Напоминание

Программа развития художественных способностей и творческого потенциала дошкольников


Автор: Дрючина Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ "Жемчужинка"
Населённый пункт: г. Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: программа
Тема: Программа развития художественных способностей и творческого потенциала дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Куйбышевского района - детский сад комбинированного вида "Жемчужинка"

Программа развития художественных способностей и

творческого потенциала дошкольников

Автор -

составитель:

Дрючина Н.С.

г. Куйбышев,

2016-2017 учебный год


Актуальность
В современном мире педагоги и специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти, мелкой моторики. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Следовательно, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранные языки, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Изобразительная деятельно сть спо собствует р а з в и т и ю с енсомоторики – согласованно сти в работе глаза и р у к и , совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, разработала программу развития художественных способностей и творческого потенциала дошкольников (далее Программа). Основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография. Данная программа будет реализована в рамках кружка «Маленькое чудо». Программа рассчитана на 1 год для детей 3 - 4 лет. Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе все больше и больше внимания, она относится к нетрадиционным художественным техникам и заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются
пластилинографией. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия пластилинографией предоставляют большую возможность, для развития и обучения детей. Способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, воображение, развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации, а так же развитию творческих спо собно стей, художественного вкуса, приобщение ребенка к миру прекрасного; дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца, развивается трудолюбие, усидчивость, эмоциональное положительное отношение к миропониманию; развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», тесно переплетаются с жизнью детей, с той образовательной, игровой деятельностью, которую они осуществляют постоянно. Такое построение занятий кружка «Маленькое чудо» способствует более успешному освоению образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. Программа является моделью совместной художественно- изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом
возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей младшего дошкольного возраста под девизом: растём, развиваемся через познание, творчество, игру. Данная Программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Цель Программы:
развитие осязания и мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.
Задачи:
- формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии; - закреплять умение работать на заданном пространстве; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - развивать внимание, памяти, речи, мышления; - для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.); - воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им; - воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Принципы работы
Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности. Принцип гуманистичности - индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
Принцип личностно – ориентированного обучения - в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы. Принцип развивающего обучения – детям даются знания повышенного уровня, опережающие их развитие. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ 1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика). 2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность. 3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ По количеству детей участвующих в занятии – подгрупповая (7 человек), индивидуальная. По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей - мастерская, изостудия. По дидактической цели - комбинированные формы занятий. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по апрель, длительностью для детей второй младшей группы - 15 минут.
Техника

безопасности

работы

с

пластилином

и

особенности

используемого материала.

Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов: - несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе - в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна. Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:  Для работы использовать плотный картон.  Основу можно покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных¬ пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин.  На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать доска или клеенка, салфетка для рук.
Условия реализации программы
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). Такое построение занятий способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых
объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. В ходе занятий дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми; появляются элементарные математические представления о счете, размере, величине; развиваются сенсорные эталоны.
Материал:
1. Плотный цветной картон. 2. Цветной пластилин. 3. Доска для лепки. 4. Салфетка для рук. 5. Игрушки, иллюстрации и дидактиче ский м ат е р и а л , соответствующий тематике занятия. 6. Пайетки, бисер, спички, семечки.
Перспективное планирование

Месяц

Тема

Цель
Октябрь «Железная дорога» Учить детей раскатывать пластилин прямыми движениями рук, сплющивать и прилеплять на лист параллельно друг другу, в качестве шпал использовать спички. «Ёжик – ворчун» Развивать у детей художественно-творческие способности, воспитывать у детей терпение и усидчивость, закреплять умения работать с природным материалом, развивать мелкую моторику рук, развивать творческое мышление. «Подсолнух» Учить раскатывать пластилин круговыми
движениями рук, сплющивать о налеплять тонкий «блин» в середине заготовленного цветка пождсолнуха, дополнять рисунок семечками. "Гусеница» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания). "Украсим кукле платье» Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм. Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга. Ноябрь "Солнышко» Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе. (круг – лепёшка, лучи – маленькая колбаска размазанная по направлению луча) «А облака, будто белые лошадки» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа (облако) посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, размазывания). "Осенние листочки» Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывание от целого куска, размазывание по контуру. «Листопад» Учить приёму - размазывания (в разных направлениях). Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
Декабрь «Выросла Ёлочка» (2 занятия) Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки. Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа. "Новогодние шарики» (коллективная работа) (2 занятия) Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии. Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур. Украшать шары пластилином разного цвета, бисером и пайетками. Январь "Снеговик» Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания. Развитие мелкой моторики рук. Развитие эстетического умения – украшения своей работы (шубки снеговика) пластилином разного цвета. «Снежинки» Беседа с детьми о зиме. Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилина. "Снеговик» (2 занятия) Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии. Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур. Развивать согласованность в работе обеих рук. Февраль «Открытка для папы» (2 занятия) Вызвать желание поздравить с праздником пап. Помочь детям изготовить открытки к празднику, используя знакомы приёмы работы с пластилином. «Сердечки» (2 занятия) Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки украсить рисунок бисером пайетками и пр. Март «Цветы для мамы» (2 занятия) Беседа о наших мамах, о празднике 8 марта. Развитие мелкой моторики рук, упражнение в создании знакомых образов известными приемами пластилинографии. «Веточка Закрепить приёмы раскатывания пластилина
мимозы» (2 занятия) между ладонями круговыми и прямыми движениями. Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы Апрель «Космос» (2 занятия) Учить смешивать несколько цветов пластилина, раскатывать двумя ладонями и сплющивать (планета), рисовать звёзды, размазывая от одного сплющенного и налепленного шарика. «Аквариум» (2 занятия) Учить детей размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки. Закреплять умение детей способом размазывания создавать вертикальные линии сверху вниз, создавая водоросли в аквариуме. Закреплять умение детей способом надавливания создавать камешки в аквариуме.
Ожидаемые результаты:
- сформируется умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии; - закрепится умение работать на заданном пространстве; - разовьётся умелость рук, укрепится сила рук, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются; - разовьётся внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; - будут проявлять отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им; - научатся использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.) для выразительности работ; - станут активно участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Использованная литература:
1. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г. 2. Давыдова Г.Н., Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва 2008; 3. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. 4. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. 5. Ткаченко.Т.Б., Сторадуп К.И. Лепим из пластилина.-Ростов-н- Д.Издательство» Феникс» 2003. 6. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!