Контроль знаний по истории. Использование информационно-коммуникационных технологий.
Автор: Пугачева Елена Ласловна Должность: преподаватель истории Учебное заведение: КГА ПОУ "Приморский политехнический колледж" Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край Наименование материала: статья Тема: Контроль знаний по истории. Использование информационно-коммуникационных технологий. Раздел: полное образование
Контроль знаний по истории. Использование информационно-
коммуникационных технологий
Пугачева Елена Ласловна – преподаватель истории КГА ПОУ «Приморский
политехнический колледж»
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. Одной
из
проблем,
оказывающих
существенное
влияние
на
повышение
эффективности
и
качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и
неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой
зависит его успех.
В процессе обучения я стараюсь
применять на своих занятиях разнообразные
формы контроля: традиционные и нетрадиционные. К традиционным формам можно
отнести
такие
как:
контрольные
работы;
самостоятельные
и
практические
работы;
составление таблиц, схем; исторические диктанты, тестовые задания. Нетрадиционные
формы
контроля
–
это:
конференции,
круглые
столы,
дискуссии.
Использование
и
применение таких форм контроля определяет не только более качественное усвоение
информации
студентами,
но
и
способствует
развитию
творческих
способностей,
моделирует
окружающую
обстановку,
дает
дополнительную
информацию,
побуждает
интерес к учебе.
В современных условиях – условиях компьютеризации, особое место в системе
проверки знаний и умений занимает контроль, проводимый с помощью информационно-
коммуникационных технологий. Такой контроль проводится в следующих формах:
1.
Использование учебных электронных изданий.
1.1
На
уроках
истории
использую
инновационный
учебно-методический
комплекс (ИУМК) «История России. ХIХ век» (авторы: Антонова Т.С., Левандовский А.А.
и др.) и «История России. ХХ век» (авторы Антонова Т.С., Харитонов А.Л. и др.) ИУМК
одновременно является интерактивным самоучителем, библиотекой наглядных пособий,
фонотекой,
хрестоматией,
атласом,
рабочей
тетрадью,
исторической
энциклопедией,
инструментом и источником материалов для проектной деятельности. Разные уровни
сложности ИУМК позволяют организовать индивидуализированное обучение. В каждой
лекции курса содержатся тестовые задания. Каждый раздел заканчивается проверочным
тестом из 20 заданий разного характера. Такой инновационный учебник позволяет не
только
интересно
проводить
уроки,
осуществлять
контроль
знаний,
но
и
наблюдать
степень усвоения студентами учебного материала.
Для определения качества усвоения материала и контроля знаний студентов по
истории использую интерактивные задачники: «Из тени к свету», «Витязь на распутье»,
1
«На изломе» (разработаны ООО «DirectMEDIA»). Эти задачники можно использовать как
в процессе текущего контроля, так и в качестве итогового контроля знаний. Студенты с
интересом работают с задачниками,
так как
существует возможность использовать
дополнительные источники, документы и, главное, – можно решать им задачу до тех пор,
пока не будет дан правильный ответ. Студент выбирает индивидуально удобный режим
работы. Раскрываются его индивидуальные способности и особенности. В итоге работы –
это не только положительная оценка, но и вера с собственные силы и знания.
1.2
Применяю тренажер «Истории России. ХХ – начало ХХI вв». Задания
тренажера (тесты) можно использовать в качестве опроса по предшествующей теме, так
и в конце урока в процессе закрепления знаний.
2. Авторские электронные мультимедиа презентации
Кроме готовых учебных электронных изданий я сама составляю
задания. Я
разработала электронные презентации по отечественной истории, которые применяю в
качестве
рубежного
контроля.
Задания
разного
уровня
и
характера:
знание
дат,
деятельность
исторических
личностей,
вопросы
познавательного
характера,
краеведческой тематики. Специально для викторин по истории «История Отечества»,
«Страницы истории Великой Отечественной войны», а также первого урока по истории,
использую
фрагменты
из
художественных
фильмов
«Офицеры»,
«Они
сражались
за
Родину», «Звезда», «Адмирал», «Чапаев», «Ленин в октябре», «Царь» и др.
3.
Использование
электронного
учебника
«История.
Обществознание.
Философия»в программе «eFfront».
Система электронного (дистанционного) обучения eFfront предназначена для того,
чтобы
студенты
и
преподаватели
могли
беспрепятственно
получать
необходимую
информацию, относящуюся к учебного процессу по дисциплинам «История», «Основы
философии»,
«Обществознание»,
представленных
в
данной
системе
электронного
обучения, а также создавать новые дисциплины, уроки и тесты. Идея дистанционного
электронного образования состоит в том, что взаимодействие преподавателя и студента
происходит в виртуальном пространстве: оба они находятся за своими компьютерами и
общаются посредством Интернета или локальной сети внутри учебного заведения.
Система электронного ( дистанционного) обучения eFfront позволяет: создавать
новые
категории
уроков
и
новые
уроки,
закреплять
студентов
за
уроками
(роль
Администратора); указывать характеристики урока, создавать структуру урока, создавать
тесты
к
урокам,
определить
какие
компоненты
необходимо
задействовать
на
уроке,
создавать правила изучения и завершения урока учащимися, следить за успеваемостью и
оценивать ее (роль Преподавателя); регистрироваться в системе, изучать материал урока и
2
следить за своей успеваемостью, общаться с другими учащимися и преподавателями (роль
Студента).
Данная система полностью подготовлена для обучения студентов по дисциплинам
«История»,
«Основы
философии»,
«Обществознание»,
и
позволяет
преподавателям
и
администрации полностью контролировать учебный процесс.
По этой системе могут обучаться студенты всех курсов, а также студенты заочного
отделения. Данная система позволяет преподавателям самостоятельно добавлять новые
дисциплины, создавать уроки, тесты для проверки знаний, а также просматривать отчеты
о «посещаемости» студентами конкретных разделов и результаты тестирования. Создание
системы дистанционного обучения позволяет учебному заведению перейти на новый
уровень
обучения,
а
именно
электронное
обучение,
которое
будет
контролироваться
администрацией.
Для того, чтобы студенты были заинтересованы в обучении, выбран удобный
интерфейс пользователя, также в системе дистанционного обучения существует форум,
чат
и
внутренняя
электронная
почта,
что
позволяет
с
легкостью
обмениваться
информацией внутри учебного заведения.
Система
электронного
(дистанционного)
обучения eFfront
доступна
и
понятна
каждому студенту, изучающего данные дисциплины.
Материал электронной системы обучения eFfront разработан и предназначен для
студентов
КГА
ПОУ
«Приморский
политехнический
колледж»,
а
также
для
преподавателей данного учебного заведения. Она включает в себя основные понятия
выбранных дисциплин, задания для самоподготовки и проверки полученных знаний.
Материал учебника в системе eFfront соответствует ФГОС для учреждений СПО и
может применяться как:
электронный учебник для подготовки и поиска лекционного материала;
позволяет создавать и проходить тесты для закрепления знаний;
создание любой дисциплины;
изучение собранного материала;
редактирование материала преподавателем;
общение внутри сети;
контроль администрацией колледжа;
применение мультимедиа проектора для проведения семинаров.
Задания в этом учебнике составлены в форме тестов. В каждом уроке есть задания
для самоконтроля. После каждого раздела, а иногда и урока, студентам предлагается
3
ответить на тестовые задания. Задания разной степени сложности и разных видов. Такая
систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного
предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность,
трудолюбие,
целеустремленность,
активизирует
внимание,
развивает
способность
к
анализу.
При
таком
тестовом
контроле
обеспечиваются
равные
для
всех
студентов
условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Как преподаватель, я
имею возможность посмотреть успеваемость каждого студента, его работу над заданиями,
его успеваемость по уроку или курсу. Сразу можно сделать вывод: какие дидактические
единицы студентами усвоены, а над какими необходимо еще работать.
4.
Интернет-тестирование
Контроль знаний студентов может осуществляться с помощью
тестирования on-line. В
сети
интернет
существует
несколько
сайтов,
на
которых
расположены
различные
тестовые задания: ….. В основном это задания по типу ЕГЭ. Результаты тестирования
можно увидеть сразу.
Эффективность контроля знаний и умений студентов во многом зависит от умения
преподавателя
правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму
проведения
контроля
знаний.
Правильно
осуществляя
контроль,
преподаватель
имеет
возможность
постоянно
побуждать
студентов
к
совершенствованию
своих
знаний
и
умений, к выработке объективных самооценочных суждений, к развитию потребности в
самоконтроле.
Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных
условий
повышения
качества
обучения.
Преподаватель
в
своей
работе
должен
использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная
работы,
устный
опрос
у
доски
и
т.д.)
но
систематически
изобретать,
внедрять
свои
средства
контроля.
Умелое
владение
преподавателем
различными
методами
контроля
знаний и умений способствует повышению заинтересованности студентов, обеспечивает
активную работу каждого студента. Контроль для студентов должен быть обучающим.
Литература
1.
Е. Е. Вяземский. О. Ю. Стрелова. Методика преподавания истории в школе . -
М. "Владос", 2009. – 277 с.
2.
Журналы:
"Преподавание
истории
в
школе",
"Преподавание
истории
и
обществознания в школе".
3.
В.
В.
Шоган.
Методика
преподавания
истории
в
школе.
-
Ростов-на-Дону,
"Феникс" , 2005. – 149 с.
4