Особенности дифференцированного и индивидуального подхода на уроке с использованием ИКТ
Автор: Латышева Светлана Борисовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ № 8 Населённый пункт: г. Лабытнанги Наименование материала: статья Тема: Особенности дифференцированного и индивидуального подхода на уроке с использованием ИКТ Раздел: начальное образование
Особенности дифференцированного и индивидуального подхода на уроке с
использованием ИКТ
Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими
ресурсами,
которые
принципиально
влияют
на
организацию
учебного
процесса,
увеличивая
его
возможности.
Это
качество
уже
позволяет
говорить
о
своеобразных
педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно
- компьютерных средств, главными преимуществами которых являются:
1) деятельностный подход в обучении;
2)
индивидуализация учебного процесса;
3)
коренное изменение процесса познания путем смещения его в сторону системного
мышления;
4)
возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому
индивиду собственную траекторию обучения и самообучения.
Современный учитель стремится к тому, чтобы выявить индивидуальные способности
учащихся, их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально.
В нашей педагогической деятельности индивидуально-дифференцированный подход
является одним из принципов работы, который помогает сохранению психологического и
физического здоровья учеников.
Использование
этой
системы
предполагает
знание
психологических
особенностей
каждого ученика. Хорошо знать своих учеников - значит, дать им возможность проявить
свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в
них веру в свои силы.
Использованис информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех
уроках; при изучении нового материала, на обобщающих уроках, уроках контроля.
Использование
ИКТ
позволяет
дифференцированно
подходить
каждому
ребенку.
Уверенные в своих знаниях ученики, быстро справляясь с основным заданием, получают
право
выполнить
упражнение
с
помощью
компьютерного
тренажера
и
услышать
заслуженное
«отлично».
«Сильный»
ученик
выполняет
компьютерное
задание
без
подсказки,
а
менее
подготовленный
имеет
возможность
воспользоваться
помощью
компьютера в виде звукового (или зрительного) сопровождения. Естественно, разные по
уровню подготовки ученики получают разные задания.
Следует
отметить,
.что
даже
слабые
ученики
неплохо
справляются
с
заданием
компьютера. Если за традиционную проверочную работу обучающийся получает «3» или
«2», то за упражнение тренажера на эту же тему, как правило, выполнит на балл выше. Это
говорит о том, что ребенок, оказавшись рядом с домашним предметом, каким является для
многих компьютер, чувствует себя более свободно и комфортно.
Применение тестовых технологий позволяет проводить промежуточную и итоговую
аттестацию. Целями тестирования являются самодиагностика, проверка усвоения нового
материала, базового уровня. Компьютерное тестирование более привлекательно для детей,
чем бланковое, результат они видят сразу, могут тут же увидеть и исправить свою ошибку,
выбрать тест по своему уровню. Это приводит к сохранению психики ребёнка, так как они
видят свободу выбора и не оценку учителя, с которой бывают не всегда согласны, а оценку
компьютера, с которой им сложно не согласиться.
Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения -
очень
давняя
традиция.
Необходимость
этого
очевидна,
ведь
школьники
по
разным
показателям
в
значительной
мере
отличаются
друг
от
друга.
Данное
требование
реализуется в индивидуальном подходе к ученику.
Принцип
дифференцированного
образовательного
процесса
как
нельзя
лучше
способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и
цели общего среднего образования.
Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким-
либо признакам, что позволяет использовать метод, который представляется наиболее
целесообразным при работе именно с этим, конкретным учеником.
Применение
ИКТ
в
начальной
школе
позволяет
повысить
плотность
урока
и
сэкономить
силы
учителя
при
подготовке
самостоятельной
работы
учащихся.
ИКТ
позволяет дифференцировать работу детей по закреплению материала. Каждый учащийся
может выбрать задание по своему желанию, оценив
уровень сложности.
Особенности
дифференцированного
и
индивидуального
подхода
на
уроке
с
использованием ИКТ
- адаптивность- «подстраивание» компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
-управляемость- в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
-
интерактивность и диалоговый характер обучения - электронные средства обучения
обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними
в диалог, что и составляет плавную особенность методики компьютерного обучения;
- оптимальное сочетаниеиндивидуальной и групповой форм работы;
-
поддержание
у
ученика
состояния психологического
комфорта
при
общении
с
компьютером.
Выводы
Интеграция
информационно-коммуникационных
технологий
с
технологией
дифференцированного
обучения
реализует
два
принципа
современного
образования
-
принцип гуманизации (способствовать всеми возможными способами развитию ребенка)
и
принцип
информатизации
(внедрять
достижения
информационных
технологий
в
процесс обучения).
Одним из направлений информационных технологий в нашей работе являются
компьютерные мультимедийные обучающие и демонстрационные ресурсы. Мультимедиа
системы
и
проекционное
оборудование
позволяют
стоить
работу
с
учетом
дифференцированного
подхода
(активизировать
разные
каналы
восприятия,
так
как
используются анимация, звуковое сопровождение, видеосюжеты и гиперссылки).
Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) позволяет перейти от
объяснительно-иллюстративного
метода
к
деятельностному,
при
котором
ребенок
становится активным участником образовательного процесса. В процессе применения
ЦОРов у учащихся возникает произвольное внимание, которое является наиболее ценным
видом
внимания,
так
как
появляется
интерес
к
деятельности,
целенаправленность,
снимается напряжение.
Во
многих
случаях
использование
современных
средств
ИКТ
дает
возможность
дифференциации
процесса
обучения
школьников
за
счет
использования
средств
и
технологий выбора заданий разного уровня, организации самостоятельного продвижения
по
темам
курса
успевающим
школьникам
и
возврату
к
недостаточно
изученному
материалу отстающим ученикам. Учитывая возможные факторы индивидуализации и
дифференциации обучения, средства ИКТ, обоснованно примененные в системе общего
среднего образования, могут способствовать организации личностно-ориентированного
обучения.
Дифференцированный подход в обучении далеко не новая тема, но сочетание этого
метода с использованием компьютерных технологий ставит процесс обучения на новую
качественную ступень образования. Современный ребенок живет в мире электронной
культуры, поэтому изолировать процесс обучения от процессов изменения общества,
значит искусственно тормозить развитие личности. Меняется существенно и рель учителя
в информационной культуре.
Компьютер на уроке является средством, позволяющим учащимся лучше познать
с амих
с ебя.
Именно
он
спо собствует
их
с амо стоятельно сти,
то
е с т ь
дифференцированности обучения:
Из ситуации «постороннего наблюдателя» он плавно переходит в новое состояние
«активного пользователя», а значит исследователя;
Легко достигается индивидуальный темп работы;
Сокращается
время
на
выработку
технических
навыков
при
системной
работе с учениками;
Увеличивается время активной занятости на уроке;
Отслеживаются ошибки каждого ученика;
Педагог выступает в роли тыотора;
Рекомендации
Индивидуальное
задание
может
содержать
несколько
упражнений,
общая
длительность которых не может превышать 15-20 минут.
Количеств'' упражнений устанавливает учитель в зависимости от цели урока, уровня
подготовки ученика, его умения работать на компьютере.
Учитель может подготовить фрагмент урока. Назначение этого фрагмента может быть
различным: он может быть использован в начале изучения темы и тогда работа с ним
предшествует работе с учебником и другими печатными средствами.
Фрагмент компьютерной версии темы может использоваться на этапе закрепления
материала
после
работы
с
печатными
средствами
обучения.
В
этом
случае
он
выполняет функцию дополнения, расширения знаний учащихся, помогает развивать
умение
использовать
их
в
различных
ситуациях,
как
репродуктивного,
так
и
творческого характера.
Фрагмент обучения может быть построен для решения и других задач учебного
процесса,
например,
организация
коллективного
и
индивидуального
тренинга
в
классе;
проведение
тестирований,
подготовка
дифференцированных
заданий;
построение индивидуальной формы обучения.
При организации индивидуальной формы обучения с использованием ИКТ учитель
должен подбирать задания с учел ом реальных знаний и умений конкретного ученика, его
психологических
особенностей
и
темпа
обучаемости,
постепенного
усложнения
предъявляемых заданий, предъявления заданий разного вида, успешности деятельности
ребенка, опоры на его положительные достижения, возможности за короткое время
получить
реальный
результат,
предоставления
возможности
работать
в
«зоне
ближайшего развития», то есть разрешить попытки выполнять трудные задания при
помощи
учителя,
предоставления
ученику
права
выбирать
самому
г
ипы
заданий
и
партнера по деятельности.
Контроль
и
оценка
в
начальной
школе
рассматривается
как
одно
из
средств
формирования положительных мотивов учения к готовности учеников к самоконтролю.
В
процессе
использования
информационных
технологий
повышается
объективность
оценки, что может способствовать снижению тревожности и развитию самоконтроля.
Перенос
оценочной
функции
с
учителя
на
компьютер
может
способствовать
формированию у учащихся адекватной самооценки, уверенности в себе, в своих силах.
Литература
1.
Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения./ А.В. Дворецкая. //
народное образование. - 2006. -№2. - С. 157 - 159.
2.
Дурова. Л . И . Современные
технологии
в
учебном
процессе./А.И .
Дурова.
А.А.
Вахрушев. //Начальная школа. - 2(4)5. - «12. - С.49 5
3.
Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших
школьников // Начальная школа. - 2005 - №11