Напоминание

Гармонизация межэтнических и межкультурных отношений в образовательной организации с полиэтническим составом обучающихся.


Автор: Огурцова Ольга Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СШ №7"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Гармонизация межэтнических и межкультурных отношений в образовательной организации с полиэтническим составом обучающихся.
Раздел: среднее образование





Назад





Гармонизация межэтнических и межкультурных отношений в

образовательной организации с полиэтническим составом обучающихся.
В «
Стратегии

государственной

национальной

политики

Российской

Федерации на период до 2025 года
», особо подчеркивается, о необходимости усиления образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества. Обозначенная проблематика ставит на повестку сферы образования, поиск новых педагогических подходов в работе с усиливающимся культурным многообразием. Вопрос гармонизации межэтнических и межкультурных отношений в нашей образовательной организации является актуальным, т.к учреждение специфично по национальному составу обучающихся в нем школьников. В классных коллективах школы обучаются дети 28 национальностей: русских – 35%, кумыков – 18%, ногайцев – 12% , азербайджанцев – 6%, чеченцев – 6%, украинцев – 4%, молдаван – 3%, 16% составляют национальности Средней Азии и национальности территории России. Этническая неоднородность контингента обучающихся накладывает отпечаток как на взаимоотношения детей и подростков с педагогами, так и между собой: во-первых, дети инофоны не говорят или плохо говорят на русском языке, так как в семьях разговаривают на родном языке, а педагогам надо обучать их в о д н о м к л а с с е с р у с к о я з ы ч н ы м и д е т ь м и ; во-вторых, они не адаптированы к социокультурной среде русскоязычного окружения, а педагогам необходимо ежедневно организовывать их общение с русскоязычными детьми, как в учебной, так и во внеучебной деятельности; в – третьих, дети инофоны часто совсем не подготовлены для социального взаимодействия между собой и русскоязычными детьми как в ОО, так и за его пределами. Таким образом, педагогам приходится решать повседневные проблемы таких детей, не зная их языка, не всегда учитывая родной менталитет детей и религиозных традиций. Число детей инофонов растет, а условия для успешного взаимодействия с ними подготовлены недостаточно. Новые социально-экономические условия поставили школу перед необходистью реагирования на вызовы времени. Особое внимание в школе уделяется: - психолого – педагогическому сопровождению детей инофонов;
- обучению русскому языку как неродному (на изучение предмета «Русский язык» увеличено количество часов за счёт часов компонента образовательного учреждения, а также муниципалитет выделяет дополнительные часы на обучение русскому); - знакомству с культурно – историческими особенностями нашей страны; - организации мероприятий по сплочению коллектива; - организация внеклассной и внеурочной деятельности. Воспитательная работа и внеурочная деятельность, как сфера с невысокой степенью регламентации деятельности, построенная на принципах добровольности, способствующая адаптации интересов обучающихся к различным сферам социаль- ной жизни. Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность культурную, гуманную, толерантную, способную к саморазвитию и самообразованию. Целью воспитательной работы школы является создание условий для адаптации и самореализации учащихся в социокультурной среде, воспитание гражданственности, нравственности, правосознания, национальной и религиозной терпимости. Воспитание личности, обогащенной знаниями, готовой к нравственному поведению и сознательной деятельности. Для осуществления этой цели необходимо развивать школьные традиции, способствовать развитию ученического самоуправления, формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина РФ, развивать навыки бесконфликтного общения, поддерживать и развивать творческую активность учащихся во всех сферах деятельности, максимально вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к реализации программы развития школы. Успешность воспитательного процесса в школе зависит от того, насколько гармонично складываются отношения между всеми участниками образовательного процесса, при этом этническая неоднородность контингента обучающихся и родителей накладывает отпечаток на эти взаимоотношения. Модель взаимодействия в условиях полиэтнической образовательной среды, как мне кажется, мало чем отличается от модели взаимодействия других школ, она просто имеет свои нюансы, поэтому педагогам школы приходится выбирать разные формы взаимодействия с учащимися и родителями, учитывая их потенциал, потребности и предложения. Для того чтобы межэтнические и межкультурные отношения были гармоничными, необходимо организовать комфортные условия для всех учащихся, наладить правильное взаимодействие родителей и педагогов, основанное на принципах партнерства и равенства. О некоторых формах работы, которые
способствуют гармонизации отношений между участниками образовательного процесса, хочется остановиться подробнее. Несколько лет в школе активно работает «Клуб пап». Начиналось все с проекта «Папа может всё». Опыт нашей школы показывает, что при средней наполняемости класса – 20-25 человек, во время родительских собраний мы видим одного - двух пап. Общественная работа в школе тоже в основном на плечах матерей. Вот поэтому наши педагоги решили обратиться к данной проблеме. Цель проекта: активизировать участие отцов в воспитательном процессе класса и школы. Папы справились с поставленной задачей. Проводили спортивные праздники, осенью и весной организовывали изготовление кормушек для птиц, устраивали велогонки в школе, проводили мастер-классы, организовывали экскурсии на свои предприятия. Участники проекта принимали участие в заседаниях Совета профилактики школы. Они настолько активизировались, что один из пап возглавил Управляющий совет школы. «Дни открытых дверей» - это совместный праздник педагогов и семьи, которым традиционно завершается учебный год, на котором организуются выставки работ учащихся, родителей, награждаются дети, родители, педагоги в знак эффективной совместной работы. Большой интерес у родителей и детей вызывает «Маршрут выходного дня», целью проекта является гармонизация детско-родительских отношений, сплочение коллектива детей и взрослых, организация досуга в выходные дни. Родители с удовольствием откликаются на предложение оторваться от телевизоров и провести выходной день всей семьей на природе, в кинотеатре, в мини-зоопарке. Причем в каждую последующую поездку желающих становится больше. Праздник «Традиции народного воспитания в семье» представляет возможность всем желающим показать традиции и обычаи своего народа, национальное творчество, представить символ семьи, её родословную, национальную кухню. В качестве инструмента по гармонизации межкультурного пространства в школе мы используем многолетние и прочные культурные и социальные связи с общественными организациями города «Дети, опаленные войной», «Ветераны ВОВ», военно-патриотическим спортивным клубом «Маргеловцы», с новоуренгойскими религиозными общинами, которые помогают в воспитании подрастающего поколения. 28 апреля 2015 года на базе нашей школы в честь 70-летия победы ВОВ, состоялось торжественное открытие музейной комнаты «Я помню! Я горжусь!». Музейная комната была создана как средство воспитания личности учащихся через формирование национального самосознания, гражданско-патриотических чувств,
создание толерантной среды в школе через систему мероприятий, связанных с историей Родины, воспитанием почтительного отношения к подвигам воинов, участвовавших в афганских, чеченских событиях и Ветеранов ВОВ. В музейной комнате проводятся классные часы, встречи с ветеранами, уроки мужества. Учащиеся проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующим тематикам. Изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение. Осуществляют создание экспозиций, проводят экскурсии для учащихся, родителей, гостей учреждения, оказывают содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе. Для гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укрепления толерантности в школе была принята воспитательная подпрограмма «Этнокалендарь».
Цель
данной программы – приобщение детей к событиям, которые происходят рядом, к окружающей их атмосфере разнообразной, богатой насыщенной культурной жизни. Праздничные даты и события представлены с учетом поликультурного и многонационального характера школы, поэтому среди них присутствуют народные, государственные и религиозные праздники. В плане мероприятий по реализации подпрограммы «Этнокалендарь» кроме направления работы с детьми и подростками есть и мероприятия по содействию национально-культурному взаимодействию, поддержке межконфессионального мира и согласия, совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений. Комплекс мероприятий даёт возможность ребёнку адаптироваться к социокультурной среде, познать культуру своего народа и прикоснуться к культуре другого народа. Для организации любого праздника из Этнокалендаря, создается творческая группа педагогов, обучающихся и родителей, которые планируют и разрабатывают мероприятия. Любой праздник встречает детей утром у входа в школу, продолжается весь день, организовываются тематические перемены, спортивные мероприятия, фестивали, выставки, акции, мастер-классы. Праздник охватывает, как правило, всех обучающихся школы. Результатом мероприятий является выпуск страниц школьного календаря. В конечном итоге цель таких мероприятий создание благоприятных условий для самореализации всех детей: одаренных, обычных, слабо владеющих русским языком, нуждающихся в коррекции, с отклоняющимся поведением. Главное для нас - подготовить учащихся к жизни, научить их жить в мире, согласии, гармонии с окружающими и самими собой.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!