НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИИ
Автор: Елкибаева Вилена Илгизовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Уфимская школа-интернат №13 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Населённый пункт: Уфа Наименование материала: статья Тема: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИИ Раздел: среднее профессиональное
Елкибаева Вилена Илгизовна
ГБОУ Уфимская школа-интернат №13
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИИ
Ключевые слова: инклюзив, безбарьерная среда, дети-инвалиды
Аннотация:
В
статье
рассматриваются
проблемы
инклюзивного
образования,
как
создание
безбарьерной
среды,
техническое
оснащение
и
оборудование
образовательных
организаций,
так
и
разработку
специальных
учебных
курсов
для
педагогических
работников
и
других
учащихся,
направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.
В
основу
инклюзивного
образования
положена
идеология,
которая
исключает
любую
дискриминацию
детей,
которая
обеспечивает
равное
отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих
особые
образовательные
потребности.
Инклюзивное
образование
–
процесс
развития общего образования,
доступность образования для всех детей, что
обеспечивает доступ к образованию и для детей с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что
они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения
среднего,
среднего
профессионального
и
высшего
образования.
Ее
целью
является
создание
безбарьерной
среды
в
обучении
и
профессиональной
подготовке людей с ограниченными возможностями.
Это подразумевает как
техническое оснащение и оборудование образовательных организаций, так и
разработку
специальных
учебных
курсов
для
педагогических
работников
и
других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.
Для этого необходимо разработать специальные программы, направленные на
облегчение
процесса
адаптации
детей
с
ограниченными
возможностями
в
образовательной организации.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей
стране на рубеже 1980 – 1990 гг.
С 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с
ограниченными возможностями здоровья». В
нескольких регионах России
были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению
детей-инвалидов.
По
результатам
эксперимента
были
проведены
две
международные конференции (1995, 1998).
С
целью
подготовки
педагогов
к
работе
с
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья
коллегия
Министерства
образования
РФ
приняла
решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1996 года курсов
«Основы
специальной
(коррекционной)
педагогики»
и
«Особенности
психологии детей с ограниченными возможностями здоровья».
Появились
рекомендации учреждениям дополнительного профессионального образования
педагогов
ввести
эти
курсы
в
планы
повышения
квалификации
учителей
общеобразовательных школ.
Модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в
ряде
субъектов
Федерации:
Архангельской,
Владимирской,
Ленинградской,
Московской,
Нижегородской,
Новгородской,
Самарской,
Томской
и
других
областях.
Обучения детей с ограниченными возможностями требует решения ряда
проблем, в том числе и совершенствование системы образования. Существуют
явные
пробелы
в
законодательной,
нормативно-правой,
материально-
технической базе, а также в системе социальной поддержки.
Немаловажную
роль
в
развитии
системы
инклюзивного
образования
играет
подготовка
персонала
образовательного
учреждения.
При
отборе
педагогов ОУ, которым будет доверено заниматься с детьми с ограниченными
возможностями,
необходимо
учитывать
имеющийся
опыт
в
этой
области,
коммуникативные
навыки,
стрессоустойчивость,
обучаемость
и
личностные
характеристики, необходимые для работы.
Внедрение системы инклюзивного образования в ОО необходимо начать с
подготовки
преподавательского
состава
на
специальных
курсах
ПК
и
семинарских занятиях.
Значительная часть трудностей в обучении и воспитании детей-инвалидов
связана
с
острым
дефицитом
квалифицированных
кадров
-
коррекционных
педагогов (педагогов-дефектологов), психологов, воспитателей и социальных
педагогов, недостаточным уровнем их подготовки.
Обучение
детей-инвалидов
как
в
специальных
(коррекционных)
образовательных организациях, так и в системе общего образования требуют
внесения существенных изменений в учебные планы не только факультетов
коррекционной
педагогики
и
специальной
психологии,
но
и
ряда
других
(прежде всего, факультетов дошкольного воспитания и учителей начальных
классов).
Развитию
инклюзивного
образования
препятствует
отсутствие
необходимого материально-технического обеспечения учреждений образования.
Особое место среди проблем детей занимают трудности доступа к учреждениям
образования и здравоохранения, жилым зданиям и транспорту, спортивным и
культурным учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от
общества.
Большинство
педагогиче ских
работников
и
р у ко в од и т е л и
образовательных
организаций
мало
знают
о
проблемах
инвалидности
и
не
готовы
к
включению
детей
с
ограниченными
возможностями
в
процесс
обучения в обычных образовательных организациях. В некоторых регионах
России (гг. Москва, Самара, Новосибирск, Санкт Петербург,Уфа и др.) уже есть
положительный опыт по внедрению инклюзивного образования.
Практика
работы
некоторых
образовательных,
муниципальных
и
общественных организаций регионов России показывает, что дети-инвалиды
способны заниматься в драматических и танцевальных кружках и спортивных
секциях,
участвовать
в
профессиональных
конкурсах
и
олимпиадах,
реализовывать
себя
в
живописи
и
музыке.
Участвуя
в
этих
мероприятиях,
обучающиеся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
не
испытывают
чувство
неполноценности,
психологический
дискомфорт,
поэтому
назрела
необходимость ориентировать систему дополнительного образования на работу
с
детьми-инвалидами.
На
сегодняшний
день
инклюзивное
образование
на
территории
РФ
регулируется
Конституцией
РФ,
федеральным
законом
«Об
образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а
также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В
Статья 24 Конвенции говорит том, что в целях реализации права на образование
государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех
уровнях и обучение в течение всей жизни человека. Конвенция «О правах
инвалидов» ратифицирована в 2011 году.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии // Собрание соч. в 6-
ти т. Т.5. М., 1983.
2. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей с ограниченными
возможностями. Автореф. дис. докт. социол. наук. Самара. 2004.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010
года. // Вестник образования. 2002. №6. С. 11-40.