"Реализация ФГОС ДО экспериментальное планирование образовательной деятельности в ДОУ"
Автор: Москвина Оксана Валентиновна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Алёнушка" Населённый пункт: р.п.Солнечный, Хабаровский край Наименование материала: статья Тема: "Реализация ФГОС ДО экспериментальное планирование образовательной деятельности в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Выступление по теме: « Реализация ФГОС ДО экспериментальное
планирование
образовательной деятельности в ДОУ».
Москвина О.В. старший воспитатель МБДОУ д\с «Алёнушка»
Работая
сегодня,
необходимо
переосмыслить
предназначение
образования.
Современная
система
образования
нацелена
на
развитие
у
воспитанника умений, обеспечивающих его собственную готовность учиться.
Чтобы достичь этого, недостаточно просто сменить одни цели на другие.
Необходимо изменить всё теоретическое обоснование, всю методическую
базу. Изменить, значит уйти от чего-то и прийти к чему-то качественно
другому.
Постоянные изменения экономики и рынка труда, требуют, помимо узко
профессиональных знаний, целого ряда личностных качеств и ценностных
установок, способности к коммуникации, умения работать в команде и т.п.
Эти
изменения
востребуют
такие
качества
личности,
как
инициатива,
активность, умение и желание учиться, принятие на себя ответственности,
креативность, готовность к инновациям. Все эти качества – как убедительно
показывают исследования – закладываются в период раннего и дошкольного
детства. Не приобретение знаний, но развитие компетентности –вот базовая
цель
всего
современного
образования.
С
самого
раннего
детства,
на
протяжении всего образования и в течение всей жизни.
Не будем останавливаться на всех нормативных документах, мы их
изучили.
Хотелось
бы
обратить
ваше
внимание
на
такой
документ,
как
«Конвенция о правах ребёнка», а именно на
статьи 12 и 13.Несмотря на
тесную связь между ними, в них разрабатываются разные права.
Свобода выражения мнения (ст.13) связана с правом иметь и выражать свои
мнения, а также запрашивать и получать информацию по любым каналам.
В свою очередь ст.12 связана с правом выражать мнения непосредственно по
вопросам, которые затрагивают ребёнка, и правом участвовать в процессах и
решениях, влияющих на его жизнь.
Для
создания
благоприятных
условий
осуществления
12
статьи
нужна
готовность к изменению ошибочных представлений о способностях детей и
созданию таких условий, в которых дети бы могли развивать и проявлять
свои способности.
Стандартом утверждены основные принципы дошкольного образования. Я их
объединила, и схематично изобразила в форме человечка. Где ФГОС состоит:
из
головы
–условия,
руки
социализация
и
индивидуализация,
ноги
–
с о т р у д н и ч е с т в о
с
с е м ь ё й .
В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это
социальная
ситуация
развития
ребенка
—
сложившаяся
система
взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми
и детьми. Если условия созданы — Стандарт реализован.
Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:
1) Пространственно-временные - пространство и игрушки;
2) Социальные - система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
3)
Деятельностные
–
детские
виды
деятельности:
двигательная,
игровая,
коммуникативная,
конструирование
из
различных
материа лов,
изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор.
Главное условие – численность детей в группе.
Индивидуализация образования позволяет учитывать личный вклад ребёнка в
процесс обучения, развития и саморазвития.
Высшей
целью
и
основным
содержанием
взаимодействия
с
родителями
должен быть ребёнок, а не образовательная программа. Педагогам следует
пересмотреть
своё
отношение
к
работе
с
родителями
и
перейти
от
формальной обязанности к сотрудничеству и взаимодействию с ними.
Творческой
группой
детского
сада
по
внедрению
ФГОС,
было
изучено
методическое пособие, предназначенное руководителям и педагогам ДОУ
(Лидии
Свирской
и
Ларисы
Роменской
«Внедрение
ФГОС
дошкольного
образования»).
Приобретена
серия
«Работаем
по
ФГОС
дошкольного
образования»
созданная
издательством
«Просвещение»
в
помощь
руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций.
«Метод проектов в образовательной работе детского сада»
•
Рассмотрение
существенных
отличий
общепринятого
тематического
подхода от метода проектов
•
Описание
нескольких
образовательных
историй,
раскрывающих
с о д е р ж а н и е
и
л о г и к у
р а з в ё р т ы в а н и я
проектов
•
Формирование
представления
о
проекте
как
технологии
образовательной работы с детьми дошкольного возраста
«Индивидуализация образования детей дошкольного возраста»
*Анализ факторов, обуславливающих индивидуальное развитие ребёнка
*Вопросы организации индивидуальной работы с детьми
*Вопрос оценки индивидуальности детей
*Проблема преемственности дошкольной и начальной ступеней образования
в свете индивидуализации дошкольного образования
«Работа с родителями»
*Методика
вовлечения
родителей
и
общественности
в
образовательный
процесс
•
Принципы организации работы с семьёй
•
Методики изучения потребностей родителей
•
Вариативные формы информирования родителей об услугах детского
сада и о том, что происходит с ребёнком
Изучив весь комплект
В декабре 2014 года был проведен педагогический совет где для реализации
планирования по новому была утверждена средняя группа «Семицветик».
Воспитателями
которой
являются:
Балашова
Людмила
Николаевна
и
Коряковская Наталья Анатольевна.
С чего же начать? Как ранее говорилось, главное создать условия, поэтому
необходимо
проанализировать
и
изменить
предметно-развивающую
среду
детского сада.
Вторым действием внедрения это изменения режима дня в детском саду. Мы
помним слова Александра Григорьевича Асмолова: «ДОУ должны уйти от
жесткой регламентации жизни дошкольников».
Ну и наконец третье как работать, по какой технологии?
Рассмотрим 4е модели технологий, предложенные Лидии Свирской и Ларисы
Роменской.
Первая модель: технология «План-дело-анализ» основана на:
– свободной деятельности детей (методика М. Монтессори, Вальдорфская
педагогика),
– учебном проекте (программа «Золотой ключик» Е.Е. Кравцовой и Г.Г.
Кравцова,
– Йена-план (Нидерланды),
– школы Селестена Френе, Джона Дьюи (Германия, Нидерланды),
– Реджио-педагогика, Лорис Малагуцци (Италия).
Технология
предусматривает
целенаправленное
обучение,
основанное
на
«встрече» познавательных потребностей детей и педагогических воздействий
взрослых. Эта технология была выбрана нами для реализации нового подхода
к планированию в экспериментальной группе, поэтому подробнее мы на ней
остановимся чуть позже.
Вторая
модель
«Технология
организации
и
жизнедеятельности
детей
«Команда»».
В
основе
этой
технологии
лежит
концепция
педагогики
самоопределения А.Н. Тубельского и Д.А. Иванова; концепция дошкольного
образования
под
редакцией
В.А.
Петровского;
теория
А.В.
Запорожца
о
самоценности
дошкольного
периода
развития.
Основные
формы
деятельности
детей
–
совместная
и
самостоятельная
деятельность
в
самостоятельно выбранных Центрах активности, расположенных в разных
помещениях ДОУ.
МОДЕЛЬ 3: «Технология организации жизнедеятельности детей «Игровой
час». В основе – реализация права детей на обучение и развитие в основном и
самом органичном виде деятельности – свободной самостоятельной игре
(сюжетно-ролевой, театрализованной, дидактической).
Основные
формы
педагогиче ских
действий
–
с о пр о вож д е ние
самостоятельной
деятельности
детей,
демонстрация
правильных
моделей
поведения,
моделирование
предметно-развивающей
среды,
обучение
и
коррекционно-развивающая
работа
в
соответствие
с
индивидуальными
потребностями детей.
МОДЕЛЬ 4: «Технология организации жизнедеятельности детей «Открытые
двери».
Данная
модель
образовательной
деятельности
может
быть
осуществлена в ситуации, когда в группах НЕТ карантина. Так как двери
между
двумя
смежными
группами
открыты
для
свободного
общения,
совместных игр и действий детей из двух групп.
Образовательная работа, основана на
- разделении видов учебной деятельности;
- на самоопределении ребенка в ответ на предложения взрослого.
Подробнее остановимся на выбранной нами технологии «План – дело -
анализ»
Обучение
происходит как бы от интересов и потребностей самих детей,
целенаправленное
обучение
проходит
интегрировано,
через
все
образовательные области.
(щелчок)
Обеспечивает
детям
позицию
полноправных
субъектов
деятельности:
влияние
на
выбор
темы
образовательной
работы,
формы
работы в рамках проекта; самоопределение в последовательности и общей
продолжительности выполнения самостоятельно выбранной деятельности;
роль
инициаторов,
активных
участников,
а
не
исполнителей
указаний
взрослых.
(щелчок) Все участники образовательного процесса имеют равные права для
внесения в общий план идей о темах, содержании, видах деятельности.
Взрослые, предоставляют детям достаточную свободу для реализации их
собственных
потребностей,
очерчивая
её
рамками
принятой
культуры
и
формируя
у
воспитанников
понимание
ответственности
за
свой
выбор,
действия и результаты. Задача взрослых состоит не в том, чтобы заставить
ребёнка выполнить то, что они считают важным, нужным для его блага или
для реализации образовательной программы, а в том, чтобы помочь ему
сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность.
(щелчок)
Формы
работы
отличаются
вариативностью
и
многообразием.
Свободная деятельность осуществляется в центрах активности после того,
как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы
и
партнеров.
Принятие
решения
об
индивидуальной
работе
или
сотрудничестве
с
другими
детьми
или
взрослыми
остаётся
за
ребёнком,
вплоть до отказа от участия в общей теме. В старших группах занятия
плановые
образовательные
или
оздоровительные
процедуры
(учитель-
логопед, психолог, инструктор по физической культуре и т.д.) обозначены как
равнозначный
центр
активности.
В
этом
случае
подгруппа
детей
будет
работать по плану взрослого. Смысл такого подхода состоит в формировании
у
дошкольников
осознанного
отношения
к
оздоровительным,
учебным
и
коррекционным занятиям как необходимому усилию.
Выбор темы и содержания может быть любой. Всё что окружает ребёнка,
интересует, может быть толчком к выбору темы. Задача взрослых помочь
детям сделать согласованный выбор самостоятельно. Пример сегодняшний
просмотр образовательной деятельности. Дети предложили тему «Фиксиков»
из чего они состоят? Тема предложенная детьми, а педагог в обсуждении с
ребятами: «Кто такие Фиксики?», человечки которые отремонтируют
все
предметы. Воспитатель объединила Фиксиков с бытовой техникой.
Получилось совместное планирование, где ребята с педагогом вырабатывают
совместный план действий. Здесь от педагога требуется профессионализм:
-
Умение вести диалог со своими воспитанниками;
-
Умение следовать за их инициативой;
-
Умение индивидуализировать работу.
Педагог
планирует
индивидуально-коррекционную
работу
«внутри»
той
деятельности, которую выбрал сам ребёнок.
Итог деятельности проводится ежедневно после того, как дети выполнят
задуманное - реализуют свой план в каком-либо центре активности.
Продолжительность работы по теме может длиться столько дней, сколько у
взрослых
будет
сохраняться
творческая
и
методическая
готовность
поддерживать
ее
новыми
идеями
и
ресурсами,
а
у
детей
–
интерес
к
выбранному содержанию. Иногда ребёнок несколько дней подряд только
наблюдает за действиями других детей, прежде чем решается включится в
работу.
Некоторые
дети
могут
пропустить
несколько
дней
по
какой-то
причине
или
не
успеть
завершить
запланированное,
в
этом
случае
длительность темы позволяет им включится в работу в любой момент.
В данной группе поменялся режим дня в холодный период времени.
В 9.00 часов участники образовательного процесса, собираются на групповой
сбор (детский совет) Модератором является – воспитатель.
В
9.10
–
работа
в
центрах
активности
на
основе
самоопределения.
Воспитатель : ведёт наблюдения, оказывает помощь и поддержку, обучает
желающих детей чему – либо в одном из центров.
Специально
организованные
занятия
(музыкальное,
физкультурное)
проводится
по
общему
плану,
в
зависимости
отведенного
времени,
до
детского совета, или после него и работы в центрах.
В 10 часов подведение итогов работы в центрах.
Летом
при
написании
рабочих
программ,
мы
с
Людмилой
Николаевной
столкнулись с проблемой: как нам запланировать примерное перспективное
планирование. Планирование исходит от детей. Можно предположить, что
ребят заинтересуют общие темы: по временам года, одежды, растения и т.д.
Исходя из планирования проекта постановки 3х вопросов, (что мы знаем?,
что хотим узнать?, что нужно сделать чтобы узнать?) мы решили разработать
примерное тематическое планирование, назвав их тематическими картами.
В центре тема, от темы исходят 5ть областей, окрашены как нам предлагает
программа «Радуга», от области исходят задачи, которые могут дополняться,
изменяться, и какой итог может быть.
Карты служат в помощь педагогу. Вернёмся к сегодняшней теме, Людмила
Николаевна и ребят удовлетворила, и всё про бытовую технику выложила,
вроде и дети сами запланировали,
в тоже время педагог реализовал свои
задачи.
С
гордостью
можем
похвастаться,
данная
рабочая
программа
была
отправлена, как
итоговая работа при профессиональной переподготовки в
издательство «Учитель», и оценена на отлично.
Чтобы реализовать технологию «План – дело - анализ», мы опираемся на
источники, а тематические карты – это наше детище, которое родилось уже в
процессе. При участии в вебинаре в издательстве «Просвещение», на форуме
я описала, что мы заменили перспективное планирование, на тематические
карты, так как работаем по технологии «План – дело - анализ», планируют
сами ребята. Ведущий методист издательства высказала свою точку зрения,
что
если
при
нашем
планировании
мы
создали
такие
карты,
и
они
отображают нашу деятельность, почему бы и нет, даже похвалила.
Как вести календарный план? Мы знаем что:
•
план – рабочий инструмент педагога
•
форма
планирования
обсуждается,
принимается
решением
педагогического совета
•
диктовать
необходимость
использования
определенной
формы
планирования неправомерно.
Так как по Закону «Об образовании в РФ» единица образовательной
организации –
группа, то своя форма планирования может быть и у
отдельных групп
С таким написанием плана я познакомилась на вебинаре Лидии Васильевны
Свирской
(Михайловой),
«ФГОС
дошкольного
об ра зова н и я .
Образовательные
действия
для
достижения
цели.
Вовлечение
детей
и
родителей в планирование образовательной деятельности».
Дети ещё только учатся отмечать подчеркивать они не умеют писать,
поэтому воспитатель записывает все идеи и планы, предложенные детьми, и
может быть родителями. Бывает, что ребята планируют разносторонние темы,
самое главное услышать каждого ребёнка и наметить последовательно все
предложенные темы. Например: «Какой Витя молодец, предложил такую
интересную тему, давай мы с тобой договоримся, мы поможем разобраться
Лене, куда исчезают насекомые осенью, а потом вместе со всеми разберёмся
о как ты предложил о времени».
Чтобы
осуществить
анализ
результативности
развития
детей
и
эффективности
педагогических
действий
воспитателей
по
планам
образовательной
деятельности,
составленным
совместно
детьми
и
взрослыми, надо проанализировать.
Сопоставив несколько планов одной группы, можно увидеть то, как растёт
(или нет) инициативность детей, как меняется направленность интересов (от
игровых
действий
к
учебным),
как
изменяется,
наполняется
содержание
деятельности,
как
обеспечивается
работа
по
образовательным
областям,
определёнными в ФГОС и т.п.
Хотелось
вам
пожелать,
чтобы
ваши
воспитанники
были
такими
как
на
картинки, не хотели бы уходить из детского сада. И это в наших силах!
Литература:
Внедрение
ФГОС
дошкольного
образования,
Свирская
Л.В.,
Роменская Л.А.; Новгородский институт развития образования. – Великий
Новгород, 2014.