"Формы и методы родительских собраний в дополнительном образовании"
Автор: Горбунова Ирина Викторовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МУДО ДДЮТ Населённый пункт: г.Люберцы, Московская область Наименование материала: ДОКЛАД Тема: "Формы и методы родительских собраний в дополнительном образовании" Раздел: дополнительное образование
ДОКЛАД
С принятием нового Закона РФ « Об образовании» возникли предпосылки для
равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и педагога
дополнительного образования.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического
просвещения родителей, как и уже утвердившиеся этой области, так и новаторские,
нетрадиционные.
Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских
собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание
уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают
особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Должна
использоваться нетрадиционная методика проведения родительских собраний,
которая бы повысила интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно
увеличила явку и активизировало родителей на решение проблем воспитания.
Каждый педагог должен сам выбрать ту форму, которая бы помогла ему
заинтересовать и привлечь родителей.
1. Формы и методы работы с родителями.
. Используется:
- родительские собрания,
- дни открытых дверей,
-организация совместного досуга.
- наглядная пропаганда
- беседы и консультации,
- открытое занятие
- выставка.
- творческий отчет,
- конференции родителей,
- анкетирование
- круглые столы,
Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.
Формы взаимодействия с родителями
Одной из основных форм работы является родительское собрание.
Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. Это
– взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.
На нём обсуждаются
проблемы жизни творческого объединения, учреждения и родительского коллектива.
Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей
работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне
общих дел видят деятельность своих детей.
Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного
образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции
(пусть даже на интересующую их тему).
Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших
родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый
настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор. Обычно
родительские собрания проходят традиционно - доклад педагога на какую –то тему и
обсуждение организационных вопросов . Как правило , на собраниях такого типа
родители не проявляют никакой активности. А пассивность –это показатель либо
незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не
располагает к высказываниям со стороны родителей .Это говорит о том, что
необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний.
Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год ( в начале и в
конце учебного года.) .Объявить о собрании следует заранее- за одну-две недели до
его проведения
Родительское
собрание
может
проходить
в
форме
«круглого
стола»,
тематической
дискуссии
родителей
с
приглашением
нужных
специалистов,
консультации со специалистами и др.
В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие
моменты:
1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой
срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и
создаст психологический настрой на посещение ДОД.
2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным,
эмоциональным, доброжелательным. Выступление обязательно должно начинаться с
рассказа
о
положительных
фактах
в
жизни
объединения,
содержать
анализ
трудностей
в
материально-техническом
оснащении
и
в
частности
данного
объединения и включать реальные предложения по сотрудничеству в воспитании
детей,
развитию
их
индивидуальных
способностей,
творческой
одаренности,
профессиональном
самоопределении,
которые
создали
бы
у
родителей
положительную установку на сотрудничество с педагогами .
3.
На
собрании
педагог
должен
познакомить
с
правилами
поведения
в
учреждении, объединении, требованиями к форме для занятий, с методами обучения
специальным навыкам по направлениям деятельности, о знаниях и контроле за
ними.
4. На родительских собраниях следует благодарить родителей, кто оказывает
помощь
вашему объединению, за воспитание детей. Это могут быть: устная
благодарность, благодарственное письмо, грамота, статья в газету и т.д.
5.По результатам собрания составляется протокол. На собрание выносятся
вопросы, которые действительно нуждаются в решении родительского большинства.
По
ряду
вопросов,
обсуждаемых
на
собраниях,
принимается
решение,
которое
доводится до всех родителей. Периодически родительский актив, педагог должны
отчитываться о выполнении решений.
В учреждении должно быть положение о родительских собраниях. Протоколы
подписываются председателем и секретарем родительского собрания и хранятся у
педагогов.
День открытых дверей – мероприятие, позволяющее родителям приобщиться к
интересам ребёнка, организовать совместный семейный досуг. Подготовку к этому
дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление,
продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми,
организационные моменты Педагоги знакомят родителей с кабинетами, где будут
проходить занятия, оборудованием, дидактическим материалом, приглашают их на
занятия, Организуя совместный досуг, праздники, дни открытых дней, выставки.
Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети, чем занимаются. К
их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и педагогов-
организаторов.
Одной из самых популярных и востребованных в данный момент форм работы с
родителями , является организация совместных досуговых мероприятий.
Проводится с целью активного включения родителей в жизнь учреждения. Родители
привлекаются и как участники, и как соорганизаторы мероприятий.
Формы
досуга:
совместные
праздники,
подготовка
концертов,
спектаклей;
просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; спортивные соревнования, конкурсы,
КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями.
Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела, проводимые
совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. К сожалению,
многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии
уделить достаточного внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях они
волей-неволей включаются в общение с ним.
Организуя совместный досуг, педагоги добиваются сплоченности коллектива
детей и родителей. Постепенно в результате совместной работы с родителями они
являются не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Наглядная
пропаганда(информационный
стенд)- Оформление
стендов
подчинено единым принципам, ведущими из которых являются оперативность и
красочность. Материалы стенда, как правило, адресованы не только родителям, но и
самим ребятам, и всем, приходящим в учреждение. Осуществлять педагогическую
пропаганду,
можно
используя
сочетание
различных
видов
наглядности.
Это
позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы
стендов , тематических выставок,но и непосредственно показать им воспитательно-
образовательный процесс, передовые методы работы,
доступно и убедительно
давать родителям нужную педагогическую информацию.
Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная
и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно
рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации
можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по
телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.
Консультацию проводят педагоги, методисты и администрация учреждения по
поводу решения конкретных психолого-педагогических, личностных или
административных проблем. По способу организации консультации – групповые и
индивидуальные. Групповые консультации сопровождаются разработкой памяток,
рекомендаций и других печатных материалов, адресованных родителям.
Залог успешной консультации
1.
Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы).
2.
Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к
родителям.
3.
Улыбайтесь.
4.
Называйте родителей по имени и отчеству.
5.
Будьте хорошим слушателем (умение слушать - успех любой консультации).
6.
Держите паузу.
7.
Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.
8.
Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы.
9.
Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей.
10.Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте
каждый их успех.
11.Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
Учитывайте личные интересы родителей.
Открытое учебное занятие – учебное занятие с приглашением родителей
воспитанников, администрации учреждения.
Перед началом просмотра занятий
необходимо
рассказать
родителям,
какое
занятие
они
будут
смотреть,
их
цель,
необходимость проведения
Основная цель – укрепление взаимопонимания в триаде «педагог-ребёнок-
родитель». Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие
возможности, успехи и достижения детей, степень их включённости в занятие,
методы работы педагога с детьми и уровень взаимопонимания между участниками
образовательного
процесса.
Традиционно
после
открытых
занятий
родителям
предлагаются анкеты для получения обратной связи, организуется обмен мнениями
и пожеланиями.
Выставка – форма представления творческих работ воспитанников . Может
быть совместной с родителями.
Проводится с целью активизации творческого
потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи.
Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в
творческих
мастерских.
К
такой
работе
привлекаются
педагоги
декоративно-
прикладного
творчества,
которые
помогают
появлению
на
свет
продукта
совместного
творчества.
Под
основной
целью
функционирования
творческих
мастерских
подразумевается
создание
условий
для
творческой
самореализации
детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда. С
большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на
специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.
Творческий отчёт перед родителями – традиционная форма работы с родителями.
Проводится с целью демонстрации творческого роста воспитанников, мотивации
родителей
к
сотрудничеству
с
коллективом
учреждения.
Используются
разнообразные формы творческих отчётов в зависимости от направления творческой
деятельности объединения: концерт, выставка, соревнования, мероприятие и т. д..
Открытые
просмотры очень много дают родителям: они получают возможность
наблюдать
за
своими
детьми
в
ситуации,
отличной
от
семейной,
сравнить
его
поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога
приемы обучения и воспитательных воздействий. В настоящее время родителям
доступен сайт учреждения, на котором они могут ознакомиться с размещённой на
нём информацией.
Конференция - Форма педагогического
просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о
воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими,
теоретическими, читательскими, по обмену опытом . Конференции проводятся раз в
год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие
родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей,
концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть
конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание
подростков в семье» и т. п. Конференции нужно проводить не в отдельном
объединении, а в отделе или в организации в целом.
.
Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, а главную
ведущую роль в этом должен занять педагог.
Каждый педагог должен сам выбрать ту форму , которая бы помогла ему
заинтересовать и привлечь родителей.
Анкета 1
«ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ»
На первой же встрече педагога с родителями можно попросить их ответить на
следующие вопросы:
1.
Какого мнения вы о нашем учреждении и о творческом коллективе, в котором
будет заниматься ваше ребёнок?
2.
Каким вы видите руководителя этого творческого коллектива?
3.
Каким бы вы хотели видеть детский коллектив, в котором предстоит заниматься
вашему ребёнку?
4.
Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском
коллективе?
5.
Чем
вы
могли
бы
помочь
руководителю
объединения
в
создании
детского
коллектива?
6.
Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?
Анкета 2
«ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»
1.
С каким чувством переступает порог Центра ваш сын или дочь?
2.
Как чувствует себя ваш ребенок в творческом коллективе?
3.
Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка из коллектива Центра? Назовите
их.
4.
Как у вашего ребёнка складываются отношения с педагогом?
5.
Создаёт ли, по вашему мнению, Центр условия для самореализации вашего
ребёнка?
6.
Какую
помощь
необходимо
оказать
вашему
ребёнку
для
повышения
результативности его творческой деятельности?
7.
7
Делится
ли
ваш
ребёнок
с
вами
своими
впечатлениями
о
событиях,
происходящих в Центре, о жизни коллектива, который он посещает?
8.
Приглашает ли ваш ребёнок Вас на мероприятия, проходящие в Центре, хочет ли
демонстрировать свои достижения?