Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Автор: Полынкова Карина Александровна Должность: учитель начальных классов, учитель-логопед Учебное заведение: МАОУ СОШ № 68 с углублённым изучением отдельных предметов Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область Наименование материала: статья Тема: Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Раздел: начальное образование
Программа формирования универсальных учебных действий
у обучающихся
на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий направлена на
обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и
призвана
способствовать
реализации
развивающего
потенциала
общего
среднего
образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как
инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение
учиться. способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего
образования:
• устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования;
• определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных
действий в младшем школьном возрасте;
• выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных
предметов;
• определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у
обучающихся
универсальных
учебных
действий
при
переходе
от
дошкольного
к
начальному и основному общему образованию.
Ценностные ориентиры:
Уровневый
результат
Целевые установки
Формировани
е
Гражданско
й
идентичност
и
Психологически
х условий
развития
общения и
сотрудничества
Развитие
Ценностн
о-
смыслово
й сферы
личности
Умени
я
учитьс
я
Самостоятельност
и, инициативы, и
ответственности
личности.
Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий.
В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются
основные структурные компоненты учебной деятельности – мотивы, особенности
целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка,
сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения.
Понятие
Функции
Состав УУД
(виды)-
Универсальные учебные
действия – умение учиться.
- Обеспечение возможностей
самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить
учебные цели, искать и
4 блока:
Личностные
использовать необходимые
средства и способы их
достижения, контролировать и
оценивать процесс и результаты
деятельности.
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Способность к саморазвитию и
самосовершенствованию путём
сознательного и активного
присвоения нового социального
опыта.
- Создание условий для
гармоничного развития личности
и её самореализации; обеспечение
успешного освоения знаний,
формирования умений, навыков и
компетентностей в любой
предметной области.
Содержание каждого блока универсальных учебных действий подробно раскрыто в
Основной образовательной программе начальной школы .
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач
общекультурного,
ценностно-личностного,
познавательного
развития
обучающихся,
реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы
учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм
учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.
На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при
организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического,
наглядно-образного и знаково-символического мышления, исключающее риск развития
формализма
мышления,
формирования
псевдологического
мышления.
Существенную
роль в этом играют такие учебные предметы, как «Литературное чтение», «Технология»,
«Изобразительное искусство», «Музыка».
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных
способов
организации
учебной
деятельности
обучающихся
раскрывает
определённые
возможности для формирования универсальных учебных действий.
Учебный предмет
Формирование
(приоритетных) УУД
Создание условий/ обеспечение
формирования УУД
Русский язык
Познавательных,
коммуникативных,
регулятивных.
Формирование «языкового чутья», как
результата ориентации ребёнка в
грамматической и синтаксической структуре
языка.
Литературное
чтение
Всех видов УУД
(с приоритетом
развития ценностно-
смысловой сферы и
коммуникации).
Смыслообразование, самоопределение и
самопознание; основы гражданской
идентичности; эстетических ценностей;
нравственно-этического оценивания;
эмоционально-личностной децентрации;
умение понимать и произвольно,
выразительно строить контекстную речь;
умение устанавливать логическую
причинно-следственную
последовательность событий; умение
строить план с выделением существенной и
дополнительной информации.
Английский язык
Коммуникативных,
Развитие: общее речевое; произвольности и
познавательных.
осознанности монологической и
диалогической речи; письменной речи.
Формирование ориентации на партнёра.
Смысловое чтение.
Математика
Познавательных,
регулятивных.
Развитие логических, алгоритмических,
знаково-символических действий,
планирования, моделирования.
Формирование элементов системного
мышления и приобретение основ
информационной грамотности.
Окружающий
мир
Всех видов УУД
Формирование: целостной научной картины
природного и социокультурного мира;
гражданской российской идентичности;
общепознавательных УУД.
Способствует принятию обучающимися
правил здорового образа жизни.
Музыка
Личностных,
коммуникативных,
познавательных.
Формирование: эстетических и ценно-
смысловых ориентаций; гражданской
российской идентичности и толерантности;
УУД замещения и моделирования.
Изобразительное
искусство
Личностных,
познавательных,
регулятивных.
Формирование УУД: замещения и
моделирования; логических операций,
целеполагания, планирования; гражданской
идентичности, толерантности, эстетических
ценностей.
Технология
Всех видов УУД
Формирование УУД: планирования и
моделирования, целеполагания, ИКТ-
компетентности, знаково-символического и
пространственного мышления .
Формирования картины мира материальной
и духовной культуры.
Физическая
культура
Личностных,
регулятивных,
коммуникативных.
Формирование: гражданской российской
идентичности.
Освоение правил здорового и безопасного
образа жизни.
Развитие умения планировать, регулировать,
контролировать и оценивать свои действия.
Типовые задачи формирования универсальных учебных действий конструируются
учителем на основании следующих общих подходов:
1.
Структура
задачи.
Любая
задача,
предназначенная
для
развития
и/или
оценки
уровня
сформированности
УУД
(личностных,
регулятивных,
познавательных
и
коммуникативных)
предполагает
осуществление
субъектом
(в
свёрнутом
или
развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание – применение –
анализ -синтез- оценка. В общем виде задача состоит из информационного блока и
серии вопросов (практических заданий) к нему.
2.
Требования к задачам.
Для того, чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были
валидными, надёжными и объективными, они должны быть:
- составлены в соответствии с требованиями, предъявляемые к тестовым заданиям
в целом;
- сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на
освоение соответствующих УУД;
- избыточными, с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;
- многоуровневыми, т.е. предполагающими возможность оценить общий подход к
решению, выбор необходимой стратегии;
-
-
«модульными»,
т.е.
предусматривающими
возможность,
сохраняя
общий
к о н с т р у к т
з а д а ч и ,
м е н я т ь
н е к о т о р ы е
и з
е ё
у с л о в и й .
В
разработке
задач
учителя
исходят
из
того,
что
уровни
учебных
целей:
ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка имеют отношение к
любому УУД, т.е. каждое УУД предполагается последовательно формировать на
каждом уровне преемственность формирования универсальных учебных действий
п о
с т у п е н я м
о б щ е г о
о б р а з о в а н и я .
Обеспечение преемственности программы формирования универсальных
учебных действий при переходе от дошкольного к начальному
и основному общему образованию.
Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках – в момент
поступления детей в школу (в 1 класс) и в период перехода обучающихся на ступень
основного
общего
образования.
Несмотря
на
огромные
возрастно-психологические
различия
между
обучающимися,
переживаемые
ими
трудности
переходных
периодов
имеют много общего.
Возникновение трудностей имеет следующие причины: недостаточно плавное, даже
скачкообразное изменение методов и содержания обучения; обучение на предшествующей
ступени
часто
не
обеспечивает
достаточной
готовности
обучающихся
к
успешному
включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Готовность детей к обучению в школе.
Комплексное образование
Физическая готовность
Психологическая готовность
Состояние
здоровья,
морфофункциональная
зрелость
организма,
развитие
двигательных
навыков и качеств (тонкая моторная координация),
физическая и умственная работоспособность.
Эмоционально-личностная (главная
роль
–
произвольность
поведения,
учебно-познавательная
мотивация,
самооценка),
интеллектуальная,
коммуникативная.
Формирование фундамента готовности должно осуществляться в рамках специфических
детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры,
изобразительной деятельности,
конструирования, восприятия сказки и пр.
Проблемы обучающихся к началу обучения в среднем звене.
Трудности перехода
Причины трудностей
Ухудшение
у с п е в а е м о с т и
и
дисциплины.
Необходимость
адаптации
к
новой
организации
процесса
и
содержания обучения.
Р о с т
н е г а т и в н о г о
отношения к учению.
Совпадение начала кризисного периода, в который вступают
младшие
подростки,
со
сменой
ведущей
деятельности
–
переориентацией
подростков
на
деятельность
общения
со
сверстниками
при
сохранении
значимости
учебной
деятельности.
Возрастание
эмоциональной
нестабильности
нарушения поведения.
Недостаточная
готовность
детей
к
более
сложной
и
самостоятельной
учебной
деятельности,
связанной
с
показателями их интеллектуального, личностного развития и
главным
образом
с
уровнем
сформированности
структурных
компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия,
контроль, оценка).
Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи
целенаправленного
формирования
таких
универсальных
учебных
действий,
как
коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы должна стать
ориентация
на
ключевой
стратегический
приоритет
непрерывного
образования
–
формирование
умения
учиться ,
которое
должно
быть
обеспечено формированием
системы универсальных учебных действий.
Структура работы по обеспечению преемственности -
Программа действий
Направление работы
Объекты
Мероприятия
Информационно-просветительская деятельность
Взаимоизучение содержания
программ обучения и
воспитания в рамках
введения новых ФГОС
Программа обучения и
воспитания ДОУ
Теоретические семинары.
Образовательная
программа начальной
школы на основе ФГОС
Практические занятия.
Программы обучения 5
класса
Ознакомление участников
образовательного процесса с
Программой универсальных
учебных действий начальной
школы
Программа
универсальных учебных
действий начальной
школы
Теоретические и
практические семинары.
Изучение психологических
особенностей детей
Первоклассники,
Учащиеся 4 класса
Теоретические семинары.
Организационно-исполнительская деятельность
Знакомство с детьми с целью
определения стартового
уровня сформированности
универсальных учебных
действий с учётом возрастных
особенностей на момент
поступления в школу и
перехода в 5 класс.
Будущие
первоклассники
-Посещение занятий в ДОУ.
-Изучение «Карты
личности».
- Наблюдение за детьми во
время учебных занятий.
Будущие пятиклассники
- Посещение уроков в 4-х
классах.
- Изучение комплексной
характеристики
обучающегося.
- Изучение «Портфеля
достижений».
Организация учебного
процесса с учётом требований
ФГОС и результатов
1-ые классы
5-ые классы
Планирование работы по
Программе формирования
УУД с приложением
определения уровней развития
личности.
стартовых характеристик
учащихся.
Коррекционно-развивающая
работа с целью
своевременного определения и
выявления проблемных
областей формирования УУД.
1-4 классы
Документальное оформление
итогов работы по
формированию УУД в конце
каждого года обучения
(по необходимости).
Аналитическая деятельность
Подведение итогов работы
Выпускные 4-ые классы
Характеристики учащихся 4-х
классов.
Раздел – формирование УУД.
( Приложение 1).
Аналитическая справка по
результатам проведённой
работы.
Корректировка
Образовательной программы
по формированию УУД.