Автор: Коршунова Ирина Владиславовна Должность: студентка Учебное заведение: ГПОУ РО "ЗернПК" Населённый пункт: г.Зерноград Наименование материала: Статья из курсовой работы Тема: Возрастные особенности развития воображения Раздел: дошкольное образование
Возрастные особенности творческой активности
У
м л а д ш и х
д о ш кол ь н и ко в
в о о б р а же н и е
« з а п у с к а е т с я »
самопроизвольно.
Обычно
малыш
не
имеет
целью
что-то
придумать,
не
управляет образами, возникают. В 3 - 4 года он еще не может удержать те
образы,
которые
воспринимал.
Репродуктивные
образы
очень
быстро
исчезают.
Но
если
взрослый
поведет
ребенка
в
мир
фантазий,
где
присутствуют сказочные персонажи, то ребенок последует за ним. В случае
если
взрослый
берет
на
себя
роль
какого-то
сказочного
героя,
ребенок
реально испытывает чувство увлеченности и страха, она радуется и боится.
Ребенок верит создаваемому образу до тех пор, пока взрослый не перестает
действовать от имени созданного героя.
В
5
-6
лет
у
ребенка
уже
достаточно
развита
произвольная
воображение. В этом возрасте ребенок начинает планировать свою игровую
или
продуктивную
деятельность,
в
основе
которой
лежит
создание
воображаемых
образов.
Старший
дошкольник
может
создавать
игровую
ситуацию, насыщая ее несуществующими персонажами и распределяя роли
среди сверстников. При этом дети могут играть достаточно долго, удерживая
предложенный замысел и обогащая его новыми и необычными деталями.
Произвольная
воображение
проявляется
в
старшем
дошкольном
возрасте
в
процессе
лепки,
рисования,
конструирования.
Если
младший
дошкольник сначала начинает лепить, строить, рисовать и только потом, во
время деятельности возникает образ создаваемого, то старшие дошкольники
сначала придумывают то, что они хотели бы сделать, а затем выполняют
задуманное, находя для этого необходимые материалы.
Высокий
уровень
развития
воображения
проявляется
в
творчестве. Творческое
воображение
-
это
создание
совершенно
нового,
оригинального
образа,
не
существовал
еще.
Приемам
творческого
воображения
дети
учатся,
начиная
с
восприятия
сказок,
которые
рассказывают им взрослые. Поняв, как создавать сказки и сказочные образы,
старшие дошкольники начинают придумывать персонажей для своих сказок,
новое окончания сказки и т.д..
Всего
творческое
воображение
проявляется
в
рисовании,
лепке,
конструировании.
Дети
рисуют
сюжетную
картину
на
свободную
тему,
придумывают животных, которых не существует, конструируют и лепят по
замыслу. Продукты их рисование, лепка, устного творчества приобретают со
временем
самобытности,
оригинальности,
отличаются
новыми
неожиданными решениями.
Основная задача взрослого на этом этапе развития детской творческого
воображения - раскрыть перед ребенком сущность творческой деятельности,
которая заключается в умении:
не следовать готовые образцы, штампы, шаблоны, а искать как можно
больше собственных оригинальных решений;
не бояться свободно выражать свое мнение;
направлять свое воображение на поиск нового;
доказывать задуманное до конца.
Очень важно, что у старших дошкольников вместе с обогащением
мысленных образов появляется и способность подчинять свое воображение
определенному замыслу, следовать предварительно намеченному плану. Эта
особенность
развития
воображения
имеет
неоценимое
значение,
так
как
благодаря ей появляется возможность создавать свои первые законченные
произведения.
По мнению К.Д. Ушинского развитие воображения у детей в любом
возрастном периоде есть свойственные только ему особенности психического
развития,
зависящие
от
физиологических
и
анатомических
изменений
в
организме, от социальных ролей, занимаемых личностью, от физических и
интеллектуальных возможностей определённого возраста.
Кратко
рассмотрим
пять
этапов
развития
воображения,
присущих
детскому возрасту
Особенности младенческого периода (от рождения до 1 года).
Новорожденность - первый кризисный период в психическом развитии
человека.
В
этом
возрасте
бурно
развивается
деятельность
всех
органов
чувств, поэтому важно направленно создавать специальные условия для их
полноценного
развития.
Появляется
первая
социальная
потребность
-
потребность в общении. Непосредственно-эмоциональное общение является
ведущим типом деятельности младенческого возраста. Развитие зрительного
и
слухового
восприятия
происходит
в
процессе
общения
ребенка
со
взрослыми. Развиваются позовые и локомоторные движения, манипуляции с
предметами.
Формируются
предпосылки
активной
речи
(гуканье,
лепет),
первоначальная память.
Та к
п р о и сход и т
н а ко п л е н и е
п е р в о го
о п ы т а
о т р а ж е н и я
действительности.
В раннем
возрасте
(от
1
до
3
лет) происходит
усложнение
видов
деятельности и форм общения. Предметно-орудийная деятельность в игре
становится у ребенка раннего возраста ведущей. Укрепляется социальная
привязанность,
очень
значимая
для
психического
развития
ребенка.
Совершенствуются
процессы
восприятия,
эмоции,
развиваются
ранние
формы наглядно-действенного мышления, понимание речи, подготавливая
почву
для
последующего
развития
воображения.
Развивается
понимание
речи.
Самым
существенным
достижением
рассматриваемого
возрастного
периода
является
формирование
образа
"Я",
переход
от
"полевого"
к
волевому поведению.
На
этом
этапе
можно
говорить
о
формировании
воображения
как
самостоятельного психического процесса.
Дошкольный возраст.
Ведущей деятельностью этого возраста становится сюжетно-ролевая
игра,
в
процессе
которой
усваиваются
социальные
правила
и
нормы,
происходит образование и замещение образов. Появляются новые формы
общения с взрослым и со сверстниками, на формирование личности ребенка
начинает
оказывать
влияние
детский
коллектив
и
с е м е й н ы е
взаимоотношения.
Особую
роль
в
формировании
воображения
и
в
умственном
развитии
ребенка
в
этот
период
играет
изобразительная,
конструктивная
деятельность
(элементы
труда),
восприятие
литературно-
художественных
произведений
(сказок).
Развитие
и
формирование
произвольной и опосредствованной памяти, внимания и его особенности. От
успешности решения проблемы сенсорного воспитания во многом зависит
развитие
осязательного
воображения.
Развивается
опосредствованное
и
наглядное
моделирование,
составляя
основу
качественно
нового
типа
мышления
-
наглядно-образного.
Постепенно
ребёнок
переходит
на
конкретно-операциональную стадию развития логического интеллекта.
Личностное развитие характеризуется дальнейшим формированием Я-
концепции, появляются основы самооценки. Возникают новые социальные
мотивы
поведения
и
потребности,
устанавливается
их
иерархия.
Формируются нравственные и эстетические чувства (гордость, стыд, чувство
вины), познавательные интересы. Начинается осознание чувств и эмоций,
развитие воли и произвольности управления поведением.
Воображение
формируется
параллельно
со
всеми
психическими
процессами и свойствами. Важную роль в этом возрасте играет усвоение
ребенком нравственных норм и этических эталонов.
Младший школьный возраст.
Учебная деятельность - ведущая и имеет значение для психического
развития, так как происходит процесс адаптации к школе и освоение новой
социальной
ситуации
ребенком.
Необходимо
сформировать
мотивацию
обучения. Социальная жизнь характеризуется дружбой со сверстниками и
имеет
некоторые
новые
формы:
кооперация,
соревнование
и
конфликты.
Обучение, будучи основным источником умственного развития младшего
школьника, создаёт новые возрастные возможности усвоения знаний. Встаёт
проблема
формирования
основ
научного
мышления.
Известно,
что
воображение сильно связанно с мышлением, так как оба процесса части
мыслительной
деятельности,
поэтому
планомерное
формирование
умственных действий, понятий и оптимизации учебной деятельности важно
как для мышления, так и для развития воображения. Встаёт проблема с
осознанием
речи,
ее
элементов,
ее
функций
и
форм.
Психологические
новообразования: рефлексия, анализ, планирование. Развивается восприятия
и внимания, формируется наблюдательность, растет эффективность памяти.
В
личности
(в
развитии
Я
-
концепции)
появляется
понятие
справедливости,
формируется
самооценка,
развиваются
мотивационно
-
потребностная и волевая сферы. Усваиваются моральные нормы и правила
поведения.
Богатеет воображение и растёт скорость процесса.
Подростковый возраст.
Происходят
резкие
анатомо-физиологические
и
психологические
изменения.
Растёт
роль
гетерохронности
органического,
полового
и
социального
развития,
а
также
роль
культурных
институтов
в
процессе
социализации
подростков.
Осуществляется
переход
от
социализации
к
индивидуализации,
являющийся
основной
характеристикой
подросткового
возраста. Увеличиваются индивидуальные и половые различия в темпах и
характере
физического,
умственного
и
социального
развития
подростков.
Развиваются доминанты и познавательные мотивы. В психическом развитии
растёт
роль
коллектива
сверстников,
взаимодействия
в
нём
как
моделирование отношений взрослых членов общества. В связи с половыми
различиями появляется особая дружба у подростков (например - "Кодекс
товарищества").
Основное
психологическое
новообразование
-
чувство
взрослости, специфическая форма самосознания. Наиболее важно в этом
возрасте дать правильный образец.
Опосредованность,
осознанность
и
произвольность
-
основные
показатели развития познавательных процессов. Развивается формально -
операциональный интеллект.
Важные
изменения
в
личности:
происходит
поло-ролевая
идентификация.
Растет
самосознание,
самооценка,
уровень
притязаний
подростка. Возникают идеалы, воплощающие уровень притязаний. Проблемы
в развитии аффективно - потребностной сферы - аффект неадекватности.
Обостряется
потребность
в
личностно-ориентированном
общении,
самоутверждении
и
социальном
признании.
Развиваются
моральные
суждения, воля и нравственные убеждения. Формируется направленность
личности и характер, выделяются акцентуации личности.
Воображение становится ярким, объяснимым и отчасти подвластным.
Заключение.
Итогом
теоретической
части
работы
является
мысль:
воображение
важный интегральный психический процесс формирование, которого у детей
зависит от многих фактов, но вполне управляемо взрослыми.
Экспериментальная часть.
по двум пробам:
Протокол экспериментального психологического обследования.
26.04.09. (правила валеологии соблюдены)
Методика: Рисунок (свободная тема).
Цель
исследования:
определить
уровень
развития
зрительного
воображения.
Инструкция: "Придумай и нарисуй какую-нибудь картину".
Инструментарий: у экспериментатора:
часы,
ручка,
лист протокола;
у испытуемого: - цветные фломастеры (6 шт.),
белый лист (А4),
голова и воображение.
Степень
развитости
зрительного
воображения
оценивается
по
признакам в баллах (возможных по каждому признаку 2, в сумме 10). Общие
полученные результаты отмечены в схеме-таблице протокола:
Признак
Испытуемый
Скорость
процессов
Оригиналь-
ность
Богатство Эмоциональност
ь
Глубина
общ.
детали
балл
Бармина Л.
2
1
2
1
28
Базикова М.
2
1
2
2
18
Левитский П.
1
1
2
0
26
Результаты
психологического
исследования
разных
признаков
и
характеристик
психического
процесса
воображения
позволяют
сделать
интересные выводы.
Развитие разных видов воображения может достигать разного уровня.
Детализированный
и
эмоционально
-
наполненный
рассказ
вовсе
не
гарантирует яркости и богатства зрительного воображения. В небольшом
исследовании четко видна разница речевого и зрительного воображения.
"Мы внесём свой вклад в психическое здоровье русского народа!"
Счастье
-
это
состояние
души,
и
оно
также
как
и
любое
другое
психическое
состояние
не
может
быть
постоянным!
(слишком
продолжительным)
Психика человека явление, конечно, неделимое, но ученые - психологи
для удобства и глубины её изучения все, же разделяют психику на отдельные
области.
Волевые
процессы;
психические
познавательные
процессы:
мышление,
память,
воображение,
восприятие
ощущения;
темперамент,
характер
и
стремления,
способности
и
интересы,
чувства.Задача
008
-
выяснить
есть
ли
необходимость
создавать
специальные
условия
для
развития воображения.