Напоминание

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования


Автор: Полынкова Карина Александровна
Должность: учитель начальных классов, учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 68 с углублённым изучением отдельных предметов
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Раздел: начальное образование





Назад







Программа формирования универсальных учебных действий

у обучающихся

на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться. способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования: • устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования; • определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; • выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; • определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Ценностные ориентиры:
Уровневый результат Целевые установки Формировани е Гражданско й идентичност и Психологически х условий развития общения и сотрудничества Развитие Ценностн о- смыслово й сферы личности Умени я учитьс я Самостоятельност и, инициативы, и ответственности личности.
Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий.
В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности – мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения.
Понятие

Функции

Состав УУД

(виды)-
Универсальные учебные действия – умение учиться. - Обеспечение возможностей самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и 4 блока: Личностные
использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Регулятивные Познавательные Коммуникативные Способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. - Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации; обеспечение успешного освоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Содержание каждого блока универсальных учебных действий подробно раскрыто в Основной образовательной программе начальной школы .
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления, исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологического мышления. Существенную роль в этом играют такие учебные предметы, как «Литературное чтение», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка». Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Учебный предмет Формирование (приоритетных) УУД Создание условий/ обеспечение формирования УУД Русский язык Познавательных, коммуникативных, регулятивных. Формирование «языкового чутья», как результата ориентации ребёнка в грамматической и синтаксической структуре языка. Литературное чтение Всех видов УУД (с приоритетом развития ценностно- смысловой сферы и коммуникации). Смыслообразование, самоопределение и самопознание; основы гражданской идентичности; эстетических ценностей; нравственно-этического оценивания; эмоционально-личностной децентрации; умение понимать и произвольно, выразительно строить контекстную речь; умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий; умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации. Английский язык Коммуникативных, Развитие: общее речевое; произвольности и
познавательных. осознанности монологической и диалогической речи; письменной речи. Формирование ориентации на партнёра. Смысловое чтение. Математика Познавательных, регулятивных. Развитие логических, алгоритмических, знаково-символических действий, планирования, моделирования. Формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности. Окружающий мир Всех видов УУД Формирование: целостной научной картины природного и социокультурного мира; гражданской российской идентичности; общепознавательных УУД. Способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни. Музыка Личностных, коммуникативных, познавательных. Формирование: эстетических и ценно- смысловых ориентаций; гражданской российской идентичности и толерантности; УУД замещения и моделирования. Изобразительное искусство Личностных, познавательных, регулятивных. Формирование УУД: замещения и моделирования; логических операций, целеполагания, планирования; гражданской идентичности, толерантности, эстетических ценностей. Технология Всех видов УУД Формирование УУД: планирования и моделирования, целеполагания, ИКТ- компетентности, знаково-символического и пространственного мышления . Формирования картины мира материальной и духовной культуры. Физическая культура Личностных, регулятивных, коммуникативных. Формирование: гражданской российской идентичности. Освоение правил здорового и безопасного образа жизни. Развитие умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.
Типовые задачи
формирования универсальных учебных действий конструируются учителем на основании следующих общих подходов: 1. Структура задачи. Любая задача, предназначенная для развития и/или оценки уровня сформированности УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание – применение – анализ -синтез- оценка. В общем виде задача состоит из информационного блока и серии вопросов (практических заданий) к нему.
2.
Требования к задачам. Для того, чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были валидными, надёжными и объективными, они должны быть:
- составлены в соответствии с требованиями, предъявляемые к тестовым заданиям в целом; - сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на освоение соответствующих УУД; - избыточными, с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»; - многоуровневыми, т.е. предполагающими возможность оценить общий подход к решению, выбор необходимой стратегии; - - «модульными», т.е. предусматривающими возможность, сохраняя общий к о н с т р у к т з а д а ч и , м е н я т ь н е к о т о р ы е и з е ё у с л о в и й . В разработке задач учителя исходят из того, что уровни учебных целей: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка имеют отношение к любому УУД, т.е. каждое УУД предполагается последовательно формировать на каждом уровне преемственность формирования универсальных учебных действий п о с т у п е н я м о б щ е г о о б р а з о в а н и я .
Обеспечение преемственности программы формирования универсальных

учебных действий при переходе от дошкольного к начальному

и основному общему образованию.
Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках – в момент поступления детей в школу (в 1 класс) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования. Несмотря на огромные возрастно-психологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего. Возникновение трудностей имеет следующие причины: недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения; обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня. Готовность детей к обучению в школе. Комплексное образование
Физическая готовность

Психологическая готовность
Состояние здоровья, морфофункциональная зрелость организма, развитие двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физическая и умственная работоспособность. Эмоционально-личностная (главная роль – произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация, самооценка), интеллектуальная, коммуникативная. Формирование фундамента готовности должно осуществляться в рамках специфических детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр. Проблемы обучающихся к началу обучения в среднем звене.
Трудности перехода

Причины трудностей
Ухудшение у с п е в а е м о с т и и дисциплины. Необходимость адаптации к новой организации процесса и содержания обучения. Р о с т н е г а т и в н о г о отношения к учению. Совпадение начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности – переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной
деятельности. Возрастание эмоциональной нестабильности нарушения поведения. Недостаточная готовность детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка). Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы должна стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования –
формирование

умения

учиться
, которое должно быть обеспечено
формированием

системы универсальных учебных действий.

Структура работы по обеспечению преемственности -

Программа действий

Направление работы

Объекты

Мероприятия

Информационно-просветительская деятельность
Взаимоизучение содержания программ обучения и воспитания в рамках введения новых ФГОС Программа обучения и воспитания ДОУ Теоретические семинары. Образовательная программа начальной школы на основе ФГОС Практические занятия. Программы обучения 5 класса Ознакомление участников образовательного процесса с
Программой универсальных

учебных действий
начальной школы Программа универсальных учебных действий начальной школы Теоретические и практические семинары. Изучение психологических особенностей детей Первоклассники, Учащиеся 4 класса Теоретические семинары.
Организационно-исполнительская деятельность
Знакомство с детьми с целью
определения стартового

уровня сформированности

универсальных учебных

действий
с учётом возрастных особенностей на момент поступления в школу и перехода в 5 класс. Будущие первоклассники -Посещение занятий в ДОУ. -Изучение «Карты личности». - Наблюдение за детьми во время учебных занятий. Будущие пятиклассники - Посещение уроков в 4-х классах. - Изучение комплексной характеристики обучающегося. - Изучение «Портфеля достижений». Организация учебного процесса с учётом требований ФГОС и результатов 1-ые классы 5-ые классы Планирование работы по Программе формирования УУД с приложением
определения уровней развития личности. стартовых характеристик учащихся. Коррекционно-развивающая работа с целью своевременного определения и выявления проблемных областей формирования УУД. 1-4 классы Документальное оформление итогов работы по формированию УУД в конце каждого года обучения (по необходимости).
Аналитическая деятельность
Подведение итогов работы Выпускные 4-ые классы Характеристики учащихся 4-х классов. Раздел – формирование УУД. ( Приложение 1). Аналитическая справка по результатам проведённой работы. Корректировка Образовательной программы по формированию УУД.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!