Напоминание

Женская народная одежда


Автор: Юринская Наталия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 63
Населённый пункт: Иркутская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Женская народная одежда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 63 Составила Н.М. Юринская Воспитатель 1 категории
Женская народная одежда
Цель: Знакомство детей с женской русской народной одеждой. Задачи: Актуализация представлений о русской рубахе. Формирование представлений о женском русском народном костюме. Развитие интереса к особенностям костюма для юных девушек и женщин. Стимуляция умственной активности, умения составлять логические цепочки. Воспитание интереса к традициям русского народа. (Первое занятие из цикла о русской народной одежде – «История русской рубахи». На этом занятии к детям приходил мальчик Лёва, с просьбой рассказать о русском народном костюме)
Ход:
Ребята, помните, к нам приходил Лёва из 10 группы? О чём мы ему рассказывали? (О русской рубахе). А, помните, что мы ему пообещали? (подробнее рассказать о русском костюме). Для того, чтобы кому – то, о чём – рассказать, кого – то чему – то научить, надо самому об этом знать, правда, же? Вы сами хотите подробнее познакомиться к русскому костюму? (Да). Предлагаю начать знакомство с женской русской народной одеждой. Согласны? Ребята, как мы можем с вами узнать что-то новое, интересное для нас? (Попросить рассказать воспитателя, родителей, посмотреть фильм об одежде, прочитать, посмотреть информацию в интернете, поиграть в игры и т.д.). Молодцы, вы хорошо знаете, каким образом можно познакомиться с новой информацией. Давайте вспомним, что мы знаем о рубахе. (Рубаха основной предмет в русском костюме. Её носили старики и молодые, мужчины и женщины, мальчики и девочки, богатые и бедные, крестьянин, и царь). (Молодцы, всё правильно). Чем украшалась русская рубаха? (узором, вышивкой). Только ли для красоты служила вышивка? (Нет. Она служила оберегом от зла, болезней, бед). С самых давних времен славилась наша Русь-матушка искусством мастериц – рукодельниц. Не было в те давние времена ни швейных машин, ни таких больших магазинов, как сейчас, где можно купить любую одежду. Все женщины в русской деревне умели прясть, ткать, вышивать и шить одежду для себя и своей семьи. А из чего же наши предки получали ткань для одежды? (из льна и шерсти). Д/И «Что сначала, что потом». Ребята, давайте составим ленту времени одежды. Для этого нам нужно разделиться на 2 команды. Каким образом мы можем разделиться? (Кто с кем хочет, на девочек и мальчиков и т.д)
Выкладывают 2 ленты времени – льняная одежда, шерстяная одежда). (Картинки:1) семена льна, цветы льна, нитки, ткань, рубаха; 2) овца, шерсть, пряжа, ткань, одежда из шерсти). Мы с вами сказали, что в деревнях одежду шили хозяйки, а в городе, в богатых семьях? (портной) Давайте на несколько минут превратимся в портных
Физ.минутка
: Все портные удивились, Низко, низко наклонились. Свои руки развели - видно нитки не нашли. Чтоб катушки нам достать, Надо на носочки встать. Но вот портной наш шить устал. Из-за стола он быстро встал. Расправил плечи, улыбнулся Вперёд тихонечко нагнулся. Затем на цыпочки поднялся, Поприседал, и вот размялся. К работе можно приступать – Теперь нам долго не устать! Пришло время познакомиться с женским русским народным костюмом.
Презентация
Основными элементами русского женского костюма были:
рубаха,

сарафан, передник.

(2 слайд)
Главной частью русского народного костюма была рубаха – это длинная, ниже колен, одежда. Ворот оплечья, рукава, подол рубах украшали тканым или вышитым узором, а позднее аппликацией из ярких полос ткани или лент; обилие красного цвета отличало рубахи молодых женщин, тогда как пожилые люди носили преимущественно белые рубахи, почти без украшений.
(3 слайд)
Вторым основным элементом является сарафан. По форме сарафан – это высокая юбка, закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Сарафаны шили из тканей, разрисованных пышными букетами, украшали серебряными и позолоченными пуговицами. Шили сарафаны и из однотонной ткани – красной, голубой, жёлтой, коричневой.
(4 слайд)
Сарафаны из простой и дорогой ткани, белой почти без вышивок рубахой. Такую одежду носили пожилые женщины (она для этого возраста почти не украшалась)
(5 –

6 слайд)
Неотъемлемым элементом женского костюма был передник. Носили его поверх рубахи или сарафана. А для чего был нужен передник? (защищать одежду от
загрязнения) Передник женщины обязательно был украшен вышивкой, обережными знаками. Как сейчас называют передник? (фартук). «Занавески», «запон», «перетыки» были своеобразным «документом» женщины: по крою, элементам вышивки можно было узнать, из какой она деревни, замужем или просватанная, есть дети или нет.
(7 слайд)
Понёва – поясная одежда типа юбки, которую надевала женщина после замужества. Понёва состояла из трех полотнищ шерстяной клетчатой ткани.
(8 слайд)

Осенью и весной поверх рубахи носили плечевую (нагрудную) одежду: навершник,

шушпан, шушун, из холста, сукна или шерсти.

(9 слайд)
Душегрея (её также называли и душегрейка, шугай, кацавейка) — теплая легкая женская одежда. Чаще всего без рукавов и воротника. Носили на бретельках. Душегреи являлись парадной одеждой крестьянок и часто шились из парчи или бархата. Отделывались жемчугом, вышивкой, шёлком ярких цветов.
Головные уборы.

(Слайд 10)
Девичий головной убор – в форме венка или повязки – оставлял голову открытой. Венки делали из тесьмы, тканей. Повязка имела прямоугольную форму и укреплялась с помощью лент и тесемок. Молодые девушки заплетали волосы в одну косу.
(Слайд 11)
В качестве головных уборов девушки северных губерний России носили кокошники. (Слайд 12) Женские головные. Уборы полностью закрывали волосы, так как замужние женщины должны были обязательно покрывать голову. Самый распространенный головной убор – «сорока». Такой головной убор состоял из нескольких частей и весил до пяти килограммов. Замужние женщины заплетали 2 косы.
Зрительная гимнастика.
Вам понравился мой рассказ. Как много интересного мы узнали о женской одежде. Как нам узнать, внимательно ли вы слушали, всё ли запомнили (Повторить, поиграть). Д/И «Подбери костюм для молодой девушки и пожилой женщины». (вырезанные из бумаги силуэты женских фигурок с одной и двумя косами). Дети в самостоятельно выбирают фигурки и соответствии с выбором украшают костюмы) Как много мы с вами сегодня узнали, и ещё много нам предстоит узнать о костюме русских женщин. А для того чтобы нам познакомить с ним детей 10 группы, нам нужно хорошо подготовиться. Что нам может понадобиться, чтобы детям было интересно? (подобрать книжки, картинки, сделать игры). Правильно. Ребята, посмотрите, какой у нас есть сарафан. Какой он? Белый, неяркий, неукрашенный. Нам нужно украсить его так, чтобы его могла носить молодая девушка. Чем мы можем его украсить? Посмотрите, вот цветы: если Вы сегодня справились со всеми заданиями и не
затруднялись, украсьте сарафан красным цветком, если вам было трудновато, вы иногда ошибались – жёлтым, а если было очень трудно и вы часто ошибались (в следующий раз у вас всё обязательно получится) – синим.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!