Напоминание

Воспитание патриотизма через ознакомление с историей и архитектурой города


Автор: Магда Людмила Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 47
Населённый пункт: город Североморск, Мурманская область
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание патриотизма через ознакомление с историей и архитектурой города
Раздел: дошкольное образование





Назад




Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? В новых социально-исторических условиях от гражданской активности и грамотности населения и народа зависит его судьба. В условиях становления гражданского общества и правового государства воспитание ответственного гражданина является главной целью образования. Современная школа во многом определяет, какой будет Россия и какое место наша страна займет в будущем мире. Ведь именно школа выполняет важнейшую миссию – воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности. Только настоящие патриоты своего Отечества смогут достойно нести звание россиянина и сделать все возможное “для изменения качества жизни в России, для обеспечения лидерских позиций нашей страны в мире” (Из Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации). Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов. Как научить ребенка любить Родину ?
Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель

работы – формирование у ребенка активной социальной позиции,

воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой

творческой личности.
Отрадно, что после некоторого перерыва появились программы, нацеленные на приобщение детей к гражданственности, патриотизму. Поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное, чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее мы выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного учреждения. В своей работе воспитатели нашей группы внедряют модель гражданско- патриотического воспитания дошкольников. Предлагаемая модель создана на основе многоаспектного подхода в воспитании. Для реализации модели предлагается интегрированный подход, отвечающим в том числе и федеральным государственным требованиям: 1. Включение форм работы во все виды детской деятельности 2. Использование регионального компонента.
3. Планирование деятельности в сотрудничестве с семьей и социумом. Данная модель строится на принципах развивающего обучения и основана на позитивной Я- концепции. Она состоит из нескольких направлений.
Первое направление: Я и моя семья
К основной задаче гражданского воспитания старших дошкольников причисляется:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому,

семье, прежде всего к матери и детскому саду.
Все начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Эта задача традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и семье - это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Второе направление: Мир людей.
Это направление работы мы определяем следующим содержанием: 1. Родившись, человек становиться частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени. 2. Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать “мир людей” - взрослых и сверстников  Необходимо эмоционально-насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком.  Важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения. 3. Для развития интереса к “миру людей” и обогащения их представлений о социальной действительности: · Посещение музеев, театров, выставок, проведение экскурсий и прогулок, демонстрация фильмов. 4. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений – печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях – этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение. Знакомить детей с отдельными зарубежными странами и элементами их культуры, расширив в своем сознании границы мира
Правовое воспитание – еще один путь воспитания гражданственности и патриотизма ребенка. Дети должны знать о своих правах.
Третье направление:

Человек-труженик.
В процессе работы по гражданскому воспитанию должны решаться, на наш взгляд, более широкий круг задач. Это, обязательно,
воспитание уважительного отношения к человеку-

труженику и результатам его труда.
1. В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, города, своей страны (хлебороб, шахтёр, нефтяник). Воспитывать гордость за результаты их труда. 2. Необходимо также и приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка- дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т.д.
Четвертое направление: Экология.
Гражданское воспитание и экология. Какая может быть взаимосвязь между этими понятиями? Истинный патриотизм гораздо глубже, нежели любовь к определенной природной зоне. Законы природы не зависят от законов государства, от традиций народа, от его истории. Но воспитатель должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить видеть ее красоту,
жить с ней
в мире и добрососедстве,
жить в ней
, не нарушая ее ритма, защищать ее. Родившись, человек становиться не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой. и отношения эти во многом определяются культурой и традициями того народа, представителем которого ребенок является. Какую же культуру взаимоотношений с природой мы должны воспитать в ребенке, чтобы вырастить настоящего гражданина, патриота своей страны.
Пятое направление: “Родина моя – бескрайняя Россия”
Одно из направлений работы по гражданскому воспитанию – это воспитание любви к своей Родине. Дошкольник прежде всего должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России и не только жителем планеты Земля. Нужно постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним – большая Родина – Россия, Российская Федерация. На сегодня существует проблема – Россия не знает Россию, и каждое новое поколение в массе своей знает еще меньше. Детей нужно знакомить со своей страной, и прежде всего, со своим родным краем, чтобы полюбить свою землю, на которой родился, и каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.
Шестое направление:

Культура.
Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Раздел “Культура” - еще одно направление в нашей работе. 1. Праздники: народные, обрядовые, посвященные памятным датам. 2. Развлечения. 3. Занятия по знакомству с местным народным промыслом. 4. Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и творчеством отечественных художников, военачальников, писателей, композиторов и многих других достойных сынов и дочерей России. Дополнительно нужно сделать акцент на знакомстве с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и культуру всей страны.
Седьмое направление: История.
Следующее направление работы, которое мы закладываем в свою модель гражданского воспитания – история страны. Как научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история. Педагоги нашего учреждения проводят много мероприятий, позволяющих формировать у них уважительное отношение к истории страны, а встречи с ветеранами Великой Отечественной войны уже вошли в традицию. Дети с увлечением слушают рассказы ветеранов о героическом прошлом, готовят концертные программы, поздравительные открытки. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, постоянно, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы стараемся передать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и гражданско-патриотических чувств.
Чем мы можем гордиться так это своей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство

гордости за наш народ, давший миру великих полководцев и мыслителей, освободителей от

фашизма и первопроходцев космоса
.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!