Автор: Говорухина Оксана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС ОВ "Звёздочка" Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, пос. Пурпе Наименование материала: методическая разработка Тема: "Экскурсия в лес. растения вокруг нас" Раздел: дошкольное образование
Цель:
-Учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе;
- Закрепить понятия: хвойные и лиственные деревья;
- Развивать умение детей узнавать и называть растения родного края;
- Доказывать принадлежность растений к определённому виду: дерево,
кустарник и т.д., развивать логическое мышление, умение сравнивать;
- Воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе.
Материалы:
Корзинки для сбора природного материала.
Предварительная работа:
Экскурсия в краеведческий музей, наблюдение на прогулке, чтение
рассказов об осени.
Ход экскурсии
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая сегодня погода! (Обратить внимание
детей на облака, на чистое голубое небо). Когда смотришь на небо, кажется, что
сейчас весна. Ведь обычно такое небо бывает только весной. Может действительно
сейчас весна?
Дети: - Нет. Сейчас осень.
Воспитатель: - Правильно, осень. А таких солнечных дней становиться всё
меньше и меньше. Что произошло с погодой? Как изменились растения?
Дети: - Стало холодно, травка пожелтела, а на деревьях листочки тоже
пожелтели и опадают.
А сейчас мы попутешествуем то лесу и познакомимся с растениями, которые
растут
рядом
с
нами.
(Обратить
внимание
детей
на
красивое
сочетание
разноцветных листьев с зелёной хвоей и голубым небом. Отметить, что расцветка
листьев у разных деревьев не одинакова). Ребята, послушайте, как шумят деревья
на ветру. Они приглашают нас к себе в гости.
Посмотрите, это ромашка. Вы узнали её? А от каких болезней она помогает?
Дети: - Когда у меня болело горлышко, я полоскала его ромашкой.
Воспитатель: - Правильно, ромашка помогает при простуде, как и это растение,
которое называется – багульник. Багульник не только лечит при простуде, но и
своим запахом убивает микробы, которые находятся в воздухе. Нежно потрогайте
его, чувствуете запах?
А это кипрей или Иван-чай. Его в старину заваривали и пили чай. Но многие
люди и сейчас пьют чай из кипрея, он полезный, в нём много витаминов. Также
очень полезен и шиповник. Это кустарник с колючими веточками, настой из ягод
шиповника очень вкусный и полезный. В нём содержится витамин С. Чтобы не
заболеть гриппом, нужно для профилактики пить настой из шиповника. В нашем
саду нам тоже готовят напиток из шиповника.
А ещё в лесу очень много различных
ягодных кустарничков: брусника,
голубика, черника и др. чем больше человек употребляет ягод, тем меньше он
подвержен заболеванием зимой и весной.
Ребята, а что это за растение, кто знает, как оно называется? Это карликовая
берёзка. Она растёт только на севере. Обратите внимание на листочки, какого они
цвета?
Дети: - Красного.
Воспитатель: - Летом листочки карликовой берёзки тёмно-зелёного цвета, а с
приходом осени становятся красными, а затем опадают. Посмотрите на форму
листа, какой формы лист берёзки?
Дети: - Почти круглый.
Воспитатель: Сравните карликовую берёзку с берёзой стоящей рядом. Найдите
отличие.
Дети: Она меньше ростом, листочки у берёзы жёлтого цвета, а у карликовой
берёзки – красного.
Воспитатель: - Карликовая берёзка дерево или кустарник? Как вы думаете?
Дети: - Кустарник.
Воспитатель: - Почему вы так считаете?
Дети: - Потому что у карликовой берёзки нет ствола, как у всех деревьев, все
веточки растут прямо из земли.
Воспитатель: - А это дерево осина. (Рассмотреть ствол деревьев, веточки,
листья, отметить отличия). Если на веточках есть листья, как одним словом можно
назвать такие деревья?
Дети: - Лиственные.
Воспитатель: - А что происходит с листьями осенью?
Дети: - Они опадают. (Дать детям возможность понаблюдать, как падают листья,
как много листьев на земле, здесь и яркие свежие листья и уже потемневшие).
Воспитатель: - А что потом происходит с листьями, кто знает? Они перегнивают,
и получается хорошее удобрение для растений.
Воспитатель: - Посмотрите, как дружно растут осина и берёза. Словно
подружки.
Погладьте
стволы
деревьев,
скажите
ласковое
слово.
Растите
«подружки» и радуйте нас своими красивыми нарядами.
Ребята, а это что за чудесное дерево с гроздьями ярко-оранжевых ягод?
Дети: - Рябина.
Воспитатель: - Она привлекательна в любое время года: весной её украшают
кружевные листочки и белые пушистые цветки, осенью – тёмно-красные листья и
ярко-красные гроздья ягод, зимой листья опадают, а гроздья ягод привлекают наш
взгляд ещё долгое время. И не только наш взгляд, они также привлекают и птиц,
угощая их своими сочными и полезными ягодами. Эти ягоды собирают и люди. Их
сушат, делают сиропы, варят желе. А корой рябины любят полакомиться зайцы, она
тоже содержит много витаминов.
А сейчас послушайте загадку:
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(лиственница)
Обратить внимание детей на лиственницу. Как вы думаете, почему у этого
дерева такое название?
Дети: - У неё иголочки желтеют и опадают как листочки.
Воспитатель: - А весной вырастут новые – пушистые и мягкие. Мы обязательно
придём
к
тебе
весной
и
потрогаем
твои
хвоинки.
Ребята,
а
по
соседству
с
лиственницей посмотрите, растут ель, кедр и сосна. Как одним словом назвать эти
деревья? Что у них общего?
Дети: - Иголочки.
Воспитатель: - Хвоинки. (Сравнить по длине, по цвету). Значит, как эти деревья
называются?
Дети: - Хвойные.
Воспитатель: - А лиственница – хвойное или лиственное дерево?
Дети: - Наверное, хвойное. Ведь у неё тоже вместо листочков – иголочки,
хвоинки.
Воспитатель: - Правильно. (Обратить внимание детей на то, что под хвойными
деревьями почти нет опавших хвоинок, почему?). Ребята, как вы думаете, хвойные
деревья
цветут
или
нет?
(Цветут).
Вот
лиственница,
например,
цветёт
великолепными
розовыми
цветочками,
и
в
это
время
дерево
становиться
необыкновенно красивым. Но цветение проходит очень быстро, и важно уловить
этот момент.
Ребята, сегодня мы познакомились с растениями, которые растут рядом с нами и
приносят нам большую пользу. Как вы думаете, какую? (Ответы детей).
Воспитатель: - Лес – это замечательное природное богатство. Сюда ходят не
только
за
грибами
и
ягодами,
в
лес
ходят
отдыхать,
наслаждаться
тишиной,
прохладой, чистым воздухом. Лес надо беречь и ценить, он красив во все времена
года.
А сейчас игры.
1. «К названному дереву беги». Воспитатель называет дерево, дети по команде
бегут к нему.
2. «Прятки». Дети прячутся за деревьями. Жмурка, досчитав до десяти,
поворачивается и, не сходя с места, ищет глазами детей, стоящих за деревьями. Кто
первым обнаружен, тот водит.
3. Свободные игры детей . Дать детям возможность побыть наедине с природой,
самостоятельно рассмотреть растения. Сбор природного материала.
Последующая работа . Составление композиций из природного материала,
изготовление гербария, аппликация «Чудеса осени», выставка работ в группе.