Психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности по географии
Автор: Фитисова Татьяна Александровна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Ивановская СОШ" Населённый пункт: село Ивановское Ступинского района Московской области Наименование материала: статья Тема: Психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности по географии Раздел: среднее образование
Психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности
Процесс обучения опирается на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также
дидактическими системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих цельную
единую структуру и служащую достижению целей обучения.
Изучение курса географии нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых
знаний, а как открытие. Структура процесса обучения должна включать "педагогику действия". Школьникам в
возрасте 11-12 лет трудно длительное время находиться без действия и слушать только учителя. При
изучении географии есть возможность разнообразить формы деятельности ребенка, как на уроке, так и во
вне учебное время: работа с картами, выполнение практических работ, составление таблиц, делать замеры
выпадение осадков, изменения температуры окружающей среды, ориентирование на местности, определение
азимута и т.д. Перед учителем стоит проблема (особенно в начальной стадии изучения курса "география") -
научить детей работать с интернет-ресурсами, поскольку дети прекрасно владеют компьютерными
технологиями, с мобильных телефонов входят на любые сайты и задача учителя - сформировать проблему и
найти нужную информацию, отсечь илишнее, помочь составить проект, презентацию, грамотное выступление.
Что дает возможность формировать и развивать исследовательское мышление, навыки самостоятельной
деятельности учащихся, но при этом обязательно надо учитывать способности и возможности каждого
ученика исходя из уровня развития и способности в приобретении знаний. Дети в подростковом возрасте
очень любопытны; вовлечение их во внеурочную деятельность способствует расширению кругозора,
развитию познавательного интереса к предмету в целом.
В настоящие время внеурочная деятельность по географии является составной частью учебно-воспитательной
работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и
позволяет разумно организовывать их досуг. Если раньше цель была дать знания, то сегодня необходимо
формировать коммуникативные навыки, создавать условия для самоорганизации и развитии творческих
способностей.
География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так
как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с
международными и текущими событиями в нашей стране. Учащихся интересуют многие географические
проблемы, раскрыть которые не представляется возможным на уроке из-за недостатка времени. Главная
задача внеурочных занятий по географии - удовлетворить интересы школьников, помочь им всесторонне
познать многообразие и богатство родной природы.
Внеурочная деятельность отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и
особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы - расширить географический
кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать общеучебные и
специальные для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеклассные
занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого
научного уровня и глубины раскрытия программного материала.
На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных
источников информации, главным образом, как было уже сказано, через интернет. На экскурсиях и в походах
они закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и
оформлять гербарий, составляют планы и карты-схемы пути и т.д. Участие в походах по родному краю
воспитывает чувство патриотизма. Разнообразная тематика по подготовке и проведению недель географии,
конференций, семинаров и экскурсий воспитывают чувство гордости за нашу страну.
Формы внеурочной деятельности различаются целями, охватом учащихся, методикой подготовки и
проведения внеклассных занятий. Формы развиваются и совершенствуются параллельно уроку. Среди
внеурочных форм особое значение в процессе обучения географии приобретают наблюдения и практические
работы на местности. Часто такой местностью становится школьный двор, поскольку метеорологическая
площадка отсутствуют. Работа на местности в районе Ромашковой поляны или Сосновой рощи дает
возможность провести экологическую тропу. На территории, прилегающей к школе городской парк и парк 30-
летия Победы позволяют проводить со школьниками практические внеурочные занятия. Организация
наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие,
при котором учитель управляет процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники при этом
обогащают свой жизненный опыт; у них формируются конкретно - образное, а затем и абстрактное мышление
как основа для усвоения теоретических знаний (понятий, связей, закономерностей).
Наблюдения в процессе изучения географии учащиеся начинают вести при изучении начального курса
географии. Они включают метеорологические и фенологические наблюдения, результаты которых
фиксируются в специальных дневниках. Материалы наблюдений используются в процессе изучения
теоретического материала об атмосфере, гидросфере и биосфере. Обработка собранных материалов
наблюдений состоит в вычерчивание графиков хода температур, диаграмм облачности, розы ветров, расчетов
средних температур и т.д. Накопленные за несколько лет материалы наблюдений за погодой своей местности,
сроками замерзания и вскрытия водоемов, началом вегетации растений и другими явлениями служат ценным
материалом для проведения практических работ на уроках.
Система практических работ на местности - необходимое условие обучения географии. Назначение этих работ
- закрепление теоретических знаний и формирование географических умений по ориентированию, измерению
расстояний, съемки простейшего плана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы
для показа школьникам практической значимости географии, раскрытия ее роли в повседневной жизни
человека.
Особый интерес у школьников вызывает работа на местности по оборудованию экологической тропы в
близлежащем парке, сквере, лесном массиве. Ее создание начинается с выбора места, доступного для
учащихся. Территория при этом должна иметь разнообразные природные объекты, но маршрут экологической
тропы должен обходить (исключать) места обитания редких видов растений и животных. Среди учащихся
целесообразно провести конкурс на проекты экологических знаков, текста информационных досок, проекты
искусственных сооружений на тропе, тексты бесед с посетителями тропы во время экологических экскурсий.
Наибольшую сложность представляет разработка маршрута экологической тропы, ее подробное описание,
составление путеводителей по тропе.