Напоминание

"Формы и методы родительских собраний в дополнительном образовании"


Автор: Горбунова Ирина Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ДДЮТ
Населённый пункт: г.Люберцы, Московская область
Наименование материала: ДОКЛАД
Тема: "Формы и методы родительских собраний в дополнительном образовании"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДОКЛАД С принятием нового Закона РФ « Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и педагога дополнительного образования. В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Должна использоваться нетрадиционная методика проведения родительских собраний, которая бы повысила интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличила явку и активизировало родителей на решение проблем воспитания. Каждый педагог должен сам выбрать ту форму, которая бы помогла ему заинтересовать и привлечь родителей.
1. Формы и методы работы с родителями.
. Используется: - родительские собрания, - дни открытых дверей, -организация совместного досуга. - наглядная пропаганда - беседы и консультации, - открытое занятие - выставка. - творческий отчет, - конференции родителей, - анкетирование - круглые столы, Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.

Формы взаимодействия с родителями
Одной из основных форм работы является родительское собрание.
Родительское собрание
– одна из основных форм работы с родителями. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. На нём обсуждаются проблемы жизни творческого объединения, учреждения и родительского коллектива. Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей. Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции (пусть даже на интересующую их тему). Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор. Обычно родительские собрания проходят традиционно - доклад педагога на какую –то тему и обсуждение организационных вопросов . Как правило , на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность –это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей .Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний. Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год ( в начале и в конце учебного года.) .Объявить о собрании следует заранее- за одну-две недели до его проведения Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей с приглашением нужных специалистов, консультации со специалистами и др. В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты: 1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение ДОД. 2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Выступление обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни объединения, содержать анализ трудностей в материально-техническом оснащении и в частности данного объединения и включать реальные предложения по сотрудничеству в воспитании детей, развитию их индивидуальных способностей, творческой одаренности, профессиональном самоопределении, которые создали бы у родителей положительную установку на сотрудничество с педагогами . 3. На собрании педагог должен познакомить с правилами поведения в
учреждении, объединении, требованиями к форме для занятий, с методами обучения специальным навыкам по направлениям деятельности, о знаниях и контроле за ними. 4. На родительских собраниях следует благодарить родителей, кто оказывает помощь вашему объединению, за воспитание детей. Это могут быть: устная благодарность, благодарственное письмо, грамота, статья в газету и т.д. 5.По результатам собрания составляется протокол. На собрание выносятся вопросы, которые действительно нуждаются в решении родительского большинства. По ряду вопросов, обсуждаемых на собраниях, принимается решение, которое доводится до всех родителей. Периодически родительский актив, педагог должны отчитываться о выполнении решений. В учреждении должно быть положение о родительских собраниях. Протоколы подписываются председателем и секретарем родительского собрания и хранятся у педагогов.
День открытых дверей
– мероприятие, позволяющее родителям приобщиться к интересам ребёнка, организовать совместный семейный досуг. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты Педагоги знакомят родителей с кабинетами, где будут проходить занятия, оборудованием, дидактическим материалом, приглашают их на занятия, Организуя совместный досуг, праздники, дни открытых дней, выставки. Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети, чем занимаются. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и педагогов- организаторов. Одной из самых популярных и востребованных в данный момент форм работы с родителями , является
организация совместных досуговых мероприятий.
Проводится с целью активного включения родителей в жизнь учреждения. Родители привлекаются и как участники, и как соорганизаторы мероприятий. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; спортивные соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях они волей-неволей включаются в общение с ним. Организуя совместный досуг, педагоги добиваются сплоченности коллектива детей и родителей. Постепенно в результате совместной работы с родителями они являются не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Наглядная

пропаганда(информационный

стенд)-
Оформление стендов подчинено единым принципам, ведущими из которых являются оперативность и красочность. Материалы стенда, как правило, адресованы не только родителям, но и самим ребятам, и всем, приходящим в учреждение. Осуществлять педагогическую пропаганду, можно используя сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы
стендов , тематических выставок,но и непосредственно показать им воспитательно- образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.
Индивидуальная консультация (беседа).
Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей. Консультацию

проводят педагоги, методисты и администрация учреждения по поводу решения конкретных психолого-педагогических, личностных или административных проблем. По способу организации консультации – групповые и индивидуальные. Групповые консультации сопровождаются разработкой памяток, рекомендаций и других печатных материалов, адресованных родителям. Залог успешной консультации 1. Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы). 2. Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к родителям. 3. Улыбайтесь. 4. Называйте родителей по имени и отчеству. 5. Будьте хорошим слушателем (умение слушать - успех любой консультации). 6. Держите паузу. 7. Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне. 8. Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы. 9. Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей. 10.Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех. 11.Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
Учитывайте личные интересы родителей.

Открытое учебное занятие
– учебное занятие с приглашением родителей воспитанников, администрации учреждения. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения Основная цель – укрепление взаимопонимания в триаде «педагог-ребёнок- родитель». Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей, степень их включённости в занятие, методы работы педагога с детьми и уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Традиционно после открытых занятий родителям предлагаются анкеты для получения обратной связи, организуется обмен мнениями и пожеланиями.
Выставка
– форма представления творческих работ воспитанников . Может быть совместной с родителями. Проводится с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи.
Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагоги декоративно- прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда. С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.
Творческий отчёт перед родителями
– традиционная форма работы с родителями. Проводится с целью демонстрации творческого роста воспитанников, мотивации родителей к сотрудничеству с коллективом учреждения. Используются разнообразные формы творческих отчётов в зависимости от направления творческой деятельности объединения: концерт, выставка, соревнования, мероприятие и т. д.. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий. В настоящее время родителям доступен сайт учреждения, на котором они могут ознакомиться с размещённой на нём информацией.
Конференция -
Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом . Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении, а в отделе или в организации в целом. . Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, а главную ведущую роль в этом должен занять педагог.
Каждый педагог должен сам выбрать ту форму , которая бы помогла ему заинтересовать и привлечь родителей.
Анкета 1

«ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ»
На первой же встрече педагога с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы: 1. Какого мнения вы о нашем учреждении и о творческом коллективе, в котором будет заниматься ваше ребёнок? 2. Каким вы видите руководителя этого творческого коллектива? 3. Каким бы вы хотели видеть детский коллектив, в котором предстоит заниматься вашему ребёнку? 4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе? 5. Чем вы могли бы помочь руководителю объединения в создании детского коллектива? 6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?
Анкета 2

«ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»
1. С каким чувством переступает порог Центра ваш сын или дочь? 2. Как чувствует себя ваш ребенок в творческом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка из коллектива Центра? Назовите их. 4. Как у вашего ребёнка складываются отношения с педагогом? 5. Создаёт ли, по вашему мнению, Центр условия для самореализации вашего ребёнка? 6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его творческой деятельности? 7. 7 Делится ли ваш ребёнок с вами своими впечатлениями о событиях, происходящих в Центре, о жизни коллектива, который он посещает? 8. Приглашает ли ваш ребёнок Вас на мероприятия, проходящие в Центре, хочет ли демонстрировать свои достижения?


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!