Автор: Юринская Наталия Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 63 Населённый пункт: Иркутская область Наименование материала: Опыт работы Тема: Женская народная одежда Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 63
Составила Н.М. Юринская
Воспитатель 1 категории
Женская народная одежда
Цель: Знакомство детей с женской русской народной одеждой.
Задачи: Актуализация представлений о русской рубахе. Формирование представлений о
женском русском народном костюме. Развитие интереса к особенностям костюма для
юных девушек и женщин. Стимуляция умственной активности, умения составлять
логические цепочки. Воспитание интереса к традициям русского народа.
(Первое занятие из цикла о русской народной одежде – «История русской рубахи». На
этом занятии к детям приходил мальчик Лёва, с просьбой рассказать о русском народном
костюме)
Ход: Ребята, помните, к нам приходил Лёва из 10 группы? О чём мы ему рассказывали? (О
русской рубахе). А, помните, что мы ему пообещали? (подробнее рассказать о русском
костюме). Для того, чтобы кому – то, о чём – рассказать, кого – то чему – то научить, надо
самому об этом знать, правда, же? Вы сами хотите подробнее познакомиться к русскому
костюму? (Да). Предлагаю начать знакомство с женской русской народной одеждой.
Согласны? Ребята, как мы можем с вами узнать что-то новое, интересное для нас?
(Попросить рассказать воспитателя, родителей, посмотреть фильм об одежде, прочитать,
посмотреть информацию в интернете, поиграть в игры и т.д.). Молодцы, вы хорошо
знаете, каким образом можно познакомиться с новой информацией.
Давайте вспомним, что мы знаем о рубахе. (Рубаха основной предмет в русском костюме.
Её носили старики и молодые, мужчины и женщины, мальчики и девочки, богатые и
бедные, крестьянин, и царь). (Молодцы, всё правильно). Чем украшалась русская рубаха?
(узором, вышивкой). Только ли для красоты служила вышивка? (Нет. Она служила
оберегом от зла, болезней, бед).
С самых давних времен славилась наша Русь-матушка искусством мастериц –
рукодельниц. Не было в те давние времена ни швейных машин, ни таких больших
магазинов, как сейчас, где можно купить любую одежду. Все женщины в русской деревне
умели прясть, ткать, вышивать и шить одежду для себя и своей семьи. А из чего же наши
предки получали ткань для одежды? (из льна и шерсти).
Д/И «Что сначала, что потом». Ребята, давайте составим ленту времени одежды. Для этого
нам нужно разделиться на 2 команды. Каким образом мы можем разделиться? (Кто с кем
хочет, на девочек и мальчиков и т.д)
Выкладывают 2 ленты времени – льняная одежда, шерстяная одежда). (Картинки:1)
семена льна, цветы льна, нитки, ткань, рубаха; 2) овца, шерсть, пряжа, ткань, одежда из
шерсти).
Мы с вами сказали, что в деревнях одежду шили хозяйки, а в городе, в богатых семьях?
(портной)
Давайте на несколько минут превратимся в портных
Физ.минутка : Все портные удивились,
Низко, низко наклонились.
Свои руки развели - видно нитки не нашли.
Чтоб катушки нам достать,
Надо на носочки встать.
Но вот портной наш шить устал.
Из-за стола он быстро встал.
Расправил плечи, улыбнулся
Вперёд тихонечко нагнулся.
Затем на цыпочки поднялся,
Поприседал, и вот размялся.
К работе можно приступать –
Теперь нам долго не устать!
Пришло время познакомиться с женским русским народным костюмом.
Презентация Основными элементами русского женского костюма были: рубаха,
сарафан, передник.
(2 слайд) Главной частью русского народного костюма была рубаха – это длинная,
ниже колен, одежда. Ворот оплечья, рукава, подол рубах украшали тканым или
вышитым узором, а позднее аппликацией из ярких полос ткани или лент; обилие
красного цвета отличало рубахи молодых женщин, тогда как пожилые люди носили
преимущественно белые рубахи, почти без украшений.
(3 слайд) Вторым основным элементом является сарафан. По форме сарафан – это
высокая юбка, закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи.
Сарафаны шили из тканей, разрисованных пышными букетами, украшали серебряными
и позолоченными пуговицами. Шили сарафаны и из однотонной ткани – красной,
голубой, жёлтой, коричневой. (4 слайд) Сарафаны из простой и дорогой ткани, белой
почти без вышивок рубахой. Такую одежду носили пожилые женщины (она для этого
возраста почти не украшалась) (5 –
6 слайд) Неотъемлемым элементом женского костюма был передник. Носили его
поверх рубахи или сарафана. А для чего был нужен передник? (защищать одежду от
загрязнения) Передник женщины обязательно был украшен вышивкой, обережными
знаками. Как сейчас называют передник? (фартук). «Занавески», «запон», «перетыки»
были своеобразным «документом» женщины: по крою, элементам вышивки можно
было узнать, из какой она деревни, замужем или просватанная, есть дети или нет.
(7 слайд)
Понёва – поясная одежда типа юбки, которую надевала женщина после замужества.
Понёва состояла из трех полотнищ шерстяной клетчатой ткани.
(8 слайд)
Осенью и весной поверх рубахи носили плечевую (нагрудную) одежду: навершник,
шушпан, шушун, из холста, сукна или шерсти.
(9 слайд) Душегрея (её также называли и душегрейка, шугай, кацавейка) — теплая
легкая женская одежда. Чаще всего без рукавов и воротника. Носили на бретельках.
Душегреи являлись парадной одеждой крестьянок и часто шились из парчи или
бархата. Отделывались жемчугом, вышивкой, шёлком ярких цветов.
Головные уборы.
(Слайд 10) Девичий головной убор – в форме венка или повязки – оставлял голову
открытой. Венки делали из тесьмы, тканей. Повязка имела прямоугольную форму и
укреплялась с помощью лент и тесемок. Молодые девушки заплетали волосы в одну косу.
(Слайд 11) В качестве головных уборов девушки северных губерний России носили
кокошники. (Слайд 12) Женские головные. Уборы полностью закрывали волосы, так как
замужние женщины должны были обязательно покрывать голову. Самый
распространенный головной убор – «сорока». Такой головной убор состоял из нескольких
частей и весил до пяти килограммов. Замужние женщины заплетали 2 косы.
Зрительная гимнастика.
Вам понравился мой рассказ. Как много интересного мы узнали о женской одежде. Как
нам узнать, внимательно ли вы слушали, всё ли запомнили (Повторить, поиграть).
Д/И «Подбери костюм для молодой девушки и пожилой женщины». (вырезанные из
бумаги силуэты женских фигурок с одной и двумя косами). Дети в самостоятельно
выбирают фигурки и соответствии с выбором украшают костюмы)
Как много мы с вами сегодня узнали, и ещё много нам предстоит узнать о костюме
русских женщин. А для того чтобы нам познакомить с ним детей 10 группы, нам нужно
хорошо подготовиться. Что нам может понадобиться, чтобы детям было интересно?
(подобрать книжки, картинки, сделать игры). Правильно.
Ребята, посмотрите, какой у нас есть сарафан. Какой он? Белый, неяркий, неукрашенный.
Нам нужно украсить его так, чтобы его могла носить молодая девушка. Чем мы можем его
украсить? Посмотрите, вот цветы: если Вы сегодня справились со всеми заданиями и не
затруднялись, украсьте сарафан красным цветком, если вам было трудновато, вы иногда
ошибались – жёлтым, а если было очень трудно и вы часто ошибались (в следующий раз у
вас всё обязательно получится) – синим.