Напоминание

Познавательная деятельность обучающихся на уроках технологии


Автор: Ульяничева Наталья Афанасьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №593
Населённый пункт: СПб Невский район
Наименование материала: Статья
Тема: Познавательная деятельность обучающихся на уроках технологии
Раздел: среднее образование





Назад




Познавательная деятельность обучающихся на уроках технологии. Педагогам известно, что именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития и обучения. Многие думают, что у ученика на первом месте должны быть такие понятия как долг, обязанность, прилежное отношение к изучаемому. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей мыслить, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. У многих детей в наше время отсутствует познавательный интерес на уроках. Педагогам приходится так выстраивать урок по своему предмету, чтобы новый урок не был похож на предыдущий, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к тому или иному выводу. Кажется , что все методы хороши, если заставляют ребят активно работать на уроке, помогают быстро и надолго усвоить материал. Цель работы учителя- научить, заинтересовать, разжечь желание и стремление узнать предмет глубже, научить мыслить, выражать свои чувства. Основной принцип работы учителей – научить ребенка самостоятельно думать и работать, научить учиться. Формирование интереса к предмету – одна из главных задач педагога. Ведь каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «желания нет». В таких случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Поэтому в преподавании технологии особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Одной из главных задач учителя-предметника - изучить познавательный интерес, определить пути формирования интереса на уроках . Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник заинтересован.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что каждый учитель-предметник должен сначала заинтересовать учеников, суметь подать материал так, чтобы на уроке была активная, увлеченная обстановка. Только в этом случае он может рассчитывать на успех. Для заинтересованности обучающихся на уроках технологии, следовательно, чтобы работа была продуктивной, необходимо использовать в течение урока различные виды деятельности. На уроках технологии: 1.Творческие задания - все интересны по-своему, развивают художественное, исследовательское, образное мышление. 2.Эвристический диалог - позволяет наряду с развитием логики ученика сформировать его наглядно-образного мышление. Подобный синтез двух взаимодополняющих друг друга частей мышления человека формирует творчество и нравственные устои личности. 3.Проектная деятельность – этот интересный и занимательный вид деятельности.
Проектный метод обучения технологии
– это интегрированный вид деятельности по созданию изделий, имеющих личную и общественную значимость. Организация проектной деятельности учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся, помогает создать положительную мотивацию для самообразования. При выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку. Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе, изобразительному искусству) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта. Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Мы имеем дело с проектным обучением, если:  - учитель ориентируется не только на получение учащимися предметных знаний, но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных способностей;
 - учащиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему; сами планируют ход и прогнозируют результаты работы;  - участники проекта сами организуют себя на дело и осуществляют поисковую деятельность;  - сами отбирают необходимые средства для осуществления проекта;  - учитель выводит педагогический процесс в окружающий мир;  - участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом;  - учитель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом;  - учитель создает условия для коррекции работы над проектом;  - учитель организует экспертизу проектов;  - учитель организует публичную защиту проектов, а ученики готовят проект к презентации, представляют и защищают его;  - ученики анализируют свою работу над проектом.  Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, может служить проектное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность:  · к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;  · к целеполаганию;  · к самообразованию и самоорганизации;  · к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;  · умения;  · делать выбор и принимать решения.  Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.  4Художественный промысл.– направлено на изучение традиций и творчество различных народов и, конечно же, на развитие эстетического вкуса учащихся, умению понимать замысел автора.
Это наиболее типичные виды деятельности на уроках технологии. Их грамотное и гармоничное использование позволит сделать урок ярким и насыщенным. Кроме того, существуют различные виды самих уроков, названия которых уже говорят о том, что урок будет нестандартным и наверняка заинтересует учащихся: уроки - деловые игры, уроки - пресс-конференции, уроки – соревнования, уроки типа КВН, уроки-проектирования, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-фантазии, уроки- игры, уроки-конференции, интегрированные уроки, экскурсии… Эти уроки способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают каждому ученику возможность выражения своего «я». Закономерно, что нестандартный урок всё шире входит в практику школы. Включить каждого учащегося в познавательную деятельность, заинтересовать его этим процессом - вот задача, которую решает нестандартный урок. Итак, сделаем выводы из вышесказанного, чтобы учащиеся проявляли познавательную активность на уроках, нужно учителю проявлять множество усилий, совершенствоваться, не стоять на месте, постоянно находиться в движении.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!