Познавательная деятельность обучающихся на уроках технологии
Автор: Ульяничева Наталья Афанасьевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: ГБОУ СОШ №593 Населённый пункт: СПб Невский район Наименование материала: Статья Тема: Познавательная деятельность обучающихся на уроках технологии Раздел: среднее образование
Познавательная деятельность обучающихся на
уроках технологии.
Педагогам известно, что именно интерес является основным стимулом деятельности
ребёнка, его развития и обучения.
Многие думают, что у ученика на первом месте должны быть такие понятия как долг,
обязанность, прилежное отношение к изучаемому. Конечно, это очень важные стимулы
обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот,
помогает привести ученика к успеху.
Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать
урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом?» Какой современный
учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. И
это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и
новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление
учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как
самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного
образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой
цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей мыслить,
совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного
образования.
У многих детей в наше время отсутствует познавательный интерес на уроках. Педагогам
приходится так выстраивать урок по своему предмету, чтобы новый урок не был похож
на предыдущий, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к тому или иному выводу.
Кажется , что все методы хороши, если заставляют ребят активно работать на уроке,
помогают быстро и надолго усвоить материал. Цель работы учителя- научить,
заинтересовать, разжечь желание и стремление узнать предмет глубже, научить мыслить,
выражать свои чувства.
Основной принцип работы учителей – научить ребенка самостоятельно думать и
работать, научить учиться.
Формирование интереса к предмету – одна из главных задач педагога.
Ведь каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием
занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям,
и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «желания нет».
В таких случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в
знаниях, нет интереса к учению.
Поэтому в преподавании технологии особое значение приобретает развитие интереса к
предмету у каждого ребенка.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и
знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и
развивать.
Одной из главных задач учителя-предметника - изучить познавательный интерес,
определить пути формирования интереса на уроках .
Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения
ими знаниями. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а,
наоборот, способствует этому.
Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития
ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от
способа подачи материала. При наличии познавательных интересов учение становится
близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник заинтересован.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что каждый учитель-предметник
должен сначала заинтересовать учеников, суметь подать материал так, чтобы на уроке
была активная, увлеченная обстановка. Только в этом случае он может рассчитывать на
успех.
Для заинтересованности обучающихся на уроках технологии, следовательно, чтобы
работа была продуктивной, необходимо использовать в течение урока различные виды
деятельности.
На уроках технологии:
1.Творческие задания - все интересны по-своему, развивают художественное,
исследовательское, образное мышление.
2.Эвристический диалог - позволяет наряду с развитием логики ученика сформировать его
наглядно-образного мышление. Подобный синтез двух взаимодополняющих друг друга
частей мышления человека формирует творчество и нравственные устои личности.
3.Проектная деятельность – этот интересный и занимательный вид деятельности.
Проектный метод обучения технологии – это интегрированный вид деятельности
по созданию изделий, имеющих личную и общественную значимость. Организация
проектной
деятельности
учащихся
обеспечивает
целостность
педагогического
процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание
учащихся, помогает создать положительную мотивацию для самообразования. При
выполнении
творческих
проектов
учащиеся
выявляют
свои
профессиональные
способности, получают первоначальную специальную подготовку.
Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и
вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности
учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные,
например,
к
истории,
литературе,
изобразительному
искусству)
с
большим
удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В
результате у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это,
пожалуй, самая сильная сторона проекта.
Проектная
деятельность
детей
является
одним
из
методов
развивающего
обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений
(постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов,
анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и
логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и
приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Мы имеем дело с проектным обучением, если:
- учитель ориентируется не только на получение учащимися предметных знаний,
но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных способностей;
-
учащиеся
приняли
тему
проекта
как
личностно
значимую
проблему;
сами
планируют ход и прогнозируют результаты работы;
- участники проекта сами организуют себя на дело и осуществляют поисковую
деятельность;
- сами отбирают необходимые средства для осуществления проекта;
- учитель выводит педагогический процесс в окружающий мир;
- участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом;
- учитель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом;
- учитель создает условия для коррекции работы над проектом;
- учитель организует экспертизу проектов;
- учитель организует публичную защиту проектов, а ученики готовят проект к
презентации, представляют и защищают его;
- ученики анализируют свою работу над проектом.
Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы
мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и
познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают основание
предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени,
чем многие другие, может служить проектное обучение, так как оно побуждает
учащихся проявлять способность:
· к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;
· к целеполаганию;
· к самообразованию и самоорганизации;
· к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;
· умения;
· делать выбор и принимать решения.
Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного
образования
определяется
его
многоцелевой
и
многофункциональной
направленностью,
а
также
возможностью
её
интегрирования
в
целостный
образовательный
процесс,
в
ходе
которого
наряду
с
овладением
учащимися
системными
базовыми
знаниями
и
ключевыми
компетенциями
происходит
многостороннее развитие растущей личности.
4Художественный
промысл.–
направлено
на
изучение
традиций
и
творчество
различных народов и, конечно же, на развитие эстетического вкуса учащихся, умению
понимать замысел автора.
Это наиболее типичные виды деятельности на уроках технологии. Их грамотное и
гармоничное использование позволит сделать урок ярким и насыщенным.
Кроме того, существуют различные виды самих уроков, названия которых уже говорят о
том, что урок будет нестандартным и наверняка заинтересует учащихся:
уроки - деловые игры, уроки - пресс-конференции, уроки – соревнования, уроки типа
КВН, уроки-проектирования, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-фантазии, уроки-
игры, уроки-конференции, интегрированные уроки, экскурсии…
Эти уроки способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между
учителем и учащимися, создают каждому ученику возможность выражения своего «я».
Закономерно, что нестандартный урок всё шире входит в практику школы. Включить
каждого учащегося в познавательную деятельность, заинтересовать его этим процессом -
вот задача, которую решает нестандартный урок.
Итак, сделаем выводы из вышесказанного, чтобы учащиеся проявляли познавательную
активность на уроках, нужно учителю проявлять множество усилий, совершенствоваться,
не стоять на месте, постоянно находиться в движении.