Автор: Эминова Наталия Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУМКЛ№1310 Населённый пункт: Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: Смысловое чтение в 4 классе(контрольная работа) Раздел: начальное образование
Контрольная работа «Читаем и понимаем текст»
Рабочий лист ученика (цы) 4_ класса_____________________________
Прочитайте
внимательно
тексты
№1
и
№2,
ответьте
на
вопросы,
выполните задания
Текст №1. Как растения-иностранцы Россию осваивали
1) Шёл Помидор из рода Паслён семейства Паслёновые с юга на север,
постепенно привыкая к холоду. 2) Вокруг была Россия, незнакомая страна, и
Помидор, конечно, тосковал по своей родной Южной Америке.
3) Он шёл по России, а внутри у него была Южная Америка, потому
что, в какие бы дальние края мы ни заехали, мы всегда носим с собой родную
страну. 4) Помидору было очень трудно в России, но он всё-таки шёл на
север, привыкая к трудностям. 5) Так устроена жизнь: в ней постоянно нужно
привыкать к трудностям.
6)
И
вдруг
–
он
даже
глазам
своим
не
поверил
–
навстречу
ему
земляк.7)
Обрадовался
Помидор,
закричал:
«Картофель!
Ты
как
здесь
очутился?» 8) Картофель тоже очень обрадовался и спросил: «Помидор,
дружище, ты куда?»
9) – Да вот продвигаюсь помаленьку с юга на север.
10) – А я продвигаюсь с севера на юг. 11) Наших не встречал?
12) – Не встречал. 13) С разными встретился: с Фасолью из Турции, с
Огурцом из Индии, с Редькой из Китая, даже с Арбузом из Южной Африки, а
наших не встречал.
14) – Говорят, тут где-то Тыкву видели.
15) – Нашу тыкву? 16) Значит, не усидела-таки на месте, потянуло и её
путешествовать за тридевять земель.
16) Да, недаром говорят, что мир тесен!
17) С тех пор прошло более двухсот лет, и теперь эти растения стали
вполне русскими овощами.
18) Поселившись в России, Картофель сразу начал свой путь с севера,
закалил себя, растёт повсюду, а Помидор до севера так и не дошёл.
Текст №2
В
России
картофель
впервые
появился
при
Петре
I.
В
литературе
описывается, что Пётр Великий передал из Роттердама мешок картофеля
графу Шереметеву и приказал разослать клубни по России для повсеместного
разведения
их.
Вначале
картофель
высаживали
только
на
аптекарских
огородах и ботанических садах, и лишь с середины XVIII века его стали
разводить на больших площадях, используя как продовольственную культуру.
Теперь же в народе картофель часто называют «вторым хлебом». Это вполне
естественно, так как он является основой множества разнообразных блюд,
обладающих пищевой ценностью, необходимой калорийностью.
Вопросы и задания:
1. Текст 2 пока не имеет названия. Придумайте название, чтобы оно
отражало основную мысль текста, состояло больше, чем из 2 слов .
___________________________________________________________
2. В каком направлении двигался Помидор? _____________________
3. Сколько времени прошло с момента встречи Помидора и Картофеля?
____________________________________________________________
4. Прочитайте предложения 6-8 (текст 1) и напишите определение слова
«земляк»_____________________________________________________
_____________________________________________________________
5. Установите соответствие: «культурное растение – его родина», ответ
запишите в табличке:
1.Тыква
1.Турция
2. Арбуз
2.Индия
3.Фасоль
3.Болгария
4. Огурец
4.Южная Африка
5.Редька
5.Китай
6.Испания
7.Южная Америка
6. Прочитайте первый абзац текста 1 (предложения 1-5). Какая мысль
(мысли) этого абзаца может быть названа ключевой? Укажите номер
(номера) предложений______________________________________________
7. Напишите, как вы понимаете выражение «второй хлеб» (текст 2).
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Продолжите каждое из предложений , приведите по 2 примера из
текста 1:
А) Это произведение – сказка, потому что…
1)_________________________________________________________________
____________________________________________________________
2)____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Б) Это произведение – не сказка, потому что…
1)_________________________________________________________________
_____________________________________________________________2)____
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Информация для учителя. Вопросы и задания, ключи.
1
2
3
4
5
Указываем типологию умений в соответствии с кодификатором, номер задания в тесте.
Задания могут не отражать всего набора формируемых умений.
Умение в соответствии с кодификатором
Номер задания в тесте, формулировка задания
Модель ответа
Оценивание
1) Определять тему и главную мысль текста, общую цель и назначение текста
1. Текст 2 пока не имеет названия. Придумайте название, чтобы оно отражало основную мысль
текста, состояло больше, чем из 2 слов.
1.Модель ответа:
Картофель – второй хлеб
Распространение картофеля в России
2 (ответы «картофель», «история картофеля» – не принимаются)
2) Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде
2. В каком направлении двигался Помидор?
3. Сколько времени прошло с момента встречи Помидора и Картофеля?
2. Помидор двигался с юга на север
3. С момента встречи прошло более двухсот лет
1
1
3)
Соотносить
информацию
из
разных
частей
текста,
сопоставлять
основные
текстовые
и
внетекстовые компоненты
4.
Прочитай предложения 6-8 (текст 1) и напиши определение слова «земляк»
4. Модель ответа:
В ответе должно быть указано
1) рождён кем-нибудь в одной местности ИЛИ
2) проживает (проживал) с кем-нибудь в одной местности
3)
должно
быть
соблюдено
требование
к
построению
определения:
земляк
–
это
человек,
который…
2 (соблюдение фактической точности + соблюдение требований к определению)
4) Упорядочивать, ранжировать и группировать информацию
5. Установите соответствие: «культурное растение – его родина».
1.Тыква
1.Турция
2. Арбуз
2.Индия
3.Фасоль
3.Болгария
4.
Огурец
4.Южная
Африка
5.Редька
5.Китай
6.Испания
7.Южная
Америка
5. Модель ответа:
За восстановление соответствия тыква – Южная Америка – 1 б (т.к. явной информации нет), за
остальное – по 0,5 б, всего до 3б
5) Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте
напрямую
6. Прочитайте первый абзац текста 1 (предложения 1-5). Какая мысль (мысли) этого абзаца может
быть названа ключевой? Укажите номер (номера) предложений
7. Напишите, как вы понимаете выражение «второй хлеб» (текст2)
6. Модель ответа:
Принимаются ответы
№3, №5
7. Должны быть элементы ответа:
важнейший повседневный продукт, по важности и распространённости похож на хлеб, почти не
приедается и ничем не может быть заменён
1
1
7
2
4
3
1
4
2
5
5
1
8)Интерпретировать произведение (художественное, музыкальное, живописное и др.), исходя из
особенностей жанра, стиля, присутствующих в них средств художественной выразительности и
образной системы
8. Продолжите каждое из предложений и приведите 2 примера из текста 1:
А) Это произведение – сказка, потому что…
Б) Это произведение – не сказка, потому что…
8. Модель ответа:
А) Это сказка, потому что (растения олицетворяются, передаётся разговор растений, используются
выражения, характерные для языка сказки – за тридевять земель)
Б) это не сказка, потому что (называются названия реальных стран, сторон света, используются
термины – род, семейство паслёновых)
Или другие, не противоречащие смыслу варианты ответа
4 (2+2)
Оценивание
Повышенный уровень - 13-15 баллов
Высокий уровень – 10-12 баллов
Средний уровень – 6-9 баллов
Низкий уровень – до 5 баллов
Анализ контрольной работы по чтению (март 2016 года). 4_класс, учитель:____________________
ФИ уч-ся
1)
Определять
т е м у
и
главную
мысль
текста,
общую цель и
назначение
текста
1
2)
Находить в
тексте
конкретные
сведения,
заданные в
явном виде
2,3
3)
Соотносить
информацию
и з
р а з н ы х
частей
текста,
сопоставлять
основные
компоненты
4
4)
Упорядочиват
ь,
ранжировать и
группировать
информацию
5
5)
Соотносить
факты с
общей идеей
текста,
устанавливать
связи, не
показанные в
тексте
напрямую
6,7
8)
Интерпретиро
вать
произведение,
исходя из
особенностей
жанра, стиля,
присутствующ
их в них
средств
художественн
ой
выразительно
сти и
образной
системы 8
Итог
Баллы
/уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25