Напоминание

Овладение связоной диалогической речью-одна из главных задач речевого развития дошкольников


Автор: Иванова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ"цррд/с№1"
Населённый пункт: воронежская область город ЛИСКИ
Наименование материала: методическая разроботка
Тема: Овладение связоной диалогической речью-одна из главных задач речевого развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




21 2
ОВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧЬЮ - ОДНА

ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Е.А. Иванова Лискинского муниципального района Воронежской области Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обу- чения детей. Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материаль- ных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овла- дению все новыми средствами общения, формами речи. В исследованиях, проведенных под руководством М.И. Лисиной, установлено, что содер- © Иванова Е.А., Савченко М.В., 2014
жание и уровень развития речи детей определяются характером их обще- ния, как со взрослыми, так и сверстниками. Автономная детская речь может принимать более или менее развер- нутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, пра- вильная речь окружающих взрослых, исключающая «подстраивание» под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики и коррек- ции автономной детской речи. Особенно развитые и затяжные формы ав- тономная детская речь может принимать у близнецов или в замкнугых детских группах. В этих случаях рекомендуется временное разъединение детей. Речь внутренняя. Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи. В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, при мысленном планировании, запоминании и пр. Посредством ее происходит логическая переработка полученного опыта, его осознание и понимание, дается самоинструкция при выполнении произвольных действий, осуществляются самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний. Внутренняя речь является важным и универсальным механизмом умственной деятельности человека. По своему генезису возникает из
эгоцентрической речи - разговора дошкольника с самим собой вслух во время игры или других занятий. Постепенно этот разговор обеззвучива- ется, синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим, с преобладанием глагольных форм. На пороге школьного возраста эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю - речь для себя и про себя. Речь эгоцентрическая. Состоит в том, что ребенок раннего и особенно дошкольного возраста, занимаясь какой-либо деятельностью, сопро- вождает свои действия речью вне зависимости от присутствия собесед- ника. Ж. Пиаже характеризовал ее как [5]: а) речь в отсутствии собеседника (не направленную на коммуникацию); б) речь со своей точки зрения без учета позиции собеседника. В настоящее время существует относительно устоявшееся отделение эгоцентрической речи от «Речи для себя» (private speech) как друг ого фе- номена речевого развития ребенка. Понятие эгоцентрической речи связано с эгоцентрическим характером интеллектуальной позиции ребенка, неспособного учитывать точку зрения слушающего. «Речь для себя» об- разуют высказывания, не имеющие намеренной коммуникативной на

21 4 правленности, не адресованные кому-либо и не предполагающие знаков понимания со стороны слушающего. «Речь для себя» полифункциональ- на: в некоторых случаях может служить средством непрямого обращениг- ко взрослому в целях привлечения его внимания; основная ее функции связана с регуляцией деятельности самого ребенка - созданием плана отображения в речи собственных действий, планирования собственных действий. Роль «Речи для себя» в психическом развитии ребенка состоит в соотнесении формирующихся значений слов с предметным содержанием действий. Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе це- ленаправленного речевого воспитания. В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалоги- ческой речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в ис- пользовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения
21 5 одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диало- гическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жес- тами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные пред- ложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отли- чается непроизвольностью, реактивностью [6]. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых сте- реотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора [9]. Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь симулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествование, описанием.
Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью со- держания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение выска- зывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства. Литература 1. АрушЗнова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - с. 51 -61. 2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2001. 255 с. 3. Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр. соч. в 6-ти томах. Т.2. М.: Педагогика, 1982. 4. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. - 221 с. 5. Слама - Казаку Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей // Вопросы психологии. - 200!. - №2.
6. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М.: Просвещение, 1996. - 175 с. 7. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - №3. - С. 21-24. 8. .Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 2002. - 280 с.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!