Автор: Гребнева Светлана Борисовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ № 40 "Теремок" Населённый пункт: ст. Терская Моздокского района РСО-Алания Наименование материала: Конспект Тема: Музыкальное занятие по теме "Пришла Весна" Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия по теме «Пришла Весна» является авторской
разработкой музыкального руководителя Гребневой Светланы Борисовны,
классической по структуре и тематической по содержанию.
Предварительная работа.
1
. Разучивание стихов, закличек, разучивание музыкального репертуара.
2 . Беседы о весне. Наблюдения за живой природой.
3 . Рассматривание картин А.С. Саврасова "Грачи прилетели" и И.Левитана "Март"
4. Слушание классической музыки.
5. Разучивание упражнений психогимнастики, дыхательной гимнастики.
Цель: Продолжать учить детей видеть прекрасное в произведениях искусства
разных жанров.
Развивать музыкальные способности дошкольников через познавательно-
исследовательскую, художественно-творческую, коммуникационную,
музыкальную, игровую, двигательную, оздоровительную деятельность.
Задачи.
Образовательные:
1.Интегрировать музыку с другими видами деятельности: познавательно-
исследовательскую, художественно – творческую, коммуникационную,
музыкальную, игровую, двигательную, оздоровительную деятельность.
2.Совершенствовать умение петь выразительно, передавая темповые и
динамические особенности песни в соответствии с характером произведения.
3.Развивать эмоциональное отношение к музыке через культуру движений.
Выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами; эмоционально
передавать игровые образы.
4.Совершенствовать речь детей, как средство общения. Активизировать словарь на
тему «Весна», систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие:
1.Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение на основе
формирования представлений о разнообразии и богатстве природы.
2.Продолжать развивать умение слушать музыку, анализировать и выражать свои
чувства через изобразительное творчество и танцевальные движения.
3. Развивать способности к свободной импровизации.
Развивать у детей
ассоциативное и наглядно- образное мышление.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Заботиться, хранить,
оберегать её.
2. Воспитывать интерес к познанию.
Оздоровительные:
Использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Материалы и оборудование:
декорации леса и лесной полянки; деревянные палочки (по числу детей); газовые
шарфики с ароматом духов (по числу девочек); мольберты (4 штуки); репродукции
картин И. И. Левитана «Март» или «Весна», А. Саврасова «Грачи прилетели»; ленты
к танцу «Подснежник»; фонограмма с записью птичьих голосов и стуком дятла;
конверт с письмом.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку вальса и строят полукруг.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними
поздороваемся.
Утром к нам в детский сад пришло необычное письмо (показывает конверт), оно
адресовано вам, давайте его прочтём!
«Дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку в весенний лес и прошу вас помочь
мне разбудить природу. Буду очень рада, если вы откликнитесь. А кто я, угадайте...
В овраг ручьями катится,
Деревьям дарит платьица,
В цветы оденет луг и станет летом вдруг!
Узнайте, кто же я?
Красавица (Весна!)
Ну что, ребята, примем приглашение? Тогда в путь!
А поведёт нас на полянку весеннего леса « Музыкальная дорожка».
- Дети идут «змейкой».
- Хороводный шаг.
-Дробный шаг.
-
Лёгкий бег.
-Поскоки по кругу.
-
Хороводный шаг.
Муз. рук.: Ребята, а вы заметили, как ритм музыки влияет на ваше настроение?
Что вы чувствовали, когда шли хороводным шагом? Какое настроение? (спокойное,
неторопливое)
А какое настроение возникло у вас при выполнении дробного шага? (оживленное,
танцевальное)
-
А бег, какое настроение вызвал у вас? (радости, лёгкости).
- Вы поскоками скакали как? (весело, задорно).
- И вот вы вернулись к хороводному шагу, что почувствовали?
(вернулись к
спокойному настроению)
М. р.: Молодцы, ребята, вы правильно заметили, как ритм музыки влияет на наше
настроение.
М. р.: Вот мы и пришли в волшебный лес, посмотрите, какая в лесу красивая
весенняя полянка!
Присаживайтесь поудобнее. Ребята! Вы слышите здесь в лесу какие-нибудь
звуки? А помните, о чём нас просила
Весна?
Давайте разбудим лес и наполним его звуками природы!
».
Дети выполняют фонопедическое упражнение по методике Емельянова
«Весенний лес».
Музыка: В наш лес пришла Весна. Пригрело яркое солнышко, оно растопило снега,
и по лесу побежал весёлый, весенний ручеёк (болтают языком).
Он до верху наполнил большую канавку, перелился через край (глиссандо язычком
— З раза) и побежал дальше. Из под коры выползли жуки (жужжат Ж-Ж- Ж) и
пчелки(З-З-3). Они расправили свои крылышки и полетели
(произносят Крш-Крш). Вдруг под кучей старой листвы что-то зашуршало (Шур-
шур), и выбежал маленький ёжик (сопят носиками). А лес наполнился разными
птичьими голосами (подражают: ку-ку, кар-кар, чик-чирик, у-гу, у-гу и т.д.). Вот и
ожил весенний лес! (дети встают, поднимают руки вверх и поют в высоком регистре
«а-а-а».
Вот и выполнили мы задание Весны! (воспитатель раздаёт палочки)
Дети стоят в кругу
Фонограмма «Стук дятла»
Дидактическая игра «Весенняя телеграмма
».
М. р.: Ребята, что это за странный звук? Вы догадались? Да это же дятел шлёт своим
перелётным друзьям весеннюю телеграмму, приглашает их поскорее вернуться в
родные места. Давайте ему поможем, будьте внимательны!
Дети отстукивают разнообразный ритм деревянными палочками.
- Дятел сел на толстый сук (медленно) тук-тук-тук!
-Всем друзьям своим на юг тук да тук!
-Телеграмму срочно шлёт туки тук, туки тук!
-Что весна уже идёт туки, туки, туки тук!
-Что растаял снег вокруг туки тук, туки тук!
-Что подснежники цветут туки, туки, туки, тук!
-Дятел зиму зимовал тук, тук, тук!
-В жарких странах не бывал тук да тук!
-И понятно, почему скучно дятлу одному туки, туки, тук!
М. р.:
Услышали птицы нашу весеннюю телеграмму и вернулись в родной лес.
Фонограмма «Голоса
птиц»
Послушайте, как весело они распевают, радуются солнышку и родной сторонке.
Давайте, ребята, и мы подпоём птицам и споём песню «Долгожданная весна»
Исполняется песня «Долгожданная весна» Д. Трубачёва
М. р.:
Весна... Как прекрасна природа в это время года. Весне посвящали свою
музыку композиторы, о весне писали картины художники, посвящали свои стихи
поэты.
Стихотворение «Весна идёт» А. Н. Майкова
Ребёнок:
Весна пришла по снежному, по влажному ковру.
Рассыпала подснежники, посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку из норок подняла,
Берёзового соку ребятам раздала.
В берлогу заглянула: а ну, вставай, медведь!
На веточки дохнула - пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица зовёт со всех концов
Гусей, стрижей и аистов, кукушек и скворцов.
М. р.:
Как красиво описал поэт весну в этом стихотворении, назвал её красавицей.
Слайд№1
Муз рук.:
А теперь посмотрим, как изобразили весну в своих картинах знаменитые
художники. Перед вами картина
"Март" И. Левитана (беседа с детьми о картине) Какое настроение
передаёт художник этой картиной?
Ответы детей: задумчивое, спокойное и т.д.
Слайд№2
М.р.: А это картина А. Саврасова «Грачи прилетели». Какое настроение вам передал
художник этой картиной?
Ответы детей: радостное, весёлое и т.д.
Слайды№3-4-5: иллюстрации цветов подснежников (Беседа с детьми)
М.р.:
Каждый художник по- своему передал красками свои ощущения прихода
весны.
М. р.:
А сейчас мы послушаем пьесу П.И.Чайковского из цикла Времена года -
«Подснежник» в исполнении симфонического оркестра.
Вы можете, если хотите, закрыть глаза и представить по - своему картину весенней
природы, которую нарисовал нам композитор не красками, а чем?
(Ответ детей
-звуками).
А (имена детей) передадут свои ощущения цветом.
Дети закрашивают кружки из бумаги цветом, который выбрали сами, представляя
свою весну.
Слушание музыки "Подснежник" П. И. Чайковского.
М. р.: Ребята, какие чувства передаёт композитор музыкой? Какая музыка по
характеру?
Дети:
Нежная, ласковая, плавная, трепетная, немного взволнованная, танцевальная.
М. р.:
А на какой танец похожа эта музыка?
Дети: На
вальс.
М. р.:
Правильно, а какую картину вам нарисовала эта музыка?
Ответы детей (встаёт солнце, на лесной полянке цветут подснежники и т.д.)
М. р.: Музыка рисует нам картину пробуждения природы, дуновение тёплого
ветерка, появление первых цветов - подснежников, трепетных, робких и нежных.
М. р.:
А сейчас мы посмотрим, что же получилось у наших художников? (повернула
мольберты). Ребята, посмотрите, как интересно получается: композитор увидел
красоту природы и выразил свои ощущения в музыке, а ребята, прослушав пьесу
«Апрель», передали свои ощущения весны цветом. Какие цвета они выбрали?
Значит ощущения прекрасного можно передать музыкой и чем? (цветом -
ассоциативное мышление)
Почему ты выбрал именно этот цвет? (беседа)
М. р.:
Посмотрите, ребята звучала музыка одна, а вызвала ощущения у каждого
свои.
М. р.:
Сейчас я предлагаю прослушать пьесу ещё раз. Как она называется?
(Ответ
детей)
Мы будем не только слушать музыку, но и выполнять задание. Девочки
наполнят наш лес ароматами весенних цветов, они попробуют
передать свои
ощущения в движении. Итак - фантазируем, слушаем, творим (шарфы девочек
пропитаны запахом духов).
Пьеса "Подснежник" звучит повторно.
Муз рук:
Чувствуете аромат? Каким стал воздух в нашем лесу? (Ответы детей:
чистым, приятным, ароматным)
Стихотворение «Подснежник» Е. Терпухова
Ребёнок:
Подснежник проснулся и потянулся,
Солнышку улыбнулся,
К земле Матушке прикоснулся.
Солнышку поклонился,
Счастью своему удивился!
Капли росинки его умывали,
Звери и птицы сразу узнали:
«Подснежник проснулся - весну обещает»!
Подснежник, подснежник в лесу расцветает!
Исполнение танца «Подснежник» Музыка Поля Мориа
М.р.: Сегодня мы с вами увидели весну глазами художника, композитора и поэта.
Каждая весна была по-своему красива!
Мальчики передали свои ощущения цветом, а девочки движением, танцем,
наполнили лес ароматами весны.
У всех вас Весна получилась своя, неповторимая!
М. р.:
Ребята, мы уже давно гуляем в лесу, а Весну - красну мы с вами не встретили.
Издревле народ зазывал Весну в свой край, так это делали наши бабушки и
дедушки. Давайте встанем в круг и зазовём Весну закличкой.
Закличка:
Весна, весна - красная! - идут по кругу
Приди весна ясная!
Приди весна с радостью,
С доброй радостью,
С великой милостью,
Со стеблем высоким, - руки вверх
С корнем глубоким. - присаживаются
С дождями сильными, - сужают круг
С хлебами обильными. - расширяют круг
Принеси урожай в наш Терский край! - поклон
Входит Весна:
Ребята, я услышала вашу чудесную закличку и пришла к вам.
Очень рада, что вы помогли мне разбудить природу, спасибо вам!
Ребята, вы сейчас стоите в кругу, а вы знаете, что такое танцевальный круг?
Это символ солнца, символ мира и дружбы. Недаром все народные танцы
исполняются в кругу, и я с удовольствием принимаю ваше приглашение в этот круг.
Исполняется хоровод «Вёснушка - весна» Д. Трубачёва
Весна:
Долго вы гуляли по моему волшебному лесу, давайте отдохнем.
Звучит
фонограмма. Релаксация.
Текст релаксации: «Лягте удобно, закройте глазки. Представьте себе, что вы
находитесь в лесу, вас окружают деревья, кустарники и много красивых цветов. Вам
хорошо и спокойно. Вы чувствуете, как расслабились пальчики на руках, локотки,
плечики. Расслабились ножки. Вдох- выдох, вдох- выдох. Сквозь верхушки деревьев
пробились лучики весеннего солнышка, вам тепло, приятно, спокойно. В центре
поляны прыгнула белочка. На красивый цветок села бабочка. Это ваш лес, вы
чувствуете себя спокойно и безопасно. Прислушайтесь... Вы слышите пение птиц,
шорох травы. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, пахнут первые цветы.
Запомните свои ощущения, чувства, захватите их собой, возвращаясь из
путешествия. Пусть они останутся с вами. Откройте глазки, сядьте и
потянитесь...Потихонечку вставайте, можно еще потянуться, как вам хочется. У вас
хорошее настроение, и пусть оно не покинет вас в течение дня. Вот мы и вернулись
в детский сад.
Весна:
Ребята, а ведь я волшебница. О, чудо! Посмотрите, какой нарядной стала
наша полянка, на ней расцвели цветы, эти цветы не простые, а с сюрпризом (с
конфеткой.) Подходите, подходите, и цветок себе сорвите!
М. р.:
Спасибо тебе, Весна - красна, за интересную прогулку в весенний лес!
Весна:
До свиданья, ребята!
М. р.:
Вот и подошла к концу наша прогулка в лес. Вам понравилось
путешествовать? А что вы узнали сегодня нового?
(композитор рисует картину
звуками, поэт поэтическим словом, художник - красками, у каждого человека весна
своя, неповторимая).
Молодцы, мои хорошие, всего вам доброго! Дети уходят.
Приложение №1
Используемая литература:
Н.А. Морева «Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении»
Журнал «Музыкальная палитра» №4 2005 г.
Журнал «Колокольчик»№24 2002г.
Журнал «Дошкольное педагогика» №3(78) март 2012 Петербургский научно-
практический журнал. Учредитель и издатель ООО «ИЗДАТЕЛЬТСВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС».
Приложение №2
Используемые материалы:
1. Репродукции картин И.И.Левитана «Март» и А. Саврасова «Грачи прилетели»
2 . Иллюстрации: «Весенний лес», «Подснежники», «Весна в лесу»
3. Фонопедическое упражнение"Весенний лес"
4. Дидактическая игра "Весенняя телеграмма"
5. Песня "Долгожданная весна" Д. Трубачёва
6. Стихотворение "Весна идёт" А.Н. Майкова
7 . Пьеса "Подснежник" из сборника П.И.Чайковского
8. Стихотворение "Подснежник" Е. Терпухова
9. Танец "Подснежник" музыка Поля Мория.
10. Хоровод "Вёснушка - весна" Д.Трубачёва.
11. Музыка к релаксации "Вальс Ф.Шопена.
Приложение№3
Использование современных приемов и методов обучения
.
Занятие основано на интеграции нескольких образовательных областей.
1. Интеграция образовательной области «Музыка» с образовательными
областями:
• «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора
детей);
• «Социализация» (формирование гражданской принадлежности, патриотических
чувств дошкольников);
• «Коммуникация» (развитие компонентов устной речи, развитие свободного
общения со взрослыми и детьми).
Инновационная составляющая – использование информационно–