Гармонизация межэтнических и межкультурных отношений в образовательной организации с полиэтническим составом обучающихся.
Автор: Огурцова Ольга Юрьевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ "СШ №7" Населённый пункт: Новый Уренгой Наименование материала: статья Тема: Гармонизация межэтнических и межкультурных отношений в образовательной организации с полиэтническим составом обучающихся. Раздел: среднее образование
Гармонизация межэтнических и межкультурных отношений в
образовательной организации с полиэтническим составом обучающихся.
В
« Стратегии
государственной
национальной
политики
Российской
Федерации на период до 2025 года », особо подчеркивается, о необходимости
усиления образовательных и культурно-просветительских мер по формированию
российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального
общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в
укреплении государства и защиты общего Отечества.
Обозначенная проблематика ставит на повестку сферы образования, поиск
новых
педагогических
подходов
в
работе
с
усиливающимся
культурным
многообразием.
Вопрос гармонизации межэтнических и межкультурных отношений в нашей
образовательной организации является актуальным, т.к учреждение специфично по
национальному составу обучающихся в нем школьников. В классных коллективах
школы обучаются дети 28
национальностей: русских –
35%, кумыков – 18%,
ногайцев – 12% , азербайджанцев – 6%, чеченцев – 6%, украинцев – 4%, молдаван
– 3%,
16%
составляют
национальности Средней Азии и национальности
территории России.
Этническая
неоднородность
контингента
обучающихся
накладывает
отпечаток как на взаимоотношения детей и подростков с педагогами, так и между
собой:
во-первых, дети инофоны не говорят или плохо говорят на русском языке,
так как в семьях разговаривают на родном языке, а педагогам надо обучать их в
о д н о м
к л а с с е
с
р у с к о я з ы ч н ы м и
д е т ь м и ;
во-вторых, они
не адаптированы к социокультурной среде русскоязычного
окружения,
а
педагогам
необходимо
ежедневно
организовывать
их
общение
с
русскоязычными
детьми,
как
в
учебной,
так
и
во
внеучебной
деятельности;
в – третьих,
дети инофоны часто совсем не подготовлены для социального
взаимодействия между собой и русскоязычными детьми как в ОО, так и за его
пределами.
Таким образом, педагогам приходится решать повседневные проблемы таких
детей, не зная их языка, не всегда учитывая родной менталитет детей и религиозных
традиций. Число детей инофонов растет, а условия для успешного взаимодействия с
ними
подготовлены
недостаточно. Новые
социально-экономические
условия
поставили школу перед необходистью реагирования на вызовы времени.
Особое внимание в школе уделяется:
- психолого – педагогическому сопровождению детей инофонов;
- обучению русскому языку как неродному (на изучение предмета «Русский
язык»
увеличено
количество
часов
за
счёт
часов
компонента
образовательного
учреждения, а также муниципалитет выделяет дополнительные часы на обучение
русскому);
- знакомству с культурно – историческими особенностями нашей страны;
- организации мероприятий по сплочению коллектива;
- организация внеклассной и внеурочной деятельности.
Воспитательная работа и внеурочная деятельность, как сфера с невысокой
степенью регламентации деятельности, построенная на принципах добровольности,
способствующая адаптации интересов обучающихся к различным сферам социаль-
ной жизни.
Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на
модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность
культурную,
гуманную,
толерантную,
способную
к
саморазвитию
и
самообразованию.
Целью
воспитательной
работы
школы
является
создание
условий
для
адаптации
и
самореализации
учащихся
в
социокультурной
среде,
воспитание
гражданственности, нравственности, правосознания, национальной и религиозной
терпимости.
Воспитание
личности,
обогащенной
знаниями,
готовой
к
нравственному поведению и сознательной деятельности.
Для осуществления этой цели необходимо развивать школьные традиции,
способствовать
развитию
ученического
самоуправления,
формировать
активную
гражданскую
позицию
и
самосознание
гражданина
РФ,
развивать
навыки
бесконфликтного
общения,
поддерживать
и
развивать
творческую
активность
учащихся во всех сферах деятельности, максимально вовлекать родителей в жизнь
школы и привлекать их к реализации программы развития школы.
Успешность воспитательного процесса в школе зависит от того, насколько
гармонично складываются отношения между всеми участниками образовательного
процесса,
при
этом
этническая
неоднородность
контингента
обучающихся
и
родителей
накладывает
отпечаток
на
эти
взаимоотношения.
Модель
взаимодействия
в
условиях
полиэтнической
образовательной
среды,
как
мне
кажется, мало чем отличается от модели взаимодействия других школ, она просто
имеет свои нюансы, поэтому педагогам школы приходится выбирать разные формы
взаимодействия с учащимися и родителями, учитывая их потенциал, потребности и
предложения.
Для
того
чтобы
межэтнические
и
межкультурные
отношения
были
гармоничными, необходимо организовать комфортные условия для всех учащихся,
наладить
правильное
взаимодействие
родителей
и
педагогов,
основанное
на
принципах
партнерства
и
равенства.
О
некоторых
формах
работы,
которые
способствуют
гармонизации
отношений
между
участниками
образовательного
процесса, хочется остановиться подробнее.
Несколько лет в школе активно работает «Клуб пап». Начиналось все с
проекта
«Папа
может
всё».
Опыт
нашей
школы
показывает,
что
при
средней
наполняемости класса – 20-25 человек, во время родительских собраний мы видим
одного - двух пап. Общественная работа в школе тоже в основном на плечах
матерей. Вот поэтому наши педагоги решили обратиться к данной проблеме. Цель
проекта: активизировать участие отцов в воспитательном процессе класса и школы.
Папы
справились
с
поставленной
задачей.
Проводили
спортивные
праздники,
осенью и весной организовывали изготовление кормушек для птиц, устраивали
велогонки в школе, проводили мастер-классы, организовывали экскурсии на свои
предприятия.
Участники
проекта
принимали
участие
в
заседаниях
Совета
профилактики школы. Они настолько активизировались, что один из пап возглавил
Управляющий совет школы.
«Дни открытых дверей» - это совместный праздник педагогов и семьи,
которым традиционно завершается учебный год, на котором организуются выставки
работ
учащихся,
родителей,
награждаются
дети,
родители,
педагоги
в
знак
эффективной совместной работы.
Большой интерес у родителей и детей вызывает «Маршрут выходного дня»,
целью проекта является гармонизация детско-родительских отношений, сплочение
коллектива детей и взрослых, организация досуга в выходные дни.
Родители
с
удовольствием
откликаются
на
предложение
оторваться
от
телевизоров и провести
выходной день всей семьей на природе, в кинотеатре, в
мини-зоопарке. Причем в каждую последующую поездку желающих становится
больше.
Праздник
«Традиции
народного
воспитания
в
семье»
представляет
возможность
всем
желающим
показать
традиции
и
обычаи
своего
народа,
национальное
творчество,
представить
символ
семьи,
её
родословную,
национальную кухню.
В качестве инструмента по гармонизации межкультурного пространства в
школе мы используем многолетние и прочные культурные и социальные связи
с
общественными
организациями
города
«Дети,
опаленные
войной»,
«Ветераны
ВОВ»,
военно-патриотическим
спортивным
клубом
«Маргеловцы»,
с
новоуренгойскими
религиозными
общинами,
которые
помогают
в
воспитании
подрастающего поколения.
28 апреля 2015 года на базе нашей школы в честь 70-летия победы ВОВ,
состоялось торжественное открытие музейной комнаты «Я помню! Я горжусь!».
Музейная комната была создана как средство воспитания личности учащихся через
формирование
национального
самосознания,
гражданско-патриотических
чувств,
создание толерантной среды в школе через систему мероприятий, связанных с
историей
Родины,
воспитанием
почтительного
отношения
к
подвигам
воинов,
участвовавших в афганских, чеченских событиях и Ветеранов ВОВ. В музейной
комнате
проводятся
классные
часы,
встречи
с
ветеранами,
уроки
мужества.
Учащиеся проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного
изучения литературы и других источников по соответствующим тематикам. Изучают
собранный материал и обеспечивают его учет и хранение. Осуществляют создание
экспозиций,
проводят экскурсии для учащихся, родителей, гостей учреждения,
оказывают содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном
процессе.
Для гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укрепления
толерантности
в
школе
была
принята
воспитательная
подпрограмма
«Этнокалендарь». Цель
данной
программы
–
приобщение
детей
к
событиям,
которые происходят рядом, к окружающей их атмосфере разнообразной, богатой
насыщенной культурной жизни.
Праздничные даты и события представлены с учетом поликультурного и
многонационального характера школы, поэтому среди них присутствуют народные,
государственные и религиозные праздники.
В плане мероприятий по реализации подпрограммы «Этнокалендарь» кроме
направления работы с детьми и подростками есть и мероприятия по содействию
национально-культурному взаимодействию, поддержке межконфессионального мира
и согласия, совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка
в сфере межнациональных отношений. Комплекс мероприятий даёт возможность
ребёнку адаптироваться к социокультурной среде, познать культуру своего народа и
прикоснуться к культуре другого народа.
Для организации любого праздника из Этнокалендаря, создается творческая
группа педагогов, обучающихся и родителей, которые планируют и разрабатывают
мероприятия. Любой праздник встречает детей утром у входа в школу, продолжается
весь день, организовываются тематические перемены, спортивные мероприятия,
фестивали, выставки, акции, мастер-классы. Праздник
охватывает, как правило,
всех обучающихся школы.
Результатом мероприятий является выпуск страниц школьного календаря.
В конечном итоге цель таких мероприятий создание благоприятных условий
для самореализации всех детей: одаренных, обычных, слабо владеющих русским
языком, нуждающихся в коррекции, с отклоняющимся поведением. Главное для нас
- подготовить учащихся к жизни, научить их жить в мире, согласии, гармонии с
окружающими и самими собой.