Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни на уроках курса "География"
Автор: Шиженская Нина Наколаевна Должность: учитель географии Учебное заведение: ГБОУ школа № 104 имени Героя Советского Союза М. С. Харченко Населённый пункт: Выборгского района Санкт-Петербурга Наименование материала: статья Тема: Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни на уроках курса "География" Раздел: среднее образование
Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа
жизни на уроках курса «География»
Учитель географии Шиженская Н.Н.
Р
езультаты статистических исследований, факты и наблюдения свидетельствуют о необходимости
усиления воспитательных функций общеобразовательной школы. Среди первоочередных вопросов
огромное значение уделяется воспитанию у школьников бережного отношения к окружающей среде и
собственному здоровью. В современных условиях воспитание культуры здорового образа жизни является
важным фактором сохранения человеческих ресурсов страны. Как показывает опыт, формирование
культуры здорового образа жизни, и в частности негативного отношения к психоактивным веществам –
непростая задача, решаемая только едиными усилиями педагогов и воспитателей на уроках и во
внеурочной работе. Формирование здорового образа жизни, профилактика вредных привычек,
проводимая комплексно на уроках школьных предметов и специализированных занятиях в настоящее
время становится неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса школы.
В
ажным аспектом деятельности учителя географии является нахождение оптимальных путей для
решения задач, направленных на здоровьесбережение. Это и упомянутые выше воспитательные задачи,
и задачи образования, к которым принадлежит, например, ознакомление учащихся с глобальными
проблемами человечества, и задачи развития, например,такие как развитие стремления к сохранению и
преумножению запасов здоровья, которыми наделила человека природа, развитие кругозора и интереса
к жизни.
Е
сли посмотреть на содержание стандарта основного общего образования по географии, то большинство
его разделов предполагает (или в других случаях позволяет) проводить учебно-воспитательную работу,
направленную на сохранение и укрепление здоровья, профилактику вредных привычек.
К
теме « Природа Земли и человек », в рамках которой учитель рассказывает о развитии географических
знаний человека о Земле, выдающихся географических открытиях и путешествиях, относятся историко-
географические сведения об обнаружении и распространении опасных растений (например,
распространении табака), об отношении к этим растениям в разных странах. Тема позволяет проводить
изучение биографий великих путешественников и ученых с позиций воспитания характера,
формирования жизненных навыков правильного отношения к трудностям и превратностям судьбы, что
тоже относится к сфере здоровьесбережения.
П
ри изучении полезных ископаемых , минеральных ресурсов Земли, их видов и оценки
ресурсообеспеченности характеризуется влияние природных богатств на жизнь, быт людей и
производственные особенности региона. И ставится вопрос о развитии на территориях, лишенных
природных ископаемых, компенсаторной деятельности, направленной на получение доходов. Раскрывая
причины культивирования и распространения психоактивных веществ, рассказываем о том, что сами
местные жители не употребляют наркотические средства, а используют производство лишь для
получения прибылей.
П
ри изучении гидросферы , роли воды в природе и жизни людей учитель рассказывает о значении
веществ, содержащихся в ней, профилактике заболеваний, связанных с недостатком минеральных
веществ, в частности йода, а также использованием непитьевой воды. Тема « Водные ресурсы Земли , их
размещение и качество» позволяет акцентировать здоровьеохранные и природоохранные аспекты.
Практико-ориентированные темы «Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и
1
по карте, оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли» позволяют формировать
навыки охраны природы и здоровьесберегающего характера.
П
ри изучении состава атмосферы, рассматриваем влияние атмосферы на состояние здоровья человека
и его адаптацию к разным климатическим условиям (смоги, кислотные дожди, прямая солнечная
радиация, циклоны и антициклоны). Анализируем с учениками влияние изменения атмосферного
давления и влажности воздуха на сомочувствие и здоровье человека. Здесь уместно актуализировать и
углубить знания учащихся о строении и функционировании органов дыхания и сердечно – сосудистой
системы, необходимости их защиты и профилактики болезней органов дыхания, кожного покрова.
Наблюдая за погодой, давая ее описание, учащиеся 6 классов получают знания о влиянии температуры и
давления воздуха на организм человека. Знакомятся с предупреждением погодозависимых и
метеозависимых заболеваний.
Т
ема « Биосфера » позволяет широко рассматривать взаимосвязи в живой и неживой природе, делать
выводы о необходимости бережного и продуманного отношения к биосфере как необходимой для
здорового существования организмов среде. Практическая составляющая направлена на анализ
состояния биосферы и возможность защиты организма от неблагоприятных воздействий, связанных с
биосферными проблемами.
В последнее время большое практическое значение приобретают знания и умения, связанные с
наблюдениями за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды.
Работая над навыками описания растительного и животного мира на местности и по карте, учащиеся
одновременно получают знания о полезных и опасных организмах, способах взаимодействия с
природными объектами.
При изучении почвы и ее важнейшего свойства – плодородия – продолжаем тему, связанную с
направлениями развития человеческой деятельности и связи этой деятельности с природными
условиями. Важна тема защиты почв и контроля за состоянием почвенных угодий в целях выращивания
экологически безопасной продукции.
Р
ассматривая территориальные комплексы : природные, природно-хозяйственные и географическую
оболочку как окружающую человека среду, демонстрируем ее изменения под воздействием
хозяйственной деятельности человека. Основная идея взаимосвязи компонентов природы в
территориальных комплексах позволяет привести учащихся к выводу о необходимости продуманных и
взвешенных решений в области природопользования. Вместе с учащимися разрабатывается Кодекс
путешественника, основные правила поведения человека в Природе, создаются плакаты «Природой
дорожить умейте!», проводится конкурс чтецов и агитбригад «В долгу перед природой».
При описании природных зон Земли по географическим картам и сравнении хозяйственной деятельности
человека в разных природных зонах, объясняются причины массового выращивания или производства
вредных для здоровья человека веществ, относящихся к группе психоактивных. Наблюдение и описание
состояния окружающей среды, ее изменений, влияния на качество жизни населения позволяют
продолжать линию сохранения здоровья.
И
зучение тем о материках , океанах, народах и странах позволяет рассматривать материки и океаны как
крупные природные комплексы Земли, показывать взаимосвязи между компонентами этих комплексов,
развивать природоохранные знания. Изучая население Земли и отдельных материков, его численность,
формируем знания о демографических проблемах и поисках путей их решения. Рассказывая о
человеческих расах, религиях, этносах можно актуализировать знания о культурах разных народов, их
2
отношении к здоровью, курению, употреблению психоактивных веществ, типах питания, обеспечении
чистой водой
Вслед за изучением географии современных религий рассматриваются вопросы материальной и
духовной культуры как результаты жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей
средой. Понятие духовной культуры человека подразумевает и наличие культуры сохранения здоровья.
При определении и сравнении различий в численности, плотности и динамике населения разных
регионов и стран мира проанализируем влияние вредных привычек на продолжительность жизни,
качество жизни и др. Изменение природы материков и стран под влиянием хозяйственной деятельности
человека приводит к катастрофическим явлениям природного и техногенного характера (землетрясения,
аварии на АЭС и нефтяных платформах, пожары, наводнения), представляет угрозу жизни и здоровью.
Какие меры по охране природы на уровне материков и отдельных стран необходимо осуществлять для
снижения этой угрозы?
Большинство тем курса географии позволяют развивать кругозор, формировать альтернативные,и
несовместимые с вредными привычками, интересы: дайвинг, альпинизм, спелеология, рафтинг, сёрфинг,
путешествия по крупным природным, природно-хозяйственным и историко-культурным регионам
материков, изучение многообразия стран, их столиц и крупных городов, основных объектов природного и
культурного наследия человечества. Ученики 8 класса разрабатывают и защищают проект «Заповедники
России», а 11-классники - «Страны мира» ( см. Приложение)
П
ри изучении политической карты мира и отдельных материков проводится исследование о влиянии
политики, направленной на здоровье населения этой страны.
Т
ема « Природопользование и геоэкология » является одной из важных тем курса для формирования
культуры здорового образа жизни. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем;
влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу, меры по их
охране; деятельность человека по использованию и охране почв; стихийные явления в литосфере,
гидросфере, атмосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей; сохранение
качества окружающей среды; основные типы природопользования; источники загрязнения окружающей
среды; экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования; изучение правил поведения
человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений; применение
географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, пути
сохранения и улучшения качества окружающей среды – все эти вопросы, содержащиеся в Стандарте
школьного географического образования, имеют непосредственное отношение к формированию
культуры здоровья и профилактике ее нарушений. Все эти вопросы учащиеся 10 класса ежегодно
обсуждают на конференции «Глобальные проблемы человечества», с привлечением сотрудников
кафедры геоэкологии обсерватории им. Воейкова и Лесотехнической академии.
П
ри изучении географии России рассмотрим понятия природного и экологического потенциала России,
увеличения его в процессе хозяйственной деятельности людей. Возможно ли это? Конечно, если такая
деятельность осуществляется рационально. Как же этого добиться? Найдем примеры решения этой
задачи на учебном материале, например на природно-хозяйственных различиях морей России. Или
задумаемся о необходимых мерах по сохранению плодородия почв. Тема населения России наиболее
благодатна для показа глубоких социальных проблем, которые связаны с широким распространением
вредных привычек и вызванных ими болезней. Человеческий потенциал, которым всегда так гордилась
наша страна, стал самым уязвимым звеном.
3
Состояние здоровья. Из множества показателей заболеваемости ни один не дает представления о
состоянии здоровья населения в целом. Для решения этой проблемы в международных сопоставлениях
используют два взаимодополняющих подхода. Первый – оценка состояния здоровья через
демографические показатели долголетия и ранней смертности детей, синтезирующие многие аспекты
качества жизни (здоровья, образа жизни, доходов населения и условий жизни). Второй – использование в
качестве индикаторов социально-обусловленных заболеваний, в том числе туберкулеза и СПИДа.
В
теме « Население России» особое внимание уделяется состоянию здоровья населения России. Эта
проблема стала особенно остра в переходный период, что подтверждается показателем ожидаемой
продолжительности жизни, сопоставимый с развивающимися странами. Самая низкая
продолжительность жизни в регионах Восточной Сибири, особенно в республике Тыва (56 лет). В
Европейской части пониженным долголетием отличаются обезлюдевшие и постаревшие области Северо-
запада и Центра с сильно выраженной депрессивностью (Псковская, Ивановская, Тверская области – 62–
63 года). Лучшие показатели имеют субъекты РФ двух типов: регионы Европейского юга и Москва. Но в
целом картина мозаична, так как региональные различия зависят от целой группы факторов – природно-
климатических (так называемый северо-восточный градиент смертности), уровня образования и дохода,
традиций и норм поведения или, проще говоря, распространенности алкоголизма.
В динамике продолжительности жизни в переходный период отмечались два спада (1991–1994 и 1999–
2001 гг.) и незначительный рост в промежутке между этими периодами. Динамика и региональная
дифференциация взаимосвязаны: в годы снижения ожидаемой продолжительности жизни региональные
различия увеличиваются, в периоды роста – сокращаются за счет более существенного улучшения
ситуации в проблемных регионах.
Помимо общего снижения продолжительности жизни, в переходный период стало менее явным
воздействие природно-климатических факторов: население «богатых» нефтегазодобывающих округов
Севера живет теперь дольше, чем жители Центральной России. Негативные социально-экономические
факторы (бедность, плохое питание, ухудшение медицинского обслуживания) оказались сильнее
природных. Москва и, в меньшей степени, Санкт-Петербург выделяются большим долголетием по
сравнению с окружающими регионами не только благодаря высоким доходам (во второй столице они не
так велики), но и более высокому образованию населения. Исследования демографов Е.А. Андреева и
В.В. Школьникова показали, что на каждый дополнительный год обучения смертность снижается на 9% у
мужчин и на 7% у женщин.
Далеко не всем известно, что показатели детской и материнской смертности после пика в середине 90-х
теперь ниже, чем в советское время. Но причина снижения не вполне ясна: в динамике показателей
здоровья трудно разделить воздействие адаптационных механизмов, в том числе снижения
рождаемости, и вклад государства в развитие медицинских услуг, возросший только в последние годы.
Несмотря на некоторое улучшение, по уровню младенческой смертности Россия отстает от развитых стран
в 2–3 раза, при этом региональные показатели различаются более чем в три раза. В Москве, Санкт-
Петербурге, Ленинградской и Самарской области умирают 9–10 детей в возрасте до года на 1000
родившихся живыми, а в наименее развитых республиках Северного Кавказа, сибирской республике Тыва
и автономных округах Крайнего Севера, в которых живут коренные малочисленные народы, – 30–33.
Причина не только в слаборазвитой медицине, но прежде всего – в низких доходах и
немодернизированном образе жизни населения. Показатель младенческой смертности уникален своей
поляризованной динамикой в переходный период: регионы с худшими показателями остались столь же
проблемными, а в регионах-лидерах смертность снизилась почти вдвое.
4
Позитивная динамика смертности детей до 5 лет более тесно связана с увеличением социальных
расходов государства и улучшением профилактики, вакцинации детей. Однако разная доступность и
качество медицинского обслуживания в городах и сельской местности приводят к тому, что коэффициент
смертности сельских детей в возрасте от 1 до 4 лет вдвое выше, чем городских. Как следствие, в слабо
урбанизированных регионах детская смертность в 2,5–3,5 раза превышает показатели федеральных
городов.
В наименее развитых республиках и округах Дальнего Востока и Сибири в отдельные годы уровень
смертности в 3–6 раз превышал среднероссийский, возрастая до 250–300 смертей на 100 тыс. матерей. В
Европейской части показатели ниже по объективным причинам – лучше природно-климатические
условия, выше плотность населения и городов, что улучшает доступность лечебных учреждений. Но
качество медицинской помощи слабо влияет на показатели материнской смертности. В федеральных
городах с наиболее развитым здравоохранением уровень смертности почти не отличается от среднего по
стране. Это говорит об ухудшении здоровья женщин под воздействием загрязнения, психологических
нагрузок и стрессов.
По сравнению с показателями младенческой и материнской смертности, имеющими позитивную
динамику, уровень заболеваемости социальными болезнями продолжает расти. Эти болезни – индикатор
социального неблагополучия, снижения уровня жизни и ухудшения санитарно-эпидемиологического
контроля в регионах. При общем росте заболеваемости туберкулезом положение в восточных районах
страны и на Урале самое проблемное. Помимо климатического фактора и недостаточной обеспеченности
медицинской помощью, причиной является концентрация пенитенциарных учреждений, на которые в
2000 г. пришлось 22% выявленных в России заболеваний. Заболеваемость выше и в наименее развитых
республиках юга России, в регионах на границе с Казахстаном со значительным притоком мигрантов из
стран СНГ. Наиболее опасна ситуация в Сибири: в республике Тыва заболеваемость активным
туберкулезом почти в 4 раза выше средней по стране (323 человек на 100 тыс. населения) из-за
неблагоприятных условий жизни, преобладания бедного населения и деградации системы профилактики
туберкулеза.
Статистика заболеваемости алкоголизмом крайне несовершенна, реальный уровень заболеваемости
явно выше зарегистрированных 130 случаев на 100 тыс. населения. Эта болезнь давно стала индикатором
социального неблагополучия и наиболее распространена на Крайнем Севере и востоке (в большинстве
автономных округов, включая "богатые" нефтегазодобывающие, в Якутии, на Сахалине и Камчатке), в
депрессивном Коми-Пермяцком АО. В федеральных городах и на Северном Кавказе заболеваемость
почти в два раза меньше средней под влиянием разных "предохранительных клапанов" – традиционного
образа жизни или более рационального отношения к своему здоровью.
Таким образом, в целях комплексной работы по формированию здорового образа жизни и профилактики
вредных привычек, курс географии позволяет дать знания:
о распространении табака, наркотиков, алкоголя в результате географических открытий и
путешествий, особенностях природы материков и океанов, значимых в свете изучения здорового
образа жизни;
о географии народов Земли;
о различиях культур и отношений к вредным привычкам;
об особенностях природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных
зон и районов Российской Федерации, распространении вредных привычек и негативных
последствиях их на экономику страны;
о природных и антропогенных причинах возникновения геоэкологических проблем на
локальном, региональном и глобальном уровнях;
5
о мерах по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных
явлений;
умение выделять, описывать и объяснять экономические причины распространения вредных
веществ;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
здоровьесбережения, экологических проблем;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной
специализации;
применять приборы и инструменты для определения здоровьезначимых характеристик
компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой
основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за
отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий на здоровье
людей;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей
местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей
местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в
случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из
разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Приложение.
1. К районному конкурсу экологического плаката -4 шт.
2. Защита от землетрясений 7 класс
3. ЧС природного характера 7 класс
4. Глобальные проблемы человечества 10 класс:
Демографические проблемы
Проблема сохранения мира на Земле
Преодоление отсталости развивающихся стран
Проблемы Мирового Океана
Сырьевая и Энергетическая проблема
Экологические проблемы
5. Зейский заповедник 8 класс
6. Степь 8 класс
7. Карелия 8 класс
6. Экомаршрут 8-9 класс
7. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии
8.Примененение игровой технологии на уроках географии.
6