Театрализованная игра как способ развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Автор: Мосина Светлана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида № 18 "Гармония" Населённый пункт: Сахалинская область Наименование материала: Статья Тема: Театрализованная игра как способ развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
1
Театрализованная игра как способ развития связной диалогической
речи у детей дошкольного возраста.
Ведение диалога требует внимания к собеседнику, умения встать на его
позицию,
увидеть
мир
его
глазами,
адекватно
реагировать
на
его
слова,
мимику, пантомимику, т.е. речь идёт о наличии вербальных и невербальных
средствах
языка,
что
очень
сложно.
Умение
общаться
со
сверстниками
диалогически – важная сторона социального и личностного развития ребёнка,
важная
сфера
самодеятельной
активности.
Умению
вести
диалог
со
сверстниками
необходимо
учить. Помочь в этом может театрализованная
деятельность,
потому что она - одна из самых эффективных способов
воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип
обучения:
учить
играя.
Известно,
что
дети
любят
играть,
их
не
нужно
заставлять
это
делать. Театрализованная игра
является одним из видов
активизирующего диалогического общения у дошкольников и имеет игровую
и
коммуникативную
мотивацию,
проходит
живо,
интересно
и
весело.
В
процессе
организации
театрализованных
игр
у
дошкольников
совершенствуются
диалогические
умения,
складываются
и
осознаются
непосредственные
взаимоотношения
друг
с
другом,
приобретаются
коммуникативные умения и навыки.
Театрализованная
деятельность
может
интегрировать
со
всеми
образовательными
областями.
В
театрально-игровой
деятельности
у
дошкольников
происходит
обогащение
и
активизация
словаря,
совершенствуется
диалогическая
речь,
ее
грамотный
строй,
а
также
она
способствует
проявлению
самостоятельности
и
активности
в
игре
с
персонажами игрушками.
Разнообразные виды театра необходимо использовать в разных видах
детской
деятельности
(НОД
и
самостоятельной).
А
также
учитывать
возрастные, индивидуальные и психологические особенности дошкольников;
специально
отбирать
тексты
литературных
произведений,
развивающие
умения диалогической речи, работать над выразительностью речи в диалогах
2
и невербальной коммуникации детей.
Важным
моментом
является
правильная
организация
предметно-
развивающей
среды
–
пополнение
разными
видами
кукольного
театра,
удовлетворяющими
любознательность и исследовательский интерес детей, а
также
отвечающими
требованиям
программы
и
потребностям.
Игровой
материал
должен
периодически
обновляться,
ориентироваться
нужно
на
интересы
разных
детей.
Необходимо
пополнять
уголок
ряженья
атрибутами,
декорациями, костюмами
к спектаклям и уголок для чтения
художественной литературы
- подбор репертуара для детского творчества,
соответствующий возрасту.
Особенности театрализованных игр в разных возрастных группах:
В младшей группе - самые простые небольшие сказки с диалогами,
песенки,
потешки,
небольшие
стихотворения;
используется
пальчиковый,
бибабо и настольный театры; дети говорят по 2 строчки за игрушку.
В средней группе - разыгрываются сказки посложнее и стихотворения с
диалогами;
используются
все
виды
театра,
кроме
теневого;
дети
объединяются по двое-трое и в ходе игры они могут меняться ролями.
В
старших
группах
–
любые
произведения
с
яркими
диалогами;
используются
все
виды
театра;
объединяются
6
–
7
детей,
ролями
не
меняются, доводят свои роли до конца.
При разучивании ролей дошкольники учатся изображать разнообразные
человеческие
эмоции
и
совершенствуют
свои
умения
выразительно
передавать
настроение,
а
также
образы
героев
в
движении
с
помощью
пантомимических игр, учатся использовать мимику и интонацию голоса и
давать характеристики сказочным персонажам