Автор: Карабанова Мария Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ "Школа№851"спдо 698 Населённый пункт: Москва Наименование материала: конспект родительского собрания Тема: " Внимание как фактор успешного обучения в школе" Раздел: дошкольное образование
Тема: «Внимание как фактор успешного обучения в школе»
Подготовила воспитатель 11гр. Карабанова М.И.
Цель : познакомить родителей с различными видами внимания; дать
рекомендации по управлению вниманием.
Вступительное слово.
Для того чтобы жить и ориентироваться в окружающем, ребенок должен
воспринимать и обрабатывать информацию, уметь ее анализировать,
выделять из нее наиболее существенные для себя сведения.
Интересующая ребенка информация не всегда представлена в то виде, в
котором она ему необходима и непосредственно воспринимается его
органами чувств. Иногда ребенку приходится решать довольно сложные
задачи, непростым путем извлекая из полученной информации самые
нужные сведения. Для этого у него есть такие познавательные
психологические процессы как внимание, воображение, память, мышление и
речь.
Сегодня на собрании мы с вами поговорим о внимании.
Внимание среди всех познавательных процессов выполняет особую роль.
Она состоит в том, чтобы, в – первых, разделять всю воспринимаемую и
перерабатываемую ребенком информацию на части по степени их важности;
во-вторых, способствовать выделению и наилучшей психологической
переработке именно той информации, которая в данный момент наиболее
существенна.
Что, значит, быть внимательным?
Воспринимать, видеть и понимать окружающий мир как можно точнее.
Не пропускать в воспринимаемом ничего сколько-нибудь существенного;
Замечать то, что в других условиях, почти наверняка оказалось бы вне
сознания человека.
Виды внимания:
1. Непроизвольное. Внимание привлекают те или иные объекты в силу своих
внешних способностей или тем, что они связаны с нашими потребностями и
интересами.
2. Произвольное внимание. Этот вид внимания напрямую связан с целью,
которую перед собой поставил ребенок.
3. Послепроизвольное внимание. То на что сначала мы обращали внимание
по мере необходимости, а затем этот предмет заинтересовал вас и вы
непроизвольно обращаете на него внимание.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью,
концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и
произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к
отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться
одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно
долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может
сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для
решения поставленной задачи.
Плохо развита переключаемость внимания - ребенку трудно
переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например,
если вы сначала проверяли, как ваш малыш запомнил стихотворение, а
потом, заодно, решили проэкзаменовать его по математике, то он не сможет
вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает
правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида
заданий на другой.
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение
эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется
сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки могут быть устранены "упражнениями на внимание" в
процессе специально организованной работы. Но и родители могут внести
свою лепту, если будут использовать эти упражнения дома в свободной и
непринужденной форме.
Для
взрослых
(родителей)
важно
знать,
что
уже
в
дошкольном
детстве
наблюдаются индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у
разных детей. Устойчивость внимания зависит от нескольких причин:
типа нервной деятельности ребенка;
общего состояния организма;
эмоционального состояния ребенка;
наличия интереса к деятельности;
условий, в которых занимается ребенок.
Слабые здоровьем дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. В
тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в
комнате, где работает телевизор или идет оживленный разговор. Сердитый
или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе.
Возьмите
на
себя
руководство
вниманием
ребенка ,
вовлекайте
его
в
разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Помните,
что
наиболее
привлекательно
для
ребенка
то,
что
наглядно,
эмоционально, неожиданно.
Универсальное средство организации внимания - это речь . Выполняя
задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так,
слово
в
виде
инструкции
или
требования
взрослого
помогает
ребенку
управлять
своим
вниманием.
Наиболее
эффективной
будет
пошаговая
инструкция: сначала ребенку говорят все задание, а при выполнении - дают
его планомерно по частям (шагам). Такая инструкция организует внимание
ребенка и будет способствовать планированию его деятельности.
Давая
задание
ребенку,
помните,
что
ваша инструкция
должна
быть
конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.
Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий,
позаботьтесь
о
хорошем
физическом
самочувствии
малыша
и
его
настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, сократите
количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи,
ярких
картинок
и
игрушек,
интересных
журналов
и
книг,
движущихся
объектов.
Отвлекать ребенка могут внешние раздражители и внутренние, такие как
с о б с т в е н н ы е
э м о ц и о н а л ь н ы е
с о с т о я н и я
и л и
п о с т о р о н н и е
ассоциации. Ребенку нужно выработать механизм "борьбы с помехами" и
ориентировать его на завершение основной деятельности.
Для
этого
давайте
ребенку
такое
задание,
для
выполнения
которого
требуются
усилия,
чуть
превосходящие
потенциал
ребенка. Слова,
тормозящие
отвлечения
детей,
не
должны
носить
негативной
окраски ("Не
отвлекайся!",
"Не
смотри
по
сторонам!",
"Не
трогай
машинки!»). Более удачным вариантом могут быть высказывания: "Давай
закончим строчку", "Сейчас закрасим шапочку и поиграем", "Посмотри, тебе
осталось написать две буквы!".
Развитию
устойчивости
внимания
будет
способствовать
наличие
у
ребенка
хобби,
увлечения ,
д е л а ,
к о т о р о е
е м у
о с о б е н н о
интересно. Сосредоточивая свое внимание на нем, малыш будет приобретать
опыт
все
более
высокой
степени
концентрации
внимания.
Концентрация
внимания предполагает такую сосредоточенность на своем деле, что все
происходящее вокруг не замечается.
Развивая внимание детей, важно помнить, что прерывание деятельности
истощает психические ресурсы ребенка. Истощающий эффект прерываний
сильно сказывается в результате многократных прерываний, когда требуется
вновь и вновь возвращаться к первоначальной деятельности. Подавляющее
большинство
детей
в
условиях
многократного
прерывания
деятельности
совсем не могут работать.
Приемам осознанного переключения внимания ребенка можно специально
обучать. Переключение облегчается, если взрослые расскажут малышу о
том, что ему предстоит сделать, от чего следует отвлечься, когда нужно
остановиться и начать новый вид деятельности. Так, занимаясь и сделав
небольшой перерыв для отдыха, малыш с трудом возвращается к работе.
Также дошкольнику трудно осознать конец того или иного этапа работы, этот
момент
тоже
можно
обозначить
каким-нибудь
наглядным
знаком.
Переключаемость внимания – это перевод с одного объекта на другой, с
одного
вида
деятельности
на
иной.
Это
свойство
внимания
особо
востребуется
в
обучении,
помогает
быстро
ориентироваться
в
любой
обстановке, в том числе и в ситуации школьного урока.
Важно помнить, что распределение внимания зависит от физиологического и
психологического состояния ребенка. При утомлении, выполнении трудных
заданий оно обычно снижается. Особенно это заметно при обучении ребенка
письму.