Химический состав клетки. Практическая работа№1 «Определение химического
состава семян пшеницы».
Предмет
Биология
Класс
5
Номер урока
Цель урока:
Создать условия по изучению и первичному закреплению знаний химического состава клетки,
выявить роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки, а так же роль органиче-
ских веществ.
Формировать ценность изучаемого предмета, социальную, практическую и личностную значи-
мость учебного материала.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Объясняют роль минеральных ве-
ществ и воды, входящих в состав
клетки.
Различают
органические
и неорганические вещества, вхо-
дящие
в
состав
клетки.
Ставят
биологические
эксперименты
по
изучению
химического
состава
клетки. Учатся работать с лабора-
торным оборудованием
Развивают умения получать,
анализировать биологическую
информацию из различных ис-
точников и на её основе состав-
лять ЛСМ (Логическую Смыс-
ловую Модель), делать выводы
в форме синквейна. Планиро-
вать собственную деятельность,
контролировать и оценивать ре-
зультаты своего труда.
Формирование
ответственного
Воспитание
в
учащихся
чув-
ства
гордости
за
российскую
биологическую науку; понима-
ние социальной значимости и
содержания профессий, связан-
ных с биологией; воспитание в
учащихся
любви
к
природе.
Получить возможность активно
включаться во взаимодействие,
проявлять упорство в достиже-
нии поставленных целей.
Основное содержание
учебного материала
неорганические вещества, органические вещества: углеводы, белки, жиры,
нуклеиновые кислоты
Вид используемых на
уроке средств ИКТ
Мультимедиа, презентация
Оборудование
Образовательные ин-
тернет-ресурсы
СТРУКТУРА УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Актуализация знаний.
Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся;
формирование коммуникативных умений.
Приветствие. Добрый день, ребята и уважаемые родители, колле-
ги. Я рада видеть вас всех на уроке биологии. Надеюсь, что он бу-
дет интересен и полезен и для вас и для меня.
Демонстрация презентации (Слайды 1-6)
Притча «
Самая Главная Тайна»
А начну я сегодня урок с притчи, которая называется «Самая Глав-
ная Тайна».
Боги, создав мир, стали думать: где же понадежнее спрятать от чело-
века его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? Но люди рано
или поздно найдут ее. На дне океана? Но и в морскую пучину они
когда-нибудь спустятся. На небе, среди звезд? Но даже туда со вре-
менем доберутся. И наконец, решили: давайте спрячем Тайну вну-
три самих людей! Уж в себя-то человек точно не догадается загля-
нуть…
– О какой самой главной тайне идёт речь? Как вы думаете?
(Полный ответ – речь идёт, я думаю, о тайне жизни)
Верно, доказательством тому является второе название этой притчи
«Тайна жизни».
Где же в человеке заключена жизнь? Как вы считаете?
(Считаю, что жизнь заключена в клетках)
Согласна.
Как называют клетку и почему?
(Клетку называю живой, так как в ней протекают все жизненно
необходимые процессы. Для неё характерны все признаки живо-
го – питание, дыхание, выделение, рост и развитие, размноже-
ние, движение, раздражимость, обмен веществ и энергии).
Все признаки назвали, ничего не забыли?
(Слайды 7)
– Предложите продолжение притчи.
(Человек не только догадался заглянуть внутрь себя, но и стал
подробно изучать свой организм. Организм человека состоит из
разных клеток – нервных, мышечных, половых клеток, клеток
крови, кожи и др. Они разные по размерам, форме и выполняе-
мым функциям, но сходны по строению.)
Что увидел человек с помощью увеличительных приборов?
Контроль и самоконтроль.
Проверим, как вы усвоили учебный материал о строении раститель-
ной клетки.
Перед вами лист контроля и самоконтроля. Напишите в нём сою
фамилию и имя.
1-ое задание в нём: Какой органоид обозначен цифрой 1, 2, 3, 4, 5.За
каждый правильный ответ - 1 балл (mах – 5 балла).
(Слайды 8-11)
Ответы: Задания №1:1.Ядро 2. Цитоплазма 3.Вакуоль 4.Хлоропла-
Учащиеся настраиваются на урок
Просматривают слайды презента-
ции.
Слушают притчу.
Высказывают свои версии ответа
на поставленные вопросы.
Предлагают
варианты
продолже-
ния притчи.
Называют органоиды клетки в ли-
стах «Контроля и самоконтроля».
Осуществляют самоконтроль
сты 5.Оболочка
Подведение итога
Мы с вами, ребята продолжаем листать книгу знаний человечества.
Мы узнали, что все живые организмы, всех четырёх царств состоят
из живых клеток. Клетки имеют сходное строение.
Немало нового и интересного ждет новых исследователей клеток.
Может быть, и вы ими станете, сделаете новые открытия и просла-
вите Российскую науку и Россию.
А сегодня вы сделаете первый шаг к этому и ещё глубже загляните
внутрь клетки.
Участвуют в подведении итогов
II . Создание проблемной ситуации.
Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.
Демонстрация презентации (Слайд 12)
Проблема урока: На слайде изображены: стакан с водой, коробка с
сахаром, пакет с крахмалом, бутылочка с растительным маслом.
Что может объединять все эти предметы?
Сахар, вода, крахмал, растительное масло – это вещества.
Есть ли эти химические вещества в клетке?
Более полный о твет на этот вопрос мы дадим после изучения темы
урока.
Постановка проблемы
III. Целеполагание
Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.
Я приглашаю вас приступить к увлекательному занятию по изуче-
нию химических веществ, входящих в состав клеток в ходе поиско-
вой работы и выполнения экспериментов.
– Как вы считаете, какой будет тема урока?
После получения ответа объявляет тему урока
(на экране высвечивается слайд с названием темы)
Демонстрация презентации (Слайд 13)
Демонстрация презентации (Слайд 14)
Совместно с учащимися формулируют цель:
Познакомиться с химическим составом клеток;
Выяснить, какие вещества входят в состав клеток и какова их
роль в клетке.
Высказывают версии.
Формулируют тему.
Записывают тему в тетрадь
Определяют цель урока.
IV. “Открытие нового знания”.
Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказы-
вать свою точку зрения.
Практическая работа №1.
Определение состава семян.
Цель. Доказать наличие органических и неорганических ве-
ществ в семенах растений.
Оборудование.
Стеклянные стаканчики с водой, марлевые сал-
фетки, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетки, мука, семе-
на подсолнечника.
1. Демонстрация опытов (учитель). Оборудование: спиртовка,
держатель, пробирка, семена подсолнечника, химическая ложечка.
Опыт 1. Нагревание семян в сухой пробирке. Перед опытом де-
тям показывают абсолютно сухую пробирку и сухие семена. Их
насыпают в пробирку и слегка нагревают. На стенках пробирки
появляются капельки воды. В ходе обсуждения дети видят, что
вода выделилась из, казалось бы, сухих семян. Вывод – в состав
семян входит вода.
Опыт 2. Сжигание семян. На химическую ложечку , помещен-
ную в пламя спиртовки, кладут несколько сухих семян. Дети ви-
дят, что семена горят, образуя пламя. Учитель поясняет, что веще-
ства, горящие в огне, являются органическими. Горение – свиде-
тельство наличия органических веществ в семенах. После полного
сгорания на дне ложечки остается зола. Учитель сообщает, что
зола – это скопление неорганических веществ. В состав золы вхо-
дят минеральные соли.
Ход практической работы № 1
(Инструктивная карточка для учащихся).
1. Возьмите немного муки, добавьте в нее капельку воды пипет-
кой и сделайте комочек теста.
2. Полученный комочек теста поместите на марлю и сделайте ме-
шочек. Промойте тесто в стакане с водой.
3. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на
ощупь. Вещество, которое осталось на марле, - это клейковина или
белок.
4. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-4
капли раствора йода. Жидкость синеет. Это доказывает наличие в
ней крахмала – углевода.
5. Положите на фильтровальную бумагу или бумажную салфетку
семена подсолнечника и раздавите их. Что появится на бумаге?
6. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в
состав семян.
Демонстрация презентации (Слайд 15,16)
Работа с опорным конспектом
(Слайд 17)
VI. Применение нового знания
Цель: применить знания в новой ситуации
Задание: Заполнить схему…
Вещества семян
Неорганические органические
вода минеральные
соли белки жиры углеводы
Задание: Всезнайка построил диаграмму “Химический состав клет-
ки”, но не успел её подписать. Поможем ему (работа со сладом).
САХАР, КРАХМАЛ, РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО, ВОДА.
Вопрос: что может объединять все эти вещества?
(Слайд 18)
VII. Рефлексия
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
Продолжите начатые предложения
- знания данной темы необходимы….
Определяют степень соответствия
поставленной цели и результатов
деятельности: отмечают наиболее
трудные и наиболее понравивши-
- сегодня я узнал …
- для меня стало открытием …
- я понял, что …
- я думаю……
еся эпизоды урока, высказывают
оценочные суждения.
VIII. Домашнее задание
Для всех: § 6 . Задание в рабочей тетради 36-39