Ситуация успеха ученика на уроке как фактор, обеспечивающий раскрытие его потенциальных возможностей и дальнейшей самореализации.
Автор: Афонина Елена Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ школа-интернат №13 Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область Наименование материала: материал к педсовету Тема: Ситуация успеха ученика на уроке как фактор, обеспечивающий раскрытие его потенциальных возможностей и дальнейшей самореализации. Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ИРКУТСКА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 13
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учитель математики Афонина Елена Николаевна
Ситуация успеха ученика на уроке как фактор, обеспечивающий
раскрытие его потенциальных возможностей и дальнейшей
самореализации.
Цели:
1.
Анализ влияния успеха на различные аспекты деятельности учащихся.
2.
Систематизация приемов и методов конструирования на уроке ситуации успеха.
3.
Создание школьного «Банка ситуаций успеха».
Идея педсовета:
За
последние
полтора
десятка
лет
словосочетание
«ситуация
успеха
в
учебной
деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что
именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной
деятельности. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена
она
для
учащегося.
Но
тогда
забывается
основной
признак
педагогических
технологий
–
двусторонний характер процесса познания, субьект-субьектные отношения.
Да, начинает создавать ситуацию успеха учитель, но обязательно должен наступить такой
момент, когда учащиеся будут стараться создать ситуацию успеха для своего педагога. Этот
момент
является
ценным
критерием
действительной
оптимизации
учебного
процесса.
Подумайте, что необходимо педагогу для создания ему ситуации успеха? Уйдет ли обиженным
учитель или ученик – все зависит от ситуации на уроке? Как этого избежать? Как организовать
ситуацию успеха? На эти вопросы мы должны ответить для себя в ходе педсовета.
Понятие ситуации успеха
Ι.
Виктор Федорович Шаталов утверждал, что, для того
чтобы работа в школе была
эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда
какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой
«рассол»? Что взять за его основу?
Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать
каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. Она создается путем сочетания условий, которые
обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность
пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий
энергию для преодоления трудностей, желание учится.
Само понятие «успех» - понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку.
С
социально-психологической
точки
зрения
–
это
оптимальное
соотношение
между
ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности. Об успехе говорят,
когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания.
С психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворения
оттого, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо
превзошел их. В результате этого состояния формируются новые, более сильные мотивы к
деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
С
педагогической
точки
зрения
ситуация
успеха
–
это
такое
целенаправленное,
организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных
результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Успех
может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи.
Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый».
Можно
сказать
и
так:
«Успех
школьнику
может
создать
учитель,
который
сам
переживает радость успеха».
ΙΙ.
В современных условиях, где школа не источник знаний, а сфера образовательных услуг,
учитель должен создавать на уроках такую ситуацию, при которой учащиеся с различными
уровнями умственного развития будут чувствовать себя успешными.
Часто
приходится
слышать
от
наших
учеников
фразы,
выражающие
нежелание
выполнять домашнее задание, и даже идти в школу. Некоторые дети не стремятся расширить
запас своих знаний: пассивны на уроках. Им большее удовольствие приносит деятельность, не
связанная
со
школой.
Почему
это
происходит?
Ребенок,
идя
в
школу,
надеется
добиться
признания
и
рассчитывает
заслужить
любовь
и
уважение
со
стороны
учителей
и
одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения.
Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес
к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель?
Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
Известный
русский
педагог
К.Д.Ушинский
пришел
к
выводу,
что
только
успех
поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда
есть
вдохновение,
рождающееся
от
успеха
в
овладении
знаниями.
Ребенок,
никогда
не
познавший
радости
труда
в
учении,
не
переживший
гордости
от
того,
что
трудности
преодолены, теряет желание учиться. Первой заповедью воспитания К.Д. Ушинский считал
необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство
гордости и собственного достоинства за свои достижения.
Василий Александрович Сухомлинский считал, что «ребенок должен быть убежден, что
успехами он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни
была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с
подачи
учителя
…
радость
успеха
может
померкнуть».
Он
утверждал,
что
методы,
используемые
в
учебной
деятельности,
должны
вызывать
интерес
у
ребенка
к
познанию
окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости
творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать
каждому ученику ситуацию успеха.
Много говорят о значении ситуации успеха, а готовы ли учителя работать так, чтобы не
навредить ребенку? Как сделать обучение интересным? Какова роль ситуации успеха? Знают ли
они приемы создания ситуаций успеха? Если знают, то, как часто применяют на практике?
Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от
радости
подростка.
Младший
школьник
не
столько
осознает
успех,
сколько
переживает.
Подросток и осознает, и переживает, но не всегда может докопаться до его источников, не
всегда адекватно оценивает его. Старший школьник, как взрослый, подходит к своему успеху
или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности.
В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение, стремление утвердить
свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее.
Нужно вспомнить о мотивах учения. Выделяют пять основных мотивов учения.
Непосредственно
побуждающие
–
наименее
социально
значимые,
связанные
с
удовлетворением сиюминутных потребностей (стремление получить отметку).
Перспективно побуждающие – более социально значимые, связанные с удовлетворением
широких, длительных по времени потребностей (получить образование).
Моральные
мотивы
–
социально
значимые,
связанные
с
пониманием
учебы,
как
нравственного долга перед обществом, семьей.
Мотивы общения – социально значимые, связанные с потребностью быть в коллективе.
Мотивы интеллектуальные – в их основе лежит потребность познавать мир, когда важен
не столько результат, сколько процесс познания. Это наиболее ценные мотивы для учебы.
Все эти мотивы важно учитывать, использовать, развивать.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать ученику ситуацию
успеха.
Алгоритм создания ситуации успеха
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но
достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых
можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности
развития и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха
–
субъективное
переживание
удовлетворения
от
процесса
и
результата
самостоятельно
выполненной деятельности.
Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в
психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не
вербальными
(мимико-пластическими)
средствами.
Подбадривающие
слова
и
мягкие
интонации, мелодичность речи и корректность обращений, открытая поза и доброжелательная
мимика, психологическая гибкость и атмосфера постоянного внимания и интереса к ученику
создают
благоприятный
фон,
помогающий
ребенку
справиться
с
поставленной
перед
ним
задачей.
Технологические операции создания ситуаций успеха.
ОПЕРАЦИЯ
НАЗНАЧЕНИЕ
РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА (фразы учителя)
1. Снятие страха
Помогает преодолеть
неуверенность в собственных
силах, робость, боязнь самого
дела и оценки окружающих.
«Мы все пробуем и ищем, только так может
что-то получиться».
«Люди учатся на своих ошибках и находят
другие способы решения».
«Контрольная работа довольно легкая, этот
материал мы с вами проходили».
2. Авансирование
успешного результата
Помогает учителю выразить
свою твердую убежденность в
том, что его ученик обязательно
справиться с поставленной
задачей. Это, в свою очередь,
внушает ребенку уверенность в
свои силы и возможности.
«У вас обязательно получиться..»
«Я даже не сомневаюсь в успешном
результате».
3. Скрытое
инструктирование
ребенка в способах и
формах совершения
деятельности
Помогает ребенку избежать
поражения.
Достигается путем намека,
пожелания.
«Возможно, лучше всего начать с…..»
«Выполняя работу, не забудьте о…..»
4. Внесение мотива
Показывает ребенку ради чего,
ради кого совершается эта
деятельность, кому будет
хорошо после выполнения.
«Без твоей помощи твоим товарищам не
справиться…»
5. Персональная
исключительность.
Обозначает важность усилий
ребенка в предстоящей или
совершаемой деятельности.
«Только ты и мог бы….»
«Только тебе я и могу доверить…»
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу
обратиться с этой просьбой…»
6. Мобилизация
активности или
педагогическое
внушение.
Побуждает к выполнению
конкретных действий.
«Нам уже не терпится начать работу…»
«Так хочется поскорее увидеть…»
7. Высокая оценка
детали.
Помогает эмоционально
пережить успех не результата в
целом, а какой-то его отдельной
детали.
«Тебе особенно удалось то объяснение».
«Больше всего мне в твоей работе
понравилось…»
«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть
твоей работы».
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено
целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию,
преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто
сталкивается с другой проблемой - когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик,
считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в
учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом,
приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоям теста (между двумя
ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).
Педагогическое назначение ситуации неуспеха.
Технологически
создание
ситуации
неуспеха,
по-видимому,
складывается
из
тех
же
операций,
что
и
создание
ситуации
успеха,
но
имеющих
противоположную
векторную
направленность. Реализация же технологического алгоритма начинается с последней операции-
оценки деталей деятельности.
Но нужно помнить о том, что оценивать ребенка можно только, сравнивая результаты его
собственной работы. Сравнивать детей друг с другом нельзя по двум причинам: во-первых, из
этических
норм
воспитания;
во-вторых,
результаты
учащегося,
обладающего
хорошими
способностями,
как
правило,
оказываются
выше
результатов
учащегося
со
средними
способностями.
Оценивая деятельность ребенка, нужно говорить о том, что удалось, а что не удалось
ребенку, как это у него получалось раньше, и как теперь. Для этого могут быть использованы
следующие парадигмы:
«Твой результат мог бы быть лучше, если бы тебе удалось …»,
«Вероятно, ты и сам расстроен потому, что …»,
«Прежде тебе удавалось легко справиться с подобными заданиями, а сегодня …»,
«При таком отношении к делу ты и сам понимаешь, какие результаты тебя ожидают …».
Поясним операцию создания ситуации неуспеха примером конкретного урока. Ученик,
решая у доски неравенство, забывает поменять знак неравенства на противоположный при
делении на отрицательное число. Создавая ситуацию неуспеха, учитель говорит: «На фоне
твоих предыдущих успехов такая оплошность
меня не просто
настораживает, а по-
настоящему расстраивает …».
Назначение данной операции – заставить ребенка оценить свои результаты в процессе
самоанализа и сопоставления.
Следующая
операция
– акцентирование
трудностей. Задача -
направить внимание
учащихся
на
сложные
моменты
деятельности,
заставить
его
собраться,
настроиться
на
серьезную работу. Педагогу нужно попытаться активизировать мышление своих учеников:
«Это не так просто как может показаться на первый взгляд, поэтому …»,
«Предстоит сложная работа …»,
«Наиболее сложным здесь является …».
В приведенном выше примере учитель говорит: «Самое сложное заключается в том, что
при решении неравенств нужно хорошо усвоить свойства неравенств». Смысл этой операции не
в том, чтобы запугать ученика, а в том, чтобы концентрировать усилия учащегося. Поэтому тон
должен быть доброжелательным и уверенным.
Следующая
операция «ограничение прав на деятельность». Здесь нужно обязательно
обозначить время запрещения, чтобы ребенок имел возможность для исправления. Учитель
высказывает
свои
сомнения,
неуверенность
в
способностях
ребенка.
Здесь
могут
быть
использованы следующие фразы:
«Теперь я не могу вам доверить…»,
«Жаль, но мне придется попросить кого-то другого…»,
«Боюсь, что в ближайшее время едва ли удастся справиться…»,
«Я не совсем уверен, что именно вы сумеете…» и т. п.
В рассматриваемом нами примере звучит фраза: «Пожалуйста, разберись в этом вопросе,
иначе мне придется просить помощи у класса…».
С помощью этой операции педагог пытается вызвать у ученика внутренний протест и
желание доказать всем окружающим и себе самому свою состоятельность: что не утратил своих
способностей и может справиться с заданиями, качественно выполняя их.
Затем
учитель
еще
четче
обозначает
свою
позицию,
поскольку
вместо
помощи,
реализуемой через скрытую инструкцию при создании ситуации успеха, он отказывает ребенку
в ней.
Отказ
от
помощи
–
это,
скорее
всего,
инструмент
активизации
самостоятельной
деятельности учащегося.
Реализуя эту операцию, учитель не столько стремится подчеркнуть свою категоричность,
хотя
в
отдельных
ситуациях
именно
такая
цель
и
преследуется
им,
сколько
пытается
активизировать самостоятельную деятельность детей:
«Теперь я не буду вам помогать…»,
«До тех пор, пока…, вы можете не рассчитывать на мою помощь…» и т. п.
В нашем примере учитель произносит: «Я не буду вам помогать, так как мы уже
обсуждали эту закономерность. Вам просто нужно выучить материал …».
За счет операции мотивационного усиления раскрывается перед ребенком социальное
значение
его
отношения
к
делу.
Необходимо
усилить
желание
ребенка
показать
себя
в
выигрышном
виде,
произвести
на
окружающих
эффектное
впечатление.
Для
этого
могут
использоваться парадигмы типа:
«Ты думал всех удивить…»,
«Ты думал, что лучше всех…»,
«Ты считал, что это легко, и поэтому…»
Заканчивается
же
каждая
из
этих
фраз
констатацией
определенного
результата
и
проявившимся отношением.
В нашем примере это выглядит так: «Ты считал, что материал настолько прост, что тебе
не нужно прилагать усилия для того, чтобы элементарно повторить свойства дома. Но сегодня и
для тебя, я думаю, стало очевидным, что наука не терпит пренебрежения к себе…».
Реализуя данную операцию нужно внимательно проследить за реакцией ребенка: («Да,
я
действительно
поторопился
и
не
подумал…»),
(«Учитель
всегда
предъявляет
ко
мне
завышенные требования…»), («Задание оказалось настолько сложным, что вообще никто не
смог бы справиться с ним…»). В зависимости от того, как ребенок анализирует свои действия,
следует
производить
его
коррекцию,
обращая
внимание
ребенка
на
себя,
свои
усилия
и
возможности.
Для этого может быть использована операция «сопоставление с ожидаемым».
В этом случае учитель, выражая свое сожаление по поводу полученного результата,
пытается создать атмосферу, чтобы у детей появилось желание исправить ошибку. Звучит это
примерно таким образом:
«И это класс, который считается лучшим…»,
«Я думала, что при ваших способностях…»,
«Я надеялась, что вы, обладающие таким чувством ответственности…» и т. п.
В нашем примере учитель продолжает: «Я никогда не могла подумать, что вам нужно
доказывать подобные постулаты…».
Психологическую
решимость
и
активность,
возникающие
в
этот
момент,
нельзя
упускать, нужно включать ребенка в деятельность, и для этого служит операция «внесение
нового мотива».
«Срочно исправить положение, пока…»,
«Нельзя упускать возможность доказать всем и себе в том числе, что…»,
«Если вы не хотите, чтобы о вас думали, то следует…».
В нашей ситуации учитель заканчивает: «Если ты хочешь, чтобы к тебе относились как
прежде,
немедленно
отыскивай
свою
ошибку
и
устраняй
ее!
Нам
всем
так
не
хочется
разочаровываться в тебе». Внесение «нового мотива» – это начало следующего этапа, этапа
создания ситуации успеха, технологию которого мы рассмотрели.
Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в
создании условий личного индивидуального развития ребенка. Вопрос о ее создании не может
подниматься педагогом, если им не учитывается перспектива ее перехода в ситуацию успеха,
если учитель не верит в своего ученика, не питает оптимизма относительно его успеха.
Удовлетворение от личностных достижений должно сопровождать его на протяжении довольно
значительного периода, возможно, даже стать привычным для него.
ΙΙΙ. Заключение
Несомненно, интерес к предмету, увлечение им может оказывать огромное влияние на
качество усвоения. Если учителю удалось вызвать в учениках интерес к предмету, дать «пищу»
их любознательности, подтолкнуть к достижению успеха , то половина дела уже сделана. И
наоборот, однообразный, скучный материал, лишенный сам по себе эмоциональных элементов,
может свести на нет эффект даже и хороших методических приёмов, применяемых учителем.
Удастся
ли создать
на
каждом
уроке
ситуацию
успеха ,
напрямую
зависит
от
личности
учителя. Если школьникам будет неинтересно с ним, то они могут перестать заниматься и
интересоваться предметом. В связи с этим нам – учителям приходится регулярно заниматься
совершенствованием
своих
знаний
и грамотно,
умело
и
просто
(
!
)
преподносить
всё
учащимся. Где – то получается, и радостям нет предела; где – то с трудом и приходится
погружаться
в
поиск
наиболее
эффективного;
а где
–
то
пока
нет,
и
начинаешь
искать
совершенно новое, незаметно для себя открывая новые возможности.
Таким
образом,
ситуация
успеха
в
учебной
деятельности
–
комплекс
оптимальных
приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность
на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на
эм о ц и о н а л ь н о - вол е ву ю
и
и н т е л л е ктуа л ь н у ю
с ф е ру
л и ч н о с т и
ш ко л ь н и к а .
Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная
заинтересованность ученика в получении знаний.
В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил,
рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
ΙV. Вывод
Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на
настроение учащихся, но и на качество обучения. Каково же это влияние?
Видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать,
принимать, верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение Учителя).
Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки,
доброжелательности, чтобы школьная жизнь, учеба приносили ребенку радость:
«Учиться победно!».
Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие
недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного
поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству. («Ребенок хорош, плох
его поступок»).
Предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной
деятельности. («В каждом ребенке – чудо, ожидай его»).