Автор: Панфилова Валентина Никандровна Должность: учитель Учебное заведение: МАОУ "СОШ №40" Населённый пункт: Чувашия, город Чебоксары Наименование материала: методическая разработка Тема: Интегрированный урок "Союз трех наук" Раздел: полное образование
МБОУ «СОШ№ 63» г. Чебоксары
Наука - дело творческое,
как искусство, как музыка
(П. Л. Капица)
Предметы: Физика, математика, химия.
Класс: 11.
Тип урока: обобщение знаний.
Цель: формирование у учащихся осознанного понимания темы, используя межпредметные
связи.
Задачи:
-научить проведению опытов по изучению растворимости солей азотной
кислоты;
-развивать навыки решения задач межпредметного характера;
- формировать естественнонаучное мышление через интеграцию предме
тов ЕНЦ.
Планируемые результаты:
- предметные результаты:
-знание свойств элементов и соединений подгруппы кислорода и азота;
-знание газовых законов;
-умение проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям и
решать задачи графическим и табличным способом;
- метапредметные результаты:
-умения структурировать учебную информацию, работать с текстом зада
ний;
-умение взаимодействовать друг с другом при выполнении работы;
личностные результаты:
- наличие познавательного интереса к изучению физики, математики и
химии.
Оборудование
и
материалы: мультимедийный
проектор,
презентация
к уроку;
раздаточный
материал,
«Малый
химический
тренажер»;
образцы
веществ:
поливинилхлорид, этиловый спирт, уксусная кислота, бензол; демонстрационная таблица
«Классификация кислородсодержащих органических соединений» из серии раздаточный
материал по обучению химии 10-11 классы (крепится на магнитной доске), таблицы «Какие
знания физики и математики вы используете на уроках химии?»,
ХОД УРОКА:
Вступление.
Учитель физики: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим необычный урок: три
науки — химия, физика и математика помогут вам в решении задач, встречающихся в КИМ
различного уровня: от тематического зачета до ЕГЭ по химии, физике и математике.
Правила
и
законы
физики
и
математики
распространяются
на
все
другие науки,
использующие физические знания или математические вычисления. Давайте определим круг
интересующих нас вопросов уроке.
Для этого возьмите в руки таблицу со списком различных физических величин и
математических умений, которые вы используете на уроках химии, внимательно прочитайте
его и пометьте те пункты, о которых вам известно знаком «+» и знаком «-», о которых вы
хотели бы узнать. Подпишите анкету.
Таблица 1
Какие знания физики и математики вы используете на уроках химии?
№№
Утверждение
Физика Математик
а
+/-
+/-
1.
Использую
объединенные
газовые
законы
и
привожу
данные
условия
к
нор-
мальным
2.
Использую физические
величины: масса вещества,
молярная масса
3.
Использую физическую
величину: количество
вещества
4.
Использую относительную
молекулярную массу
вещества
5.
Вычисляю проценты и доли
веществ
6.
Составляю и решаю
алгебраические уравнения
7.
Решаю химические задачи
графическим методом
всего
Актуализация знаний и проверка домашнего задания. Учащиеся под руководством
учителя
химии вспоминают
знания
о
классификации
органических
соединений
по
демонстрационной
таблице
«Классификация
кислородсодержащих
органических
соединений».
Проверка знаний осуществляется по тренажерной карточке.
Таблица 2
Малый химический тренажер «Формулы органических соединений:
углеводороды, кислородсодержащие и азотсодержащие соединения»
№ 1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
5 вариант
1
НСОН
С2Н4
СН3СООН
СЗН6
С2Н2
2
СН3ОН
С6Н6
С4Н10
Н2С=СН2
НСОН
3
СН3NН2
С4Н8
С2Н5ОН
СН4
(-Н2С-СНС1-)п
4
С6Н5Вг
С4Н8С12
Н2СОН
Н2СОН
НN(С2Н5)2
С6Н5Н02
5
С4Н9СОН
С6Н5ТЖ2
СЗН6
СН2С12
С6Н12
6
СЗН7СОО
Н
С2Н5СОН
С2Н2
СЗН7СОО Н
НЗС-МН-С2Н5
7
НСООН
С6Н5КО2
СНЗСООН
С5Н10
С4Н8
8
СН4
С5Н11СООН СН3NН2
С4Н10
СНЗОН
9
С4Н8
С6Н5СНЗ
СН3СООNa
Н2С-ОН
Н2С-ОН
С4Н9СООН
Задание 1 по тренажерной карточке. Назовите вещества, формулы которых приведены в
вашем варианте. Объясните, к какому классу органических соединений относится каждое из
них.
Задание 2 по тренажерной карточке. Выберите в вашем варианте формулы веществ,
которые находятся при обычных условиях в газообразном состоянии.
Варианты ответа обучаемых: этилен, метан, бутан, ацетилен.
Учитель физики предлагает решить задачу:
Некоторый газ при 25 градусов Цельсия и давлении 99.3 кПа занимает объем 152 мл.
Какой объем займет газ при нормальных условиях?
Для решения задачи учащиеся используют знания о законах Бойля-Мариотта и Гей-
Люссака, об уравнении состояния идеального газа (уравнение Клайперона-Менделеева).
Решение: Записывают уравнение состояния идеального газа: (р!*У1)/Т1 =(РО*УО/ТО)
УО=(р1*У1*ТО)/рОТ
УО=(99.3кПа * 152 * 10 -6 мЗ * 273 К)/(101,33 кПа * 298 К) = 136.5 * 10-6 мЗ
Ответ: 136.5 мл
Учащиеся работают под руководством учителя химии:
Задание 3 по тренажерной карточке. Выберите в вашем варианте формулы веществ,
которые находятся при обычных условиях в жидком состоянии.
Варианты ответа обучаемых: уксусная кислота, этиловый спирт.
Учитель математики: Природа - единое целое, характеризующаяся общими процессами
и управляемая общими законами. Математические методы
(решение
систем
линейных
однородных уравнений, исследование функций и построение графиков) находят широкое
применение в таких понятиях химии как протекание химических реакций, при решении
химических задач.
До решения задачи проведем небольшую разминку.
- Что такое отношение двух чисел? (Частное двух чисел).
- Что показывает отношение? (Во сколько раз одно число больше другого
или какую часть одно число составляет от другого).
- Что такое пропорция? (Это равенство двух отношений).
Учащийся записывает пропорцию в общем виде на доске: а/Ь=с/(1 или а:Ъ=с:а
- Как называются члены пропорции? (а и с! - крайние, Ь и с- средние).
- Сформулируйте основное свойство пропорции. (Произведение крайних членов равно
произведению средних членов:
ах и =Ьх с).
- Как найти неизвестный член пропорции? (а/Х=с/й, ах с1 =Хх сХ= (ахф/с).
- Что такое доля? (Часть от числа).
- Чем она может быть выражена? (Дробью).
- Что такое 1%? (Сотая часть числа).
- Вырази в процентах числа: 0,11(11%); 0,02(2%); 5(500%); 0,2 (20%).
- Представь в виде десятичных дробей: 10% (0,1); 74% (0,74); 6% (0,06); 23% (0,23).
- Найти указанное число процентов от каждого числа: 1% от 200 (200 х 0,01=2), от 8
(8x0,01=0,08);
2% от 10(0,02 х 10=0,2), от 300(0,02х 300=6).
Задача (математика).
Смешали 30%-ный раствор этилового спирта с 10%-ным и получили 600 г 15%-ного
раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?
Решение: Давайте заполним в таблицу.
- Какой вопрос задачи?
- Что нам удобно обозначить через X? (Можно обозначить через X общее кол-во первого
30%-ного раствора этилового спирта, а можно и общее кол-во
второго 10%-ного раствора).
- Попробуйте заполнить таблицу, работая в паре.
- Смешали два раствора и получился третий — 15%-ный. Сколько получилось третьего
раствора? (600 г, поставим в 3-ю строку и 3-й столбец таблицы)
- Тогда сколько будет второго раствора? (600 - X)
- Какова доля этилового спирта в 1-м растворе? (30% = 0,3) Во 2-м? В 3-м?
- Тогда сколько чистого вещества (этилового спирта) будет в 1-м раство-
ре?(0,ЗХ).
Пусть взяли X г первого раствора (30%-ного).
Состояние смеси
Кол-во чистого вещества
(этилового спирта) (г)
Общее кол-во
смеси (г)
Доля
I.
30%-ный раствор 0,3 X
X
0,3
П. 10%-ный раствор 0,1(600-Х)
600-Х
0,1
III.
15%-ный раствор 0,3 X + 0,1 (600 -X)
600
0,15
Как вы думаете можно решить эту задачу другим способом?
Учитель химии предлагает решить следующую задачу:
Задача (химия) Придумайте задачу с сюжетной основой, где будет фигурировать 11,2 л
(н.у.) газообразного вещества, формула которого дана в вашем варианте.
Какой объем кислорода необходим для полного сжигания 11.2 л ацетилена?
11.2 л(0.5моль)
4СО2 + 2Н2О
2 моль
5 моль
44.8л
112л
Ответ: 28 л
Рефлексия.
Учитель химии: Дорогие ребята! Наш урок подходит к концу. Можно ли считать, что вы
успешно справились с поставленными перед вами вопросами? Возьмите именные листочки
с таблицей, на которой вы в начале урока помечали знаком «-», которые были вам
неизвестны. Посмотрите еще раз свои ответы, если вам удалось расширить свои знания по
данной теме, исправьте «-» на «+». Поднимите руки, у кого «+» стало больше. Молодцы!