Напоминание

Образовательное партнерство Дворца творчества детей и молодежи и общеобразовательных учреждений города


Автор: Добрынина Наталья Владимировна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: Образовательное партнерство Дворца творчества детей и молодежи и общеобразовательных учреждений города
Раздел: дополнительное образование





Назад





Образовательное партнерство

Дворца творчества детей и молодежи

и общеобразовательных учреждений города.




Добрынина Наталья Владимировна заместитель директора МОУ ДО ДТДиМ по учебно-воспитательной работе Основные принципы государственной политики в сфере дополнительного образования детей определены в Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года». Одной из приоритетных задач программы является интеграция системы дополнительного образования с учреждениями вне образовательного ведомства: культуры, спорта, молодежной политики; интеграция дополнительного образования с другими формами образования: с общим образованием, с высшим образованием и с корпоративным образованием Таким образом, реализация тенденции взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования обусловлена не только целями, задачами развития дополнительного образования, общественными запросами, но и определяется стратегией образовательной политики РФ. Это предполагает пересмотр некоторых традиционно устоявшихся подходов к пониманию «взаимодействия» и «открытости» в образовательном пространстве. Изучение инновационных подходов и нетрадиционных форм взаимодействия организаций общего и дополнительного образования привело нас к пониманию необходимости организации взаимодействия на основе образовательного партнерства, позволяющего нам и общеобразовательным учреждениям находить общие интересы, действовать совместно для достижения конкретных результатов. На основе многолетнего опыта были выделены следующие характеристики образовательного партнерства:  согласование интересов и совместно принятые планы;  добровольность и равновыгодность взаимоотношений;  взаимная ответственность сторон за исполнение (и неисполнение) согласованных решений;  наличие информационного поля, освещающего процессы партнерства;  использование договора как формы, стимулирующей взаимную ответственность субъектов партнерства за результат взаимодействия. Наиболее тесное партнерство Дворца со школами осуществляется через методический отдел. В результате многолетней работы определились следующие направления деятельности Дворца и общеобразовательных учреждений.
1. Организация взаимодействия на уровне педагогов: проведение мастер- классов, совместных культурно-образовательных мероприятий, конкурсов, конференций, семинаров, консультаций. 2. Организация взаимодействия на уровне учащихся (экскурсии во Дворец, совместные занятия, участие в выставках, фестивалях, КТД, школы актива «Лидер»). 3. Организация информирования о деятельности субъектов партнерства (круглые столы, совещания, дни Дворца в школах и т.д.). Планируя работу с педагогами школ, мы исходим из тех задач, которые определяются необходимостью обновления образования, в том числе в области воспитания, приоритетность которого подчеркивается во всех законодательных документах. Система взаимодействия с педагогами школ представляет собой традиционный и полный набор форм методической работы (теоретические семинары и методические совещания, творческие группы, семинары, практикумы, мастер - классы). Методисты выступают с докладами и сообщениями, готовят методические рекомендации. Уделяется особое внимание и информационно-методиче ской деятельности. Регулярно выходят информационные вестники по различным вопросам воспитания: «Дворец, который нужен всем», «Мое лето», «Технология событийного подхода...», «Вектор успеха» и др., которые стали хорошими помощниками в работе педагогам школ. Работа с детским активом – особое направление в деятельности методического отдела, профильные школы актива «Лидер», которые получили высокую оценку педагогов и учащихся, учеба актива органов детского самоуправления и школьных музеев стали традиционными. Только за последние три года в учебе актива приняло участие около 5000 ребят, а это значит, что целая армия активистов с новыми знаниями, умениями пришла в школу. Дворец постоянно работает над поиском новых форм организации занятости школьников. Сложилась определенная система проведения городских мероприятий. Это прежде всего традиционные конкурсы «Я-комсомольчанин», «Класс года», «Музеи мира рассказывают…», «Настоящий герой», «Крутая девчонка», «Конкурс экскурсоводов», фестиваль «Времена года» и другие. П ед а гоги д ополнит е льного об ра зова ния Дворца у с п е ш н о интегрировались в общеобразовательное пространство и накопили положительный опыт инициативного включения в процессы развития учебно- воспитательной системы общеобразовательного учреждения. Между нашим Дворцом и школами существует обмен недостающими ресурсами в плане материально-технической базы, программно-методического обеспечения, кадрового потенциала, вследствие чего учащиеся получают более разнообразный спектр образовательных услуг и возможность выстраивать индивидуальные маршруты обучения. Взаимоотношения между Дворцом и школами являются партнерскими и строятся на договорной основе.
Содержание программ, предложенных Дворцом, имеет практическую направленность, способствует социализации и самоопределению учащихся школ. Программы разноплановые и охватывают востребованные направления деятельности. Так на базе 10 школ города действует 21 детское объединение, которые осуществляют не только образовательную деятельность, но и выполняют культурно - досуговую функцию в обеспечении работы школы полного дня. Чтобы как то удовлетворить спрос на педагогов дополнительного образования, часть педагогов Дворца полностью переведены на базу школ, где они осуществляют не только образовательный процесс, но и активно участвуют в различных мероприятиях, проводимых в школах. Особым спросом пользуются программы гражданско-патриотической направленности («Мемориал» и «Юный патриот Отечества») в школах, которые летом будут нести службу на Посту № 1. Поэтому деятельность педагогов штаба Поста № 1 – это целенаправленная, взаимосвязанная работа со школами по патриотическому воспитанию, т.е. реализация основных направлений государственной молодежной политики в области развития гражданственности и патриотизма. В течение всего учебного года педагоги штаба Поста № 1 совместно с учителями основ безопасности жизнедеятельности школ реализуют программу клуба «Юный патриот Отечества», результатом которой и является четкое, организованное несение службы у Вечного огня. Отрадно отметить, что работа Поста № 1 имеет и профессиональную направленность. Более 500 юнармейцев, которые стояли на Посту № 1, успешно обучаются на военных кафедрах в ВУЗах г. Комсомольска-на- Амуре, Хабаровска, Санкт - Петербурга, Уссурийска, достойно служат в Вооруженных Силах РФ и органах правопорядка. Надежными партнерами Дворца в гражданском становлении детей и подростков, в развитии детских социальных инициатив являются детские общественные организации. Работа по развитию детского движения в городе ведется в тесном контакте со всеми учреждениями образования и отделом молодежи администрации города. Проводятся совместные совещания по организации и проведению социально-значимых мероприятий, решаются проблемные вопросы, разрабатываются перспективы. Благодаря такому сотрудничеству и постоянному вниманию в городе уже более 20 лет действует городская детская общественная организация «Юнком», в состав которой входит 38 первичных детских организаций школ. На базе МОУ ДО ДТДиМ осуществляет свою деятельность совет ГДОО «Юнком», для которого выделен отдельный кабинет и ставка педагога- организатора. Многие дела, проводимые ГДОО «Юнком» получили общественное признание. И дело здесь не только в актуальности предполагаемых дел, но и в том, что, участвуя в них, ребята находятся не в позиции «зрителя» или болельщика, а становятся непосредственными участниками событий.
Популярными стали слеты детских организаций, форум «Время Д», турнир лидерских команд «Команда победителей», конкурс социальной рекламы «Пиксели движения» Положительно зарекомендовали себя различные акции и операции: «Хорошей книге - вторые руки», «Письмо ветерану», «Комсомольчане-ЗА», «Все вместе», «Весенняя неделя добра» и др. Приведенные примеры – лишь эпизоды из сотрудничества детских организаций, которые имеют большое значение для отбора эффективных, современных средств и способов формирования гражданских качеств подростков. Ш и р о к и й с п е к т р р а з л и ч н ы х ф о р м в з а и м о д е й с т в и я с общеобразовательными учреждениями осуществляет художественно-массовый отдел «Досуг». В совместных программах со школами проведение различных мероприятий от общешкольного уровня до уровня отдельно взятого класса, от дня именинника до выпускного вечера. Такие мероприятия проходят как на базе школ, так и на базе Дворца. В решении задач проводимых мероприятий используются все возможности Дворца и школ, включая музей, выставочный зал, выставки, концерты художественных коллективов, оказывая тем самым помощь учащимся в самостоятельном выборе дополнительного занятии, либо формы проведения своего свободного времени, не вовлекая детей в какую-то заранее созданную для них секцию или кружок, а посредством этих мероприятий мы имеем возможность выявить у конкретных детей индивидуальные способности и создать условия для их творческого развития. В заключении хочу сказать, что позитивные результаты взаимодействия системы дополнительного образования и школы не вызывают сомнение и подтверждены практикой: рост удовлетворенности детей и родителей, расширение образовательного пространства Дворца, возможности Дворца для установления партнерских отношений с другими учреждениями, программно- методическое обеспечение деятельности педагогов школы и др. Главным результатом является разработка и реализация совместных проектов Дворца и школы. Однако все это не означает, что процесс близок к завершению. Предстоит осваивать инновационные технологии, предусматривать организацию обучения и практики для различных творческих групп педагогов и т.д. Все эти аспекты требуют дальнейшего углубленного теоретического обоснования и практического решения.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!