Развитие речи детей 6 – 7 лет через театрализованную деятельность.
Автор: Золотарева Валентина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС с. Сергиевское Населённый пункт: Орловская область, Ливенский район, с. Сергиевское Наименование материала: статья Тема: Развитие речи детей 6 – 7 лет через театрализованную деятельность. Раздел: дошкольное образование
Развитие речи детей 6 – 7 лет через театрализованную деятельность.
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное
звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком яв-
ляется одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Имен-
но дошкольное детство, особенно, сензитивно к усвоению речи. Поэтому
процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном об-
разовании,
как
общая
о снова
во спитания
и
обучения
д е т е й .
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык,
прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е.
Левина, А.П. Усова и др.).
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла
к
выводу,
что
помочь
может
театрализованная
д е я т е л ь н о с т ь .
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная дея-
тельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в ко-
тором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Иг-
рая, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры,
мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, выска-
занная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется
популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам
дано для того, чтобы мы играли», - до сих пор не потеряла свей актуальности.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла
к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое
развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарно-
го запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает бо-
гатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразитель-
ные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступ-
к о в ,
с т а р а е т с я
г о в о р и т ь
ч е т к о ,
ч т о б ы
е г о
в с е
п о н я л и .
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально на-
сыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и
последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Те-
атрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения
( м и м и к а ,
ж е с т ,
п о з а ,
и н т о н а ц и я ,
м о д у л я ц и я
г о л о с а ) .
Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды вы-
сказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актер-
ству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшеб-
ства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать де-
тей театром не сложно.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для де-
тей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педаго-
гики и психологии, связаны с:
-художественным образованием и воспитанием детей;
-формированием эстетического вкуса;
-нравственным воспитанием;
-развитием коммуникативных качеств личности;
(обучением вербальным и невербальным видам общения);
-воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности,
фантазии, речи (диалога и монолога);
-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напря-
женности, решением конфликтных ситуации через игру.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детско-
го творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать
тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное
наслаждение.
Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и
способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любозна-
тельности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и
новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчиво-
сти,
целеустремленности
проявлению
общего
интеллекта,
эмоций
при
проигрывании ролей.
Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализа-
ции творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и по-
вышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые
постоянно берёт на себя ребёнок, помогают ему продемонстрировать товари-
щам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интере-
сом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои
и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными;
они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше
чувствовать и познавать окружающий мир.