Напоминание

Модуль "Основы светской этики" как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника


Автор: Зайцева Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№5"
Населённый пункт: чистополь
Наименование материала: статья
Тема: Модуль "Основы светской этики" как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника
Раздел: начальное образование





Назад





Модуль «Основы светской этики» как важная духовно-нравственная

составляющая воспитания личности современного школьника
Любой человек, которой живет рядом с тобой, независимо от вероисповедания, национальности несёт в себе источник духовных ценностей, культуру, историю, традиции. 21 июля 2009 года Президент РФ Д.А. Медведев заявил о поддержке сразу двух идей, высказанных лидерами крупнейших религиозных объединений России, о введении института воинских священников и о преподавании в школах «дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение». При этом глава государства напомнил о конституционных принципах свободы совести и о светском характере государства. Тогда же Президент предложил провести эксперимент по внедрению нового учебного курса в ряде регионов РФ. После долгих согласований курс получил название «Основы религиозных культур и светской этики» Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий. Изменился выбор нравственных образцов: литературные герои, знаменитые личности в истории, взрослые перестают выступать образцами для подражания. Кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои кинобоевиков. В представлениях детей о человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Поэтому в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию нравственных качеств личности. В нашей республике Татарстан новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» ввели с 1 сентября 2013г. в 4-х классах общеобразовательных школ .Разработчики программы посчитали что 10-11 лет-оптимальный возраст для того, чтобы начинать с детьми разговоры «о душе». Наша школа работает по модулю «Основы светской этики». Выбору данного модуля предшествовало проведение родительского собрания, на котором мы познакомили родителей с новым курсом и предложили на выбор шесть модулей. Родители выбрали модуль «Основы светской этики». Данный выбор нас порадовал, потому что курс призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали.
Цель курса: -нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, -развитие их интереса к окружающему миру, -формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, -укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса Перед нами стоит задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. А это всегда актуально, так как если человек делит с кем-то кров, живѐт рядом, то между ними возникают взаимоотношения, которые строятся по определѐнным правилам. Люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Постепенно стали складываться представления о добре и зле, появилась потребность поддерживать хорошие поступки и запрещать плохие. Жить в мире и согласии, мы учили всегда. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Теперь мы осуществляем развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс выступает в качестве связующего звена всего воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, учит адекватно оценивать собственное поведение и поведение сверстников, окружающих его людей. На уроках этики мы знакомим детей с понятиями дружбы и порядочности, правды, истины и лжи, добра и зла. При изучении основных критериев светской этики дети убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни. В процессе обучения детей поощряем словом, поддерживаем инициативу детей высказываться, подбираем такие формы работы, которые по нраву и по силам младшим школьникам. Дети не стесняются высказываться, спорят друг с другом, вспоминают эпизоды из жизни, доказывают своѐ мнение, и никто не боится ошибиться: ни ученики, ни учитель. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других. До многого ребѐнок может додуматься сам, и мы стараемся не мешать ему думать, не объяснять материал, доступный для понимания. Применяем такие игровые ситуации как: «Что могло произойти?», «Собираем добрые слова». Ребѐнку приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить своѐ поведение или свою позицию, обосновать поступок, выбор. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально- коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Второй год веду планомерную работу по формированию спаянного и дружного коллектива класса, умению избегать
конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, помогать друг другу, заботиться. Конечно, заметны положительные подвижки. Темы, поднятые в курсе «Светская этика», проходят и через другие предметы, например на уроках литературного чтения. Ребята дают характеристику героям произведений, высказывают своѐ отношение к их поступкам, анализируют, делают выводы. Получается, что мы об одном и том же говорим не раз и не два, а на всех предметах. И маленькие зѐрнышки нравственности, брошенные во время общения, формируют и развивают ребѐнка как личность, обладающую теми полезными качествами, которые ей (личности) необходимы для жизни в обществе. Главное – это воспитание значимых общечеловеческих нравственных ценностей, которые связаны с понятиями гуманности и любви, духовности и свободы, добра и зла, порядочности и скромности, доброты и бескорыстия.
Как оценить духовно- нравственные знания детей
? Предлагаем сделать своими руками макет поезда, где для каждого ученика будет свой вагончик с кармашком. После урока, на котором ребенок себя проявил, в этот кармашек вкладывается смайлик. В конце четверти можно подвести итоги, а в конце года на последнем обобщающем уроке, где присутствуют и дети, и родители,можно выдать сертификат «За успешное освоение курса ОРКСЭ». Чтобы получить сертификат учащимся необходимо: -Активное участие на уроке. -100% посещаемость. -Конкурс на лучшую тетрадь, папку с работами по предмету. -Участие в конкурсах, викторинах по предмету ОРКСЭ. -Участие в творческих проектах. -Выставка детских художественных работ, фотоконкурс, Необходимо понимать, что моральное развитие человека как личности происходит на протяжении всей его жизни и признание ценности других людей является первым шагом к добродетельному поведению. Из всего выше сказанного можно сделать вывод. Наша задача, задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, целостность нашего общества и государства, а курс ОРКСЭ, и в частности модуль «Основы светской этики» помогают в этом. При этом крайне необходимо понимать, что буквально в каждом из общеобразовательных предметов, на каждом уроке необходимо в той или иной форме доносить до ребят вездесущность морали и нравственности, их повседневное участие в нашей жизни, тем самым подкрепляя основные цели и задачи курса, приводя примеры из жизни. Потому что именно таким способом, на мой взгляд, мы сможем донести до учеников, что изложенные в учебнике основы нравственности и морали, оказывается, окружают нас в обычной жизни и применяемы каждым из нас каждый день. Хороший человек тот, кто делает большие и благородные дела, даже если он при этом рискует всем. Плутарх


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!