Напоминание

Музыкальное занятие по теме "Пришла Весна"


Автор: Гребнева Светлана Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 40 "Теремок"
Населённый пункт: ст. Терская Моздокского района РСО-Алания
Наименование материала: Конспект
Тема: Музыкальное занятие по теме "Пришла Весна"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект

интегрированного музыкального занятия

«Пришла Весна»


Конспект интегрированного занятия по теме «Пришла Весна» является авторской разработкой музыкального руководителя Гребневой Светланы Борисовны, классической по структуре и тематической по содержанию.
Предварительная работа.

1

.
Разучивание стихов, закличек, разучивание музыкального репертуара.
2
. Беседы о весне. Наблюдения за живой природой.
3
. Рассматривание картин А.С. Саврасова "Грачи прилетели" и И.Левитана "Март"
4.
Слушание классической музыки.
5.
Разучивание упражнений психогимнастики, дыхательной гимнастики.
Цель:
Продолжать учить детей видеть прекрасное в произведениях искусства разных жанров. Развивать музыкальные способности дошкольников через познавательно- исследовательскую, художественно-творческую, коммуникационную, музыкальную, игровую, двигательную, оздоровительную деятельность.
Задачи.

Образовательные:
1.Интегрировать музыку с другими видами деятельности: познавательно- исследовательскую, художественно – творческую, коммуникационную, музыкальную, игровую, двигательную, оздоровительную деятельность. 2.Совершенствовать умение петь выразительно, передавая темповые и динамические особенности песни в соответствии с характером произведения. 3.Развивать эмоциональное отношение к музыке через культуру движений. Выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами; эмоционально передавать игровые образы. 4.Совершенствовать речь детей, как средство общения. Активизировать словарь на тему «Весна», систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие:
1.Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение на основе формирования представлений о разнообразии и богатстве природы. 2.Продолжать развивать умение слушать музыку, анализировать и выражать свои чувства через изобразительное творчество и танцевальные движения. 3. Развивать способности к свободной импровизации. Развивать у детей ассоциативное и наглядно- образное мышление.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Заботиться, хранить, оберегать её. 2. Воспитывать интерес к познанию.
Оздоровительные:

Использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Материалы и оборудование:
декорации леса и лесной полянки; деревянные палочки (по числу детей); газовые шарфики с ароматом духов (по числу девочек); мольберты (4 штуки); репродукции картин И. И. Левитана «Март» или «Весна», А. Саврасова «Грачи прилетели»; ленты к танцу «Подснежник»; фонограмма с записью птичьих голосов и стуком дятла; конверт с письмом.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку вальса и строят полукруг.
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Утром к нам в детский сад пришло необычное письмо (показывает конверт), оно адресовано вам, давайте его прочтём! «Дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку в весенний лес и прошу вас помочь мне разбудить природу. Буду очень рада, если вы откликнитесь. А кто я, угадайте... В овраг ручьями катится, Деревьям дарит платьица, В цветы оденет луг и станет летом вдруг! Узнайте, кто же я? Красавица (Весна!) Ну что, ребята, примем приглашение? Тогда в путь! А поведёт нас на полянку весеннего леса «
Музыкальная дорожка».
- Дети идут «змейкой».
- Хороводный шаг.

-Дробный шаг.
-
Лёгкий бег.

-Поскоки по кругу.
-
Хороводный шаг.

Муз. рук.:
Ребята, а вы заметили, как ритм музыки влияет на ваше настроение? Что вы чувствовали, когда шли хороводным шагом? Какое настроение?
(спокойное,

неторопливое)
А какое настроение возникло у вас при выполнении дробного шага?
(оживленное,

танцевальное)
- А бег, какое настроение вызвал у вас? (радости, лёгкости). - Вы поскоками скакали как? (весело, задорно). - И вот вы вернулись к хороводному шагу, что почувствовали? (вернулись к спокойному настроению)
М. р.:
Молодцы, ребята, вы правильно заметили, как ритм музыки влияет на наше настроение. М. р.: Вот мы и пришли в волшебный лес, посмотрите, какая в лесу красивая весенняя полянка!
Присаживайтесь поудобнее. Ребята! Вы слышите здесь в лесу какие-нибудь звуки? А помните, о чём нас просила Весна? Давайте разбудим лес и наполним его звуками природы! ».
Дети выполняют фонопедическое упражнение по методике Емельянова

«Весенний лес».
Музыка: В наш лес пришла Весна. Пригрело яркое солнышко, оно растопило снега, и по лесу побежал весёлый, весенний ручеёк (болтают языком). Он до верху наполнил большую канавку, перелился через край (глиссандо язычком — З раза) и побежал дальше. Из под коры выползли жуки (жужжат Ж-Ж- Ж) и пчелки(З-З-3). Они расправили свои крылышки и полетели (произносят Крш-Крш). Вдруг под кучей старой листвы что-то зашуршало (Шур- шур), и выбежал маленький ёжик (сопят носиками). А лес наполнился разными птичьими голосами (подражают: ку-ку, кар-кар, чик-чирик, у-гу, у-гу и т.д.). Вот и ожил весенний лес! (дети встают, поднимают руки вверх и поют в высоком регистре «а-а-а». Вот и выполнили мы задание Весны! (воспитатель раздаёт палочки) Дети стоят в кругу
Фонограмма «Стук дятла»

Дидактическая игра «Весенняя телеграмма

».
М. р.: Ребята, что это за странный звук? Вы догадались? Да это же дятел шлёт своим перелётным друзьям весеннюю телеграмму, приглашает их поскорее вернуться в родные места. Давайте ему поможем, будьте внимательны!
Дети отстукивают разнообразный ритм деревянными палочками.
- Дятел сел на толстый сук (медленно) тук-тук-тук! -Всем друзьям своим на юг тук да тук! -Телеграмму срочно шлёт туки тук, туки тук! -Что весна уже идёт туки, туки, туки тук! -Что растаял снег вокруг туки тук, туки тук! -Что подснежники цветут туки, туки, туки, тук! -Дятел зиму зимовал тук, тук, тук! -В жарких странах не бывал тук да тук! -И понятно, почему скучно дятлу одному туки, туки, тук! М. р.: Услышали птицы нашу весеннюю телеграмму и вернулись в родной лес.
Фонограмма «Голоса

птиц»
Послушайте, как весело они распевают, радуются солнышку и родной сторонке. Давайте, ребята, и мы подпоём птицам и споём песню «Долгожданная весна»
Исполняется песня «Долгожданная весна» Д. Трубачёва

М. р.: Весна... Как прекрасна природа в это время года. Весне посвящали свою музыку композиторы, о весне писали картины художники, посвящали свои стихи поэты.
Стихотворение «Весна идёт» А. Н. Майкова
Ребёнок: Весна пришла по снежному, по влажному ковру. Рассыпала подснежники, посеяла траву. Барсучьи семьи к сроку из норок подняла, Берёзового соку ребятам раздала. В берлогу заглянула: а ну, вставай, медведь! На веточки дохнула - пора зазеленеть! Теперь весна-красавица зовёт со всех концов Гусей, стрижей и аистов, кукушек и скворцов. М. р.: Как красиво описал поэт весну в этом стихотворении, назвал её красавицей. Слайд№1 Муз рук.: А теперь посмотрим, как изобразили весну в своих картинах знаменитые художники. Перед вами картина
"Март" И. Левитана
(беседа с детьми о картине) Какое настроение передаёт художник этой картиной?
Ответы детей:
задумчивое, спокойное и т.д. Слайд№2
М.р.:
А это картина
А. Саврасова «Грачи прилетели».
Какое настроение вам передал художник этой картиной? Ответы детей: радостное, весёлое и т.д. Слайды№3-4-5: иллюстрации цветов подснежников (Беседа с детьми) М.р.: Каждый художник по- своему передал красками свои ощущения прихода весны. М. р.: А сейчас мы послушаем пьесу П.И.Чайковского из цикла Времена года - «Подснежник» в исполнении симфонического оркестра. Вы можете, если хотите, закрыть глаза и представить по - своему картину весенней природы, которую нарисовал нам композитор не красками, а чем? (Ответ детей -звуками). А (имена детей) передадут свои ощущения цветом. Дети закрашивают кружки из бумаги цветом, который выбрали сами, представляя свою весну.
Слушание музыки "Подснежник" П. И. Чайковского.

М. р.:
Ребята, какие чувства передаёт композитор музыкой? Какая музыка по характеру? Дети: Нежная, ласковая, плавная, трепетная, немного взволнованная, танцевальная. М. р.: А на какой танец похожа эта музыка? Дети: На вальс.
М. р.: Правильно, а какую картину вам нарисовала эта музыка?
Ответы детей
(встаёт солнце, на лесной полянке цветут подснежники и т.д.)
М. р.:
Музыка рисует нам картину пробуждения природы, дуновение тёплого ветерка, появление первых цветов - подснежников, трепетных, робких и нежных. М. р.: А сейчас мы посмотрим, что же получилось у наших художников? (повернула мольберты). Ребята, посмотрите, как интересно получается: композитор увидел красоту природы и выразил свои ощущения в музыке, а ребята, прослушав пьесу «Апрель», передали свои ощущения весны цветом. Какие цвета они выбрали? Значит ощущения прекрасного можно передать музыкой и чем? (цветом -
ассоциативное мышление)
Почему ты выбрал именно этот цвет? (беседа) М. р.: Посмотрите, ребята звучала музыка одна, а вызвала ощущения у каждого свои. М. р.: Сейчас я предлагаю прослушать пьесу ещё раз. Как она называется? (Ответ детей) Мы будем не только слушать музыку, но и выполнять задание. Девочки наполнят наш лес ароматами весенних цветов, они попробуют передать свои ощущения в движении. Итак - фантазируем, слушаем, творим (шарфы девочек пропитаны запахом духов). Пьеса "Подснежник" звучит повторно. Муз рук: Чувствуете аромат? Каким стал воздух в нашем лесу? (Ответы детей: чистым, приятным, ароматным)
Стихотворение «Подснежник» Е. Терпухова
Ребёнок: Подснежник проснулся и потянулся, Солнышку улыбнулся, К земле Матушке прикоснулся. Солнышку поклонился, Счастью своему удивился! Капли росинки его умывали, Звери и птицы сразу узнали: «Подснежник проснулся - весну обещает»! Подснежник, подснежник в лесу расцветает!
Исполнение танца «Подснежник» Музыка Поля Мориа

М.р.:
Сегодня мы с вами увидели весну глазами художника, композитора и поэта. Каждая весна была по-своему красива! Мальчики передали свои ощущения цветом, а девочки движением, танцем, наполнили лес ароматами весны. У всех вас Весна получилась своя, неповторимая!
М. р.: Ребята, мы уже давно гуляем в лесу, а Весну - красну мы с вами не встретили. Издревле народ зазывал Весну в свой край, так это делали наши бабушки и дедушки. Давайте встанем в круг и зазовём Весну закличкой.
Закличка:
Весна, весна - красная! - идут по кругу Приди весна ясная! Приди весна с радостью, С доброй радостью, С великой милостью, Со стеблем высоким, - руки вверх С корнем глубоким. - присаживаются С дождями сильными, - сужают круг С хлебами обильными. - расширяют круг Принеси урожай в наш Терский край! - поклон Входит Весна: Ребята, я услышала вашу чудесную закличку и пришла к вам. Очень рада, что вы помогли мне разбудить природу, спасибо вам! Ребята, вы сейчас стоите в кругу, а вы знаете, что такое танцевальный круг? Это символ солнца, символ мира и дружбы. Недаром все народные танцы исполняются в кругу, и я с удовольствием принимаю ваше приглашение в этот круг.
Исполняется хоровод «Вёснушка - весна» Д. Трубачёва
Весна: Долго вы гуляли по моему волшебному лесу, давайте отдохнем.
Звучит
фонограмма. Релаксация. Текст релаксации: «Лягте удобно, закройте глазки. Представьте себе, что вы находитесь в лесу, вас окружают деревья, кустарники и много красивых цветов. Вам хорошо и спокойно. Вы чувствуете, как расслабились пальчики на руках, локотки, плечики. Расслабились ножки. Вдох- выдох, вдох- выдох. Сквозь верхушки деревьев пробились лучики весеннего солнышка, вам тепло, приятно, спокойно. В центре поляны прыгнула белочка. На красивый цветок села бабочка. Это ваш лес, вы чувствуете себя спокойно и безопасно. Прислушайтесь... Вы слышите пение птиц, шорох травы. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, пахнут первые цветы. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они останутся с вами. Откройте глазки, сядьте и потянитесь...Потихонечку вставайте, можно еще потянуться, как вам хочется. У вас хорошее настроение, и пусть оно не покинет вас в течение дня. Вот мы и вернулись в детский сад. Весна: Ребята, а ведь я волшебница. О, чудо! Посмотрите, какой нарядной стала наша полянка, на ней расцвели цветы, эти цветы не простые, а с сюрпризом (с конфеткой.) Подходите, подходите, и цветок себе сорвите!
М. р.: Спасибо тебе, Весна - красна, за интересную прогулку в весенний лес! Весна: До свиданья, ребята! М. р.: Вот и подошла к концу наша прогулка в лес. Вам понравилось путешествовать? А что вы узнали сегодня нового? (композитор рисует картину звуками, поэт поэтическим словом, художник - красками, у каждого человека весна своя, неповторимая). Молодцы, мои хорошие, всего вам доброго! Дети уходят.
Приложение №1

Используемая литература:
Н.А. Морева «Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении» Журнал «Музыкальная палитра» №4 2005 г. Журнал «Колокольчик»№24 2002г. Журнал «Дошкольное педагогика» №3(78) март 2012 Петербургский научно- практический журнал. Учредитель и издатель ООО «ИЗДАТЕЛЬТСВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС».
Приложение №2

Используемые материалы:

1.
Репродукции картин И.И.Левитана «Март» и А. Саврасова «Грачи прилетели»
2
. Иллюстрации: «Весенний лес», «Подснежники», «Весна в лесу»
3.
Фонопедическое упражнение"Весенний лес"
4.
Дидактическая игра "Весенняя телеграмма"
5.
Песня "Долгожданная весна" Д. Трубачёва
6.
Стихотворение "Весна идёт" А.Н. Майкова
7
. Пьеса "Подснежник" из сборника П.И.Чайковского
8.
Стихотворение "Подснежник" Е. Терпухова
9.
Танец "Подснежник" музыка Поля Мория.
10.
Хоровод "Вёснушка - весна" Д.Трубачёва.
11.
Музыка к релаксации "Вальс Ф.Шопена.
Приложение№3

Использование современных приемов и методов обучения
. Занятие основано на интеграции нескольких образовательных областей.
1. Интеграция образовательной области «Музыка» с образовательными

областями:

«Познание»
(формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей); •
«Социализация»
(формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств дошкольников); •
«Коммуникация»
(развитие компонентов устной речи, развитие свободного общения со взрослыми и детьми).
Инновационная составляющая –
использование информационно–

коммуникационных технологий (ИКТ).


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!