Проект народного праздника "Масленица - красоточка"
Автор: Гребнева Светлана Борисовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ № 40 "Теремок" Населённый пункт: ст. Терской Моздокского района РСО-Алания Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проект народного праздника "Масленица - красоточка" Раздел: дошкольное образование
проекта:
Россия
богата
своими
традициями,
обычаями,
народными
праздниками.
Одним
из
таких
праздников
является
большое
народное
гулянье
в
конце
зимы
«Масленица».
На
нем
всегда
находятся
желающие
силой
потягаться,
удаль
свою
показать,
вкусными
блинами
угоститься, да песни попеть. В современном мире люди стали забывать о
традиционных
русских
народных
праздниках.
В
стародавние
времена
русский народ веселился на таких праздниках как Масленица, Иван Купала,
Троица,
Рождественские
Колядки.
В
наше
время
практически
никто
не
занимается организацией этих праздников. Мы никогда не забываем эти
празднества, так как наша станица является казачьей, и поэтому необходимо
приобщить детей к народным праздникам, а значит приобщить их к обычаям
и традициям своего народа. Праздник Масленица отмечается в каждой семье
нашей станицы. Дети с самого маленького возраста видят в своих семьях, как
подготавливается и проходит праздник: мамы и бабушки пекут блины, ходят
к родственникам в гости, угощают соседей. Именно поэтому детям важно
знать истоки возникновения праздника и традиции, которые легли в
его
основу. Данный праздник мы проводим в нашем детском саду более 20 лет.
Масленица
один
из
самых
радостных
и
светлых
праздников
на
Руси.
Знакомство
с
традицией
проведения
этого
праздника
предполагается
в
рамках
занятий
в
дошкольном
образовательном
учреждении,
но
непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое
представление о нем, поэтому и
возникла потребность в подготовке, и
проведении праздника для воспитанников детского сада.
Сущность
проекта: В
процессе
подготовки
и
выполнения
проекта
воспитатели
и
музыкальный
руководитель
проводят
исследования
по
различным
направлениям
с
учетом
интересов
и
возможностей
детей,
расширяют знания по истории проведения старинных праздников, знакомятся
с русскими забавами. Приобретают навыки различных видов работ. Создают
атмосферу радости приобщения к традиционному народному празднику.
Проблема
проекта: Имея
богатейшие
народные
традиции
в
проведении
календарных
праздников,
в
том
числе
праздника
Масленицы,
в
котором
переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций,
тем
самым
лишаем
возможности
детей
прикоснуться
к
духовно-
нравственным
основам,
к
лучшим
образцам
устного
и
музыкального
народного творчества.
ЦЕЛЬ:
Ознакомить
детей
с
историей
и
культурой
своего
народа,
с
народными
обрядами
и
обычаями
казачества;
с
лучшими
образцами
музыкального
народного
творчества;
создать
условия
для
совместной
творческой деятельности.
Задачи :
1. Развитие навыков совместной деятельности и сотрудничества.
2. Развитие чувства коллективной ответственности.
3.
Развитие
коммуникативной
компетентности
воспитанников
(выступать
перед аудиторией, представлять информацию).
4. Формирование интереса к обрядовым русским праздникам.
5. Воспитание патриотизма, основанного на национальных традициях.
6. Обогащение духовного мира.
7. Разработка сценария праздника «Масленица».
8. Проведение праздника, через эмоциональное сопереживание и участие в
игре-действии,
приобщение
всех
участников
к
традиции
народного
праздника Масленицы.
Продолжительность реализации проекта: с 10.02.2016 г. по 11.03.2016 г.
Ресурсное обеспечение проекта:
1.«Масленица» - наряженная кукла из соломы.
2. Костюмы для взрослых : 2 костюма скоморохов, костюмы Зимы, Весны
и Бабы Яги, национальные казачьи женские костюмы для бабушек
воспитанников.
3.Костюмы для детей: русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки,
платочки, фуражки.
4.Музыкальные инструменты: ложки, веерные ложки, шумелки, бубны,
колокольчики, трещотки, кокошники, рубель, ксилофон, свистульки.
5.Самодельные
музыкальные
инструменты
изготовленные
руками
родителей (для шумового оркестра на улице).
6.Электронная презентация: «Широкая Масленица»
7.Техническое средство обучения: музыкальный центр, DVD, видеокамера,
интерактивная доска, видеопроектор, фотоаппарат.
8.Спортивное оборудование : канат, мячи, гимнастическая скамейка, кегли,
карусель с лентами, дерево с конфетами, обручи.
Ожидаемые результаты:
1 . Проведение
мероприятия,
охватывающего
воспитанников
разных
возрастных групп:
2 . Приобщение
воспитанников
к
традиции
проведения
народного
праздника
–
Масленицы
через
сопереживание
и
непосредственное
участие их в общем действии. Повышение познавательного интереса
воспитанников к народной музыке.
3
. Создание
атмосферы
радости
приобщения
к
традиционному
народному празднику.
Реализация проекта:
1 этап
1. Проведение в группах тематических занятий, для ознакомления детей с
обычаями и обрядами праздника Масленица.
2. Написание сценария, подборка музыкального оформления праздника.
3.
Встреча
с
бабушками
и
прабабушками
воспитанников
для
уточнения
народных
традиций
и
обычаев
празднования
в
казачьей
станице,
приглашение их принять участие в празднике.
2 этап
1.
Распределение
ответственных
за
различные
направления
проведения
праздника.
2. Распределение ролей среди воспитателей и воспитанников.
3.Оформление
тематических
уголков
посвящённых
празднованию
Масленицы.
4. Оформление зала и подготовка участка на улице.
5. Изготовление чучела Масленицы из соломы.
6. Приглашение родителей принять активное участие в празднике,
изготовление родителями народных музыкальных инструментов
своими руками.
7. Изготовление блинов и другой кондитерской выпечки.
3 этап
1. Проведение народного гуляния.
2. Обсуждение достижения планируемых результатов.
Участники проекта:
Гребнева С.Б. – музыкальный руководитель
Штомпиль Е.В..- старший воспитатель
Перепелятникова И.Н.-– ответственный воспитатель
Заболотнева Ю.В..- физ. инструктор
Дети и их родители.
Практическая значимость проекта:
1. Разработка авторской педагогической технологии по данной теме
2. Создание разработок серии русских народных, подвижных игр, конспект
праздника «Масленица».
3. Овладение педагогами новой моделью в воспитательно-образовательного
процесса.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Активное и заинтересованное участие воспитанников группы и членов их
семей в проекте «Масленица широкая» предполагает возможность
дальнейшего продолжения работы по разработке проектов других народных
праздников, расширение контингента участников (совместно с семьями,
учащимися школы ст. Терской , создание медиатеки материалов проведения
народных праздников.
Сценарий праздника.
Масленица 2016 год
Вход детей в зал под народную музыку.
1-й скоморох: Здравствуйте, гости дорогие, долгожданные!
Веселись честной народ,
Масленица в гости к нам идёт!
2-й скоморох: Здравствуйте, ребята дорогие!
Маленькие и большие!
Ждут вас игры, забавы и шутки,
Скучать не дадут ни минутки!
Оба вместе: Масленицу широкую открываем,
Веселье начинаем!
1-й скоморох: Собрались мы позабавиться да потешиться,
Пошутить да посмеяться!
2-й скоморох: Милости просим, будьте как дома!
Вся территория здесь вам знакома!
1- скоморох : Направо пойдёшь - весело время проведёшь!
Налево пойдёшь - всё, что хочешь найдёшь!
Прямо пойдёшь - тоже не пропадёшь!
Ведущая: Ох, как много здесь гостей!
Ждёт вас множество затей:
Будем петь и играть - старину вспоминать!
Ребята! Позвольте спросить, так какой же праздник сегодня? Правильно!
В старину Масленицу праздновали целую неделю. Это семейный праздник, и
мы собрались здесь большой семьёй, чтобы отметить этот праздник, как это
делали у нас в Терской наши бабушки и дедушки. Да и сейчас отмечают наши
мамы и папы. Ребята! Давайте Масленицу встречать!
2-й Скоморох: Эй, народ, гляди, Масленица на пути!
Музыка. Въезжает на санях Масленица.
1-й скоморох: Едет Масленица дорогая!
Наша гостьюшка годовая
На саночках расписных,
На конях вороных!
2-й скоморох: Наша Масленица годовая,
Наша Масленица дорогая!
Она пешая к нам не ходит,
Всё на конях разъезжает!
1-й Скоморох: С добром и миром Масленицу встречаем
И в руки девицам - красавицам вручаем.
(Скоморохи отдают куклу Масленицу воспитателям, они её
устанавливают)
Дети поют "Как на масляной неделе" р.н.песня
1-й ребёнок: Ой, Масленица - кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько!
Сыром, маслом, калачом
И румяным пирогом!
2-й ребёнок: А мы Масленицу повстречали,
Сыром гору поливали,
На широкий двор зазывали,
Да блинами заедали!
3-й ребёнок: Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
Приехала к нам в гости на широкий двор
С детьми поиграть, с нами поплясать!
4-й ребёнок: Масленица пришла,
Веселье принесла:
Гору блинов, кучу пирогов,
Ешь, объедайся, только не сдавайся!
Дети поют "Широкая Масленица" р.н.песня
Ведущая: В народе про последний месяц зимы говорят так: "Февраль зиму
выдувает", а значит зима заканчивается. А давайте Зимушку позовём и
устроим ей весёлые проводы!
2-й Скоморох: Давай! Давай! Громко кричать начинай!
Зи-ма! Весела! Приходи, Масленицу приводи!
Ведущая: Ай, Зимушка - зима, зима славная была,
Но пришла пора проститься, да с весною подружиться!
Неожиданно входит Зима.
Зима: Что за шум? Я никого не звала в гости!
Ведущая: А ты кто, гостья!
Зима: Я гостья? Я - Зима! Хозяйка я, а не гостья!
Моя власть! Моё время!
Ведущая: Ребята, из своих владений дальних к нам пожаловала сама русская
Зима!
Зима: Здравствуйте, дети!
И правда я оттуда, где всё покрыто льдами.
Спешила я, летела, и вот я вместе с вами.
Ведущая: Здравствуй, Зимушка - зима!
Хорошо, что ты пришла.
5-й ребёнок: Вьюга белая мела, это зимушка пришла.
Для тебя сейчас мы спляшем,
Любит зиму детвора!
Хоровод "Зимушка - зима" Л.Вахрушева
Ведущая: Зимушка, раз ты тут, поиграй-ка с нами.
Русскую зиму проводить нам нужно,
Задорно, весело и дружно!
Зима: А и поиграю. Давайте поиграем в игру "Масленица"
Игра "Масленица" (Дети идут по кругу, девочка - масленицаидёт
им на встречу и поёт:
"А я Масленица, я не падчерица.
Со платком хожу, к вам сейчас подойду"
(Все останавливаются, Масленица встаёт между двумя детьми)
Девочка Масленица: На плече платок лежит,
Кто быстрее побежит?
(Дети бегут за кругом в разные стороны, кто быстрей возьмёт платок?)
6-й ребёнок: Зима - ледяна, Зима - студёна,
Пришла твоя пора уходить со двора!
Зима: Ну, нет! Я так просто не уйду. Поиграть ещё хочу.
А сейчас вы не зевайте, мою загадку отгадайте:
"Сама не ест, а всех кормит?" (ложка)
Снова нас зовёт игра - поиграем, детвора!
Казачья народная игра "Где работа - там еда"
(На расставленных по кругу стульчиках лежат ложки, успеть сеть, взять
ложку и поднять её вверх)
Зима: Дети, мне жарко в вашем кругу, он как солнышко греет!
1-й Скоморох: Эй, добры молодцы, да красны девицы!
В круг скорей вставайте солнце красное встречать
Да Весну - красну зазывать.
Дети старшей группы.
Закличка: Весна - весна красная! Приди, Весна, с радостью.
С доброй радостью, с великой милостью!
..........идут по кругу
Со льном высоким .................... руки вверх
С корнем глубоким.......... присаживаются
С дождями сильными...... сужают круг
С хлебами обильными....... расширяют круг, руки в
стороны
Принеси урожай в наш Терский край....
... притоп правой ногой, руки вверх
Дети поют песню "Весенняя капель" Т. Морозова
Фонограмма. Входит Весна.
Весна: Здравствуйте, ребята! Вы меня зазывали, закликали и в гости ждали.
Здравствуй, Зима - матушка! Не обижайся ты на нас. Моё время
пришло, мне и править. А тебя дети будут ждать через год. Ты сама
сказала, что тебе жарко становится (кланяется). Дети тебе сейчас спасибо
скажут за новогодние каникулы, за веселье и радость в Новый год, за
подарки. Они любят тебя!
Дети: Спасибо!
1-й скоморох: Погляди, честной народ! Не пыли дорожка!
Добры молодцы идут поплясать немножко!
2-й скоморох: А за ними - молодицы, раскрасавицы-девицы,
Друг за дружкою идут, песню русскую поют
Хоровод "Как зима с весною повстречалися"р. н. музыка
Ведущая: Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно?
1-й скоморох: Эй, люди добрые смотрите сюда!
Вы такого не видели никогда!
Музыка, выходит Ванька с балалайкой:
Здравствуйте, мальчишки - широкие штанишки!
Смешливые девчонки - короткие юбчонки!
Я весёлый парень Ванька!
По всему свету гуляю, всё на свете знаю.
Пришёл к вам позабавиться, да повеселиться,
Праздник Масленицы встретить!
А у Масленицы герой один: Круглый и вкусный.....
А зовут его?
Дети: Блин!
Ванька: Чтоб поднять вам настроение, я устрою представление!
Тили - тили! Трам - трам! Роль Блина сыграю сам!
(Надевает шапочку в форме блина)
Блин: Позвольте представиться: я - Блин, на весь свет один,
Всех моих братьев съели, а меня не успели.
Только на меня раскрылся роток, а я шмыг - и утёк!
Я думаю, вы мне рады?
Говорят, что для души все причуды хороши.
Хочу косточки размять, не пора ли поплясать?
Хоровод "Эх, Масленица!" Т. Шикаловой
Входят бабушки в казачьих костюмах: Какое у вас веселье, да как вас
много.
Видно у наших внучат получается весёлый праздник Масленицы!
Здравствуйте, ребятишки! Здравствуйте наши внучата и внученьки!
Здравствуйте, гости дорогие! А у нас по улицам Масленица разгулялась, весь
народ веселится! А мы вот захотели внучат проведать! Пустите нас к себе в
гости? Всех с Масленицей поздравляем, веселиться продолжаем!
Бабушки исполняют песню "Масленица"Т. Морозовой
Под музыку выходит скоморошина Маруся в казачьем костюме.
Маруся: Я от бабушки ушла, я от дедушки ушла!
Я по улице пошла, ой, и зрителей нашла! Здравствуйте!
Эх, сейчас поозорую или танец подарю.
Блин: Ты кто такая, мне ответь?
Маруся: Да сестрица твоя - Оладушка! Меня как и тебя испекла бабушка.
(надевает шапочку оладушки)
Блин: А почему ты такая маленькая?
Оладушка: А на меня муки не хватило.
Блин: А почему на тебя муки не хватило?
Оладушка: Вся мука на тебя ушла!
Блин: Ну, что ж, теперь мы брат и сестрица, вместе будем веселиться.
И так, песенка про нас, поём все вместе о том, как бабушка
испекла ладушки - оладушки.
Дети исполняют песню "Бабушка, испеки оладушки" музыка С.Ильина
Оладушка: Вот вопрос меня тревожит, на кого наш Блин
похожий? Очень похожее личико.
Блин: Моё личико похоже на блинчик!
Оладушка: А ещё на кого?
Блин: Я на бабушку похожий!
Оладушка: Нет!
Блин: Я на дедушку похожий!
Оладушка: Нет!
Блин : Я красивый и пригожий.
Оладушка: Да, красив ты и пригож, ты на солнышко похож!
Блин (красуется): Я красивый, я пригожий , я на солнышко
похожий!
Пойду в гости к солнцу я!
Будем вместе с ним светить,
Будем по небу ходить!
(оглядывает всех): Ой, как же я на небо попаду?
Оладушка: Я тебе помогу. Это мы сегодня говорим:
"Солнце, солнце..."
А раньше называли солнце богом Ра, отсюда пошли
слова:"радость", "радуга". А радуга, это мост от солнца
к человеку.
Давайте сейчас все вместе радугу - дугу построим, пусть братец
Блин к солнцу в гости сходит.
А вдруг что путное из этого получится.
Блин: Тогда я буду говорить волшебные слова и показывать движения, а вы
вместе повторяйте за мной.
Игра "Радуга - дуга!"
Дети идут "змейкой", приговаривая слова и выполняя движения.
1. Не по лесу - по тайге, а по радуге - дуге
Мы ногами топ - топ, мы ногами топ-топ! (топают)
2. А под нами, а под нами ходят тучи с облаками:
Шлёп-шлёп, шлёп-шлёп! (шлёпают по коленям)
3. Мы как птицы полетели, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! (машут крыльями)
4. И на облако присели: стоп! (присели)
Блин ( Обращает внимание на солнце): Смотрите, солнце спит!
Ну-ка, Солнце, просыпайся, в чисто небо выбирайся!
Будем по небу ходить, песни петь и всем светить!
Ты не узнаёшь меня? Я же Блин, твоя родня!... Не просыпается...
Оладушка: Дай-ка, я попробую!
Солнышко - солнышко, выгляни в окошко!
Солнышко - солнышко, покажись немножко!
Тут твой любимчик, симпатичный Блинчик!
Блин : Я тут - твой любимчик, симпатичный Блинчик!
(все прислушиваются)
Молчит Солнце, не отвечает, совсем загордилось - родню
не признаёт.
Оладушка: Наверное, что-то не так. Надо попробовать иначе.
Давай, Солнышко закликать и в весёлую игру играть!
Дети повторяют закличку: Солнышко любимое, пробудись!
Солнышко любимое, улыбнись!
Нам с тобою, Солнышко, так тепло!
нам с тобою, Солнышко, так светло!
Прими нашу радость и нас прими,
И лучами добрыми обними!
Блин: Когда же Солнышко проснётся?
Весна: А как же могут все радоваться на Масленицу, когда первый
Блин сбежал? А без блинов какая масленица?
Блин: Ой, вернусь я поскорее! Этот праздник с меня начинался,
пусть на мне и кончится! ( Бежит по залу и снимает
шапочку блина)
Оладушка: Ладушки, ладушки, где блины там и оладушки!
Эй, Масленица - кривошейка, встречаем тебя
хорошенько! (снимает шапочку оладушки)
Весна: Смотрите, Солнышко проснулось! Спасибо вам за праздник,
за тёплую встречу. Через несколько денёчков наступит моё
я приду к вам с первыми цветами, с тёплым солнышком,
зелёной травкою. Ждите меня, до встречи! (Уходит)
1-й скоморох: Мы играли и плясали, зиму нашу провожали.
Пришло время прощаться с Масленицей.
2-й скоморох: Погостила ты у нас, до свиданья, в добрый час!
Пусть Весна – красна, принесёт нам тепла.
Масленица, прощай, праздник наш не забывай.
Уносят Масленицу на участок . Сопровождают сани с чучелом масленицы
бабушки воспитанников, они кричат народные заклички.
Ведущая: Я всех приглашаю на улицу, на участок, где мы продолжим
праздник Масленицы, где нас ждут вкусные блины.
На участке: 1. Заклички. Поют бабушки.
2. Игра "Карусель" с лентами
3. Игра с Бабой Ягой "Бег на метле"
4. Конфетное дерево.
5. Песня "Блины" (поют дети с бабушками)
6. Игра "Гори - гори ясно" р.н.музыка
7. Игра "Перетянуть канат"
Используемая литература:
1.Журнал "Музыкальный руководитель" №1; 2004 год "Живи в
веках моя Россия"
2. Журнал "Музыкальный руководитель" №1; 2010; "Масленица"
3. Журнал "Музыкальная палитра" №6; 2007; "Весёлая Масленица"
4. Журнал "Музыкальная палитра" №6; 2004;
5. Журнал "Музыкальная палитра" №7; 2009; Е.Б. Тютеньнникова
"Празднуем Масленицу"
6. "Народные праздники" М.Б. Зацепина; Т.В. Антонова.
7. "Сценарии православных праздников" 2012 г. Просвещение,
Москва.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
9.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования (Приказ Мин. обр. науки России от 17.10.2013 г. №1155)
Итог:
Такие мероприятия необходимо проводить, т.к. они способствуют развитию
навыков общения, творчества, определяют ценностные ориентиры.
Для участия в таких мероприятиях необходимо сплочение всего коллектива и
творческий подход.
Конец!