Автор: Эминова Наталия Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ МКЛ № 1310 Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: Работа с неуспевающими детьми Раздел: начальное образование
Рабочая программа с «отстающими» и слабоуспевающими детьми.
4класса «Б»
Составитель
: Эминова Наталия Владимировна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2015 – 2016 учебный год
1. Пояснительная записка
Общая часть
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со
слабоуспевающими учащимися.
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей
с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения
экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-
психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных
программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости.
Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя
сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и
практически ежедневно переживает ситуацию
неуспеха. Всё это, естественно не способствует его
личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое
количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов. Под неуспеваемостью обычно
понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства,
которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате совершенно
разные явления не дифференцируются, трактуются как однородные — акты поведения учеников (не
выполняет домашние задания, не слушает на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы
формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности)
— все попадает в причины.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые
учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы
учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная
категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со
слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может
составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их
родителями.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы,
традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении,
связанные:
- с состоянием здоровья:
- занятия спортом;
- какими либо видами художественного творчества;
- неблагоприятной обстановкой в семье.
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает,
а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая»
работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал,
получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена
продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит
последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо
большее количество на отработку навыка.
Цель и задачи программы
- ликвидация пробелов у учащихся по предметам: русский язык и математика;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;
Краткая характеристика слабоуспевающих детей
(См. в приложении список неуспевающих)
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего
развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них
возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной
поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под
руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия
заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Принципы построения: Приоритет индивидуальности.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей
личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Принципы работы с неуспевающими учениками
Учитель начальных классов
ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ УЧЕНИКУ ПРОЯВИТЬ СВОИ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА.
Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:
1. Физиологические;
2. Психологические;
3. Социальные
Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни
нервной системы, нарушение двигательной функции.
Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания,
недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие
домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.
Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья,
нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня
неудовлетворенности оценок по основным предметам).
При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они
действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.
С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:
1. Недостатки познавательной деятельности
- несформированность приемов учебной деятельности;
- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
I. Недостатки познавательной деятельности.
Несформированность приемов учебной деятельности
Такие дети просто не умеют учиться, т.к. учебная деятельность требует овладения определенными ЗУНами:
счет в уме, заучивание стихотворения наизусть и т.д. Такие дети усваивают материал без предварительной
логической обработки, выполняют различные упражнения без предварительного усвоения
соответствующих правил. Они формально усваивают учебные приемы (например, могут вычленять
основные части текста по образцам, а не по смысловым связям). Таким образом, такие дети выбирают
определенные способы и приемы работы интуитивно, и со временем эти неправильные навыки в работе
закрепляются.
Ключевые моменты в организации учебного процесса
со слабоуспевающими детьми
1.
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые
образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно –
ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и
уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех
этапах урока.
2.
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные
задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы,
творческие работы по выбору.
3.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся»,
шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В
работе создаются специальные ситуации успеха.
4.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается
пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать
предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
5.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
6.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал
по той или иной причине.
7.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
8.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на
наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с
вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников
при затруднениях в усвоении нового материала.
9.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания,
направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах:
отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются
типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с
одновременным развитием самостоятельности в учении.
10.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по
осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения
домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-
консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой
темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
Программа деятельности классного руководителя
со слабоуспевающими учащимися
1.
С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности
школьников усилить работу со слабоуспевающими учащимися, используя эффективные формы
контроля.
2.
Взять под систематический контроль посещаемость учениками уроков, дополнительных занятий,
кружков и спортивных секций..
3.
Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный
руководитель – учащийся – родители – преподаватели.
4.
В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома, проводить
беседы, давать советы и рекомендации по улучшению успеваемости.
5.
Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать
положительную мотивацию в обучении.
Программа деятельности учителя начальных классов
со слабоуспевающими учащимися.
Главная задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с
материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы.
ПРИМЕР: если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то
необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как: - выделение опорных пунктов;
- составление плана тезисов;
- составление логической схемы прочитанного отрывка;
- формулирование главной мысли;
Постепенно ребенок привыкает к тому, что любой текст, в виде задания, правила, он будет разбивать
на эти составляющие смысловой обработки.
Недостатки развития психических процессов.
Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для
преподавателя, которая заключается в недостаточном развитии мышления, т.к. именно мышление
является важнейшим среди психических процессов, влияющих на восприятие учебного материала
школьником в сочетании с памятью и вниманием.
НАПРИМЕР: слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов
доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако при запоминании более
сложных текстов, где уже нужно использовать логическую память тесно связанную с процессом
мышления, они дают худшие результаты.
Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником
трудностей у значительной части неуспевающих детей.
Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо
формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций:
абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить,
какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.
Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей
Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность
ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности.
Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и
которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают ошибки,
медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, а, следовательно, и не справляются
с заданием в ситуации:
- когда учитель требует немедленного ответа;
- в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности
на другой (пример: опрос + запись в тетрадь);
- в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.
Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке домашнего
задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их
подготовленности. А так же:
- дать ученику на обдумывание поставленного вопроса больше времени;
- не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;
- путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих
знаниях, в возможности учиться;
- следует осторожно оценивать неудачи ученика;
- желательно, чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.
Ведущей причиной неуспеваемости может стать несформированность у школьника положительной,
устойчивой мотивации к учебной деятельности.
Что в этом случае делать учителю?
1. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения
успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.
2. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки
школьника, тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как
школьника в посильных для него видах деятельности.
3. Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником
такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и, в тоже время, развивающие его возможности.
4. Учителю необходимо вычислить те сферы деятельности неуспевающего ученика, в ходе
выполнения которых он может проявить инициативу и заслужить признание в школе.
5. Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.
6. Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, тем
самым не дать закрепиться новым неудачам.
7. Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет
оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.
8. Формирование учебных интересов: дополнительный развивающий материал, обращение к
непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений,
использование на уроке наглядного материала.
План работы со слабоуспевающими учащимися на 2012-2013 уч. год
классного руководителя 1 класса
№
п/п
Мероприятия
Срок
1.
. Взять на учет и составить список слабоуспевающих учащихся по итогам диагностики
учащихся.
Сентябрь
2.
Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся. Информацию
зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими учащимися
своего класса
Октябрь
3.
Составление плана работы со слабоуспевающими учащимися.
Ноябрь
4.
Собеседования с родителями неуспевающих учеников по результатам диагностики.
По итогам четверти.
5.
Собеседования с родителями учеников о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся
по результатам индивидуальной работы с ребенком.
Согласно графику
контрольных работ.
6.
Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных
дел.
Выборочно, по ситуации.
7.
Работа с родителями слабоуспевающих учащихся
В течение всего учебного
года.
8.
Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с
коллегами (на педсовете, ШМО)
В течение учебного года.
9.
Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на
текущую четверть.
Обновлять по мере
необходимости.
10.
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на
уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику,
фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.
В течение учебного года.
11.
Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса
при анализе тематического учета знаний по предмету детей всего класса.
В течение учебного года.
12.
Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих тетрадях по
предмету.
В течение учебного года.
Ф.И.О.
ученика
Причины
неуспеваемости
Использованы виды
опроса
Формы ликвидации
пробелов
Результат
работы
Индивидуальная карта ученика
Ф.И.О. учителя .…
Фамилия ученика ……………………….
Класс………………………………….
Предмет ………………………
№
п\п
Планируемые мероприятия
Сроки их
реализации
1.
Индивидуальные дополнительные занятия
. (Тематика занятий)
Дата
Сроки
2.
Дифференцированные задания.( Указать методическое пособие.)
3.
Дифференцированный контроль знаний. Темы.
4.
Работа с тетрадью.
5.
Консультации для родителей. (Тема)
6.
Создание ситуации успеха на уроке.
Используемая литература
1. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок. 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных
учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: 2009 -96 с.
2. В. Ю. Романова, Л.В. Петленко. Русский язык в начальной школе: индивидуальные задания. 2008 3. К. Э.
Кочурова . Дружим с математикой: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных
учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: 2009 -96 с.
4. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. «Математика в начальной школе»: Проверочные и контрольные работы. –
М.: 2006. -304 с.
Данная литература входит в УМК «Начальная школа XXI века»