Напоминание

"Пение музыкальных примеров в пройденных тональностях с предварительным анализом"


Автор: Сазонова Инна Николаевна
Должность: преподаватель музыки
Учебное заведение: ОБПОУ "Курский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: конспект
Тема: "Пение музыкальных примеров в пройденных тональностях с предварительным анализом"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Конспект открытого урока по сольфеджио
И.Н. Сазоновой г. Курск, ОБПОУ Курский педагогический колледж Тема: «Пение музыкальных примеров в пройденных тональностях с предварительным анализом». Методическая цель: реализация деятельностного подхода обучения. Тип занятия: ОНЗ Технологии обучения: ИКТ, здоровьесберегающая, технология деятельностного подхода. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Цели урока: 1.Образовательные: - сформировать представление об анализе музыкального примера. 2. Развивающие: - развивать способность применять практические и теоретические знания при решении профессиональных задач; - формировать умение логически верно и аргументировано строить свою устную речь; - развивать способность к рефлексии. 3. Воспитательные: - способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности; - создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии; - обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 8. Учебно-методическое обеспечение и оснащение: интерактивная доска, компьютер, колонки, фортепиано, ксерокопии таблиц по построению аккордов, карточки со списком общих компетенций, карточки с определениями метра, размера, ритма, аудио- и видеозаписи, презентация. № Этап урока Деятельность преподавателя Деятельность студентов 1. Мотивация учебной деятельности. Приветствует. Предлагает прослушать уже знакомый музыкальный пример и предположить: с какой целью он звучит сегодня на уроке. Спрашивает. Отвечают: чтобы познакомиться с мелодией и петь его, подобрать Воспринимают Отвечают
аккомпанемент, определить тональность, чтобы можно было анализировать, и т. д. Озвучивает тему урока: «Пение музыкальных примеров в пройденных тональностях с предварительным анализом». (Слайд 1). Перечисляют 2. Актуализация знаний. Определяют цель урока: «Формировать умение анализировать метр, размер, ритм, мелодическую линию музыкальных примеров». Определяют задачи урока, с которыми студенты будут сталкиваться на различных этапах своей профессиональной деятельности. Предлагает вспомнить три вида минора: натуральный, гармонический, мелодический, что для каждого вида минора характерно. Обращает внимание на кварто-квинтовый круг. (Слайд 2). Спрашивает о количестве знаков в минорных тональностях и предлагает спеть гамму e-moll трёх видов, воспользовавшись схемой построения. (Слайд 3). Выполняют задание: от звука «ля» первой октавы найти и спеть тонику e-moll. Задаёт вопрос: «От какого соседнего звука будем находить тонику?» Поют настройку в тональность, затем гамму с поддержкой инструмента и без неё. Определяют на слух и называют ступени гаммы. Поют последовательность в этой же тональности. (Слайд 4). Анализируют аккорды: T, S, D и их обращений. Проводит индивидуальный опрос. Задаёт вопросы: «Какие аккорды прозвучали не точно?» Отвечают, затем интонируют. Предлагает выполнить следующее задание: определить на слух аккорды из этой же последовательности, воспользовавшись построениями, которые изображены на слайде. Называют цель урока Слушают Формулируют Размышляют Перечисляют
Интересуется, какую бы информацию студенты хотели получить на уроке, исходя из темы. Задает вопрос, на что следует опираться, определяя аккорды на слух. Отвечают: «На интервалы, из которых они состоят». Делает вывод, что перечисленные элементы лежат в основе задач урока и предлагает сформулировать поставленные задачи. 3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания. Следующее задание – интонировать аккорды от звука. Знакомит с этим заданием более подробно: для его выполнения разрешается играть на инструменте только один звук «ми», другие звуки аккорда петь без поддержки инструмента, самостоятельно. (Слайд 5). Даёт задачу: перечислить названия аккордов. Отвечают: «Мажорное трезвучие, мажорный секстаккорд», и т.д. Предлагает выполнить проверочную работу по этой теме: тест по теоретическим знаниям. (Слайд 6). Знакомятся с инструкцией по выполнению заданий (внимательно прочитать вопрос, правильный ответ обвести кружком, затем отметить вопросы, на которые затрудняются ответить). Отвечают на вопросы по вариантам. Слушает мнения студентов по выполнению этого задания. Сравнивают и подсчитывают количество правильных ответов. Следующий этап урока – пение музыкальных примеров. (Слайд 7). Задаёт вопросы: в каком размере он звучит, что такое размер, метр, ритм, тональность, мажорный и минорный лад? Обобщает, что эти понятия лежат в основе урока. Даёт задание: проанализировать и спеть №239 из сборника музыкальных примеров «Сольфеджио». (Слайд 8). Предлагает воспользоваться примерным планом анализа. Проводит рефлексию, опрос мнений по Интонируют Выполняют Усваивают Отвечают на вопросы Воспринимают информацию
исполнению этого примера. Следующее задание: послушать и проанализировать русскую плясовую «Камаринская». Задаёт вопросы: что услышали, чем отличается музыкальный пример от плясовой? Рассказывают о метре, размере, темпе, обращают внимание на звучание с аккомпанементом. Дополняют аннотацию. Самостоятельно разбирают музыкальный пример №235. (Слайд 5). Ставятся задачи: определить тональность, рассказать о параллельных тональностях, почему они так называются? Делают краткий анализ этого примера, интонируют. Задаёт вопрос: для чего нужен анализ произведения и где он может быть использован? Выслушивает вариативные ответы обучающихся, предлагает дополнять их, высказывать собственные мнения. Ответы: при написании аннотаций по дирижированию, на педагогической практике, т.к. дети должны определять характер произведения, темп, ритм, лад. Задаёт вопросы: «Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что получилось? Какие трудности возникли?» Предлагает учащимся сделать вывод. Организует деятельность обучающихся по обсуждению сделанных выводов и озвучивает практическую часть домашнего задания - сделать письменный анализ своих произведений по дирижированию, доработать анализ музыкального примера №235, петь последовательность в тональности F-dur , к музыкальному примеру №239 подобрать аккомпанемент с аккордами T, S, D. Анализируют Изучают материал Обсуждают Делают выводы
Литература:
1.
Базарнова В. В. Упражнения для сольфеджио [Текст]: 500 двухголосых диктантов. Вып. 3 / В. В. Базарнова. – Москва: Музыка, 2013. – 147 с.
2.
Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио [Текст] / Т. Вахромеева. – Москва: Музыка, 2014. - 88 с.
3.
Вахромеева Т. Тесты по музыкальной грамоте и сольфеджио [Текст]: учебное пособие для 1-7-го классов детских музыкальных школ и студий / Т. Вахромеева. – Москва: Музыка, 2013. – 72 с.
4.
Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио / Е.В. Давыдова. – Москва: Музыка, 1915. - 160 с.
5.
Вахромеев, В. А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. – Москва: Музыка, 2009. – 235 с.
6.
Драгомиров, П. Учебник сольфеджио [Текст]: для детских музыкальных школ / Москва: Музыка, 2014. – 64 с.
7.
Масленкова Л.М. Интенсивный курс сольфеджио: методическое пособие для педагогов / СПб. 2009. – 210 с.
8.
Островский, А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио: пособие для педагогов / А.Л. Островский — изд. 2-е., доп. — Л.: Музыка, 2012. — 296 с.
9.
Саркисова Р. М. Музыка С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича на уроках сольфеджио [Текст]: учебное пособие / Р. М. Саркисова. – Москва: Издательство МХШ "Радость", 2011.– 58 с.
10.
Сольфеджио [Ноты]: часть 2. Двухголосие / сост.: Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин. – М.: Издательство "Музыка", 2012. – 111 с.
11.
Сольфеджио [Ноты]: часть 1. Одноголосие / сост.: Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин. – М.: Издательство "Музыка", 2011. – 175 с.
12.
Фридкин Г.А. Чтение с листа на уроках сольфеджио [Ноты]: учебное пособие / ред. В. Панкратова. – Москва: Музыка, 2013. – 128 с.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!