Напоминание

Проект народного праздника "Масленица - красоточка"


Автор: Гребнева Светлана Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 40 "Теремок"
Населённый пункт: ст. Терской Моздокского района РСО-Алания
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект народного праздника "Масленица - красоточка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проект народного праздника

«Масленица - красоточка».

МБДОУ № 40 «Теремок»

станицы Терской, Моздокского района,

Музыкальный руководитель

Гребнева Светлана Борисовна

специалист высшей категории

РСО – Алания, 2016 год


Аннотация

проекта:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». На нем всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься, да песни попеть. В современном мире люди стали забывать о традиционных русских народных праздниках. В стародавние времена русский народ веселился на таких праздниках как Масленица, Иван Купала, Троица, Рождественские Колядки. В наше время практически никто не занимается организацией этих праздников. Мы никогда не забываем эти празднества, так как наша станица является казачьей, и поэтому необходимо приобщить детей к народным праздникам, а значит приобщить их к обычаям и традициям своего народа. Праздник Масленица отмечается в каждой семье нашей станицы. Дети с самого маленького возраста видят в своих семьях, как подготавливается и проходит праздник: мамы и бабушки пекут блины, ходят к родственникам в гости, угощают соседей. Именно поэтому детям важно знать истоки возникновения праздника и традиции, которые легли в его основу. Данный праздник мы проводим в нашем детском саду более 20 лет. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традицией проведения этого праздника предполагается в рамках занятий в дошкольном образовательном учреждении, но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, поэтому и возникла потребность в подготовке, и проведении праздника для воспитанников детского сада.
Сущность

проекта:
В процессе подготовки и выполнения проекта воспитатели и музыкальный руководитель проводят исследования по различным направлениям с учетом интересов и возможностей детей, расширяют знания по истории проведения старинных праздников, знакомятся с русскими забавами. Приобретают навыки различных видов работ. Создают атмосферу радости приобщения к традиционному народному празднику. Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно- нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

ЦЕЛЬ:
Ознакомить детей с историей и культурой своего народа, с народными обрядами и обычаями казачества; с лучшими образцами музыкального народного творчества; создать условия для совместной творческой деятельности.
Задачи :
1. Развитие навыков совместной деятельности и сотрудничества. 2. Развитие чувства коллективной ответственности. 3. Развитие коммуникативной компетентности воспитанников (выступать перед аудиторией, представлять информацию). 4. Формирование интереса к обрядовым русским праздникам. 5. Воспитание патриотизма, основанного на национальных традициях. 6. Обогащение духовного мира. 7. Разработка сценария праздника «Масленица». 8. Проведение праздника, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщение всех участников к традиции народного праздника Масленицы.
Продолжительность реализации проекта: с 10.02.2016 г. по 11.03.2016 г.

Ресурсное обеспечение проекта:

1.«Масленица»
- наряженная кукла из соломы.
2. Костюмы для взрослых
: 2 костюма скоморохов, костюмы Зимы, Весны и Бабы Яги, национальные казачьи женские костюмы для бабушек воспитанников.
3.Костюмы для детей:
русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.
4.Музыкальные инструменты:
ложки, веерные ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещотки, кокошники, рубель, ксилофон, свистульки.
5.Самодельные

музыкальные

инструменты

изготовленные

руками

родителей
(для шумового оркестра на улице).
6.Электронная презентация:
«Широкая Масленица»
7.Техническое средство обучения:
музыкальный центр, DVD, видеокамера, интерактивная доска, видеопроектор, фотоаппарат.
8.Спортивное оборудование
: канат, мячи, гимнастическая скамейка, кегли, карусель с лентами, дерево с конфетами, обручи.

Ожидаемые результаты:

1 .
Проведение мероприятия, охватывающего воспитанников разных возрастных групп:
2 .
Приобщение воспитанников к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Повышение познавательного интереса воспитанников к народной музыке.
3

.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Реализация проекта:

1 этап
1. Проведение в группах тематических занятий, для ознакомления детей с обычаями и обрядами праздника Масленица. 2. Написание сценария, подборка музыкального оформления праздника. 3. Встреча с бабушками и прабабушками воспитанников для уточнения народных традиций и обычаев празднования в казачьей станице, приглашение их принять участие в празднике.
2 этап
1. Распределение ответственных за различные направления проведения праздника. 2. Распределение ролей среди воспитателей и воспитанников. 3.Оформление тематических уголков посвящённых празднованию Масленицы. 4. Оформление зала и подготовка участка на улице. 5. Изготовление чучела Масленицы из соломы. 6. Приглашение родителей принять активное участие в празднике, изготовление родителями народных музыкальных инструментов своими руками. 7. Изготовление блинов и другой кондитерской выпечки.
3 этап

1. Проведение народного гуляния. 2. Обсуждение достижения планируемых результатов.
Участники проекта:
Гребнева С.Б. – музыкальный руководитель Штомпиль Е.В..- старший воспитатель Перепелятникова И.Н.-– ответственный воспитатель Заболотнева Ю.В..- физ. инструктор Дети и их родители.
Практическая значимость проекта:
1. Разработка авторской педагогической технологии по данной теме 2. Создание разработок серии русских народных, подвижных игр, конспект праздника «Масленица». 3. Овладение педагогами новой моделью в воспитательно-образовательного процесса.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Активное и заинтересованное участие воспитанников группы и членов их семей в проекте «Масленица широкая» предполагает возможность дальнейшего продолжения работы по разработке проектов других народных праздников, расширение контингента участников (совместно с семьями, учащимися школы ст. Терской , создание медиатеки материалов проведения народных праздников.
Сценарий праздника.

Масленица 2016 год

Вход детей в зал под народную музыку.

1-й скоморох:
Здравствуйте, гости дорогие, долгожданные! Веселись честной народ, Масленица в гости к нам идёт!
2-й скоморох:
Здравствуйте, ребята дорогие! Маленькие и большие!
Ждут вас игры, забавы и шутки, Скучать не дадут ни минутки!
Оба вместе:
Масленицу широкую открываем, Веселье начинаем!
1-й скоморох:
Собрались мы позабавиться да потешиться, Пошутить да посмеяться!
2-й скоморох:
Милости просим, будьте как дома! Вся территория здесь вам знакома!
1- скоморох
: Направо пойдёшь - весело время проведёшь! Налево пойдёшь - всё, что хочешь найдёшь! Прямо пойдёшь - тоже не пропадёшь!
Ведущая:
Ох, как много здесь гостей! Ждёт вас множество затей: Будем петь и играть - старину вспоминать! Ребята! Позвольте спросить, так какой же праздник сегодня? Правильно! В старину Масленицу праздновали целую неделю. Это семейный праздник, и мы собрались здесь большой семьёй, чтобы отметить этот праздник, как это делали у нас в Терской наши бабушки и дедушки. Да и сейчас отмечают наши мамы и папы. Ребята! Давайте Масленицу встречать!
2-й Скоморох:
Эй, народ, гляди, Масленица на пути!
Музыка. Въезжает на санях Масленица.

1-й скоморох:
Едет Масленица дорогая! Наша гостьюшка годовая На саночках расписных, На конях вороных!
2-й скоморох:
Наша Масленица годовая, Наша Масленица дорогая! Она пешая к нам не ходит, Всё на конях разъезжает!
1-й Скоморох:
С добром и миром Масленицу встречаем И в руки девицам - красавицам вручаем.
(Скоморохи отдают куклу Масленицу воспитателям, они её

устанавливают)

Дети поют "Как на масляной неделе" р.н.песня


1-й ребёнок:
Ой, Масленица - кривошейка, Встречаем тебя хорошенько!

Сыром, маслом, калачом И румяным пирогом!
2-й ребёнок:
А мы Масленицу повстречали, Сыром гору поливали, На широкий двор зазывали, Да блинами заедали!
3-й ребёнок:
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся, Приехала к нам в гости на широкий двор С детьми поиграть, с нами поплясать!
4-й ребёнок:
Масленица пришла, Веселье принесла: Гору блинов, кучу пирогов, Ешь, объедайся, только не сдавайся!
Дети поют "Широкая Масленица" р.н.песня

Ведущая:
В народе про последний месяц зимы говорят так: "Февраль зиму выдувает", а значит зима заканчивается. А давайте Зимушку позовём и устроим ей весёлые проводы!
2-й Скоморох:
Давай! Давай! Громко кричать начинай! Зи-ма! Весела! Приходи, Масленицу приводи!
Ведущая:
Ай, Зимушка - зима, зима славная была, Но пришла пора проститься, да с весною подружиться!
Неожиданно входит Зима.

Зима:
Что за шум? Я никого не звала в гости!
Ведущая:
А ты кто, гостья!
Зима:
Я гостья? Я - Зима! Хозяйка я, а не гостья! Моя власть! Моё время!
Ведущая:
Ребята, из своих владений дальних к нам пожаловала сама русская Зима!
Зима:
Здравствуйте, дети! И правда я оттуда, где всё покрыто льдами. Спешила я, летела, и вот я вместе с вами.
Ведущая:
Здравствуй, Зимушка - зима! Хорошо, что ты пришла.

5-й ребёнок:
Вьюга белая мела, это зимушка пришла. Для тебя сейчас мы спляшем, Любит зиму детвора!
Хоровод "Зимушка - зима" Л.Вахрушева

Ведущая:
Зимушка, раз ты тут, поиграй-ка с нами. Русскую зиму проводить нам нужно, Задорно, весело и дружно!
Зима:
А и поиграю. Давайте поиграем в игру "Масленица"
Игра "Масленица"
(Дети идут по кругу, девочка - масленицаидёт им на встречу и поёт: "А я Масленица, я не падчерица. Со платком хожу, к вам сейчас подойду" (Все останавливаются, Масленица встаёт между двумя детьми)
Девочка Масленица:
На плече платок лежит, Кто быстрее побежит? (Дети бегут за кругом в разные стороны, кто быстрей возьмёт платок?)
6-й ребёнок:
Зима - ледяна, Зима - студёна, Пришла твоя пора уходить со двора!
Зима:
Ну, нет! Я так просто не уйду. Поиграть ещё хочу. А сейчас вы не зевайте, мою загадку отгадайте: "Сама не ест, а всех кормит?" (ложка) Снова нас зовёт игра - поиграем, детвора!
Казачья народная игра "Где работа - там еда"
(На расставленных по кругу стульчиках лежат ложки, успеть сеть, взять ложку и поднять её вверх)
Зима:
Дети, мне жарко в вашем кругу, он как солнышко греет!
1-й Скоморох:
Эй, добры молодцы, да красны девицы! В круг скорей вставайте солнце красное встречать Да Весну - красну зазывать.
Дети старшей группы.

Закличка:
Весна - весна красная! Приди, Весна, с радостью. С доброй радостью, с великой милостью!
..........идут по кругу
Со льном высоким ....................
руки вверх


С корнем глубоким..........
присаживаются



С дождями сильными......
сужают круг


С хлебами обильными.......
расширяют круг, руки в

стороны


Принеси урожай в наш Терский край.... ...
притоп правой ногой, руки вверх

Дети поют песню "Весенняя капель" Т. Морозова

Фонограмма. Входит Весна.

Весна:
Здравствуйте, ребята! Вы меня зазывали, закликали и в гости ждали. Здравствуй, Зима - матушка! Не обижайся ты на нас. Моё время пришло, мне и править. А тебя дети будут ждать через год. Ты сама сказала, что тебе жарко становится (кланяется). Дети тебе сейчас спасибо скажут за новогодние каникулы, за веселье и радость в Новый год, за подарки. Они любят тебя!
Дети:
Спасибо!
1-й скоморох:
Погляди, честной народ! Не пыли дорожка! Добры молодцы идут поплясать немножко!
2-й скоморох:
А за ними - молодицы, раскрасавицы-девицы, Друг за дружкою идут, песню русскую поют
Хоровод "Как зима с весною повстречалися"р. н. музыка

Ведущая:
Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно?
1-й скоморох:
Эй, люди добрые смотрите сюда! Вы такого не видели никогда!
Музыка, выходит Ванька с балалайкой:
Здравствуйте, мальчишки - широкие штанишки! Смешливые девчонки - короткие юбчонки! Я весёлый парень Ванька! По всему свету гуляю, всё на свете знаю. Пришёл к вам позабавиться, да повеселиться, Праздник Масленицы встретить! А у Масленицы герой один: Круглый и вкусный..... А зовут его?
Дети:
Блин!
Ванька:
Чтоб поднять вам настроение, я устрою представление! Тили - тили! Трам - трам! Роль Блина сыграю сам!
(Надевает шапочку в форме блина)
Блин:
Позвольте представиться: я - Блин, на весь свет один, Всех моих братьев съели, а меня не успели. Только на меня раскрылся роток, а я шмыг - и утёк! Я думаю, вы мне рады? Говорят, что для души все причуды хороши. Хочу косточки размять, не пора ли поплясать?
Хоровод "Эх, Масленица!" Т. Шикаловой

Входят бабушки в казачьих костюмах:
Какое у вас веселье, да как вас много. Видно у наших внучат получается весёлый праздник Масленицы! Здравствуйте, ребятишки! Здравствуйте наши внучата и внученьки! Здравствуйте, гости дорогие! А у нас по улицам Масленица разгулялась, весь народ веселится! А мы вот захотели внучат проведать! Пустите нас к себе в гости? Всех с Масленицей поздравляем, веселиться продолжаем!
Бабушки исполняют песню "Масленица"Т. Морозовой

Под музыку выходит скоморошина Маруся в казачьем костюме.

Маруся:
Я от бабушки ушла, я от дедушки ушла! Я по улице пошла, ой, и зрителей нашла! Здравствуйте! Эх, сейчас поозорую или танец подарю.
Блин:
Ты кто такая, мне ответь?
Маруся:
Да сестрица твоя - Оладушка! Меня как и тебя испекла бабушка.
(надевает шапочку оладушки)

Блин:
А почему ты такая маленькая?
Оладушка:
А на меня муки не хватило.
Блин:
А почему на тебя муки не хватило?
Оладушка:
Вся мука на тебя ушла!
Блин:
Ну, что ж, теперь мы брат и сестрица, вместе будем веселиться. И так, песенка про нас, поём все вместе о том, как бабушка испекла ладушки - оладушки.
Дети исполняют песню "Бабушка, испеки оладушки" музыка С.Ильина



Оладушка:
Вот вопрос меня тревожит, на кого наш Блин похожий? Очень похожее личико.
Блин:
Моё личико похоже на блинчик!
Оладушка:
А ещё на кого?
Блин:
Я на бабушку похожий!

Оладушка:
Нет!
Блин:
Я на дедушку похожий!
Оладушка:
Нет!
Блин
: Я красивый и пригожий.
Оладушка:
Да, красив ты и пригож, ты на солнышко похож!
Блин (красуется):
Я красивый, я пригожий , я на солнышко похожий! Пойду в гости к солнцу я! Будем вместе с ним светить, Будем по небу ходить! (оглядывает всех): Ой, как же я на небо попаду?
Оладушка:
Я тебе помогу. Это мы сегодня говорим: "Солнце, солнце..." А раньше называли солнце богом Ра, отсюда пошли слова:"радость", "радуга". А радуга, это мост от солнца к человеку. Давайте сейчас все вместе радугу - дугу построим, пусть братец Блин к солнцу в гости сходит. А вдруг что путное из этого получится.
Блин:
Тогда я буду говорить волшебные слова и показывать движения, а вы вместе повторяйте за мной.
Игра "Радуга - дуга!"

Дети идут "змейкой", приговаривая слова и выполняя движения.
1. Не по лесу - по тайге, а по радуге - дуге Мы ногами топ - топ, мы ногами топ-топ!
(топают)

2.
А под нами, а под нами ходят тучи с облаками: Шлёп-шлёп, шлёп-шлёп!
(шлёпают по коленям)

3.
Мы как птицы полетели, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
(машут крыльями)

4.
И на облако присели: стоп!
(присели)

Блин (
Обращает внимание на солнце): Смотрите, солнце спит! Ну-ка, Солнце, просыпайся, в чисто небо выбирайся! Будем по небу ходить, песни петь и всем светить! Ты не узнаёшь меня? Я же Блин, твоя родня!... Не просыпается...
Оладушка:
Дай-ка, я попробую! Солнышко - солнышко, выгляни в окошко! Солнышко - солнышко, покажись немножко! Тут твой любимчик, симпатичный Блинчик!

Блин :
Я тут - твой любимчик, симпатичный Блинчик! (все прислушиваются) Молчит Солнце, не отвечает, совсем загордилось - родню не признаёт.
Оладушка:
Наверное, что-то не так. Надо попробовать иначе. Давай, Солнышко закликать и в весёлую игру играть!
Дети повторяют закличку:
Солнышко любимое, пробудись! Солнышко любимое, улыбнись! Нам с тобою, Солнышко, так тепло! нам с тобою, Солнышко, так светло! Прими нашу радость и нас прими, И лучами добрыми обними!
Блин:
Когда же Солнышко проснётся?
Весна:
А как же могут все радоваться на Масленицу, когда первый Блин сбежал? А без блинов какая масленица?
Блин:
Ой, вернусь я поскорее! Этот праздник с меня начинался, пусть на мне и кончится! (
Бежит по залу и снимает

шапочку блина)

Оладушка:
Ладушки, ладушки, где блины там и оладушки! Эй, Масленица - кривошейка, встречаем тебя хорошенько!
(снимает шапочку оладушки)

Весна:
Смотрите, Солнышко проснулось! Спасибо вам за праздник, за тёплую встречу. Через несколько денёчков наступит моё я приду к вам с первыми цветами, с тёплым солнышком, зелёной травкою. Ждите меня, до встречи!
(Уходит)

1-й скоморох:
Мы играли и плясали, зиму нашу провожали. Пришло время прощаться с Масленицей.
2-й скоморох:
Погостила ты у нас, до свиданья, в добрый час! Пусть Весна – красна, принесёт нам тепла. Масленица, прощай, праздник наш не забывай.
Уносят Масленицу на участок
. Сопровождают сани с чучелом масленицы бабушки воспитанников, они кричат народные заклички.
Ведущая:
Я всех приглашаю на улицу, на участок, где мы продолжим праздник Масленицы, где нас ждут вкусные блины.
На участке: 1. Заклички. Поют бабушки.


2. Игра "Карусель" с лентами

3. Игра с Бабой Ягой "Бег на метле"

4. Конфетное дерево.

5. Песня "Блины" (поют дети с бабушками)

6. Игра "Гори - гори ясно" р.н.музыка

7. Игра "Перетянуть канат"








Используемая литература:
1.Журнал "Музыкальный руководитель" №1; 2004 год "Живи в веках моя Россия" 2. Журнал "Музыкальный руководитель" №1; 2010; "Масленица" 3. Журнал "Музыкальная палитра" №6; 2007; "Весёлая Масленица" 4. Журнал "Музыкальная палитра" №6; 2004; 5. Журнал "Музыкальная палитра" №7; 2009; Е.Б. Тютеньнникова "Празднуем Масленицу" 6. "Народные праздники" М.Б. Зацепина; Т.В. Антонова. 7. "Сценарии православных праздников" 2012 г. Просвещение, Москва. 8. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Мин. обр. науки России от 17.10.2013 г. №1155)
Итог:
Такие мероприятия необходимо проводить, т.к. они способствуют развитию навыков общения, творчества, определяют ценностные ориентиры. Для участия в таких мероприятиях необходимо сплочение всего коллектива и творческий подход.
Конец!


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!