Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы по УМК Перспектива
Автор: Замараева Ольга Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Школа№126 Населённый пункт: город Уфа Наименование материала: методическая разработка рабочей программы Тема: Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы по УМК Перспектива Раздел: начальное образование
Информатизация – как процесс
преобразования общества
•
Информатизация – это
комплекс мер,
направленных на
обеспечение полного
использования
достоверного,
исчерпывающего и
оперативного знания во
всех видах
человеческой
деятельности
•
Результатом процесса
информатизации
является создание
информационного
общества, где главную
роль играют интеллект и
знания
Черты, характеризующие
общество знаний
•
Информатизация и знания - главная
преобразующая сила общества
•
Новизна, быстротечность, ускорение –
наиболее характерные черты жизни
•
Глобальная информатизация, стремительное
развитие ИКТ – основа новой экономики
знаний
•
Непрерывное образование и способность к
переквалификации - неотъемлемая часть
сохранения социального статуса личности
Судьба каждого человека
обществе знаний зависит
от
Способности своевременно
находить, получать нужную
информацию
Адекватно воспринимать и
продуктивно использовать
новую информацию.
Гендина Н.И.
«Миссия школьной
библиотеки в условиях
становления
информационного общества
и общества знаний» //ШБ-
2007-№6-7, с.22-36
В масштабах всей земной цивилизации
возникли глобальные проблемы
Огромная скорость
обновления знаний
Непрерывное
появление новых
профессий
Необходимость
постоянно повышать
свою квалификацию
Разрыв между потоком
информации и переработкой
её для передачи в
пользовательские
(читательские ) руки
•
Именно
ликвидация этого
разрыва,
предоставление
читателям всего
богатства
библиотечно-
информационного
пространства – есть
главная задача
информатизации
библиотек
Детям нужны
технологически
подготовленные библиотеки,
которые помогут подготовить
их к обществу знаний.
Чудинова В.П.
Состав «информационной
корзины» школьника
Информатизация
библиотечной
деятельности – это
взаимодействие
новой философии и
новой техники
понимание каждым
библиотекарем
необходимости
внедрения новых ИТ
Идти вперёд – значит
потерять покой, остаться на
месте - значит потерять
себя
Серен Кьеркегор (датский
философ 1813 – 1855)
•
400000 лет – мы умеем говорить,
6000 лет – мы пишем,
550 лет – набираем и печатаем в
типографии.
30 лет – пользуемся компьютером,
15 лет – пользуемся интернетом,
5 – 7 лет – пользуемся электронной
библиотекой.
Такое любопытное наблюдение, касающееся истории
человечества сделал директор центра специальных
публикаций в Берлине В. Сибик,
а от себя добавим:
10 лет - внедряем их в России,
3 года - в школьных библиотеках Хакасии.
Цикл обновления технологий сейчас составляет 6-8 лет,
опережая темпы смены поколений
Пять
элементов
информационных
технологий
Мобильная
связь
Интернет
Электронные
библиотеки
Компакт-
диски
(CD-ROM)
Персональные
компьютеры
Информационные технологии
система процедур или совокупность
методов, производственных процес-
сов и программно – технических
средств преобразования информации
с целью её формирования, органи-
зации, обработки, распространения
и использования в интересах
её пользователей.
Три современные
информационные
технологии:
компьютерная
мультимедийная
технология интернет – пейджера
см.Ваулина ЕЮ «Мой компьютер:
Толковый словарь – М: Эксмо, 2005
«
Новая стратегия библиотечной работы с детьми –
это освоение и создание новых информационных
пространств и выход за пределы самоизоляции
на пути в глобальный мир».
Чудинова ВП
Основные тенденции развития
библиотек.
Компьютеризация и автоматизация
библиотечных процессов, обеспечи-
вающая оперативное получение
результатов переработки
Усиление в библиотеке «информационной
компоненты», её самодеятельность и приори-
тетность, а не вторичностьпо отношению
к документу фонда.
Интернет, как единая коммуникационная
среда, положившая начало новым концеп-
циям и подходам в автоматизации
библиотек, в информационном
обмене
.
Новый уровень межбиблиотечного
взаимодействия, кооперации и
интеграции, создание корпоратив-
ных систем.
Электронные информационные ресурсы
и электронные библиотеки. Определение
оптимального взаимодействия традицион-
ной, автоматизированной и
электронной библиотеки.
.
(
польз оват ели, ор иент ир ованные
на к омплек с ное ис польз ование
р аз личных вид ов
мед иа)
2. Пользователи
ориентированные
на аудиовизуальные
материалы и
мультимедиа
3. Реальные и по-
тенциальные
пользователи.
Интернет
«Виртуальные»
пользователи
библиотек
Интернет-
адикты,
интернет-
зависимые
Любители музыки
Любители видеопродукции
Компьютерные мальчики
юзеры
игровики
хакеры
Документы, принятые мировым
сообществом и Россией, определяющие
направления развития информационно –
образовательной инфраструктуры .
Указ Президента РФ №170 1994 года «Об основах государственной
политики в сфере информатизации.
Концепция создания интегрированной автоматизированной
информационной системы Минобразования России на 2002 – 2006 г г
Концепция федеральной целевой программы «Развитие
информатизации в России на период до 2010 года.»
Межведомственная программа «Российские электронные библиотеки».
Программа ЛИБНЕТ 1998 – 2001 г. «Создание общероссийской
информационно – библиотечной компьютерной сети
Проект Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»
Проект федеральной целевой программы «Развитие единой
образовательной информационной среды на 2002 – 2006 г.г.» (РЕОИС
)
ФЦП «Электронная Россия 2002 – 2010». Принята постановлением
Правительства РФ от 28.01.2002. №65
Проект «Информатизация системы образования» (ИСО)
// Пушкарёва Т. В ожидании «цифрового бума» -БШ-06-№20-с.5-7
Три этапа модернизации
деятельности библиотек
Компьютеризация
Автоматизация
библиотечных
процессов
Информатизация
библиотечной
деятельности
I этап
Компьютеризация – формирование парка
персональных компьютеров в библиотеке
•
Красивый и умный,
•
Всё знает и может,
•
Умножит, разделит,
•
Отнимет и сложит,
•
Найдёт, сохранит,
•
Передаст и получит,
•
Напомнит, проверит,
•
Подскажет, научит …
(компьютер)
Хорошо, если в библиотеке он не один, а
несколько, как для самого библиотекаря,
так и для читателей
II этап
Автоматизация библиотечных процессов
Процесс внедрения
АИБС «МАРК-SQL»
Перевод традиционных
библиотечных
технологий на
автоматизированную
платформу
Создание
эффективного и
комфортного сервиса в
поиске полученных
изданий из фонда
библиотеки
Цели автоматизации
Повышение
производительности
труда,
Улучшение качества
информационных услуг,
Уменьшение объёма
рутинной работы,
устранение трудоёмких
и монотонных операций.
Два барьера замедляющие внедрение ИТ в
практику работы библиотек
Первый барьер - психологический.
Школьные библиотекари часто не только не
знают, но и не хотят использовать такого рода
нововведения
Второй барьер – методическая
слабость
Явно ощущается недостаток исследований и
разработок по применению ИТ в работе
библиотек
«Всякий путь начинается с первого шага»
Конфуций
С чего же начать процесс автоматизации?
С создания БД?
С электронной книговыдачи?
С ведения документации?
Технологические этапы развития
информационной системы библиотеки
Из опыта нашей работы
Провести нумерацию
читательских билетов,
Создать электронный список
читателей,
Оформить структуру школы,
Создать электронную базу
данных учебного фонда
Каталогизация новых
поступлений,
Ретроконверсия,
Электронная книговыдача.
Другой вариант
Каталогизация новых
поступлений,
Ведение КСУ,
Ввод системы
автоматизированного
комплектования,
Создание мест свободного
доступа к электронному
каталогу,
Наполнение ЭК путём
ретроконверсии,
Электронная книговыдача
Карауш А.С.г. Томск
« Незачем всем толкаться на одном
информационном поле»
Л.Я.Шрайберг
Корпоративная каталогизация – это
объединение усилий всех школьных
библиотек города, района
Создание ЭК по частям
Сотрудничество в поиске информации,
обмен ЭБ данных, создание единого
тезауруса по педагогике
Ожидаемые
результаты
автоматизации
Модернизация
традиционных форм и
методов
предоставления
информации,
Расширение
ассортимента
библиотечно-
информационных
услуг ,
Появление новых
информационных
продуктов
Перспективы
Внедрение штрихового
кодирования,
Создание единых
читательских билетов в
школьных библиотеках
города.
Новые информационные услуги
школьных
библиотек
Новые информационные услуги
школьных
библиотек
Бесплатные
Платные
Библ. списков к докладам, рефератам,
Подстрочный подбор литературы к реферату,
Распечатка документов на принтере,
Презентация работ учащихся
Запись информации на дискету,
Сканирование
Получение компакт-дисков на дом,
Набор текста на компьютере работником библ.
Разработка макета издания для презентации,
Обмен информацией в удалённом режиме.
Поиск в электронном
каталоге
Работа с электронными
коллекциями
Работа с электронными
папками – носителями
Для этого надо создать в библиотеке мульти-
медиа уголок, его состав:
•место для хранения дисков и доступ к ним
•читателей;
•рабочее место для работы читателей с ЭК
Новые информационные продукты школьной
библиотеки
•
проблемно-ориентированные базы данных («Подросток и мир: нравственный
ориентир»)
•
рекомендательная электронная библиография (указатели, дайджесты, списки )
«Если тебе тяжело на душе - советы психолога»
•
Электронные папки накопители ( Библиогид, Путеводитель по…)
•
Электронные коллекции ( «Край наш Хакасский»)
•
Электронная библиотека дефицитных изданий (обменный фонд)
•
Электронный « архив» творческих работ учащихся
•
Собственные компакт-диски на разные темы
•
Электронные выставки («Жить, думать, чувствовать, любить, свершать
открытья…»)
•
Электронные экспресс – обзоры («Необыкновенное, интересное , спорное»)
•
Презентации библиотечной деятельности
•
« Штудии»: обучающие программы по работе с информацией,
•
Локальные базы данных (Поздравительные стихи, Фонотека и т.д.)
•
Электронные журналы (создание электронного журнала «Поднимем паруса»)
•
Электронное литературное досье « Представляем книгу»
•
Электронные экспозиции ( например, «Рукописи. реликвии, фотодокументы»
IIIэтап
Информатизация библиотечной деятельности
Включение
библиотеки в
локальную сеть
школы,
Создание городской
локальной сети
школьных
библиотек,
Онлайновый МБА
Сколько нам до этого
идти год, два, три,
пять, жизнь покажет
Обслуживание пользователей
с использованием новых информационных
технологий
Потребность
(запрос)
Поиск
информации
по ЭК,
в Интернет-
пространстве
Появление
продукта
•
б\фич указатель
•электронная папка
•
сайт
•
электронная выставка
Реклама
продукта
Электронная
презентация
Тиражирование
продукта
Запись на
различные
носители
Если затеяно новое дело, точно
определите конечную цель и пройдите
весь путь до конца, после этого
подводите итоги.
Модель интеграции ИТ в работу
библиотеки
•
Каждый этап характеризуется следующими аспектами
деятельности библиотекаря
«Планы – это мечты знающих людей»
Э. Фейхтерслебен - австрийский писатель (1806-1849)
План компьютеризации при
освоении компьютера
Содержание работы
Сроки
План автоматизации библиотеки
Содержание работы
Сроки
Составляется на год
Анализ в конце года
Дальнейшие шаги по
пути автоматизации
Что сделано
Что предстоит сделать в
следующем году
Дополнения к функциональным обязанностям
библиотекаря в связи с использованием ИТ.
Организует и ведёт ЭК, базы
данных по профилю школы
Использует ИТ (в том числе
АИБС) для
дифференцированного
обслуживания учеников и
педколлектива.
Организует компьютерную и
справочно-библиографическую
службу
Работает с информационными
ресурсами на различных
небумажных носителях (аудио-,
видео-,CD,DVD) с
образовательными Интернет-
ресурсами
Разрабатывает новые
информационно-
консультативные услуги для
пользователей библиотеки
Ведёт журнал ежедневного
учёта использования
интернет ресурсов в
бумажном и электронном
виде
См. Баханская Е., Козлова О.
«Должностная инструкция
заведующего ОУ» //БШ-06-
№3 с.24
Что читать:
•
Бондарева Т.В. Компьютерные
технологии в работе школьной
библиотеки // ШБ – 04- № 3 –с. 12-13
•
Брескин С.Н. Внедрение
информационных технологий в
библиотеках Краснодарского края //
Через библиотеки к будущему Ч.2 – М:
Шк. библиотека, 2004-с.555-560
•
Гашимова С.Ю. Новые технологии и
информационные продукты для
юношества // Через библиотеки к
будущему Ч.2 – М: Шк. библиотека,2004-
с. 561-564
•
Дети и библиотеки в меняющейся
медиасреде- М: Школьная библиотека-
04-стр. 166-202 / Профессиональная
библиотечка школьного библиотекаря /
–
Глава З Дети и библиотекари в начале
освоения новых технологий ( по
результатам исследований)
Статья Информатизация
детских библиотек в России: процессы,
проблемы, опыт работы.
•
«
Библиотеки и
информационные
технологии:
рекомендательный
список литературы –
Абакан, библиотека
школа №4-5с
.
«Развитие и использование информационных
технологий давно уже не дань моде. Тот, кто не
использует их, отстаёт навсегда.»
Н. Булаев.
«Библиотекари, чей темперамент, самолюбие и любопытство
настойчиво ищут выхода и профессионального преломления
присоединяйтесь к смелым, иногда бредовым, почти всегда
авантюр-рным (вот так с двумя «р») идеям и проектам. И не
думайте о том, что вам это не по плечу.»
Иванова Е «Вчера, сегодня, завтра»
БШ – 05 №3 – стр.2
ТИТанические усилия по
модернизации школьной
библиотеки
•
Технологии
•
Инициатива
•
Творчество
Потому и жить нам интересно,
Что с упорством мы невероятным
Сочетаем неприятное с полезным,
Или бесполезное с приятным.
Школьные библиотеки – это соучастники в открытиях,
идеях, обучении.
Внушайте вашему школьному сообществу мысль о ценности
и потенциале школьной библиотеки.
Елена Иванова \БШ – 05 - №19 – стр.1\
Единственной преградой к осуществлению наших планов
на завтра могут быть наши сегодняшние сомнения.
Ф. Рузвельт.