Напоминание

Урок-музей "Дети, опаленные войной"


Автор: Монгуш Чодураа Хулер-Ооловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Хандагайтинская СОШ Овюрского кожууна Республики Тыва
Населённый пункт: село Хандагайты Овюрского кожууна Республики Тыва
Наименование материала: Учебно-методическая разработка внеурочной деятельности по истории
Тема: Урок-музей "Дети, опаленные войной"
Раздел: среднее образование





Назад





Учебно-методическая разработка внеурочной деятельности по истории

России

Урок -музей «Детство, опаленное войной»

Цели: -
воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; - воспитать чувства уважения к ветеранам войны - воспитать уважительное отношение к прошлому своей истории
Оборудование: аудиозаписи:
 Песня «Священная война  Песня «День Победы»  Фотографии, слайды
Ход классного часа
Звучит песня «Священная война»
Ученик
: Война – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова, Война – святее нету слова. В тоске и славе этих лет, И на устах у нас иного Еще не может быть и нет
Слово учителя.
Добрый день, дорогие ребята! Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война. 4 долгих года, 1418 дней шла она. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского Союза. «Россия должна быть ликвидирована» - объявил Гитлер на совещании в своей ставке 1 августа 1940 года, а 12 мая 1942 года уточнил: «Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию 100 миллионами людей германской расы». Эта война, самая народная и поистине священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества
.
И в 2015 году исполняется 70 лет нашей Великой Победы.

Сегодняшний наш классный час посвящается тем, чье детство опалено

огнем Великой Отечественной войны.

Ученик.
Я его узнал не из книжки – Жестокое слово – война! Прожектов яростной вспышкой К нам в детство ворвалась она. Смертельными тоннами стали, Сирени тревоги ночной. В те дни мы в войну не играли – Мы просто дышали войной. На сцену выходят ученик и ученица.
Учитель
: Дети и война – понятия несовместимые. Те, кто попали на войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что поняли, увидели, запомнили дети войны? Много. Об этом смогут рассказать они сами. На доску выходят дети. (одетые одеждой того времени)
Девочка
: Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи 2 булки теплого хлеба…
Мальчик
: Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: сына уведите, сына уведите, чтоб не смотрел…»
Девочка
: Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза: «Вера, надо тебе рассказать…» - Мама, я не хочу… - мне казалось, что если она мне скажет, то, что хочет, она умрет…
Мальчик
: Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой…
Девочка
: Отца вытолкнули на улицу, я бежала за ним по снегу босиком и кричала: «Папочка, папочка…». А бабушка причитала дома: «Где же бог, где же он прячется?» Бабушка не могла пережить такое горе, плакала все тише и
тише и через 2 недели умерла на печке, а рядом спала я и обнимала ее, мертвую. В доме больше никого не осталось.
Учитель:
Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто- то подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких селах, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Особо пострадали ленинградские дети… Они вместе со взрослыми несли все тяготы в условиях войны. Об этом свидетельствует записи ленинградской девочки Тани Савичевой. Об этом нам расскажет…(рассказ ученика)
Ученик:
«Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра, 1941год. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года…Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.» Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая не намного пережила своих близких. Оставшиеся в живых до сих пор с ужасом вспоминают блокаду.
Ученица:
Девочка руки протянула И головой – на край стола. Сначала думали – уснула, А оказалась - умерла… Никто не обронил ни слова, Лишь хрипло, сквозь метельный стон Учитель выдавил, что снова- Уроки – после похорон… Вот так дети умирали в блокадном Ленинграде.
Ученик
: Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. Маленьких узников зачастую убивали просто палкой, чтобы зря не расходовать патроны. Часть детей, отнятых у матерей, умерли от дифтерии. «Случалось», дети умирали от… кислоты, которой травили блох в бараках.

Учитель
: А теперь ребята, давайте немного проверим наши знания, сыграем в викторину «Страницы Великой Отечественной…». Вопросы викторины: 1.Эта крепость была построена в 1833-1838 года. В 1941-м она первой приняла на себя удар немецко-фашистских захватчиков. Ее оборона продолжалась около месяца. Назовите эту крепость (Брестская крепость) 2.14 июля 1941 года под г.Оршей советские войска впервые применили реактивные минометы. Позже эти установки получили довольно ласковое имя. Какое? («Катюша»)
Учитель:
На сегодняшнем классном часе мы узнали, о том, что как пережили ужасы той войны ваши ровесники, как они мужественно отстояли все невзгоды вместе со взрослыми, как они не унывали. Нашу мирную жизнь отстояли наши бесстрашные, мужественные предки. Давайте, благодарные потомки, почтим память всех, кто отстоял мир на земле минутой молчания.
Ученик:
Мир – это утро, полное света и надежд! Мир - это цветущие сады и колосящиеся нивы! Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце! Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Победа – это долгожданная радость со слезами на глазах.
Выходят дети с плакатами.
- Я нарисую яркое солнце! - Я нарисую синее небо! - Я нарисую свет в оконце! - Я нарисую колосья хлеба! - Мы нарисуем осенние листья, Школу, ручей, друзей беспокойных. И зачеркнем нашей общей кистью Выстрелы, взрывы, огонь и войны. Учитель: Поднимите рисунки выше,
Чтоб все их видеть могли, Чтоб всем был сегодня слышен Голос юных граждан земли. Звучит песня «День Победы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хандагайтинская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна Республики Тыва
Урок-музей

«Детство, опаленное войной»
Разработала: Монгуш Чодураа Хулер-ооловна, учитель истории Хандагайты, 2015


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!