Модуль "Основы светской этики" как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника
Автор: Зайцева Ирина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ№5" Населённый пункт: чистополь Наименование материала: статья Тема: Модуль "Основы светской этики" как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника Раздел: начальное образование
Модуль «Основы светской этики» как важная духовно-нравственная
составляющая воспитания личности современного школьника
Любой человек, которой живет рядом с тобой, независимо от вероисповедания,
национальности несёт в себе источник духовных ценностей, культуру, историю, традиции.
21 июля 2009 года Президент РФ Д.А. Медведев заявил о поддержке сразу двух идей,
высказанных лидерами крупнейших религиозных объединений России, о введении
института воинских священников и о преподавании в школах «дисциплин, направленных
на духовно-нравственное просвещение».
При этом глава государства напомнил о конституционных принципах свободы совести и о
светском характере государства. Тогда же Президент предложил провести эксперимент по
внедрению нового учебного курса в ряде регионов РФ. После долгих согласований курс
получил название «Основы религиозных культур и светской этики»
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся
изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества,
привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти
изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства,
образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. В обществе
сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания
молодого поколения. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России,
направленной на детей пропаганды жестокости и насилия, агрессивной рекламы
алкогольной продукции и табачных изделий. Изменился выбор нравственных образцов:
литературные герои, знаменитые личности в истории, взрослые перестают выступать
образцами для подражания. Кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои
кинобоевиков. В представлениях детей о человеческих ценностях духовные ценности
вытесняются материальными. Поэтому в современных условиях большая ответственность
за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где
собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма
будущих поколений Отечества.
Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих
формированию нравственных качеств личности.
В нашей республике Татарстан новый предмет «Основы религиозных культур и светской
этики» ввели с 1 сентября 2013г. в 4-х классах общеобразовательных школ .Разработчики
программы посчитали что 10-11 лет-оптимальный возраст для того, чтобы начинать с
детьми разговоры «о душе».
Наша школа работает по модулю «Основы светской этики». Выбору данного модуля
предшествовало проведение родительского собрания, на котором мы познакомили
родителей с новым курсом и предложили на выбор шесть модулей. Родители выбрали
модуль «Основы светской этики». Данный выбор нас порадовал, потому что курс призван
ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные
представления о морали.
Цель курса:
-нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и
ценностей,
-развитие их интереса к окружающему миру,
-формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий,
-укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса
Перед нами стоит задача нравственного развития младших школьников, воспитания
культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. А это
всегда актуально, так как если человек делит с кем-то кров, живѐт рядом, то между ними
возникают взаимоотношения, которые строятся по определѐнным правилам. Люди
осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Постепенно стали
складываться представления о добре и зле, появилась потребность поддерживать
хорошие поступки и запрещать плохие. Жить в мире и согласии, мы учили всегда.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре
является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего
гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим
истокам. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные
особенности народов, которые ее населяют. Теперь мы осуществляем развитие у детей
терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь
культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно.
Курс выступает в качестве связующего звена всего воспитательного процесса, обобщая
знания об этике и этикете, учит адекватно оценивать собственное поведение и поведение
сверстников, окружающих его людей.
На уроках этики мы знакомим детей с понятиями дружбы и порядочности, правды,
истины и лжи, добра и зла. При изучении основных критериев светской этики дети
убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни. В процессе
обучения детей поощряем словом, поддерживаем инициативу детей высказываться,
подбираем такие формы работы, которые по нраву и по силам младшим школьникам.
Дети не стесняются высказываться, спорят друг с другом, вспоминают эпизоды из жизни,
доказывают своѐ мнение, и никто не боится ошибиться: ни ученики, ни учитель. Ведь
ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других. До многого ребѐнок
может додуматься сам, и мы стараемся не мешать ему думать, не объяснять материал,
доступный для понимания. Применяем такие игровые ситуации как: «Что могло
произойти?», «Собираем добрые слова». Ребѐнку приходится поставить себя в ту или
иную ситуацию, определить своѐ поведение или свою позицию, обосновать поступок,
выбор. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-
коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать,
аргументированно обосновывать свою точку зрения. Второй год веду планомерную
работу по формированию спаянного и дружного коллектива класса, умению избегать
конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, помогать друг другу, заботиться.
Конечно, заметны положительные подвижки. Темы, поднятые в курсе «Светская этика»,
проходят и через другие предметы, например на уроках литературного чтения. Ребята
дают характеристику героям произведений, высказывают своѐ отношение к их поступкам,
анализируют, делают выводы. Получается, что мы об одном и том же говорим не раз и не
два, а на всех предметах. И маленькие зѐрнышки нравственности, брошенные во время
общения, формируют и развивают ребѐнка как личность, обладающую теми полезными
качествами, которые ей (личности) необходимы для жизни в обществе. Главное – это
воспитание значимых общечеловеческих нравственных ценностей, которые связаны с
понятиями гуманности и любви, духовности и свободы, добра и зла, порядочности и
скромности, доброты и бескорыстия.
Как оценить духовно- нравственные знания детей ? Предлагаем сделать своими руками
макет поезда, где для каждого ученика будет свой вагончик с кармашком. После урока, на
котором ребенок себя проявил, в этот кармашек вкладывается смайлик. В конце четверти
можно подвести итоги, а в конце года на последнем обобщающем уроке, где
присутствуют и дети, и родители,можно выдать сертификат «За успешное освоение курса
ОРКСЭ».
Чтобы получить сертификат учащимся необходимо:
-Активное участие на уроке.
-100% посещаемость.
-Конкурс на лучшую тетрадь, папку с работами по предмету.
-Участие в конкурсах, викторинах по предмету ОРКСЭ.
-Участие в творческих проектах.
-Выставка детских художественных работ, фотоконкурс,
Необходимо понимать, что моральное развитие человека как личности происходит на
протяжении всей его жизни и признание ценности других людей является первым шагом
к добродетельному поведению. Из всего выше сказанного можно сделать вывод. Наша
задача, задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны
обеспечить устойчивость, целостность нашего общества и государства, а курс ОРКСЭ, и в
частности модуль «Основы светской этики» помогают в этом. При этом крайне
необходимо понимать, что буквально в каждом из общеобразовательных предметов, на
каждом уроке необходимо в той или иной форме доносить до ребят вездесущность
морали и нравственности, их повседневное участие в нашей жизни, тем самым
подкрепляя основные цели и задачи курса, приводя примеры из жизни. Потому что
именно таким способом, на мой взгляд, мы сможем донести до учеников, что
изложенные в учебнике основы нравственности и морали, оказывается, окружают нас в
обычной жизни и применяемы каждым из нас каждый день.
Хороший человек тот, кто делает большие и благородные дела, даже если он при этом
рискует всем.
Плутарх