Напоминание

Музыкально-техническое развитие учащихся-гитаристов на начальном этапе музыкального образования.


Автор: Петрова Анна Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств №13"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкально-техническое развитие учащихся-гитаристов на начальном этапе музыкального образования.
Раздел: дополнительное образование





Назад






Администрация г.Улан-Удэ Комитет по культуре г.Улан-Удэ МАУ ДО «Детская школа искусств №13» г.Улан-Удэ
Музыкально-техническое развитие

учащихся-гитаристов на начальном этапе

музыкального образования.

Улан-Удэ

2015
1

Содержание
1. Введение ________________________3 2. Первоначальные навыки обучения игре на шестиструнной гитаре 2.1. Устройство гитары________________5 2.2. Посадка, постановка рук___________7 2.3. Упражнения на открытых струнах, приемы звукоизвлечения____________________14 2.4. Гаммы в первой позиции___________________________17 2.5. Оптимизация музыкально-технического развития учащихся-гитаристов на начальном этапе музыкального образования ___________18 3.Заключение_______________________24 Списоклтературы____________________25 2
.
Введение
Одной из основных и определяющих частей современной мировой культуры является музыкальная культура общества, которая, в свою очередь, немыслима без культуры игры на музыкальных инструментах. Невозможно себе представить современное общество без музыки во всех ее проявлениях, без широко развитой всемирной сети музыкально-образовательных учреждений: дет ских музыкальных школ, музыкальных училищ и колледжей, консерваторий и Академий музыки, музыкальных отделений университетов культуры, без многочисленных концертных залов, оперных и музыкальных театров, без симфонических оркестров и вокально-инструментальных ансамблей, без гигантской индустрии аудио- и видеозаписи музыкальных произведений и т.п. Трудно, подчас и невозможно, хотя бы приближенно оценить численность мирового населения и объемы мировых ресурсов, занятых в области музыкального и с п о л н и т е л ь с т в а и в с м е ж н ы х о б л а с т я х . Если коснуться роли отдельных музыкальных инструментов в современной музыкальной культуре, то мы получим достаточно пеструю, неоднородную и в какой-то мере неоднозначную картину. Действительно, очень трудно отдать предпочтение в этой роли какому-нибудь отдельно взятому инструменту (скрипке, виолончели, кларнету, гобою и т.д.) или какой-либо группе инструментов (струнных, клавишных, у д а р н ы х и т . п . ) . К числу наиболее распространенных музыкальных инструментов XXI века можно отнести классическую шестиструнную гитару, признанную сегодня во всем мире и нашедшую весьма заметное место среди музыкальных инструментов, имеющих обширный сольный концертный репертуар. В нашей стране в течение последних двух столетий гитара - один из самых популярных и любимых инструментов. Об этом свидетельствуют переполненные залы во время выступлений отечественных и зарубежных исполнителей-гитаристов, равно как и большой интерес молодежи к обучению игре на гитаре в музыкальных образовательных учреждениях, в том числе в музыкальных школах. Современный уровень развития гитарного искусства требует от молодых исполнителей наличия особых специфических качеств и умений различного характера, которые непосредственно касаются их творче ской деятельности. Поэтапное формирование и развитие этих умений и качеств должно обеспечить в дальнейшем конкурентоспособность будущих исполнителей на мировом 3
уровне. Конечным продуктом исполнительской творческой деятельности является создание соответ свующего художественного образа. А умение создавать этот образ напрямую связано с состоянием и возможностями технического арсенала исполнителя. Поэтому в настоящее время во всем мире уделяется серьезное внимание техническим проблемам и методам их решения на всех этапах обучения гитаристов. Актуальность темы настоящего реферата связана с тем, что исполнительской технике на гитаре уделяется недостаточное внимание, что в конечном итоге мешает полноценному художественному развитию учащихся- гитаристов и существенно ограничивает их исполнительские возможности.
2. Первоначальные навыки обучения игре на

шестиструнной гитаре

Устройство гитары
Рис.1 Гитара состоит из следующих частей: Кузов (корпус) имеет верхнюю и нижнюю деки, соединённые между собой обечайками. В верхней деке есть круглое 4
отверстие (розетка или голосник), на деке расположена подставка для струн. Гриф - на нём расположены лады; верхняя его часть называется головкой, на которой находятся колки - механизм для наматывания струн.
2.2 Посадка. Постановка рук.
Рис.2 Нужно сесть на край стула, гитару положить выемкой на левую ногу. Гитара, оказавшись примерно на середине ноги, наклоняется к исполнителю, и упирается верхней частью в грудь. При этом корпус инструмента должен находиться параллельно телу исполнителя. Левая нога ставится на специальную подставку. На правую ногу гитара должна опираться задней частью. При классической посадке инструмент получает наибольшее количество опорных точек и достигает максимальной устойчивости. В результате чего повышается качество игры музыканта. Следует обратить 5
внимание, чтобы во время игры сохранялось ровное положение спины. Плечи должны находиться примерно на одном уровне. Левая рука ни в коем случае не должна опираться на левую ногу. Все эти мелкие, казалось бы ненужные нюансы оказывают значительное влияние на качество игры. И если исполнять их, то продуктивность занятий сильно возрастет.
Положение рук. Левая рука
. Правильная исполнительская позиция исключает, как известно, необходимость поддержки инструмента левой рукой. Полностью свободная левая рука выполняет свою функцию - прижатие струн к грифу. Пальцы не касаются друг друга. Расстояние между ними зависит от расположения нот. Запястье естественно изогнуто, а пальцы принимают форму, позволяющую кончику первого пальца перпендикулярно надавливать на струну (рис.3). Следует избегать распространенной ошибки начинающих - недостаточного сгибания пальцев и надавливания на струны мякотью вместо более твердого кончика. Рис.3 Пальцы должны падать на гриф с минимальной высоты. Слишком большой их подъем ведет к потере времени и замедлению темпа в быстрых пассажах. Струны максимально прижаты к ладам. Это способствует чистоте и длительности звучания и предотвращает дребезжание струн. Единственная задача большого пальца левой руки - создавать контрсилу давлению на гриф остальных пальцев. Его наиболее 6
правильное положение - против второго или третьего пальцев (рис.4). Рис.4 Следующие шесть рисунков иллюстрируют положения большого пальца левой руки. 1. Большой палец слегка согнут назад. Его подушечка, а не кончик, соприкасается с шейкой инструмента (рис.5). Рис.5 2. Никогда не сгибайте большой палец вперед, используя его кончик, или, еще хуже - ноготь (рис.6). Рис.6 3. Грубая ошибка - держать шейку между большим и первым пальцами. Это сразу выдает неквалифицированность исполнителя (рис.7). 7
Рис.7 4. Место, в котором большой палец касается спинки шейки, меняется по мере перемещения руки вдоль грифа. Но басовая сторона шейки - запрещенная территория (рис.8). Рис.8 5. Во время игры в высоких позициях большой палец движется к низу грифа, то есть к тонким струнам (рис.9). Рис.9 6. Учащемуся рекомендуется держать большой палец против второго или третьего пальцев, где он равномерно обеспечивает максимальную контрсилу остальным пальцам (рис.10). Рис.10 8

Положение рук. Правая рука.
Верхняя часть правой руки опирается на самую широкую часть корпуса гитары, оставляя нижнюю часть руки (от локтя до кисти) свободно висеть. Для того, чтобы проверить, в правильном ли положении находится правая рука, нужно перенести нижнюю часть руки перпендикулярно движениям от локтя, не прикладывая никаких мускульных усилий для ее поддержки (рис.11). Если это сделать, позиция будет правильной и придаст правой руке самую целесообразную игровую позицию. Рис.11 Предплечье левой руки располагается перпендикулярно по отношению к плечу. При этом локоть приближается к туловищу настолько, насколько это возможно для удобства исполнения. Это исключает необходимость мускульного усилия для поддержки предплечья и способствует общей свободе тела. Головка грифа находится на уровне ключицы. Гриф гитары располагается под углом приблизительно 30 0 к горизонтальной линии. Это - наиболее благоприятная игровая позиция. Левое плечо должно находиться в естественно свободном состоянии (его не следует поднимать). Большое внимание должно уделяться исполнительской позиции рук. Если позиция всей правой руки правильна, то кисть при условии полного расслабления естественно окажется в нужной игровой позиции. Согнутая в запястье, она позволяет пальцам находиться под почти прямым углом к струнам. При этом суставы должны быть параллельны струнам (рис.12). 9
Рис.12 Начинающие обычно с трудом сохраняют эту позицию во время игры главным образом потому, что "замораживают" не только запястье, но и всю руку. Лекарство в этом случае - полное расслабление и отсутствие мускульного усилия. Приведенные выше рисунки дают полное представление о различии правильного и неправильного положения кисти по отношению к струнам. Становится так же ясным, что существует наиболее непосредственная связь между правильным положением кисти и звукоизвлечением. Правильное положение кисти придает пальцам необходимую силу, в то время как неправильное положение кисти приводит к скользящим движениям и недостаточному объему звука. Запястье правой руки согнуто, оставляя расстояние 7.5 - 11см. между внутренней стороной запястья и гитарой. При этом между пальцами и струнами образуется угол приблизительно 80 0 . Эта почти вертикальная позиция кончика и средних суставов пальцев по отношению к струнам исключительно важна для звукоизвлечения. Движение пальцев, расположенных под этим углом, обеспечивает звук большой чистоты и силы. Тщательное изучение рисунков и фотографий постановки правой руки обнаруживает несколько важных элементов техники. Большой и указательный пальцы образуют так называемое положение «крест», оставляя треугольное пространство (рис.13). Указательный, средний и безымянный пальцы располагаются под углом к струнам (наклон в сторону грифа), а мизинец палец располагается вертикально. 10
Рис13
2.3 Основные приемы звукоизвлечения.
Апояндо (от исп. apoyando, опираясь; щипок с опорой)
-
прием, в котором со струной соприкасаются одновременно подушечка пальца и ноготь, после извлечения звука палец обязательно должен опереться на соседнюю, более толстую струну. Установить подушечку указательного пальца на первую струну. Затем легким толчком струны к себе воспроизвести звук так, чтобы в звукоизвлечении участвовал и ноготь пальца. (рис.14) Рис. 14 Тирандо (исп. tirando — дёргать) — это толчок струны тем же способом, что и апояндо, но без опоры на соседнюю струну. Струна после звукоизвлечения должна колебаться в амплитуде не от грифа вверх и обратно, а 11
вдоль его плоскости. (рис. 15) Рис. 15
2.3

Исполнение арпеджио на открытых струнах.
первый вид арпеджио: Если ноты не освоены, можно записать номера струн по такой схеме: 1Нужно установить правую руку на струны в исходное положение: Далее большой палец – p (pulgar) – играет, извлекая звук, из шестой струны и останавливается на 5-й струне, что в дальнейшем поможет сохранить правильное положение руки. (рис.16) Рис.16 2Далее остальные пальцы начинают последовательно извлекать звуки из "своих" струн приемом ТИРАНДО Указательный палец – i (index) - извлекает звук из 3-й струны (рис. 17) Рис. 17 3 Далее средний палец - m - извлекает звук из 2-й струны. (рис.18) 12
Рис. 18 4В конце цикла данного вида арпеджио безымянный палец - a -извлекает звук из 1-й струны. Положение кисти правой руки относительно струн сохраняется за счет контакта со струной большим пальцем правой руки после извлечения им первого звука. (рис. 19) После того, как закончился ПЕРВЫЙ ЦИКЛ извлечения арпеджио прямым способом, его можно повторить несколько раз подряд. Рис. 19 Точно таким же образом исполняются другие виды арпеджио. второй вид арпеджио: Техника исполнения данного арпеджио точно такая же, как и у предыдущего, только после 6-й струны начинает играть 1-я, за ней 2-я и в конце - 3-я струны... третий вид арпеджио: четвертый вид арпеджио:
2.4 Гаммы в первой позиции
Для развития беглости пальцев рук по струнам применяются различные гаммы. Их следует исполнять приемами апояндо и тирандо, в двух и трех пальцевой аппликатуре правой руки и в различном ритмическом 13
оформлении (напрмер: дуолями, триолями, квартолями, квинтолями и т.д). Для примера возьмем гамму до мажор. Сначала нужно чередовать указательный и средний пальцы правой руки, меняя приемы звукоизвлечения. После этого чередовать средний и безимянный пальцы.
2.5

Оптимизация

музыкально-технического

развития учащихся.
Развитию исполнительской техники на гитаре уделяется недостаточное внимание, что в конечном итоге мешает полноценному художественному развитию учащихся- гитаристов и существенно ограничивает их исполнительские возможности. Создавшееся положение можно исправить, путем модернизации учебного процесса. Для этого всех учащихся класса следует разделить на группы. В каждую группу должны входить учащиеся примерно с одинаковым уровнем музыкально-технического развития. Минимум таких групп должно быть две. Первая группа будет состоять из начинающих учащихся преимущественно младших классов, а вторая – из учащихся, имеющих средний или высокий уровень, т.е. в основном из старшеклассников. Педагогу следует обратить внимание на то, чтобы занятия, направленные на развитие исполнительской техники, носили развивающий характер. Здесь особенно важен творческий и индивидуальный подход, то есть чтобы учащиеся сами стремились придумывать новые развивающие упражнения-этюды. Время, затрачиваемое учащимися на работу над исполнительской техникой следует планировать заранее, охватывая все основные ее виды. Но в целом оно не должно превышать 20-30% от общего времени занятий инструментом. В противном случае техника может начать превалировать над художественным содержанием музыкального произведения и перестать способствовать раскрытию его образа. Техническое совершенствование учащихся-гитаристов должно включать в себя работу над исполнением: 1. арпеджио; 14
1. интервалов и аккордов; 1. гаммообразных пассажей; 1. тремоло; 1. технического легато и мелизматики. На каждом уроке целе сообразно п од р о б н о рассматривать какой-нибудь один из специфических исполнительских приемов, а затем для приобретения устойчивого навыка учащимся следует отрабатывать его самостоятельно дома минимум до следующего урока. Очень полезно время от времени возвращаться к пройденному материалу. Но работа над техникой исполнения всегда должна носить циклический характер, подобно спирали, когда возвращение к изученным ранее приемам происходит с постоянным усложнением. Все упражнения должны проигрываться в различных темпах, громко и четко. Следует избегать механических бесконтрольных повторений. Это достигается только с помощью постоянного анализа действий. Очень полезно пользоваться методом преувеличения формы и активности игровых движений и их слухового осознания. По внутренним ощущениям следует стремиться к тому, чтобы в процессе звукоизвлечения вся энергия или сила была направлена в последнюю фалангу (самый кончик) пальца (особенно это касается правой руки, в случае с левой рукой исключение составляет прием баррэ) при обязательном условии расслабленного состояния всех мышц тела. Если в процессе занятий в какой-либо части тела (мышце или группе мышц) происходит зажим, то дальнейший технический рост будет замедлен или вообще остановлен. Анализом и развитием правильных внутренних ощущений следует серьезно заниматься не ранее чем с десятилетнего возраста, когда ребенок психологически подготовлен к самоконтролю и самоанализу. Специфика технически развивающих упражнений для учащихся младших и старших классов имеет существенные различия. Кратко рассмотрим их. Вся работа над развитием техники начинающих учащихся-гитаристов должна быть направлена на формирование основ исполнительской «школы». Этому способствует изучение и исполнение всевозможных арпеджио в стандартной аппликатуре для правой руки (палец p играет на 6, 5, 4 струнах, а пальцы i, m, a на 3, 2, 1 струнах соответственно). Изучение техники игры интервалами, аккордами (в 15
типовой аппликатуре) и тремоло (на любой струне кроме первой) также рекомендуется ввести на начальном этапе обучения. Далее по мере стабилизации постановки рук и музыкально-технического развития учащихся-гитаристов младших классов можно приступать к работе над гаммами. Гаммы лучше всего сразу начинать играть приемом «апояндо» и использовать типовую аппликатуру А. Сеговии.* В отношении изучения в младших классах технического легато и мелизматики педагогу следует особенно внимательно контролировать выполнение восходящего легато, а в работе над мелизмами следует ограничиться исполнением различных форшлагов и коротких трелей на одной струне в стандартной позиции (нормальном расположении) без аккордового сопровождения. В старших классах, когда уже заложена основа классической «школы» игры на гитаре, для достижения ощущения свободы и расширения исполнительских возможностей следует целенаправленно отходить от типовых аппликатурных формул. Развитие аккордовой техники старшеклассников целесообразно осуществлять в рамках метода импровизации и творческой интерпретации, который позволяет стимулировать развитие гармонического слуха, импровизационных навыков, способности подбора аккомпанемента по слуху с применением буквенно-цифрового обозначения аккордов. Исполнение аккордовых последовательностей в различных тональностях способствует развитию стабильности и мобильности двигательно-моторных навыков, чувства исполнительской свободы, интерпретаторских возможностей, н е о бход и м ы х д л я д о с т и же н и я в ы с о ко го у р о в н я исполнительской культуры. Пассажную технику учащихся-гитаристов старших классах следует развивать в работе над гаммами. Известно, что гаммы во всех тональностях в аппликатуре А. Сеговии рекомендуется исполнять приемом «аппояндо» в двух и трех пальцевой аппликатуре правой руки во всевозможных комбинациях и в различном ритмическом оформлении (например: дуолями, триолями, квартолями, квинтолями и т.д.). К вышеописанным гаммам полезно будет добавить изучение гамм в широком расположении (расширенных позициях). **А. Сеговия -испанский гитарист, считающийся отцом современной академической гитары. Прием т ремоло ст аршеклассникам с л е д у е т 16
отрабатывать в различных аппликатурных решениях (например: p, a, m, i // p, i, m, a // p, i, a, m, i // p, a, i, m, a). Работа над техническим легато включает в себя освоение этого приема в расширенных позициях в различных голосах с применением аккордов. Элементы мелизматики учащимся-гитаристам старших классов следует осваивать как на одной струне (техническое легато), так и на разных струнах (арпеджио). Учащимся старших классов, особенно тем, кто планирует заниматься гитарой профессионально, следует в обязательном порядке развивать мизинец правой руки. Причем комплекс упражнений для его разработки должен строиться на исполнении арпеджио, гамм и расгеадо. Таким образом, ускорению музыкально-технического развития учащегося-гитариста способствует грамотная и рациональная модернизация учебного процесса в музыкальной школе, позволяющая системно подойти к решению задачи повышения технического мастерства учащихся-гитаристов, необходимого для полноценного развития их исполнительской культуры. Работа в этом направлении должна иметь развивающий характер, творческое начало и индивидуальный подход к каждому учащемуся.
3. Заключение
Многие известные гитаристы и педагоги по классу гитары (напр.: Н.А. Комолятов, Э. Пухоль, А. Сеговия, Р.Эверс и др.) разработали свои системы упражнений для развития безукоризненной техники игры. В данном реферате я хотел обобщить имеющуюся разрозненную информацию по развитию техники гитариста в одну методическую работу. 17

Список методической литературы
1. П.Агафошин. Школа игры на шестиструнной гитаре .- М; Музыка, 1985,2004. 2. М.Вайсборд. Андрес Сеговия и гитарное искусство 20 века.- М; Советский композитор, 1989. 3. Н.Кирьянов. Искусство игры на шестиструнной гитаре.- М; Музыкальное издательство Торопов.- М, 2002. 4. Э. Пухоль. Школа игры на шестиструнной гитаре.-М; Советский композитор,1977 5. Ж. Видаль. Заметки о гитаре, предлагаемые Андресом Сеговией .- М; Музыка, 1990. 6. В.Г. Борисевич Оптимизация музыкально-технического развития учащихся-гитаристов на начальном этапе музыкального образования // Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования в современных условиях – М.: МГПУ, 2009. – с. 187-194. 18
19


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!