Воспитание патриотизма через ознакомление с историей и архитектурой города
Автор: Магда Людмила Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с № 47 Населённый пункт: город Североморск, Мурманская область Наименование материала: Статья Тема: Воспитание патриотизма через ознакомление с историей и архитектурой города Раздел: дошкольное образование
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам?
В новых социально-исторических условиях от гражданской активности и
грамотности населения и народа зависит его судьба. В условиях становления
гражданского общества и правового государства воспитание ответственного
гражданина является главной целью образования. Современная школа во
многом определяет, какой будет Россия и какое место наша страна займет в
будущем мире. Ведь именно школа выполняет важнейшую миссию –
воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и
гражданственности. Только настоящие патриоты своего Отечества смогут
достойно нести звание россиянина и сделать все возможное “для изменения
качества жизни в России, для обеспечения лидерских позиций нашей страны
в мире” (Из Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина
Федеральному Собранию Российской Федерации).
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и
развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма
в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех
типов и видов.
Как научить ребенка любить Родину ?
Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель
работы – формирование у ребенка активной социальной позиции,
творческой личности.
Отрадно, что после некоторого перерыва появились программы, нацеленные
на приобщение детей к гражданственности, патриотизму.
Поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами в
целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников,
появление новых программ и исследований – явление, несомненно,
позитивное, чем активнее поиск и больше идей, тем
быстрее мы выйдем на новый
уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного
учреждения. В своей работе воспитатели нашей группы внедряют модель гражданско-
патриотического воспитания дошкольников. Предлагаемая модель создана на основе
многоаспектного подхода в воспитании. Для реализации модели предлагается интегрированный
подход, отвечающим в том числе и федеральным государственным требованиям:
1.
Включение форм работы во все виды детской деятельности
2.
Использование регионального компонента.
3.
Планирование деятельности в сотрудничестве с семьей и социумом.
Данная модель строится на принципах развивающего обучения и основана на позитивной Я-
концепции. Она состоит из нескольких направлений.
Первое направление: Я и моя семья
К основной задаче гражданского воспитания старших дошкольников причисляется:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому,
семье, прежде всего к матери и детскому саду.
Все начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Эта задача
традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость
усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Воспитать у ребенка
любовь к самому близкому – к родному дому и семье - это основа основ патриотического
воспитания, его первая и самая важная ступень.
Второе направление: Мир людей.
Это направление работы мы определяем следующим содержанием:
1.
Родившись, человек становиться частью общества. Сначала – это семья, группа детского
сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции,
которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила:
правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила
поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют
законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени.
2.
Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать “мир людей” - взрослых и сверстников
Необходимо эмоционально-насыщенное, содержательное общение взрослого с
ребенком.
Важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого
социального поведения.
3.
Для развития интереса к “миру людей” и обогащения их представлений о социальной
действительности:
· Посещение музеев, театров, выставок, проведение экскурсий и прогулок, демонстрация
фильмов.
4.
Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных
отношений – печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных
ситуаций в межнациональных отношениях – этическое воспитание, сориентированное на
межнациональное общение.
Знакомить детей с отдельными зарубежными странами и элементами их культуры, расширив в
своем сознании границы мира
Правовое воспитание – еще один путь воспитания гражданственности и патриотизма ребенка.
Дети должны знать о своих правах.
Третье направление:
Человек-труженик.
В процессе работы по гражданскому воспитанию должны решаться, на наш взгляд, более
широкий круг задач. Это, обязательно, воспитание уважительного отношения к человеку-
труженику и результатам его труда.
1.
В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, города, своей страны
(хлебороб, шахтёр, нефтяник). Воспитывать гордость за результаты их труда.
2.
Необходимо также и приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-
дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.
Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание
сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т.д.
Четвертое направление: Экология.
Гражданское воспитание и экология. Какая может быть взаимосвязь между этими понятиями?
Истинный патриотизм гораздо глубже, нежели любовь к определенной природной зоне. Законы
природы не зависят от законов государства, от традиций народа, от его истории. Но воспитатель
должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить видеть ее красоту,
жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней , не нарушая ее ритма, защищать ее. Родившись,
человек становиться не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с
окружающей средой. и отношения эти во многом определяются культурой и традициями того
народа, представителем которого ребенок является. Какую же культуру взаимоотношений с
природой мы должны воспитать в ребенке, чтобы вырастить настоящего гражданина, патриота
своей страны.
Пятое направление: “Родина моя – бескрайняя Россия”
Одно из направлений работы по гражданскому воспитанию – это воспитание любви к своей
Родине. Дошкольник прежде всего должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой
Родины, потом гражданином России и не только жителем планеты Земля.
Нужно постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая
Родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с
ним – большая Родина – Россия, Российская Федерация.
На сегодня существует проблема – Россия не знает Россию, и каждое новое поколение в массе
своей знает еще меньше. Детей нужно знакомить со своей страной, и прежде всего, со своим
родным краем, чтобы полюбить свою землю, на которой родился, и каждому из нас надо уметь
быть ей полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые
были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.
Шестое направление:
Культура.
Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной
отечественной культуры.
Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита
оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Раздел “Культура” - еще
одно направление в нашей работе.
1.
Праздники: народные, обрядовые, посвященные памятным датам.
2.
Развлечения.
3.
Занятия по знакомству с местным народным промыслом.
4.
Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и творчеством
отечественных художников, военачальников, писателей, композиторов и многих других
достойных сынов и дочерей России. Дополнительно нужно сделать акцент на знакомстве с
судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и культуру всей страны.
Седьмое направление: История.
Следующее направление работы, которое мы закладываем в свою модель гражданского
воспитания – история страны.
Как научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь
можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка
чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история.
Педагоги нашего учреждения проводят много мероприятий, позволяющих формировать у них
уважительное отношение к истории страны, а встречи с ветеранами Великой Отечественной
войны уже вошли в традицию. Дети с увлечением слушают рассказы ветеранов о героическом
прошлом, готовят концертные программы, поздравительные открытки.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из
родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, постоянно, с гордостью
рассказывает о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой
привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою
любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким
трудом заняты люди - всё это в своей работе мы стараемся передать детям, что чрезвычайно
важно для воспитания нравственных и гражданско-патриотических чувств.
Чем мы можем гордиться так это своей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство
гордости за наш народ, давший миру великих полководцев и мыслителей, освободителей от