Образовательное партнерство Дворца творчества детей и молодежи и общеобразовательных учреждений города
Автор: Добрынина Наталья Владимировна Должность: заместитель директора по увр Учебное заведение: МОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре Наименование материала: статья Тема: Образовательное партнерство Дворца творчества детей и молодежи и общеобразовательных учреждений города Раздел: дополнительное образование
Добрынина Наталья Владимировна
заместитель директора МОУ ДО ДТДиМ
по учебно-воспитательной работе
Основные принципы
государственной политики в сфере дополнительного
образования детей определены в Федеральной целевой программе «Развитие
дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».
Одной
из
приоритетных
задач
программы
является
интеграция
системы
дополнительного образования с учреждениями вне образовательного ведомства:
культуры,
спорта,
молодежной
политики;
интеграция
дополнительного
образования
с
другими
формами
образования:
с
общим
образованием,
с
высшим образованием и с корпоративным образованием
Таким
образом,
реализация
тенденции
взаимодействия
учреждений
общего
и
дополнительного
образования
обусловлена
не
только
целями,
задачами развития дополнительного образования, общественными запросами,
но и определяется стратегией образовательной политики РФ. Это предполагает
пересмотр
некоторых
традиционно
устоявшихся
подходов
к
пониманию
«взаимодействия» и «открытости» в образовательном пространстве.
Изучение инновационных подходов и нетрадиционных форм
взаимодействия организаций общего и дополнительного образования привело
нас
к
пониманию
необходимости
организации
взаимодействия
на
основе
образовательного
партнерства,
позволяющего
нам
и
общеобразовательным
учреждениям
находить
общие
интересы,
действовать
совместно
для
достижения конкретных результатов.
На
основе
многолетнего
опыта
были
выделены
следующие
характеристики образовательного партнерства:
согласование интересов и совместно принятые планы;
добровольность и равновыгодность взаимоотношений;
взаимная
ответственность
сторон
за
исполнение
(и
неисполнение)
согласованных решений;
наличие информационного поля, освещающего процессы партнерства;
использование
договора
как
формы,
стимулирующей
взаимную
ответственность субъектов партнерства за результат взаимодействия.
Наиболее тесное партнерство Дворца со школами осуществляется через
методический
отдел.
В
результате
многолетней
работы
определились
следующие
направления
деятельности
Дворца
и
общеобразовательных
учреждений.
1.
Организация взаимодействия на уровне педагогов: проведение мастер-
классов,
совместных
культурно-образовательных
мероприятий,
конкурсов, конференций, семинаров, консультаций.
2.
Организация
взаимодействия
на
уровне
учащихся
(экскурсии
во
Дворец, совместные занятия, участие в выставках, фестивалях, КТД,
школы актива «Лидер»).
3.
Организация информирования о деятельности субъектов партнерства
(круглые столы, совещания, дни Дворца в школах и т.д.).
Планируя работу с педагогами школ, мы исходим из тех задач, которые
определяются необходимостью обновления образования, в том числе в области
воспитания, приоритетность которого подчеркивается во всех законодательных
документах.
Система
взаимодействия
с
педагогами
школ
представляет
собой
традиционный
и
полный
набор
форм
методической
работы
(теоретические
семинары
и
методические
совещания,
творческие
группы,
семинары,
практикумы,
мастер
-
классы).
Методисты
выступают
с
докладами
и
сообщениями, готовят методические рекомендации.
Уделяется
особое
внимание
и
информационно-методиче ской
деятельности. Регулярно выходят информационные вестники по различным
вопросам
воспитания:
«Дворец,
который
нужен
всем»,
«Мое
лето»,
«Технология событийного подхода...», «Вектор успеха» и др., которые стали
хорошими помощниками в работе педагогам школ.
Работа
с
детским
активом
–
особое
направление
в
деятельности
методического отдела, профильные школы актива «Лидер», которые получили
высокую
оценку
педагогов
и
учащихся,
учеба
актива
органов
детского
самоуправления
и
школьных
музеев
стали
традиционными.
Только
за
последние три года в учебе актива приняло участие около 5000 ребят, а это
значит, что целая армия активистов с новыми знаниями, умениями пришла в
школу.
Дворец
постоянно
работает
над
поиском
новых
форм
организации
занятости школьников. Сложилась определенная система проведения городских
мероприятий. Это прежде всего традиционные конкурсы «Я-комсомольчанин»,
«Класс года», «Музеи мира рассказывают…», «Настоящий герой», «Крутая
девчонка», «Конкурс экскурсоводов», фестиваль «Времена года» и другие.
П ед а гоги
д ополнит е льного
об ра зова ния
Дворца
у с п е ш н о
интегрировались
в
общеобразовательное
пространство
и
накопили
положительный опыт инициативного включения в процессы развития учебно-
воспитательной системы общеобразовательного учреждения.
Между нашим Дворцом и школами существует обмен недостающими
ресурсами в плане материально-технической базы, программно-методического
обеспечения, кадрового потенциала, вследствие чего учащиеся получают более
разнообразный
спектр
образовательных
услуг
и
возможность
выстраивать
индивидуальные маршруты обучения.
Взаимоотношения между Дворцом и школами являются партнерскими и
строятся на договорной основе.
Содержание
программ,
предложенных
Дворцом,
имеет
практическую
направленность,
способствует
социализации
и
самоопределению
учащихся
школ. Программы разноплановые и охватывают востребованные направления
деятельности.
Так на базе 10 школ города действует 21 детское объединение, которые
осуществляют
не
только
образовательную
деятельность,
но
и
выполняют
культурно - досуговую функцию в обеспечении работы школы полного дня.
Чтобы
как
то
удовлетворить
спрос
на
педагогов
дополнительного
образования, часть педагогов Дворца полностью переведены на базу школ, где
они осуществляют не только образовательный процесс, но и активно участвуют
в различных мероприятиях, проводимых в школах.
Особым
спросом
пользуются
программы
гражданско-патриотической
направленности («Мемориал» и «Юный патриот Отечества») в школах, которые
летом будут нести службу на Посту № 1. Поэтому деятельность педагогов
штаба Поста № 1 – это целенаправленная, взаимосвязанная работа со школами
по
патриотическому
воспитанию,
т.е.
реализация
основных
направлений
государственной молодежной политики в области развития гражданственности
и патриотизма.
В течение всего учебного года педагоги штаба Поста № 1 совместно с
учителями основ безопасности жизнедеятельности школ реализуют программу
клуба «Юный патриот Отечества», результатом которой и является четкое,
организованное несение службы у Вечного огня.
Отрадно отметить, что работа Поста № 1 имеет и профессиональную
направленность. Более 500 юнармейцев, которые стояли на Посту № 1, успешно
обучаются
на
военных
кафедрах
в
ВУЗах
г.
Комсомольска-на-
Амуре,
Хабаровска, Санкт - Петербурга, Уссурийска, достойно служат в Вооруженных
Силах РФ и органах правопорядка.
Надежными
партнерами
Дворца
в
гражданском
становлении
детей
и
подростков,
в
развитии
детских
социальных
инициатив
являются
детские
общественные организации.
Работа
по
развитию
детского
движения
в
городе
ведется
в
тесном
контакте
со
всеми
учреждениями
образования
и
отделом
молодежи
администрации города. Проводятся совместные совещания по организации и
проведению
социально-значимых
мероприятий,
решаются
проблемные
вопросы, разрабатываются перспективы.
Благодаря такому сотрудничеству и постоянному вниманию в городе уже
более 20 лет действует городская детская общественная организация «Юнком»,
в состав которой входит 38 первичных детских организаций школ.
На базе МОУ ДО ДТДиМ осуществляет свою деятельность совет ГДОО
«Юнком»,
для
которого
выделен
отдельный
кабинет
и
ставка
педагога-
организатора.
Многие
дела,
проводимые
ГДОО
«Юнком»
получили
общественное
признание. И дело здесь не только в актуальности предполагаемых дел, но и в
том,
что,
участвуя
в
них,
ребята
находятся
не
в
позиции
«зрителя»
или
болельщика, а становятся непосредственными участниками событий.
Популярными
стали
слеты
детских
организаций,
форум
«Время
Д»,
турнир
лидерских
команд
«Команда
победителей»,
конкурс
социальной
рекламы «Пиксели движения»
Положительно
зарекомендовали
себя
различные
акции
и
операции:
«Хорошей книге - вторые руки», «Письмо ветерану», «Комсомольчане-ЗА»,
«Все вместе»,
«Весенняя неделя добра» и др.
Приведенные
примеры
–
лишь
эпизоды
из
сотрудничества
детских
организаций,
которые
имеют
большое
значение
для
отбора
эффективных,
современных
средств
и
способов
формирования
гражданских
качеств
подростков.
Ш и р о к и й
с п е к т р
р а з л и ч н ы х
ф о р м
в з а и м о д е й с т в и я
с
общеобразовательными учреждениями осуществляет художественно-массовый
отдел «Досуг». В совместных программах со школами проведение различных
мероприятий от общешкольного уровня до уровня отдельно взятого класса, от
дня именинника до выпускного вечера. Такие мероприятия проходят как на базе
школ,
так
и
на
базе
Дворца.
В
решении
задач
проводимых
мероприятий
используются все возможности Дворца и школ, включая музей, выставочный
зал, выставки, концерты художественных коллективов, оказывая тем самым
помощь учащимся в самостоятельном выборе дополнительного занятии, либо
формы проведения своего свободного времени, не вовлекая детей в какую-то
заранее
созданную
для
них
секцию
или
кружок,
а
посредством
этих
мероприятий
мы
имеем
возможность
выявить
у
конкретных
детей
индивидуальные способности и создать условия для их творческого развития.
В заключении хочу сказать, что позитивные результаты взаимодействия
системы
дополнительного
образования
и
школы
не
вызывают
сомнение
и
подтверждены
практикой:
рост
удовлетворенности
детей
и
родителей,
расширение образовательного пространства Дворца, возможности Дворца для
установления партнерских отношений с другими учреждениями, программно-
методическое
обеспечение
деятельности
педагогов
школы
и
др.
Главным
результатом является разработка и реализация совместных проектов Дворца и
школы.
Однако
все
это
не
означает,
что
процесс
близок
к
завершению.
Предстоит
осваивать
инновационные
технологии,
предусматривать
организацию обучения и практики для различных творческих групп педагогов и
т.д.
Все
эти
аспекты
требуют
дальнейшего
углубленного
теоретического
обоснования и практического решения.