Напоминание

Преподавание английского языка на старшей ступени с использованием технологий, реализуемых при введении ФГОС.


Автор: Горнашкина Марина Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "Обдорская гимназия"
Населённый пункт: Салехард
Наименование материала: статья
Тема: Преподавание английского языка на старшей ступени с использованием технологий, реализуемых при введении ФГОС.
Раздел: полное образование





Назад





Преподавание английского языка на старшей ступени с использованием

технологий, реализуемых при введении ФГОС.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое. В соответствии современными подходами в обучении упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Использование технологий позволяет проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом учатся высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга. Урок иностранного языка на старшей ступени общеобразовательной школы имеет свои особенности. Обучение иностранному языку в свете ФГОС основано на системно-деятельностном подходе, построении
индивидуально-образовательной траектории, наличии планируемых результатов и развитии УУД. Основной задачей становится обучение зрелому чтению аутентичных текстов разной типологии, совершенствуются умения аудирования, расширяется активный и рецептивный словарь, обеспечивается регулярное повторение ранее изученного материала, обобщается и систематизируется грамматический материал, содержание речи учащихся становится более аргументированным, проблемным, учитываются их профессиональные интересы, большое место занимает самостоятельная работа. Для работы в старших классах предлагаются различные учебные пособия, которые разработаны с учетом требований ФГОС. Данные пособия содержат информативный и познавательный материал, который ориентирован на развитие активности школьников, вовлечение их в групповое обсуждение представленных в учебниках проблем, а также вовлечение их в творческую деятельность. Основными характеристиками современного учебника английского языка (ФГОС) должны служить: - преемственность – опора на передовой опыт российской школы и лучший мировой опыт, воспитание гражданина; - инновационность – системно-деятельностный подход. Современный учебник - это целый комплекс учебно-методических материалов: - аудиоприложения; - рабочие тетради; - книги для учителя; - контрольно-измерительные материалы; - электронные приложения. Говоря о внедрении обучения английскому языку в рамках ФГОС в нашей школе в качестве эксперимента в 10 классе за основу был взят учебник Афанасьевой О.В., рекомендованный Министерством образования Российской Федерации к использованию в общеобразовательных средних школах. Хотя многие современные учебники содержат информативный и познавательный материал, который ориентирован на развитие активности
школьников, вовлечение их в групповое обсуждение представленных в учебниках проблем, а также вовлечение их в творческую деятельность, используемый курс представляет собой законченную систему обучения английскому языку, отвечающую новой стратегии языкового образования. Более того авторы и построение учебника хорошо знакомы ребятам по прошлым годам обучения, что сняло некоторое напряжение при адаптации в связи с использованием нового подхода в обучении, когда на первый план выдвигаются познавательный и развивающий аспекты обучения языку, обеспечивается индивидуализация обучения, реализуется комплексный и социокультурный подходы к обучению, развиваются навыки самоконтроля и самооценки. В данном УМК мы обнаружили довольно много заданий с элементами группового общения. Так же учителями подбирается дополнительный материал, содержащий задания в режимах Pair-work, Group-work, Role-play, Progect-work которые заставляют учащихся взаимодействовать друг с другом. Создаются ситуации для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Учащиеся работают в микрогруппах, а иногда и вся группа задействованы в решении проблемы. Обучение строится на основе технологий, предусматриваемых ФГОС: обучение в сотрудничестве, проектная деятельность, разноуровневое обучение, применение ИКТ, развитие критического мышления. 1. Обучение в сотрудничестве. Это технология, которая помогает научить общаться, говорить на иностранном языке при взаимодействии учеников друг с другом, учителя с учениками. Например, учащимся предлагаются ситуации на основе которых можно организовать различные виды совместной деятельности. Например: -Imagine you are going to an exotic country. What questions would you ask at a travel agency as to the place, the accommodation, the transport etc.?
-Your friend doesn’t know what to do after finishing school. Give some advice. -Imagine you are talking to your peer from England about schooling. What questions would you ask him/her? -Give advice to you friend on how to avoid problems with cash during his trip to Britain. Иногда у учащихся возникают трудности в построении высказывания или реплики и, чтобы минимизировать эти трудности, желательно заранее ввести и отработать лексические единицы, помогающие учащимся ориентироваться в определенной проблеме. Более того, чтобы выполнять некоторые задания требуются знания других дисциплин (истории, географии и др.) Применение технологии обучение в сотрудничестве при формировании умения группового общения только часть процесса обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС реализуется в совокупности с такими технологиями как: 2. Проектная деятельность. Овладевая данной технологией, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. В своей работе используем различные виды проектов: -научный доклад; -деловая игра; -демонстрация фильма; -экскурсия; -телепередача; -научная конференция; -реклама. Применение метода проектов во многом помогает решать такие проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчуждѐнность от
проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни. 3. Разноуровневое обучение. Это технология, которая включает дифференцированный подход, который находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества в воспитательной организации и демократического управления ею. Реализации дифференцированного подхода способствует организация, соревнований, временных творческих коллективов, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся. и личностно-ориентированный подходы в обучении, при котором используется групповая работа над разными текстами, позволяющая, каждому учащемуся группы выполнять посильные функции. Например, при изучающем чтении: один ученик- в полголоса читает текст, другой- выделяет незнакомые слова, третий- ищет их значение в словаре, четвертый- переводит предложение, вызывающее трудности для понимания, и т.д. Такая работа готовит учащихся к реальной коммуникации- обмену информацией с другими группами, читавшими другие тексты. При правильной ее организации способствует развитию речевой инициативы, совершенствует учебные и коммуникативные умения. 4. Применение ИКТ. Использование данной технологии позволяет активно использовать и видеоролики с носителями языка, и обучающие компьютерные программы, что способствует: - повышению мотивации к изучению языка; - развитию речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а т акже умение передавать информацию в с вя з н ы х аргументированных высказываниях; - увеличению объема лингвистических знаний; - расширению объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка; - развитию способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
5. Развитие критического мышления. Это технология, которая дает ученику: - повышение эффективности восприятия информации; -повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. - модульное обучение, которое предполагает такую организацию деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика. В совокупности применение вышеперечисленных технологий дало определенные результаты в конце года. На основании анализа педагогической диагностики предметных, регулятивных и личностных результатов определяемых ФГОС мы сделали следующие выводы: Из группы обучающихся 10 класса 29,8 % достигли планируемых результатов, 70,2% составляют учащиеся с повышенным уровнем подготовки: Повышенный Базовый Ниже базового 0 10 20 30 40 50 60 70 80 70,2 29,8 0
Но следует и отметить, что в некоторых моментах теория и практика расходятся и обозначаются определенные проблемы и трудности. Например, не все дети, идут в 10 класс руководствуются жаждой знаний, а скорее всего по настоянию родителей. Как правило, они не хотят добывать знания и очень трудно их побудить к деятельности. Не всегда хватает полезной и нужной информации учителю, пока еще недостаточно развита материально-техническая база для реализации ФГОС на старшей ступени. В некоторых классах наполняемость составляет 25 человек, что затрудняет обучение пониманию и говорению на иностранном языке. Тем не менее в настоящее время обучение школьников иностранному языку направлено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на английском языке. Очевидно, что достижение этой цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми навыками и умениями. Естественно, меня, как учителя иностранного языка, интересует тот факт, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся. Могу сказать, что качество знаний улучшилось. Тот факт, что учащиеся активно принимают участие и занимают призовые места в школьных и районных олимпиадах, говорит о том, что у учащихся есть интерес к изучению иностранного языка.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!