Напоминание

Интегрированное музыкальное занятие по теме "Моя Родина - Россия"


Автор: Гребнева Светлана Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 40 "Теремок"
Населённый пункт: ст. Терской Моздокского района РСО-Алания
Наименование материала: Конспект
Тема: Интегрированное музыкальное занятие по теме "Моя Родина - Россия"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект

интегрированного музыкального занятия

«Моя Родина — Россия»

Старшая группа

Предварительная работа

1.
Беседа о Родине, о нашей республике Осетии, о малой родине - станице Терской.
2
.Беседа с детьми о Москве, о Красной площади и о Кремле.
3.
Музыкальный руководитель познакомила детей с гимном Российской Федерации, с флагом и гербом России.
4.
Были прослушаны песни о Родине, о родном крае, об Осетии.
5.
Дети ответили на вопросы: кто является президентом нашей страны? Кто является президентом Республики Северной Осетии - Алании? Конспект музыкального занятия по теме «Моя Родина – Россия» является авторской разработкой музыкального руководителя Гребневой Светланы Борисовны, классической по структуре и тематической по содержанию. При разработке данного конспекта я руководствовалась следующими педагогическими принципами: - принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; - принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста; - принцип доступности, последовательности и систематичности излагаемого учебного материала; - принцип педагогической поддержки воспитанников в поиске адекватного решения проблемных ситуаций; - принцип критериального отбора музыкальных и литературных произведений, видеоматериалов, интернет - ресурсов.
Цель занятия
- формирование в сознании детей эмоционально окрашенного образа Родины с использованием выразительных визуальных и слуховых средств воздействия на основе ИКТ.
Воспитательно–образовательные задачи.

1
. Учить детей пользоваться исследовательским методом для расширения знаний о Родине. Обогащать представления детей о символике России (гимн, герб, флаг), о национальных ценностях страны.
2
. Стимулировать творческую активность детей во всех видах музыкальной деятельности, поощрять их стремление к эмоциональному и выразительному исполнению освоенного музыкального репертуара.

3
. Воспитывать у дошкольников чувство национального самосознания, любовь к отчему дому, малой Родине, гордость и ответственность за судьбу России.
Задачи музыкального воспитания.

1
. Музыкально – ритмические движения, упражнения. (Совершенствовать движение хороводным шагом, змейкой, противоходом, в двух концентрических кругах, сужая и расширяя круг).
2
. Танец (выразительно выполнять движения с атрибутами, добиваться плавности и пластичности движений рук, чувствовать развитие музыкальных фраз, передавать в танце эмоционально – образное содержание музыкального произведения).
3
. Восприятие музыки (познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации, обогащать словарный запас детей новыми эпитетами).
4.
Пение (закрепить полученные знания знакомой детям песни о России. Правильно брать дыхание, смягчать концы фраз, чисто интонировать мелодию, исполнять песню с солистом. Повторить знакомую песню об Осетии. Закрепить умение самостоятельно, выразительно и вдохновенно исполнять песню патриотического звучания, обращать внимание на чёткую артикуляцию ).
5
. Игра на музыкальных инструментах (совершенствовать навыки игры на музыкальных инструментах, правильно передовая ритмический рисунок в сольных партиях и в ансамблевой игре).
Оборудование:

1
. Мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук).
2
. DVD –диски с презентациями, видеоролик Государственного гимна РФ.
3.
Музыкальный центр, микрофон.
4
. MP -3 диски с музыкальными произведениями.
5
. Детские музыкальные инструменты.
6
. Шарфы, флажки, спортивное оборудование, карточки с буквами для игры, цветная бумага, ножницы, фланелеграф.
Ход занятия
. Зал празднично украшен. На центральной стене - изображение герба и флага Российской федерации.
Под фонограмму песни "Гляжу в озёра синие
" (музыка Л. Афанасьева, слова И. Шаферана, из телефильма "Тени исчезают в полдень") дети заходят в зал и рассаживаются на стульчики. (
Музыкальное приветствие)

Музыкальный руководитель (далее М. Р.)
: Ребята, вы любите свою Родину? (ответы детей)
М. Р.
: Сегодня мы поговорим о нашей любимой Родине. Ребята, а кто мне скажет, как она называется? (ответ детей) Правильно! Наша страна Россия большая и очень красивая. На её территории проживает 100 разных национальностей. Я предлагаю вам сегодня узнать о Родине много нового и интересного. А в мир открытий мы отправимся хороводным шагом.

Звучит песня А. Семёнова «Россия – матушка»
в исполнении детского вокального ансамбля. (МР -3 диск). Дети двигаются хороводным шагом, змейкой, противоходом, концентрическими кругами, сужают и расширяют круг. Вместе с последними аккордами подходят и садятся на стулья.)
М.Р
: Ребята, мы двигались хороводным шагом и одновременно внимали звукам замечательной песни о Родине. Вам понравилась песня? (Ответы детей). Ребята, когда вы слышите слова «Родина», «Россия», что вы представляете? Какой образ рисуется в вашем воображении? (ответы детей). (В процессе опроса выявлена проблема – преобладание сухой констатации знакомых сведений, недостаточно эмоциональная речь, отсутствие опыта формулирования собирательного абстрактного образа и, как следствие, невысокая активность детей при опросе.)
М. Р
.: Ребята, я помогу вас научить рассказывать о Родине красивым поэтическим языком и свободно, без затруднений, делиться своими впечатлениями со взрослыми и с вашими сверстниками. Наше занятие называется «Моя Родина – Россия». А хотите знать, как я представляю образ Родины? Я прочту вам стихотворение, которое называется
"Нет земли

дороже"
Михаила Сидорова: Нет земли дороже, чем Россия. Родились мы здесь и здесь живём. Это - наша гордость, наше сила, Ведь Россию Родиной зовём. Как же наша Родина красива В песнях и стихах мы говорим. Отличительные знаки у России - Это флаг Российский, герб и гимн.
М.Р.:
А сейчас дети расскажут стихотворение
"Наша Родина - Россия"
И.Г. Смирнова.
1-й ребёнок:
Наша Родина - Россия, И об этом знаю я. Это солнце в небе синем, Лес, моря, луга, поля.
2-й ребёнок
: Знаю так же, что Россия - Край любимый мой родной. И далёкие дороги Приведут всегда домой.
3-й ребёнок:
Родиной ещё зовётся Наша дружная семья: Мама, папа, мой братишка, Наша бабушка и я.
4-й ребёнок:
В школу первая дорожка, Мой любимый детский сад. Подрасту ещё немножко, Буду храбрый я солдат.

5-й ребёнок
: И в строю солдат отважных Буду Родине служить Верой, правдой. Это важно - Свою Родину любить!
М. Р.
: Спасибо, ребята, за чудесно прочитанное стихотворение. Я думаю, дружные аплодисменты будут лучшей похвалой нашим чтецам. Ребята, а что вам больше всего понравилось в этом стихотворении, поделитесь, пожалуйста, вашими мыслями. (ответы детей).
М.Р.:
Вы не только услышали замечательные стихи, но и увидите сейчас поэтический образ Родины на экране.
Презентация песни «Россия - Родина моя!»
(музыка Е.В. Машечковой
)
Родина – очень ёмкое, значимое, многогранное понятие. Наша Родина, прежде всего, сильное государство со своей самобытной историей и культурой. Рассмотрим символы государства – флаг, герб, гимн. Взгляните
на экран
, вы видите флаг России. М.Р.: Государственный флаг - один из важнейших атрибутов государства, символ государственной и национальной независимости. Во все времена цвету придавали особый смысл.
Белый-
означает мир, чистоту совести, благородство.
Синий
- небо, веру, духовность.
Красный
- огонь, отвагу, героизм.
М.Р.:
Дима нам прочтёт стихотворение
"Наш трёхцветный флаг"
Автор И.Г.Смирнов
Ребёнок:
Белый - облако большое, Синий - небо голубое, Красный - солнышка восход, Новый день Россию ждёт. Символ мира, чистоты - Это флаг моей страны.
Дети исполняют песню "Флаг России" (
музыка Г.И. Смирновой) (Далее следует беседа с детьми в форме свободного общения по выявлению знаний детей о флаге России.) Примерные вопросы педагога. 1. Сколько полос на флаге России? 2. Назовите цвета флага сверху вниз. 3. Что обозначает каждая из полос флага? 4. В каких случаях вывешивают флаг России?
М.Р
.: А сейчас я предлагаю вам интересную игру. Посмотрите на двух столах разложены разноцветные листы бумаги. Вам нужно выбрать те цвета, которые подходят для нашего флага, вырезать полоски и сложить правильно флаг.
Проводится игра "Собери флаг"
(к каждому столу подходят по три ребёнка. Выигрывает команда, собравшая флаг быстрее)
М. Р.
: Рассмотрим герб России, но прежде, чем вы увидите его на экране, я расскажу вам историю возникновения герба. Герб впервые появился на рыцарских турнирах. Рыцари были хорошо экипированы. Они были одеты в железные доспехи, голова защищена шлемом, и даже лицо закрыто железной маской – забралом. Поскольку
соперники не могли узнать друг друга, на помощь приходил герб, изображенный на щите. Герб содержал информацию о том, из какой страны прибыл рыцарь, королевского ли он рода, богат или беден. Времена рыцарских турниров прошли, а герб остался. Герб есть у каждой страны, есть он и у России.
Посмотрите на экран:
На гербе России изображен двуглавый орёл, взор которого обращен на запад и на восток. Наше государство открыто для сотрудничества со всеми странами. На голове орла изображена большая корона, символизирующая независимость России, а малые короны свидетельствуют о независимости её частей. В лапах орёл держит символ государственной власти – шар (держава) и жезл (скипетр). Грудь орла закрыта щитом, на котором изображен Георгий Победоносец, серебряным копьём поражающий змея, что означает победу света над тьмой, добра над злом.
М.Р.:
Ребята, сейчас послушайте музыку и угадайте название произведения.
Фонограмма "Государственный гимн России" музыка А.В. Александрова
( в исполнении оркестра.)Дети узнают знакомую музыку по фрагменту.
М.Р.:
Гимн означает «торжественная песнь». Гимн звучит в особо торжественных случаях, его слушают стоя. Я приглашаю вас и наших гостей встать, чтобы услышать фрагмент гимна. Поэтическое содержание вы увидите на экране, а о его мелодии мы поговорим после прослушивания
На экране презентация "Гимн Российской Федерации" Дети стоя слушают гимн

России.

М. Р.
: Ребята, что вы можете сказать о музыке гимна России. (ответы детей).Я помогу вам поточнее охарактеризовать мелодию гимна. Она торжественная, величавая, патриотическая (дети повторяют, закрепляя новые эпитеты).
М. Р.:
Ребята, мы любим свою Родину, гордимся ею. Я приглашаю вас исполнить любимую песню о Родине. Следите за дыханием, смягчайте окончание фраз, постарайтесь исполнить песню выразительно и вдохновенно, а солировать будет Соня. Соня, возьми, пожалуйста, в руки микрофон. Мы будем исполнять песню под инструментальное сопровождение.
Песня «Русская сторонка» Слова и музыка С.Е. Кожуховской

М. Р.:
У каждого из нас есть малая Родина, край, где мы родились. 1. Как называется наша республика? 2. Назовите по-иному нашу Осетию. (Алания)
М.Р
.: Я приглашаю вас исполнить песню об Осетии. Постарайтесь исполнить песню красивым звуком, произносите слова отчётливо.
Дети исполняют песню «Лучше края не найдёшь!» музыка А.Филатова
3. Что мы называем маленькой Родиной? 4. На какой горной реке расположена станица Терская? 5. Какие казачьи песни любят петь ваши дедушки и бабушки?
М. Р. :
Ребята, как не восхищаться своей родной станицей, в котором вы родились, где в уютном доме вы живёте с мамами и папами, дедушками и бабушками. В каких местах нашей станицы вы особенно любите отдыхать всей семьёй? (ответы детей).
Презентация "Моя станица"


М.Р.:
Я приглашаю вас взять музыкальные инструменты, чтобы проиллюстрировать замечательную казачью песню, в которой слышится и топот коня, и свист острой шашки и молодецкая удаль казачьих войск.
Исполнение на детских музыкальных инструментах «Бравый атаман"

Казачью песню "Бравый атаман" Поют родители
. (Автор неизвестный)
1
. Эх, казаченьки! Эх, ребятушки! Разве нам горевать да тужить. Любо - дорого злого ворога Острой сабелькой покрошить. Сабли вострые, кони быстрые, Одолеем своих врагов. Мы в любом бою с вами выстоим, Лишь бы был атаман таков.
Припев:
Золотые поля, Наша русская земля, Лучше нету в мире края, Чем сторонушка моя. А вострой сабелькой своей Порублю густой бурьян, А нам и жить-то веселее Коли бравый атаман.
2.
Встанет солнышко, встанет красное, Разлетится густой туман. Лишь бы жизнь была не напрасная, Да весёлый был атаман. Будем песни петь, будем хлеб растить, Да за правду горой стоять. Мало Родину просто так любить, Надо Родину защищать.
Припев:
Золотые поля, Наша русская земля, А лучше нету в мире края, Чем сторонушка моя. А вострой сабелькой своей Порублю густой бурьян, А нам и жить-то веселее Коли бравый атаман.

Стихотворение "Нет России другой" Е. Синицын

Воспитатель:
Берегите Россию - нет России другой. Берегите её тишину и покой. Это небо и солнце, этот хлеб на столе И родное оконце в позабытом селе...
Ребёнок:
Берегите Россию, чтобы сильной была. Чтобы нас от беды в трудный час сберегла. Ей неведомы страхи, и крепка её сталь, И последней рубахи ей для друга не жаль.
Ребёнок:
Берегите Россию всею жизнью своей От заклятых врагов, от неверных друзей. Пусть в распахнутой сини светят ярко над ней Той звезды негасимой пять горячих лучей!
М. Р.:
Берегите Россию - без неё нам не жить. Берегите её, чтобы вечно в ней быть. Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой... Берегите Росси. - нет России другой!
М. р
.: Мальчики, вы – наши будущие защитники. И юные, хрупкие девочки, и наши взрослые гости гордятся вами и надеются, что вы проявите себя мужественными и ответственными людьми, станете достойными гражданами великой России.
М. р
.: Чувство любви к Родине можно передать не только во вдохновенных стихотворениях, но и в красивых танцевальных композициях. Девочки возьмут нежные шарфики, а мальчики – разноцветные ленты, чтобы исполнить танцевальный гимн любви к нашей Отчизне.
Дети исполняют танцевальную композицию на музыку Е. Добрынина «Живи,

родник».

М. р.
: Наша встреча подошла к завершению. Ребята! Вам было интересно на занятии? Я надеюсь, что вы узнали очень много нового о своей Родине. Кто хочет поделиться своими впечатлениями? (Следуют развернутые ответы желающих детей. Приводим один из ответов. Сережа Б. : «Я люблю свою Родину, потому, что она сильная и красивая. А я – настоящий казак, потому что мой дедушка – тоже казак. А когда я вырасту, то буду защищать нашу Родину от врагов.») Ребята, ваши новые знания помогут вам без затруднений рассказать о России своим друзьям и родителям. Наше занятие окончено. Желаю вам успехов в освоении новых знаний.

Приложение №1

Используемая литература.
1. Моё отечество – Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Богачева И. В. и др. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005г. 2. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. – сост. Е. А. Позднякова: - Волгоград: Учитель, 2008г. 3. Я познаю мир: Детская энциклопедия; история. / авт. – сост. Н. В. Чудакова, А. В. Громов. М. – ТКО «АСТ» 1996г
Приложение №2

Используемые материалы:
1. Стихотворение М.Сидорова «Нет земли дороже». 2. Стихотворение И.Г.Смирнова «Наша Родина – Россия 3.Стихотворение И.Г. Смирнова «Наш трёхцветный флаг». 4. Стихотворение «Нет России другой»Е. Синицына 3. С. Михалков, А. Александров. Государственный гимн Российской Федерации. 4. Песня «Флаг России» музыка Г.И. Смирнова 5. Песня Е. Пономарёвой «Русская сторонка»Слова и музыка С.Е. Кожуховской. 6.Песня «Лучше края не найдёшь» А. Филатова 7. Песня В. Добрынина «Живи, родник». 8. Казачья песня «Бравый атаман». 9. Песня А. Семёнова «Россия – матушка».
Приложение№3

Использование современных приемов и методов обучения
. Занятие основано на интеграции нескольких образовательных областей.
1. Интеграция образовательной области «Музыка» с образовательными

областями:

«Познание»
(формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей); •
«Социализация»
(формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств дошкольников); •
«Коммуникация»
(развитие компонентов устной речи, развитие свободного общения со взрослыми и детьми).
2. Внедрение исследовательского метода.
Выявленная в начале занятия проблема (затруднения детей в характеристике образа Родины, односторонняя трактовка, недостаточная полнота высказываний) потребовала исследования материала на основе средств эмоционального воздействия. Детям было предложено стать активными участниками исследования и рассмотреть образ Родины в разных ипостасях:
• «Родина – отчий дом», • «Родина - любимая семья», • «Родина – родная станица», • «Родина – самобытный регион», • «Родина – великая страна». Результатом исследования явилось расширение знаний детей и обогащение их эмоциональных впечатлений по основной теме занятия.
3. Использование ИКТ для визуализации абстрактного образа.
Принцип «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» очень актуален в контексте данного занятия. Имея сформированные понятия о конкретном предметном мире, ребенок зачастую испытывает трудности при восприятии абстрактных образов. При формировании в сознании ребенка образа Родины использование традиционных методов было бы недостаточным, поэтому в занятии применена богатая палитра средств
ИКТ
(созданные презентации, видеоролики, заимствованные из сети интернет). Визуализация изучаемого материала позволила сделать его не только более информативным, но и более эмоционально окрашенным, что способствовало его эффективному усвоению детьми.
4. Использование регионального компонента.
Включение в сюжетную канву фольклорного материала (музыкальных произведений, звучащих на терском диалекте, а также презентации к песне о станице внесло в занятие дополнительную эмоциональную краску. Узнаваемый образ любимых мест родной станицы, восприятие песен малой Родины, которые исполняют дома бабушки и дедушки, стимулировало интерес и творческую активность детей.
5. Включение элементов гендерного воспитания.
Акцентирование социальной роли мальчиков (будущих защитников) в судьбе России является одним из значимых компонентов воспитывающего характера обучения.
6. Стимулирование продуктивности деятельности дошкольников.
В результате детской художественно – практической деятельности был создан творческий продукт – качественное исполнение песен, слаженная ансамблевая игра на детских музыкальных инструментах, выразительное чтение поэтических произведений, эмоциональное исполнение хореографических композиций. Продуктивность образовательной деятельности, в конечном счете, отражена в способности детей красноречиво и полно высказывать свои суждения и позиционировать обретенные знания, являющиеся естественным итогом проведенного мероприятия.





В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!