Это обрядовое действие сопровождалось смехом и всевозможными шутками собравшихся: Масляна, Масляна! Куда ты идешь?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

компенсирующего вида № 12 г. Белгорода
Потеряла лапоточки — Не найдешь! Порой в огонь бросали блины со словами: «Гори, Масленица», «Мы Мас- леницу провожаем, света солнца ожидаем!», «А мы Масленицу проводили, об ней не тужили!» О Масленице не принято было печалиться, ведь вместе с нею в костре сгорали все старые беды, болезни и невзгоды. Вот разве что ребятишки вздохнут когда с сожалением об уходящем веселом празднике: «Мы думали, Масленица семь недель, а она только семь денечков». Прощай, Масленица, Прощай, красная! Наступил Великий пост, Дадут нам редьки хвост. А мы редьку не берем, Кота за уши дерем. Масленица-полизуха! Полизала детей, И сама — на плетень, Полизала сыр и масло, А сама и погасла Госпожа честная Масленица, встречу, и проводы которой русский народ отмечал широко, с размахом, — один из немногих календарных праздников старины, почти в неизменном виде сохранивший обычаи языческой культуры славян. Несмотря на некоторые христианские черты (запрет на употребление мясных блюд, «прощальные» обычаи), она была и остается праздником, свя- занным истоками с древней традицией почитания природы и Солнца, неиз- менно побеждающего холод и тьму.
Литература:
- Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Праздники, игры и забавы для детей. -М.: "Сфера ", 1999. - Роот З. Я. Весенние праздники в детском саду. -М.: "Сфера ", 2009.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

компенсирующего вида № 12 г. Белгорода
- Орлова А. В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Владимир,1995.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!