Автор: Христосова Наталья Сергеевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Мальвина" Населённый пункт: ЯНАО, город Новый Уренгой Наименование материала: статья Тема: "Обучение дошкольников игре на блок флейте Раздел: дошкольное образование
Обучение дошкольников игре на блок флейте.
Именно в нынешнем столетии многие выдающиеся музыканты и
музыкальные педагоги стали рассматривать музыкальное образование не
просто как элемент «общего» развития, а как уникальную по своим
возможностям практику получения «духовного» опыта.
Каждый ребенок имеет право быть причастным к миру звуков, а
наилучший способ для этого – его собственное музицирование.
Но с чего начать?
Появившись на свет, ребенок начинает дышать. Блок флейта –
инструмент продолжающий дыхание. Она позволяет озвучивать беззвучное –
«заговорить» своим дыханием.
Маленькая, нежная блок флейта существовала не одно тысячелетие.
Лишь в 18 веке она была вытеснена более звучной поперечной флейтой,
сделанной из металла с добавлением серебра. Сейчас интерес к блок флейте
возрос во всем мире. Сравнительная легкость «овладения» этим
бесхитростным инструментом, тихое, естественное звучание делают его
идеальным для первоначального музицирования.
На этом крошечном инструменте можно также достичь больших высот
в выразительности и виртуозности. Он может участвовать в составе
симфонического оркестра, как было во времена И.С.Баха.
Чтобы приблизиться к совершенству, надо много упражняться, но
сыграть свою любимую мелодию на блок флейте может каждый.
Делать первые шаги на этом пути вовсе не трудно, главное – получайте
удовольствие от каждой проигранной мелодии!
Методические рекомендации написаны, исходя из личного
профессионального опыта, методических указаний и рекомендаций ученых
практиков (Н.Платонова, К.Орфа, А.Слободян, А.Алексеева, Л.Синяевой) и
предназначены для работы с детьми 5-7 лет.
Формы работы разнообразны. Знания формируются в специально-
организованной, индивидуальной и совместной деятельности.
Организация работы
по обучению детей 5-6 лет на блок флейте.
Приобщая детей к обучению на блок флейте, решаются следующие задачи:
-
знакомство с аппликатурой флейты;
-
формирование навыка, способствующего правильно управлять
дыханием (выдохом)
-
развитие природных музыкальных способностей.
Активизируется исследовательская деятельность.
Первое знакомство с блок флейтой начинается с легенды о флейте
Пана. Затем предлагается ребятам исследовать инструмент с другой,
неигровой стороны. Если повернуть флейту дырочками в сторону окна, то
можно увидеть «замок» с окнами, в которые струится свет, с длинным-
длинным коридором, по которому только что прошла принцесса. Затем
медленно вращаем флейту, не отрывая от глаз. В замке наступает вечер,
постепенно темнеет, опускается ночь. Но вот свет опять начинает
пробиваться в окна. Наступает день. Теперь попробуем так: закроем все
дыроки. Значит там темно. Поднесем флейту к губам и попробуем очень
слабо дуть – ведь там все спят, не надо их будить. Звук получается низким,
темным, сонным. Откроем постепенно все окошечки, по одному, начиная с
нижнего: все жильцы по очереди поднимаются, звуки становятся все выше и
выше, пока не проснулся самый верхний жилец. В замке светло.
Чтобы первый звук на блок флейте получился музыкальным, мягким,
детям нужно научиться управлять своим дыханием (выдохом). Для этого
предлагается детям выполнить упражнение «свеча». Для закрепления и
фиксирования звука на блок флейте применяются упражнения, связанные с
речевой деятельностью. Лучшее начало для знакомства – проигрывание своих
имен, чтобы флейта их запомнила.
На стихотворении «Мальчик с пальчик» дети усваивают основные тона
«B», «A», «G» (Тон «В» - в нотной записи нота «си», тон «А» - в нотной
записи нота «ля», тон «G» - в нотной записи нота «соль» и т.д.) Речевые
упражнения не только закрепляют аппликатуру, но и развивают ритм.
Данной речевое упражнение можно использовать как образец для
закрепления одного тона («В»,»А», «G»). Например:
Мальчик с пальчик, где ты был?
С этим брат-цем в лес хо-дил,
С этим брат-цем щи ва-рил,
С этим брат-цем ка-шу ел,
С этим брат-цем пес-ни пел.
Или чередование тонов «В», «А», «G».
1 строчка
«В»
2 строчка
«А»
3 строчка
«G».
4 строчка
«А»
5 строчка
«В»
Начиная с тона «В», дети поочередно зажимают пальцы левой руки,
произнося текст построчно, с четкой артикуляцией, ритмично. Упражнение
«Мальчик с пальчик» - это лишь один из образцов речевых упражнений,
которые можно разнообразить.
Таким образом, осваивая способы игры на блок флейте, дети получают
первоначальные навыки творческого музицирования, развивают
импровизационное мышление, природные музыкальные способности.
Примерное тематическое планирование работы
с детьми 5-6 лет
по обучению их игре на блок флейте.
Месяц
Задачи
Музыкальный
репертуар
Октябрь
Познакомить детей с историей
возникновения блок флейты,
приемами игры на ней. Упражнять
детей в правильной постановке
корпуса, рук, головы во время игры
на блок флейте.
«Легенда о флейте
Пана»
«А что внутри?»
Ноябрь
Научить детей приемам
звукоизвлечения на блок флейте.
Формировать у детей ровную
подачу воздушного столба.
Дыхательное
упражнение «Свеча»,
«Сказка об уточке с
утятами».
Декабрь
Упражнять детей в усвоении
аппликатуры (развивать моторику)
«Пальчиковые игры»
«Звук мамы-утки».
Январь
Развивать у детей координацию
движения во время игры на блок
флейте.
Таблица №1.
Февраль
Развивать у детей исполнительский
вид, вырабатывать ощущения
равномерности пульсации метра.
Таблица №2.
Март
Познакомить детей со способами
освоения ритмического квадрата.
«Мальчик с пальчик».
Таблица №3.
Апрель
Добиваться чистого и приятного
звука, учить детей играть с
удовлетворительной интонацией.
Таблица №4.
Май
Развивать у детей
метроритмическую пульсацию.
Учить детей элементарному
музицированию.
Моцарт, «Аллегретто».
Таблица №5.
Организация работы по обучению детей 6-7 лет
игре на блок флейте.
Дети седьмого года жизни переходят к освоению «музыкального
квадрата».
У детей 6-7 лет развиваются:
- развитие исполнительского ритма;
- навыки ансамблевого музицирования;
- внимание и память становятся произвольными;
- коммуникативные черты характера;
После того, как различные ритмические фигуры освоены в речевых
упражнениях, можно перейти к исполнению более сложных игровых
упражнений. И здесь исходной формой организации музыкальной
деятельности служит «музыкальный квадрат» - элементарно-смысловая
единица, которая является некоторым гармоническим целым и производит
впечатление внутренней слаженности. Ритмическая группировка в два такта
на две четверти – основное построение музыкального квадрата. Но сначала
квадрат имеет метрическую форму и представлен в один такт на четыре
четверти. Детям музыкальный квадрат сначала надо почувствовать, потом
понять. Основным способом формирования чувства музыкального квадрата
является его повторение, как простейшее из всех возможных видов
музыкального развития. Повторность несет в себе организацию и
выразительную роль. Выделенному отрезку времени (в один такт) дается
название – «квадрат».
1.
Первые упражнения связаны с ритмическим звукоизвлечением
одного тона и исполняются только четвертными.
2.
В дальнейшем ритмический рисунок изменяется, добавляются как
мелкие «восьмые», так и длинные «половинные» длительности.
Ритмические квадраты являются хорошим вспомогательным средством
при игре на блок флейте.
Способы освоения и восприятия ритмического квадрата.
Педагог показывает ритмические квадраты один за другим:
1.
Дети проговаривают ритм ритмослогами, при репризе играют на
блок флейте заданный тон (A,B,G) и т.д.
2.
При постоянной смене ритмических квадратов меняются
комбинации тонов. Например: на первую долю первого такта можно
задать тон «G», на вторую – тон «А», на третью – тон «В»; на
четвертую – «С»; на первую долю второго такта тон «А» и многое
другое, можно применять большое количество собственных
примеров.
3.
Играть первый раз по ритмическим таблицам, при репризе играть
наизусть.
4.
Первый раз играет один ребенок, при репризе все играют наизусть.
Очень важно, что такая форма работы с детьми хорошо развивает
ритмическую сторону, чувство четкой пульсации и темпа. А ведь
основа любой музыки – это ритм.
Работой над ритмом надо заниматься долго и кропотливо
параллельно с другими видами работы. Развитие исполнительского
ритма является одним из самых важных задач воспитания
маленького музыканта.
Первоначальные упражнения для развития ритма должны
состоять из звуков одинаковой длительности, для выработки
ощущений равномерности пульсации метра.
Очень хорошие результаты достигаются, если ребенок много
играет в ансамбле или под музыкальное сопровождение. С самых
первых занятий дети вовлекаются в активное музицирование. Они
исполняют простые, но уже имеющие художественное значение
пьесы. Дети сразу же ощущают радость непосредственного
восприятия хотя и крупицы, но искусства.
Начальный этап обучения игре на блок флейте, пожалуй, один из
самых трудных. Главное на этом этапе – не пройти как можно
больше пьес, а познакомить детей со своеобразием музыкального
языка, заставить работать его фантазию и, конечно, заинтересовать
его музыкой.
Примерное тематическое планирование работы
с детьми 6-7 лет по обучению игре на блок флейте.
Месяц
Задачи
Музыкальный
репертуар
Октябрь
Познакомить детей со способами
освоения квадрата.
Упражнение «Мальчик с
пальчик»
Ноябрь
Вырабатывать у детей ощущение
равномерности пульсации метра.
Ритмическая таблица.
Упражнение №9.
Декабрь
Добиваться чистого, приятного звука,
учить детей играть с
удовлетворительной интонацией.
Ритмическая таблица.
Упражнение №11.
Январь
Развивать у детей координацию
движений во время игры на блок
флейте.
Упражнение №12.
Февраль
Развивать у детей исполнительский
ритм.
Ритмическая таблица.
Упражнение №13.
Март
Развивать у детей навыки
ансамблевого музицирования.
Упражнение №14.
Апрель
Развивать у детей музыкальную
память.
Упражнение №15.
Май
Развивать у детей исполнительский
вид, учить играть под музыкальное
сопровождение.
Упражнение №16
Составитель: