Автор: Юлдашева Римма Ракиповна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 6 "Колокольчик" Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область Наименование материала: Проект Тема: "Безопасная страна" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад№6 «Колокольчик»
«Безопасная страна»
Проект
Автор: Юлдашева Римма Ракиповна
Прокопьевск 2016
0
Содержание
1 .
Паспорт проекта…………………………………………..
1
2.
Актуальность проекта и анализ исходного
состояния проблемы…………………………………….
5
3.
Цель и задачи проекта……………………………………
9
4.
Новизна и практическая значимость проекта ………….
9
5.
Партнёры проекта………………………………………..
10
6.
Целевые группы проекта …………………………………
11
7.
Механизм и сроки реализации проекта ………………..
14
8.
Календарный план основных мероприятий по проекту ..
16
9.
Прогнозируемые результаты ……………………………
17
10.
Мониторинг по реализации проекта ……………………
18
11.
Дальнейшее развитие проекта …………………………..
.
21
12.
Бюджет проекта…………………………………………..
22
13.
Использованные источники ……………………………..
.
23
14.
Приложение ………………………………………………
25
1
Паспорт проекта
Творческое
название проекта
От поиска к правилам
Тип проекта
Информационно – практико – ориентированный
(по Л.В.Киселевой); долгосрочный
Заказчики
проекта
Администрация МАДОУ «Детский сад № 6
«Колокольчик»
Разработчик
проекта
Юлдашева Римма Ракиповна,
МАДОУ «Детский сад № 6 «Колокольчик»
Руководитель
проекта
Обломова
Наталья
Владимировна,
старший
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик»
Организация, на
базе которой
реализуется
проект
МАДОУ «Детский сад № 6 «Колокольчик»
г. Прокопьевска
Цель проекта
Задачи проекта
Повышение уровня знаний у детей старшего
дошкольного возраста по Правилам
дорожного
движения с помощью квест – технологии:
разработать и апробировать мероприятия с
детьми по обучению элементарным навыкам
поведения на улице, осознанным поступкам
в дорожных ситуациях, используя
квест -
технологию;
с о з д а т ь
с и с т е м у
м о н и т о р и н г а
2
познавательного
развития
для
всех
участников образовательного процесса;
совершенствовать стиль социального
партнёрства
между
МАДОУ,
семьей
и
с о ц и у м о м
в
в о п р о с а х безопасности
дошкольников;
п о в ы с и т ь
п р о ф е с с и о н а л ь н у ю
компетентность
педагогов
по
проблеме
обучения
детей
правилам
дорожной
безопасности
с
использованием
квест
-технологии
через изучение, обобщение и
трансляцию
передового
педагогического
опыта.
Срок реализации
проекта
сентябрь 2014 – сентябрь 2015 года
Этапы
реализации
проекта
Подготовительный этап: сентябрь 2014 года;
Основной этап: октябрь 2014 – август 2015 года;
Заключительный этап: сентябрь 2015 года.
Исполнители
проекта
воспитатели,
родители
детей
ст аршего
дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад № 6
«Колокольчик»
Целевые группы
проекта
дети старшей и подготовительной к школе группы,
родители воспитанников, воспитатели МАДОУ
Прогнозируемые
результаты
разработка
образовательной
модели
обучения старших дошкольников правилам
безопасного поведения на улицах города с
помощью квест - технологии;
повышение
уровня
профессиональной
компетентности
педагогов
в
вопросах
организации образовательной деятельности,
направленной
на
формирование
у
детей
3
элементарных знаний
Правил
дорожного
движения;
создание
системы
мониторинга
для
всех
участников педагогического процесса;
создание
единого
о б р а з о в ат е л ь н о го
пространства развития ребенка, обеспечение
открытости детского сада во взаимодействии
с
р о д и т е л я м и
в о с п и т а н н и ко в
и
сотрудничестве с социальными институтами
в
в о п р о с а х
р а з в и т и я познавательной
активности дошкольников.
Продукты
образовательной
деятельности
Автогородок
на территории детского сада
«Главная дорога» для практических занятий
с детьми;
«Островки безопасности»
в группах для
индивидуальной
и
подгрупповой
работы
с
детьми;
Методическая
копилка
(конспекты
НОД
с
использованием
квест
-
технологии,
сценарии
развлечений,
мероприятий
с
детьми
и
родителями
по
теме
проекта;
консультативный материал для родителей по
п р о ф и л а кт и ке
д е т с ко го
д о р ож н о
–
т р а н с п о р т н о г о
т р а в м а т и з м а ;
мультимедийные
игры
по
ПДД,
видеотека
«Обучающие мультфильмы для детей»);
Тематические
выставки
рисунков
«Дорога.
Ребёнок. Безопасность»;
Книга
безопасности
в
каждой
группе
«Правила дорожного движения знают все без
4
исключения»;
Фотовыставка «Знает правила семья – знаю
правила и я!»;
Выставки
творческих
работ
«Красный,
жёлтый, зелёный», «Наш город»; «Транспорт
будущего»;
Паспорт дорожной безопасности МАДОУ;
Страничка
«Наша безопасность» на сайте
МАДОУ «Детский сад № 6 «Колокольчик».
5
Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
«Правила дорожной безопасности – правила жизни!»
ГАИ – ГИБДД
На сегодняшний день, детский дорожно-транспортный травматизм является одной
из самых болезненных и актуальных проблем нашего общества.
Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста в
детском саду стоит подготовка ребёнка к процессу обеспечения личной безопасности
(самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах города.
Усилия педагогов дошкольного учреждения направлены на формирование у детей
координации
движения,
совершенствование
навыков
ориентации
в
пространстве,
развитии мыслительной деятельности, повышение уровня психо - физиологических
качеств, формирование мотивационно – поведенческой культуры,
как основы
безопасности в условиях взаимодействия всех участников
дорожного движения.
Реализация
вышеперечисленных
задач
возможна
только
в
том
случае
если
в
дошкольном учреждении будут созданы все необходимые для этого условия: учебно –
методические, материально – технические, кадровые и др.
В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО, который базируется
на
основополагающих
принципах:
поддержка
разнообразия
детства,
сохранение
уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека,
от педагога требуется умение реализации
программы дошкольного образования в
специфических
для
дошкольников
формах
-
в
игре,
познавательной
и
исследовательской деятельности, повышения мотивации к обучению.
Находясь в постоянном поиске эффективных методик и технологий, позволяющих
повысить
познавательную
активность
дошкольников,
педагоги
повышают
уровень
самообразования, вовлекая в образовательный процесс родителей.
Квест
как
игровая
педагогическая
технология
замечательно
вписывается
в
концепцию, заданную ФГОС ДО и становится отличной возможностью для педагога
и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Квест, с его
6
почти
безграничными
возможностями,
оказывает
неоценимую
помощь
взрослым,
предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс с
детьми, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
Квест (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений,
исполнение рыцарского обета»;
изначально - один из способов построения сюжета —
путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей).
Как и любая педагогическая технология, квест предполагает в качестве результата
усвоение воспитанниками определённого комплекса знаний, умений, навыков.
Реализация
основной
образовательной
программы
МАДОУ
предполагает
формирование
элементарных
представлений
о
правилах безопасности дорожного
движения у детей старшего дошкольного возраста; воспитание осознанного отношения
к необходимости соблюдения этих правил (образовательная область «Социально –
коммуникативное развитие»).
Имея
четко поставленную дидактическую
задачу,
игровой замысел,
руководителя (наставника), четкие правила, данная технология
позволяет значительно повысить уровень знаний детей, мотивацию к обучению, тем
самым достичь целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования,
сформулированных
ФГОС
ДО
(соблюдает
элементарные
общепринятые
нормы,
имеет первичные
ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое
плохо»,
стремится поступать хорошо; имеет начальные представления о здоровом
образе жизни; воспринимает здоровый образ жизни как ценность).
Проект
направлен
на
формирование
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
элементарных
представлений
о
правилах
безопасности
дорожного
движения,
с
помощью квест - технологии; подготовку воспитанников к успешному участию в
конкурсном движении.
В проекте представлены формы сотрудничества детского сада и семьи по созданию
условий реализации
основной образовательной программы МАДОУ, улучшению
качества образования.
SWOT- анализ исходного состояния проблемы
Внутренняя среда организации
Сильные стороны
Слабые стороны
Нормативно – правовое обеспечение
7
Наличие
Отсутствие
1 Локальные акты:
- договор с родителями (законными
представителями) воспитанников;
- лицензия МАДОУ на право ведения
образовательной деятельности.
-
Организационное обеспечение
1.
Основная образовательная программа
МАДОУ; программа развития
МАДОУ;
2. Парциальная программа
«Светофор» (Данилова Т.И.).
Обучение детей дошкольного
возраста Правилам дорожного
движения.
1. Паспорт дорожной безопасности
МАДОУ.
2. Методическое обеспечение (учебно –
методический материал, наглядный и
дидактический материал) по обучению
дошкольников правилам безопасного
поведения на дороге
.
Кадровое обеспечение
1.
Юлдашева Р.Р., воспитатель первой
квалификационной категории, пед.
стаж – 12 лет, образование
неоконченное высшее
профессиональное;
2.
Калашникова В.А. воспитатель
первой квалификационной категории,
пед. Стаж – 17 лет, образование
высшее професиональное;
3.
Демидова И.И., воспитатель первой
квалификационной категории, пед.
стаж – 3,5 года, образование высшее
профессиональное;
4.
Дмитраж – Сырбу А.А. воспитатель
первой квалификационной категории,
пед. стаж – 5,5 лет, образование
среднее профессиональное.
Возрастной ценз – от 25 до 40 лет.
-опыт работы в инновационной
деятельности (проектная деятельность).
Материально – техническая база
1.
Центры развития «Безопасность» в
группах;
2.
Наличие:
- детской литературы;
- мультимедийного оборудования;
- музыкального центра.
3. Развивающий комплекс «Весёлый
городок»;
3. Наличие сайта МБДОУ.
Отсутствие:
- автогородка (для отработки
практических
действий в дорожных ситуациях и
занятий с детьми);
- дорожных знаков, оборудования
для автогородка;
- атрибутов к сюжетно – ролевым
играм, конструкторов «Наш город»;
- схем безопасного пути от дома до
детского сада, школы в старших и
подготовительных к школе группах.
Внешняя среда организации
Возможности
Ограничения и риски
8
1.
Взаимодействие с родителями
воспитанников (создание автогородка
на территории детского сада);
2. Наполнение Центров развития учебно
– методическими пособиями, играми,
видеоматериалами по теме проекта;
3. Взаимодействие с социумом, участие
воспитанников и педагогов в
конкурсном движении;
4. Изучение дополнительных программ и
методических материалов;
5. Обмен и распространение передового
опыта в педагогическом сообществе
в сети Интернет, публикация статей,
участие в семинарах.
1. Недостаточное финансирование
МАДОУ;
2.
Внебюджетные средства
(добровольная спонсорская помощь
родителей);
3.
Наличие асоциальных семей;
4.
Отсутствие опыта работы у
педагогов
5.
по осуществлению проектной
деятельности.
Проблема.
Недостаточная разработанность темы «Безопасность на улицах города» в блоке
«Формирование
основ
безопасности»
(Образовательная
область
«Социально
–
коммуникативное развитие») для достижения целевых ориентиров, предусмотренных
основной
образовательной
программой
МАДОУ
(ФГОС
ДО);
недостаточное
оснащение
методическими
материалами
и
материально
–
техническим
оборудованием при наличии в помещении детского сада
условий (развивающий
комплекс «Весёлый городок», игровой участок), отсутствие опыта работы у педагогов
по
проектной
деятельности,
использовании
квест
-
технологии
в
работе
с
дошкольниками;
необходимость
включения
педагогов
МАДОУ
в
инновационную
деятельность,
поиск
эффективных
форм
и
методов
работы
с
детьми
с
целью
улучшения качества дошкольного образования.
Цель и задачи проекта
Цель: Повышение уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста по
Правилам дорожного движения с помощью квест – технологии.
Задачи:
9
разработать
и
апробировать
мероприятия
с
детьми
по
обучению
элементарным навыкам поведения на улице, осознанным
поступкам в
дорожных ситуациях, используя квест - технологию;
создать
систему
мониторинга
познавательного
развития
для
всех
участников образовательного процесса;
совершенствовать стиль социального партнёрства между МАДОУ, семьей и
социумом в вопросах безопасности дошкольников;
повысить
профессиональную
компетентность
педагогов
по
проблеме
обучения детей правилам дорожной безопасности с использованием квест
-технологии
через
изучение,
обобщение
и
трансляцию
передового
педагогического опыта.
Новизна и практическая значимость проекта
Проект отражает новый подход в развитии познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста, дополняет уже имеющиеся рекомендации
по обучению детей правилам дорожного движения:
использование ИКТ в работе с дошкольниками.
Практическая значимость представленного опыта состоит в том, что:
на основе анализа программно-методической литературы разработана и
апробирована
образовательная модель по
формированию у детей старшего
дошкольного возраста элементарных знаний Правил дорожного движения;
разработана система мониторинга познавательного развития
для всех
участников образовательного процесса;
выделены механизмы социального партнёрства между МАДОУ, семьей и
социумом в вопросах повышения уровня и качества образования и
просвещения дошкольников;
предоставлена возможность использования на практике
апробированных
методических материалов (организация познавательного развития детей по
теме проекта) педагогами в дошкольном образовательном учреждении.
Партнёры проекта
10
11
Ключевые партнеры
Содержание деятельности
Заведующий МАДОУ
Осуществляет
- разработку локальных актов МАДОУ;
- создаёт условия для реализации
мероприятий по проекту;
- заключает договоры с социокультурными
учреждениями города;
- создаёт условия для творческой работы
педагогов МАДОУ;
- курирует работу над проектом.
Под
руководством
заведующего
детским
садом
создаётся
единое
информационное
пространство
образовательного
учреждения,
системы,
в
которой
задействованы
и
на
информационном
уровне
связаны все участники образовательного процесса:
администрация,
педагоги,
воспитанники
и
их
родители.
Старший воспитатель
З а н и м а е т с я
п о д б о р о м
м е т о д и ч е с к о й
литературы; наглядного и видеоматериала;
координирует
работу
педагогов
в
процессе
реализации проекта
Основные партнеры
Воспитатели
Родители
ведут
образовательную
деятельность
по
формированию у детей элементарных представлений
о
правилах
безопасности
дорожного
движения,
в о с п и т а н и ю
о с о з н а н н о г о
о т н о ш е н и я
к
необходимости выполнения этих правил;
разрабатывают
конспекты занятий, сценарии
праздников,
картотеки,
проводят
мониторинг
образовательного процесса, планируют и организуют
индивидуальную
работу
с
дошкольниками
(индивидуальный образовательный маршрут).
выступают
как
участники
образовательного
процесса на основе партнёрских взаимоотношений:
-
участвуют
в
совместных
мероприятиях
по
теме
проекта (выставки, акции, конкурсы и др.);
-
совместно
с
педагогами
создают
условия
для
реализации
проекта
и
эффективного
ведения
образовательной деятельности в МАДОУ.
Целевые группы проекта
Целевые группы
Краткая характеристика
Дети 6-7 лет
В
старшем
дошкольном
возрасте
происходит
общее
развитие
личности,
в
частности,
осуществляется
интенсивное
формирование
интеллектуа льных
способностей – переход от наглядных форм мышления к
логическим, от практического мышления к творческому.
Продолжается
совершенствование
работы
всех
анализаторов.
Формируется
устойчивая
привычка
задавать вопросы (Почему?) и пытаться самостоятельно
искать на них ответы. Дети способны прогнозировать
последствия
своих действий. Благодаря увеличению
объёма
памяти
и
развитию
произвольного
внимания,
уровень самостоятельности дошкольников повышается.
Им
доступны
приёмы
классификации,
причинно
–
с л е д с т в е н н ы е
с в я з и ,
в ы д в и ж е н и е
г и п о т е з ,
самостоятельность выводов.
Стремление играть в любых ситуациях способствует
непредсказуемости
и
импульсивности
в
поведении.
Находясь
на
улице,
ребенок
получает
много
новых
впечатлений.
Он
переполняется
эмоциями;
радуется,
удивляется, проявляет к чему-то интерес и совсем не
обращает внимания на опасности дорожной среды. Он
может побежать на дорогу за укатившимся мячом, или
неожиданно
появиться
на
дороге
на
велосипеде,
роликовых коньках, самокате и т.д., не понимая опасно-
сти движущегося транспорта.
Дошкольник
не
способен
видеть
издалека
приближающиеся транспортные средства и оценивать
дорожную
ситуацию.
Он
начинает
наблюдение
за
движением на дороге, только подойдя к краю проезжей
12
части;
не
понимает,
что
автомобиль
не
может
остановиться
мгновенно,
даже
если
водитель
видит
ребенка.
Безопасность собственного поведения в условиях
движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую
детьми
переоценивается.
Готовность
к
риску
свойственна мальчикам в большей мере, чем девочкам;
отсюда вдвое выше частота попадания в ДТП мальчиков,
чем девочкам:
неустойчивость и быстрое истощение нервной
системы;
неспособность адекватно оценивать обстановку;
быстрое образование и исчезновение условных
рефлексов;
преобладание процессов возбуждения над
процессами торможения;
преобладание потребности в движении над
осторожностью;
стремление подражать взрослым;
недостаток знаний об источниках опасности;
отсутствие способности отделять главное от
второстепенного;
переоценка своих возможностей в реальной
ситуации;
неадекватная
реакция
на
сильные
резкие
раздражители и др.
Родители
Заинтересованы в интеллектуально-познавательном
развитии
детей.
Испытывают
потребность
в
качественном
дошкольном
образовании
без
ущерба
здоровья
ребёнка,
в
формировании
самостоятельной,
деятельной
личности,
соответствующей
меняющимся
запросам
общества
и
социально
–
экономическим
условиям.
Готовы
к
сотрудничеству
с
педагогами
по
вопросам обучения и воспитания
Педагоги
Имеют всесторонние знания об окружающем.
13
Владеют
содержанием
о б щ е о б р а з о в ат е л ь н о й
программы,
методами
психолого
–
педагогической
диагностики.
Находясь
в
поиске
эффективных
форм
развивающего обучения, активно внедряют достижения
педагогической науки в практику. Создают условия для
всестороннего развития и обучения детей, удовлетворяя
его возможности и потребности, постоянно повышают
свой профессиональный уровень.
Механизм и сроки реализации проекта
14
15
Этапы проекта
Сроки
этапов
проекта
Задачи этапов проекта
I этап
Подготовительный
сентябрь
2014г.
выявление уровня
заинтересованности
педагогов
и
родителей
в
реализации
проекта;
и зу ч е н и е
н о р м а т и в н о - п р а в о в ы х
документов и методической литературы
по теме проекта;
р а з р а б о т к а
м од е л и
п р е д м е т н о -
п р о с т р а н с т в е н н о й
с р е д ы
интегрированного
вида,
разработка
компонентов
наполнения
«Центра
безопасности»
в
старших
группах
МАДОУ;
создание
организационных,
научно-
методических
условий
для
реализации
проекта;
разработка системы мониторинга для
всех
участников
образовательного
процесса;
с о зд а н и я
с и с т е м ы
п а р т н ё р с ко й
д е я т е л ь н о с т и
в с е х
с у б ъ е к т о в
образовательного процесса и социума в
контексте требований проекта.
II этап
Практический
октябрь
2014г.-
сентябрь
2015 г..
разработка практического материала по
обучению детей старшего дошкольного
возраста правилам дорожного движения
с использованием квест – технологии;
использование разработок в различных
видах детской деятельности;
апробация интерактивных форм работы
с родителями и специалистами детского
сада в рамках реализации проекта;
создание
единого
информационного
пространства
МАДОУ
и
учреждений
с о ц и ума
п о
п р о бл е ме
р а з в и т и я
п о з н а в а т е л ь н о й
а к т и в н о с т и
дошкольников по теме проекта.
III этап
Аналитический
сентябрь
2015г.
оценка
эффективности
реализации
проекта;
определение
проблем
препятствующих
достижению
ожидаемого
результата
и
Календарный план основных мероприятий по проекту
№
п/п
Наименование
мероприятия
Сроки
Участники
Ответственные
I этап - подготовительный
1.
«Круглый стол» с участием
родителей, анкетирование;
беседы с детьми
диагностической
направленности;
разработка перспективного
плана работы по теме
проекта, проведение
тренинга с воспитателями
«Развитие эмоциональной
готовности к
инновационной
деятельности»
сентябрь
2014г.
Воспитатели,
родители,
дети
Старший
воспитатель,
воспитатели
2.
Создание условий для
познавательного развития
детей и реализации
проекта (методическое
обеспечение,
мульмедийные игры-
презентации,
дидактические игры,
создание «Центра
безопасности» в каждой
группе, информационные
материалы для родителей и
др.)
октябрь
-2014г. –
декабрь
2014г .
Старший
воспитатель,
воспитатели,
родители
Воспитатели
II этап - практический
3.
Цикл непосредственно –
образовательной
деятельности с детьми по
теме проекта;
разработка и внедрение
квест – технологии для
дошкольников в практику
МАДОУ
январь –
сентябрь
2015г .
Воспитатели,
родители
Старший
воспитатель,
воспитатели
4.
Участие воспитанников
МАДОУ в конкурсах
различного уровня
март -
декабрь
2015г .
дети
Старший
воспитатель,
воспитатели
III этап – аналитический
5.
Участие детей и педагогов
май
дети,
Старший
16
во Всероссийской акции в
рамках Третьей
Глобальной недели
безопасности дорожного
движения по девизом
«Спасите Детские Жизни»,
2015г.
родители,
педагоги
воспитатель,
воспитатели
6.
Мониторинг
познавательного развития
детей (уровень
сформированности знаний
по Правилам дорожного
движения)
апрель –
май
2015г.
воспитатели
Воспитатели
7.
Участие в областном
конкурсе по безопасности
дорожного движения
«Цветы во имя
безопасности»
август
2015г.
педагоги
МАДОУ
Старший
воспитатель,
воспитатели
8.
Открытие автогородка
«Главная дорога»
сентябрь
2015г.
педагоги
МАДОУ
Воспитатели,
муз.руководитель
9.
Выступление
на
итоговом
педагогическом
с о ве те
МАДОУ
с
презентацией
проекта
сентябрь
2015г.
педагоги
МАДОУ
воспитатели
10 .
Д е м о н с т р а ц и я
о п ы т а
р а б о т ы
п о
п р о е к т у
(публикации,
участие
в
конкурсах)
Сентябрь,
декабрь
2015г.
воспитатели
воспитатели
Прогнозируемые результаты
Реализация проекта позволит:
разработать
образовательную
модель обучения старших дошкольников
правилам
безопасного
поведения
на
улицах
города
с
помощью
квест
-
технологии;
повысить
уровень
профессиональной
компетентности
педагогов
в
вопросах
организации
образовательной
деятельности,
направленной
на
формирование у детей элементарных знаний Правил дорожного движения;
создать
систему
мониторинга
для
всех
участников
педагогического
процесса;
17
создать
единое
образовательное
пространство
развития
ребенка,
обеспечение
открытости
детского
сада
во
взаимодействии
с
родителями
воспитанников
и
сотрудничестве
с
социальными
институтами
в
вопросах
развития познавательной активности и безопасности дошкольников.
Мониторинг по реализации проекта
Оценка результатов реализации проекта осуществлялась по двум направлениям:
уровень
сформированности
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
элементарных представлений о Правилах дорожного движения;
степень вовлечения педагогов и родителей в инновационный процесс.
Мониторинговые
обследования
по
первому
направлению
проводились
с
использованием опросника с опорой на целевые ориентиры проекта основной
примерной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
«От
рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С. Комарова, М.А.Васильева).
Форма
поведения
-
специально
организованные
беседы,
организуемые
педагогом.
На этом этапе работы была:
проведена обработка первичных данных;
определен уровень знаний детьми Правил дорожного движения на момент
обследования;
сделан анализ.
Мониторинг осуществлялся с детьми старшей и подготовительной к школе группы
в сентябре 2014 года и апреле 2015г.
Сравнительный
анализ
диагностических
исследований
показал
следующие
результаты: в сентябре 2014г. большинство детей демонстрировали низкий уровень
знаний по теме проекта и не проявляли желаемого интереса.
Уровень сформированности элементарных знаний Правил дорожного движения
Старшая группа «Огонёк»
18
В сентябре 2014 года: высокий уровень – 14 % детей, средний – 39 %, уровень ниже
среднего - 47%. Дети с уровнем ниже среднего проявляют низкую познавательную
активность, их даже незначительный интерес к теме не поддерживался родителями.
В апреле 2015 года: высокий уровень – 28 % детей, средний – 64 %, уровень ниже
среднего - 8 %.
14,00%
39,00%
47,00%
сентябрь 2014 года
высокий
средний
низкий
28,00%
64,00%
8,00%
апрель 2015 года
высокий
средний
низкий
Подготовительная к школе группа «Василёк»
В сентябре 2014 года: высокий уровень – 23 % детей, средний – 44 %, уровень ниже
среднего - 33%.
В апреле 2015 года: высокий уровень – 36 % детей, средний – 52 %, уровень ниже
среднего - 12%.
23,00%
44,00%
33,00%
сентябрь 2014 года
высокий
средний
низкий
37,50%
54,17%
8,33%
апрель 2015 года
высокий
средний
низкий
Вывод: значительно повысился уровень
знаний детей, воспитатели отмечают
повышенную заинтересованность к Правилам дорожного движения, использование
квест – технологии позволяет мотивировать детей на познавательную деятельность,
поиск
новых
знаний,
формированию
осознанного
отношения
к
собственной
безопасности.
Анализ анкет родителей
В анкетировании принимало участие 45 семей воспитанников (сентябрь 2014г.).
19
Все опрошенные родители признают тему безопасности детей актуальной:
- 68 % родителей считают, что правилам дорожной безопасности следует обучать
детей с 6-7 лет;
- 43 % родителей признают, что сами нередко нарушают правила дорожного
движения;
- 80% родителей обучая детей правилам безопасности на дороге, используют
беседы,
внушение,
просмотр
обучающих
мультфильмов
(без
последующего
обсуждения);
- 68 % родителей считают работу детского сада в данном направлении необходимой
и поддерживают педагогов в создании развивающей предметно – пространственной
среды, способствующей эффективной работе учреждения в данном направлении.
В заключении работы над проектом воспитателями были опрошены все семьи
воспитанников. Им было предложено высказать своё мнение: «Изменилось ли каким
– то образом их точка зрения по данному вопросу. И что они могут сказать в адрес
педагогов детского сада». Большинство родителей отметили повышенный интерес у
детей к
Правилам дорожного движения. Родители с удовольствием участвовали во
всех
творческих
направлениях
по
ходу
реализации
проекта
и
выражают
благодарность
педагогам
детского сада. Они также отметили, что
«основными
двигателями для них были сами дети».
Количественные и качественные показатели свидетельствуют о положительной
динамике в познавательном развитии детей, повышении мотивации к образовательной
деятельности.
Воспитанников интересуют книги, игры, мультфильмы с тематикой ПДД; они с
удовольствием занимаются изготовлением
поделок, рисуют, конструируют.
Детей
привлекают
проблемные
ситуации,
они
активно
участвую
в
их
обсуждении.
Воспитанники
подготовительной
к
школе
группы
умеют
распознавать
различные
дорожные ситуации и адекватно их оценивать.
Анализируя результаты мониторинговых
исследований можно выделить
следующие тенденции:
повысился уровень сформированности у детей элементарных представлений о
Правилах дорожного движения;
20
качественно изменилось отношение родителей к образовательной деятельности,
интересам и познавательному развитию своего ребёнка;
увеличился процент участвующих родителей в совместных мероприятиях;
воспитатели
используют
разнообразные
формы
развития
познавательной
активности
у
детей
(квест
–
технологии),
вовлекая
родителей
в
образовательный
проце сс,
созданию
развивающей
предметно
–
пространственной среды.
Дальнейшее развитие проекта
Дальнейшая реализация данного инновационного проекта позволит:
продолжить
работу
по
обучению
дошкольников
правилам
безопасного
поведения на дороге с использованием нетрадиционных форм работы и квест -
технологии;
разработать
методические
рекомендации
по
проблеме
формирования
элементарных знаний Правил дорожного движения в различных видах детской
деятельности;
подготовить материалы о положительной практике реализации проекта
для
публикации в периодической печати и электронных СМИ.
внедрять
опыт,
изложенный
проекте,
в
практику
дошкольных
учреждений
города через участие в работе городских методических объединений.
Разработанный
проект
соответствует
возрастным
особенностям
старших
дошкольников, использованный материал способствует повышению познавательной
активности,
мотивации
к
обучению,
осознанному
отношению
к
собственной
безопасности.
Проект адресован воспитателям ДОУ разных видов, педагогам дополнительного
образования, родителям,
уделяющим большое внимание
безопасности детей
старшего дошкольного возраста.
Бюджет проекта
21
№
п/
п
Наименование
Стоимость
(в рублях)
Источники
финансирования
1
Методическая литература
1800,00
финансовые
средства
воспитателей
2
Дидактические игры, пособия,
наглядный материал (карты, схемы,
плакаты), наборы машинок, дорожных
знаков, настольные игры,
конструкторы для работы с детьми по
теме проекта
10 000,00
спонсорская
помощь родителей
3
Карта – схема «Безопасный путь от
дома до детского сада и школы»
(2 шт.)
1500,00
спонсорская
помощь родителей
4
Автогородок «Главная дорога»:
Светофоры;
Дорожные знаки;
Краска.
2500,00
1000,00
8 000,00
спонсорская
помощь родителей
ИТОГО: 24 800,00
Использованные источники
1.
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б., Безопасность: Учебное пособие по
основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
[Текст] – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.-144с.;
2.
Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В., Мерзлякова
С.И., Сахарова В.Н.
Как обеспечить безопасность дошкольника: конспекты
занятий по основам безопасности для детей дошк.возраста: кн. Для воспитателей
дет.сада/[К.Ю.Белая,
В.Н.Зимонина,
Л.А.Кондрыкинская
и
др.]
–
5-е
изд.
–
М.:Просвещение, 2010. -94 с.;
3.
Веракс а
Н.Е.
«От
рождения
до
школы».
Примерная
о с н о в н а я
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования./ [Текст] Под ред.
22
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2015. -336с.;
4.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для
педагогов
дошкольных
учреждений/ [Текст] Веракса Н.Е., Веракса А.Н. –М.:
МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. -112с.;
5.
Вдовиченко
Л.А.
Ребёнок
на
улице:
Цикл
занятий
для
детей
старшего
дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге
и Правилам дорожного движения. [Текст] –СПб., «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2011.
-96 с.;
6.
Гарнышева Т.П. Как
научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты,
кроссворды, дидактические игры.
[Текст] –СПБ: ООО «ДЕТСТВО –ПРЕСС»,
2011. - 64 с.;
7.
Данилова Т.И. Программа «Свтофор». Обучение детей дошкольного возраста
Правилам дорожного движения. [Текст] - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО
– ПРЕСС», 2011. -2018 с.;
8.
Елжова
Н.В.
ПДД
в
детском
саду:
развивающая
среда
и
методика
по
ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий/
Н.В. Елжова [Текст]-Изд. 3-е Ростов н/Д: Феникс, 2013.-173с.;
9.
Комарова Т.С. Интеграция в системе воспитательно – образовательной работы
детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Комарова Т.С.,
Зацепина М.Б. [Текст] - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. -144с.;
10. Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования";
11. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для
занятий с детьми 3-7 лет[Текст]-М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.-112 с.;
23
12. Цветкова Т.В. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник
материалов / Сост. Т.В. Цветкова [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.;
13.
Шестернина
Н.Л.
Тематический
словарь.
Мир
человека
ОБЖ:
Правила
поведения на дороге. – Программа «Счастливый ребёнок» [Текст] –М: Школьная
книга, 2013. -32 с.;
14. Шестернина
Н.Л.
Тематический
словарь.
Мир
человека
ОБЖ:
Правила
поведения на дороге. – Программа «Счастливый ребёнок» [Текст] –М: Школьная
книга, 2013. -32 с.;
15. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет[Текст]-
М.: ТЦ Сфера, 2014. -80 с.;
16. Щелина Т. Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у
подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т. Т. Щелина, А.
О. Чудакова // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 146-149.
Интернет - ресурсы :
1.
Тренинг для педагогов. Источник: doshvozrastmetodich/konsultac75.htm;
2.
Песни про правила дорожного движения. Источник: best4schoolmusic/122-detskie-
pesni-o-pravilah-dorozhnogo-dvizheniya.html;
3.
Обучающие мультфильмы. Источник: yandexvideo/search?text=%D0%BE
%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC
%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%8B
%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BF%D0%B4%D0%B4%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F
%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD
%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2&safety=1
Приложение 1.
Анкета для родителей по обучению детей правилам дорожного движения
1.
На Ваш взгляд, с какого возраста нужно обучать детей правилам дорожного движения?
• С 3- 4 лет
• С 4 – 5 лет
• С 5 – 6 лет
• С 6 – 7 лет
2.
Что необходимо сделать, чтобы оградить детей от опасности, подстерегающей их на
дороге?
3.
Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?
24
• Да
• Нет
• Иногда
4.
Ведя ребёнка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу?
• Да
• Нет
• Иногда
5.
Как Вы со своим ребёнком обходите транспорт на остановке?
6.
Какие формы обучения дошкольников правилам дорожного движения с детьми Вы
используете?
(подчеркните)
• Личный пример поведения
• Просмотр телепередач, мультфильмов по данной тематике
• Объяснение, беседа
• Решение проблемной ситуации на практике
7.
Используете ли Вы при перевозе ребенка в личном транспорте кресло безопасности?
• Постоянно
• Иногда
• Не используем
8. В какие мероприятиях по обучению дошкольников правилам дорожного движения Вы
хотели бы принять участие? (подчеркните)
• Викторина
• Развлечение
• Кукольный театр
• Инсценировка
• Брейн- ринг
• Игра «Самый умный»
3.
Считаете ли Вы необходимой работу детского сада по обучению детей правилам
безопасного поведения на дороге?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2.
Мониторинг оценки знаний детьми Правил дорожного движения
Старшая группа
Начало учебного года — черный цвет, конец учебного года — красный цвет.
Фамилия, имя ребенка __________________________________
Дата рождения ________________________________________
Дата обследования_____________________________________
25
Уровни
Вопросы
0
I
II
III
IV
Какой транспорт перевозит грузы и какие?
Какой транспорт перевозит пассажиров?
Чем отличается автобус от троллейбуса?
Назови правила поведения в автобусе
Что помогает работать мотору автомобиля?
Назови машины специального назначения
Что означают сигналы светофора?
Что такое улица?
Кто является пешеходом?
Назови правила поведения пешеходов
Что такое переход?
Что такое проезжая часть?
Двустороннее, одностороннее движение —
это что?
Покажи дорожный знак «Осторожно, дети»
Покажи дорожный знак «Пешеходный пере-
ход»
Подготовительная к школе группа
Уровни
Вопросы
0
I
II
III
IV
Какой вид транспорта ты знаешь?
Для чего нужен пассажирский транспорт?
Где его ожидают люди?
Как называют людей, едущих в пассажирском
транспорте?
Правила поведения в автобусе
Что такое перекресток?
Что такое «зебра»?
Для чего нужен «Островок безопасности»?
Кто контролирует движение?
26
Расскажи о работе водителя и сотрудника
ГИБДД
На какие две части делится дорога?
Правила перехода улицы
Как узнать, куда поворачивает автомобиль?
Правила поведения на улице
Где разрешается ездить на велосипеде?
Покажи дорожный знак «Осторожно, дети»
Покажи дорожный знак «Пешеходный
переход»
Покажи дорожный знак «Пешеходная
дорожка»
Покажи дорожный знак «Велосипедное
движение»
Данный мониторинг позволяет отслеживать динамику формирования
элементарных знаний Правил дорожного движения[ 7; 145-148].
Приложение 3.
« Путешествие в стране дорожных знаков»
конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к
школе группы с использованием квест – технологии.
(место проведения: развивающий комплекс «Весёлый городок» в помещении детского сада)
Цель: Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и правилах
дорожного движения.
Образовательные задачи:
1. Расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях
улицы.
2. Учить работать дружно и согласованно, взаимодействовать друг с другом и слушать
друг друга.
3. Закрепить представления о светофоре и дорожных знаках.
4. Учить различать различные дорожные ситуации, устанавливать причинно-
следственные связи.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение сообща планировать свою работу, добиваться общего результата.
2. Формировать умение ориентироваться в дорожных знаках.
27
3. Развивать логическое мышление, речь, умение ориентироваться в окружающей
обстановке.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в
повседневной жизни.
2. Воспитывать желание научить правилам поведения на дороге других (младших
товарищей, друзей).
Оборудование: бумажный самолет, мольберт, дорожные знаки, светофор, модули
для строительства города, пазлы - дорожные знаки, карточка – ребус, цветные
круги, коробка «сюрприз», макет «Дорога»
Ход нод.
Организационный момент:
(В группу влетает бумажный самолетик на котором написано послание)
Воспитатель: Что это такое? Какой красивый самолетик! Смотрите, на нем что то
написано. Прочитаем?
Дети: Да!
Воспитатель (читает): «Мы, жители Страны дорожных знаков, находимся в беде. У
нас происходят постоянные аварии. Помогите нам!» Просят помочь, а кто же им
поможет? Ребята, а вы сможете помочь жителям Страны дорожных знаков?
Дети: Да!
Воспитатель: Вы знаете правила дорожного движения?
Дети: Да!
Воспитатель: Но путь туда длинный и трудный. Вы не испугаетесь?
Дети: Нет!
Воспитатель: Тогда не будем терять времени и отправимся в путь с веселой .
( Дети выходят из группы за воспитателем под куплет песни «Когда мои друзья со
мной» (муз. В. Шаинского. Воспитатель останавливается).
Основная часть
Воспитатель: Куда же нам идти дальше? Смотрите, что это? Да это же разорванный
дорожный знак. Что же нам с ним делать?
Дети: Давайте попробуем собрать этот знак. Встанем все в большой круг.
( Несколько ребят собирают знак, остальные дети им подсказывают. Из обрывков
собирается только один знак, остальные части – лишние.)
Воспитатель: Как называется этот знак?
Дети: «Пункт питания».
Воспитатель: Правильно, это знак «Пункт питания». Подумайте где в пути можно
встретить такой знак?
28
Дети: знак ставиться рядом с тем местом, где можно покушать, кафе.
Воспитатель: давайте попробуем найти такой знак.
(дети исследуют улицу и находят дорожный знак «Пункт питания» где их ожидает
грустный повар)
П о в а р. Здравствуйте, ребята! Куда это вы собрались?
Дети: В Страну Дорожных знаков.
П о в а р. Да, путь вам предстоит нелегкий! Вы молодцы собрали мой знак и попали ко
мне, но у меня есть вот что, посмотрите.
(дает детям разрезные части дорожного знака «парковка», дети их изучают)
Дети: А мы знаем что это, это части знака, у нас тоже есть части их можно
попробовать собрать вместе.
( дети собирают знак «парковка»)
Воспитатель: что за знак вы собрали?
Дети: мы собрали знак «парковка».
Воспитатель: что мы будим с ним делать ?
Дети: давайте попробуем найти такой знак.
(дети исследуют улицу и находят дорожный знак «Парковка», проходят к нему там
стоит мольберт с схематичным изображением разных видов транспорта:
воздушный, водный, наземный, железнодорожный)
Воспитатель: Куда же идти дальше? Смотрите, что то нарисовано, но что?
Дети: это схематичное обозначение разных видов транспорта.
Воспитатель: подумайте и скажите, какая схема подходит нам?
Дети: нам подойдет схема, обозначающая наземный транспорт.
Воспитатель: давайте ее посмотрим.
(воспитатель берет схему наземного транспорта, на которой написаны загадки)
Ребята посмотрите здесь что-то написано, прочитаем?
Дети: да.
(воспитатель читает загадки написанные на схеме, ребенок угадавший загадку
находит машину на парковке соответствующею отгадке, становиться ее водителем.
Дети, которые не отгадали загадки становиться пешеходами.)
Я важная машина,
Есть кузов и кабина.
Вожу любые грузы
По ленточкам дорог.
И парты, и арбузы
Я вам доставлю в срок. (Грузовик)
В городах глубокой ночью
Спят автобус и трамвай.
Если транспорт нужен срочно –
Ты машину вызывай.
29
Та приедет: "Я свободна!
Довезу куда угодно!" (Такси)
Не летает, но жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька (Машина)
Бежит, иногда гудит.
В два глаза зорко глядит.
Только красный свет настанет –
Он в момент на месте встанет. (Автомобиль)
Бывают ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса? (Поливальная машина)
Рукастая, зубастая,
Идет-бредет по улице,
Идет и снег грабастает,
А дворник только щурится,
А дворник улыбается:
Снег без него сгребается. (Снегоуборочная машина)
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином... (Автобус)
Воспитатель: ребята, а что это все значит.
Дети: мы стали водителями и пешеходами.
Воспитатель: Впереди у нас проезжая часть, по которой движется транспорт. Но
чтобы не попасть в беду нужно вспомнить правила по которым машины передвигаются
по дороге.
(дети рассказывают правила)
Дети: движение по правой стороне, пропуск пешеходов, внимательно смотреть на
дорожные знаки.
Воспитатель: а что же делать пешеходам?
Дети: передвигаться соблюдая правила дорожного движения для пешеходов: двигаться
по тротуару, переходить дорогу в положенном месте, не баловаться в близи проезжей
части.
Воспитатель: теперь мы можем продолжим путь.
(пешеходы и водители двигаются в соответствии с ролью. На проезжую часть на
велосипеде выезжает Буратино, останавливается музыка, Буратино бросает
велосипед и убегает на тротуар).
Буратино: «Ой, ой, ой, спасите, помогите! Мой велосипед, его сейчас раздавят, что же
делать? Кто нибудь, помогите!»
30
Воспитатель: Ребята, смотрите, Буратино катается на велосипеде прямо по проезжей
части. Разве можно так делать?
Дети: нет!
Б у р а т и н о: катаюсь на велосипеде, в мяч хочу поиграть! Никому не мешаю, а эти
ненормальные машины хотели меня задавить!
Воспитатель: Буратино, что ты делаешь на проезжей части? Ты нарушил правило!
Ребята расскажите какие.
Б у р а т и н о: какие, ничего я не нарушал.
Дети: нарушал правила дорожного движения.
(дети перечисляют правила передвижения на велосипеде)
Б у р а т и н о . Какие вы умные! Откуда вы все это знаете?
Воспитатель: Наши ребята научились всему в детском саду. Буратино поднимает свой
велосипед.
Б у р а т и н о. а, я не могу у меня пальчик болит. Вот!
(показывает больной палец, вытаскивая руку из карман, роняя дорожный знак
«первой медицинской помощи»)
Дети: Буратино ты что-то уронил.
Б у р а т и н о : что это?
Дети: это знак «Пункт медицинской помощи», этот знак нужно найти на дороге, он
подскажет куда идти, чтобы помочь Буратино.
(дети исследуют дорогу, находят знак, ведут Буратино в медпункт за помощью, где
их встречает медсестра.)
М е д с е с т р а: Здравствуйте, ребята! Что у вас случилось?
Дети: Буратино нужно помочь. Он катался на велосипеде по проезжей части и его
сбила машина.
М е д с е с т р а: для того чтобы помочь Буратино вам нужно разгадать ребус.
(медсестра показывает карточку где загадано слово «Светофор»)
Дети: светофор.
М е д с е с т р а: выправильно разгадали ребус и теперь я могу помочь Буратино, а вы
знаете следующие подсказку и вам нужно двигаться дальше. Я вам дам чудо-
витаминки, надеюсь они вам помогут.
Дети: спасибо, до свиданья.
(дети двигаются к светофору, около него стоит коробка с тремя круглыми
окошками)
Воспитатель: ребята, что это за коробка, она мне что-то напоминает.
Дети: светофор, но он сломанный, не работает!
Воспитатель: надо его починить, вот для чего врач дол нам чудо-витаминки.
(дети подбирают цвет чудо-витаминки, открывают коробку).
Воспитатель: посмотрите это оказался ключ, а внутри что-то интересное, смотрите.
31
Заключительная часть.
(выходит светофор и дарит детям подарок – деревянный конструктор «Наш город» )
Светофор: здравствуйте ребята, вы помогли знакам дорожного движения вспомнить
их назначение, а этот подарок я приготовил для вас, чтобы вы никогда не забывали
правил дорожного движения.До свиданья, не нарушайте правил, а мне пора
возвращаться к себе, спасибо за помощь.
(дети совместно с воспитателем возвращаются в группу строить страну дорожных знаков)
Развивающий комплекс «Весёлый городок»
32
33
Приложение 4.
«Проделки Бабы - Яги»
Конспект игры - занятия по обучению правилам дорожного движения для детей
подготовительной группы с использованием квест – технологии, проведённого в
подготовительной к школе группе
Цель: Систематизация
знаний
воспитанников
по
ПДД,
совершенствование
умений воспитанников работать в команде.
Задачи:
Образовательные: систематизировать
знания
воспитанников
о
п р а ви л а х
безопасного
поведения
на
улицах
и
дорогах;
способствовать
расширению
у
воспитанников
интереса
к
знаниям
Правил
дорожного
движения
через
смекалку,
фантазию, эрудицию.
Развивающие: дать
возможность
воспитанникам
продемонстрировать
свои
творческие и познавательные способности при выполнении заданий по указанной
теме.Закрепить конкретные навыки и модели поведения в ситуациях на дорогах.
Воспитательные:
проявлять
личную
инициативу
и
нести
коллективную
ответственность за принимаемые решения.
Демонстрационный материал: Иллюстрации знаков дорожного движения,
разметки дорог и сигналов светофора, выставка книг по теме занятия.
Раздаточный
материал: Фишки
трех
разных
цветов,
разрезная
большая
картинка
знака
«Внимание
дети!»,
полоски
бумаги
белого
цвета,
картинки
с
изображением дорожных ловушек, туннель, кегли, экран, проектор.
Ход: (Дети сидят на ковре полукругом)
Воспитатель : Ребята, сегодня я получила необычное видео - письмо, посмотрите
на экран…
На
экране
появляется
Баба
–
Яга:
«Здравствуйте
детишки,
девчонки
и
мальчишки!
Я
знаю
что
скоро
вы
пойдете
в
школу,
и
будите
самостоятельно
переходить через дорогу а мне снова сидеть одной в своей избушке на курьих ножках,
ну уж нет…Я Вам не дам пойти в первый класс. Я все правила испорчу, знаки все
переставлю и вы не когда не сможете добраться до своей школы»
Воспитатель: Ребята, не расстраивайтесь, мы помешаем Бабе – Яге. Но вот
только она живет в сказочной стране, туда путь не близкий... Вы готовы отправиться в
путешествие?
Дети: Готовы
Воспитатель: А поможет нам пройти все задания вот эта карта! Подойдите,
пожалуйста, все к карте. Где мы с вами сейчас находимся? (на карте отмечено
крестиком
местоположение
детей.)Дети
показывают
на
карте
с во е
местоположение.
Воспитатель : Куда мы с вами должны оправиться, посмотрите внимательно! (на
карте стрелочками будет отмечен путь к первому заданию от Бабы – Яги)
Дети
все
вместе
отсчитывают
пять
шагов
в
правую
сторону
и
находят
задание которое называется «Собери и правильно назови дорожный знак»
34
Дети собирают крупную картинку разрезанную на мелкие пазлы. Воспитатель
детям
предлагает
посмотреть
на
экран,
где
они
увидят
мультфильм
Знак
«Осторожно дети!» после этого воспитатель дает детям круг желтого цвета.
Воспитатель: Ребята, мы с вами правильно собрали и назвали знак, но нас ждут
еще задания, отправляемся дальше! Посмотрите внимательно куда мы с вами должны
отправиться
дальше. Дети отсчитывают от стола с первым заданием 6 шагов
вперед, проходят по извилистой дорожке, между кеглями. И находят второе задание
которое называется «Пешеходный переход» - детям предлагается перейти через
дорогу, и предлагается подумать что для этого нужно сделать (поставить знак
«Пешеходный переход» и сделать разметку дороги «Зебру». Дети выкладывают из
полосок бумаги пешеходный переход и благополучно переходят через дорогу, при этом
воспитатель предлагает вспомнить,
что еще очень важно помнить когда мы
переходим
дорогу?
(посмотреть
вправо
и
влево)
после
этого
воспитатель
дает
детям круг красного цвета.
Воспитатель : Ребята, вы молодцы! Справились с заданием и вспомнили все
правила
перехода
через
дорогу,
предлагаю
вам
посмотреть
на
экран.
(Демонстрируется мультфильм «Пешеходный переход»)
Воспитатель:
Отдохнули,
пора
продолжать
наше
путешествие,
посмотрите
внимательно на карту, и скажите куда мы с вами отправимся дальше»
Дети: Мы находимся сейчас вот здесь, нам нужно оправиться вот сюда, к
третьему заданию, оно находиться от нас в 7 шагах влево, через туннель.
Дети находят следующее задание «Ловушки на дорогах», где предлагается
внимательно рассмотреть картинки с дорожными ловушками, которые ждут всех
детей по дороге в школу, и рассказать что нужно сделать чтоб в нее не попасть.
Воспитатель:
Справились
с
заданием,а
сейчас
посмотрите
на
экран! (дети
садятся на ковер и смотрят фрагмент мультфильма «Где опасно играть» после
этого получают третий круг зеленого цвета.
«Ребята посмотрите и скажите сколько у нас кружков и какого они цвета?»
Дети отвечают: Три круга, и они как цвета у светофора, красный, желтый,
зленный..
На экране появляется снова Баба – яга «Ох вы какие умные оказались все мои
испытания прошли, но вот сможете ли вы найти где спрятала я светофор в группе!»
Дети начинают поиск спрятанного светофора, находят его в строительном
уголке под конструктором.
На экране снова появляется Баба – Яга: «Ну вот и светофор они даже нашли,
теперь точно в школу смогу пойти, все ловушки знают и как дорогу переходить тоже, а
меня возьмете?»
Воспитатель вместе с детьми отвечает : Конечно возьмем, только ты будешь
хорошо себя вести и не будешь чинить препятствия?
Баба – Яга: Хорошо, я буду послушной ученицей.
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран» (детям демонстрируется последний
фрагмент мультфильма «Светофор.
Воспитатель вместе с детьми подводит итоги, что больше всего запомнилось и
понравилось, о чем вспомнили и что нового узнали.
35
Приложение 5.
Фото – квест
«Найди на фотографиях ситуации, на которых ребёнок нарушает правила поведения
детей на дороге, объясни как нужно поступить правильно»
36
Приложение 6.
Кулинарный квест
Вариант 1 . Детям предлагается набор кондитерских изделий (вафли, печенье, конфеты и т.д.) и
предлагается собрать из них элементы дороги.
Вариант 2 . Детям предлагается заранее изготовленный из кондитерских изделий макет
«Перекрёсток». Дети внимательно рассматривают, а затем рассказывают из чего были изготовлены
элементы дороги.
Правило: переходи дорогу только в положенном месте. Будь внимательным! Смотри на сигналы
светофора.
37
Приложение 7.
Мульт – квест «Путешествие по любимым мультфильмам»
Воспитатель делает подборку мультфильмов, обучающих правилам дорожного
движения, делает нарезку, выбирая проблемные ситуации. Дети выполняют задания
воспитателя, решая дорожные проблемы, затем просматривают дальше, проверяют
правильность ответа.
Обучающие мультфильмы:
1.«Смешарики». Обучающий мультфильм для детей;
1. «Лукоморье» («Светофор», «Перекрёсток», «Два похожих знака» и др.);
2. «Робокар Поли – Правила дорожного движения»;
3. «Уроки тётушки Совы»;
4. «Не выбрасывай предметы из машины». ПДД для детей;
5. «Озорная семейка»;
6. «Лисичкин кинозал. Правила дорожного движения»;
7. «Мой приятель светофор»;
8.
«Обязательно пристёгивайся ремнём безопасности». ПДД для детей;
10. «Учим дорожные знаки» Развивающий мультфильм;
11.«Мультфильм про котёнка Женю и правила движения»;
12.«Не высовывайся из машины в пути»;
13.«Светофор - надёжный друг!»;
14.Развлекательно – познавательный мультфильм «Категории дорожных
знаков»;
15.«Азбука дорожного движения»;
16.«Торопыжка». Мультфильм про правила дорожного движения и др.
Приложение 8.
Музыкальный квест
(Особенность проведения музыкального квеста. Звучит песенка, дети внимательно
её слушают, в определённом месте песенка останавливается и дети выполняют
предложенные воспитателем задания, при правильном выполнении задания песенка
продолжает звучать дальше, итак несколько раз. В конце музыкального квеста дети
вместе с педагогом формулируют единое правило безопасного поведения на дороге.)
Песня «Велосипед»
На мой день рождения купила мне мама новенький велосипед.
38
В наклейках цветных, настоящую Каму, лучше на свете нет.
Задание 1. «Собери велосипед» (детям предлагаются наборы разрезных картинок с
изображением велосипедов. Количество частей зависит от индивидуальных
особенностей развития детей.)
Я быстро на нем научился кататься и ездить даже без рук.
Уже надо мной перестали смеяться большие ребята вокруг.
Но мне во дворе даже не разогнаться, где там рули-не рули.
А я б точно смог, если мне постараться, вмиг обогнать Жигули.
Задание 2. «Раздели предложенные машины на группы. Назови одним словом»
(Классификация)
К Шоссе космонавтов я выехал лихо, поправил очки и берет
И пусть только скажут, что езжу я тихо, лети мой велосипед.
Машины ревут, а в ушах свищет ветер, замерло сердце в груди,
Наверно сильнейший я гонщик на свете, оставил всех позади.
Задание 3. «Покажи на картинках, где следует детям кататься на велосипеде»
Вдруг все кувырком и дорога и небо, времени сбился счет
И дядька какой-то кричит – Эх я б тебе бы! Жаль только мал еще.
Задание 4. «При достижении какого возраста можно участвовать в дорожном движении?»
Твердили врачи про какое-то чудо, мол надо ж так было упасть.
Я дал себе слово, что больше не буду выезжать на проезжую часть
Задание 5. «Что произошло с мальчиком ан дороге?»
Правило:
Запомните дети, что лучше у дома кататься и там же играть,
А что бы беды не случилось и с вами – движения правила знать.
Чтоб целыми были и руки и ноги такой соблюдайте закон-
Всем маленьким детям проезд по дороге настрого запрещен.
Приложение 9.
39
Участие детей и педагогов во Всероссийской акции (с 4 по 10 мая 2015года),
которая прошла в рамках
Третьей Глобальной недели безопасности дорожного
движения по девизом «Спасите Детские Жизни», педагоги МАДОУ организовали и
провели
танцевальный флешмоб
«Быть заметным – это стильно!»
с детьми
подготовительной и старшей группы (20 детей)
тем самым ещё раз привлекли
внимание к светоотражающим элементам одежды в тёмное время суток.
Дети и воспитатели старшей группы «Огонёк» поддержали Детскую
Декларацию, нарисовали плакат с обращением к водителям « Не гоните водители! Вы
ведь тоже родители!». Видео и фотоматериалы были размещены на сайте газеты
«Добрая Дорога Детства», а также отправлены в Госавтоинспекцию города
Прокопьевска.
Приложение 10.
40
Информационные стенды для родителей
Методическое обеспечение образовательного процесса (обучение детей правилам
безопасного поведения на дороге, в транспорте, на улице)
41
Приложение 11.
42
Результаты участия воспитанников в конкурсном движении (2015 г.)
№
п/п
Ф.И. ребёнка
Название конкурса
Результат
участия
Форма
участия
Сроки
проведения
1
Лашутин Илья
Муниципальный этап
областного
фотоконкурса «Стань
заметней»
Грамота
2 место,
приказ УО
№126 от
03.03.2015г
заочная
Март 2015
2
Грязнова Валерия
Муниципальный
конкурс «Дорожная
азбука для дошколят»
Грамота 3
место,
Приказ УО
№ 336 от
29.05.2015г.
очная
Май 2015
3
Дмитриев Ярослав
4
Пученков Дмитрий
5
Дергачёва Ульяна
Муниципальный этап
областного конкурса
рисунков «Знают все
мои друзья, знаю ПДД
и я»
Грамота 3
место,
приказ УО
№ 692 от
16.11.2015г
заочная
Ноябрь 2015
6
Ерёмина Агата
7
Юлдашев Дмитрий
Всероссийский
конкурс. Академия
знаний. Номинация
«Олимпиада», работа
«Юный пешеход»
Грамота за
1 место
(Серия АЗ
– 1115 №
0008)
заочная
Ноябрь 2015
8
Сергеев Максим
Всероссийский
конкурс. Академия
знаний. Номинация
«Олимпиада», работа
«Улица полна
неожиданностей»
Грамота за
1 место
(Серия АЗ
-1215 №
0407)
заочная
Декабрь 2015
9
Свиридов Илья
Всероссийский
конкурс. Академия
знаний. Номинация
«Олимпиада», работа
«Улица полна
неожиданностей»
Грамота за
1 место
(Серия АЗ
-1215 №
0403)
заочная
Декабрь 2015
10
Арбузова Валерия
Всероссийский
конкурс. Академия
знаний. Номинация
«Олимпиада», работа
«Улица полна
неожиданностей»
Грамота за
1 место
(Серия АЗ
-1215 №
0406)
заочная
Декабрь 2015
11
Лабков Александр
Всероссийский
конкурс. Академия
знаний. Номинация
«Олимпиада», работа
«Улица полна
неожиданностей»
Грамота за
1 место
(Серия АЗ
-1215 №
0405)
заочная
Декабрь 2015
12
Мизеркин Арсений
Всероссийский
конкурс. Академия
знаний. Номинация
Грамота за
1 место
(Серия АЗ
заочная
Декабрь 2015
43
«Олимпиада», работа
«Улица полна
неожиданностей»
-1215 №
0404)
Приложение 12.
Автогородок МАДОУ «Детский сад № 6 «Колокольчик»
(создан совместными усилиями педагогов и родителей МАДОУ)
Торжественное открытие автогородка (01.09.2015г.)
44
45
Участие в областном конкурсе по безопасности дорожного движения «Цветы
во
имя
безопасности»,
проведённого
Управлением
ГИБДД
ГУ
МВД
России
по
46
Кемеровской области с 11 мая по 25 августа 2015 года в целях привлечения внимания
широкой общественности к проблемам безопасности дорожного движения.
47