Профилактика злоупотребления несовершеннолетними психоактивных веществ в условиях образовательного учреждения.
Автор: Цкиманаури Ольга Александровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГБУСОН РО "СРЦ г. Волгодонска" Населённый пункт: г. Волгодонск, Ростовская область Наименование материала: статья Тема: Профилактика злоупотребления несовершеннолетними психоактивных веществ в условиях образовательного учреждения. Раздел: дополнительное образование
веществ в условиях образовательного учреждения.
В
последние
годы
одной
из
наиболее
серьезных
социальных
проблем
становиться проблема аддиктивного поведения среди детей и подростков.
Дети и подростки являются наиболее уязвимыми с точки зрения приобщения к
аддиктивному
поведению,
поскольку
они
составляют
часть
населения,
наиболее
дезадаптивную.
Профилактика
употребления
психоактивными
веществами
в
условиях
образовательного учреждения, это комплекс социальных, образовательных, медико-
психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и
употребления
психоактивных
веществ,
а
также
предупреждение
развития
и
ликвидации
негативных
личностных,
социальных
и
медицинских
последствий
злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность и т.д.).
В
работе
психолога
и
педагогов
профилактическая
деятельность
среди
несовершеннолетних
направлена
на усиление
защитных
факторов ,
а
также
на
сосредоточение
усилий
по
снижение
негативного
влияния
у с л о в и й
предполагающих к приобщению ПАВ.
Согласно концепции профилактики злоупотребления ПАВ, в качестве объектов
профилактики определяются следующие возрастные группы: старший дошкольный
возраст(5-6лет), младший школьный возраст (7-10 лет), средний школьный возраст
(11-14 лет), юношеский возраст (17-18 лет).
Современный
этап
развития
психолого-педагогической
профилактики
характеризуется многообразием технологических подходов и организационных форм.
Иными словами, учет возрастных особенностей в профилактике ПАВ предполагает
выбор соответствующего им содержания профилактической работы (на что направлена
работа?), а также форм и методов её осуществления (как проводиться работа?).
Для
проведения
первичной
профилактической
работы
одним
из
наиболее
важных
является
диагностическое
обследование.
Из
результатов
обследования,
которого можно спланировать индивидуальные и групповые формы коррекционно –
развивающей и профилактической работы.
Ведение
профилактической
работы
необходимо
начинать
с
дошкольного
возраста.
Такие
черты
дошкольника
как
неуверенность
в
себе,
недостаточный
самоконтроль,
агрессивность,
тревожность
в
неблагоприятных
условиях
могут
выступать в качестве факторов риска приобщения к ПАВ. Именно поэтому занятия с
детьми
дошкольного
возраста
следует
ориентировать
в
первую
очередь
на
эмоциональную
составляющую
личности,
поскольку
в
этом
возрасте
у
ребенка
формируется
способность
дифференцировать
свои
эмоции
посредством
речи,
что
становится
важным
регулятором
поведения.
Для
реализации
данной
цели
можно
использовать различные методы педагогического воздействия, это игровая терапия –
такая
форма
реабилитации
воспитанников
наиболее
эффективна,
так
как
дети
раскрепощаются
в
игре,
перерабатывают
полученные
из
окружающего
мира
впечатления
и
информацию.
Сказка
наиболее
доступная
для
восприятия
ребенка.
Анализ сказок в привлекательной форме позволяет осознать и «примерить на себя»
различные типы поведения и при этом оценить последствия. Арттерапия помогает
детям устанавливать гармоничных связей с окружающим миром и самим собой через
искусство.
При
наличии
у
ребенка
различных
нарушений
поведения,
страхов,
трудностях коммуникации будет эффективен метод куклотерапии.
Поскольку
в
младшем
школьном
возрасте
не
успешность
в
учебной
деятельности является значимым фактором риска приобщения к ПАВ, особое значение
приобретает работа по формированию и развитию умений и навыков, приобретения и
усвоения
навыков.
В
этом
направлении
необходимо
проводить
работу
по
профилактике
на
мотивирование
детей
на
деятельность,
содержанием
которой
является
понимание,
осмысление,
поиск
и
развитие
новых
способов
работы
с
информацией.
Для
решения
этих
задач
педагогами
рекомендуется
использовать
групповые дискуссии, мозговые штурмы, участие детей в проектной деятельности.
Особое значение приобретает
работа над формированием позитивной мотивации -
мотивации
достижения
успеха.
Для
реализации
этой
цели
могут
использоваться
беседы с детьми, дидактические и ролевые игры, подвижные игры.
В профилактической работе с подростками наиболее эффективны следующие
мероприятия: дети совместно с педагогами проводят агитбригады, создают стенгазеты.
В работе с детьми педагогами могут использоваться практические методы, такие как
мозговой штурм, групповая дискуссия, которые позволяют подростку сформировать
навыки анализа и критической оценки информации, удовлетворить потребность в
признании и уважении
со стороны сверстников и педагога, развить способность
ребенка видеть проблему с разных сторон, сформировать навыки конструктивного
сотрудничества и принятия группового решения.
Общение
со
взрослыми
выступает
основным
фактором
в
становлении
активности,
развитии
самосознания,
уверенности
в
себе.
Именно
взрослый
стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности. Поэтому
профилактическая
деятельность
построена
на
взаимодействии
с
воспитателями,
социальными педагогами, в функциональные обязанности которых входят различные
аспекты профилактики.
Для
успешного
проведения
профилактики
употребления
ПАВ
среди
несовершеннолетних важно взаимодействие всех педагогов, сотрудников учреждения.
Таким
образом,
стратегия
ведения
по
профилактике
злоупотребления
ПАВ
предполагает всестороннее развитие личности и социальных навыков детей, а также
расширение специфических возрастных проблем.
Педагог-психолог
Цкиманаури О.А.