Напоминание

Особенности дифференцированного и индивидуального подхода на уроке с использованием ИКТ


Автор: Латышева Светлана Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 8
Населённый пункт: г. Лабытнанги
Наименование материала: статья
Тема: Особенности дифференцированного и индивидуального подхода на уроке с использованием ИКТ
Раздел: начальное образование





Назад





Особенности дифференцированного и индивидуального подхода на уроке с

использованием ИКТ
Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Это качество уже позволяет говорить о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно - компьютерных средств, главными преимуществами которых являются: 1) деятельностный подход в обучении; 2) индивидуализация учебного процесса; 3) коренное изменение процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления; 4) возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения. Современный учитель стремится к тому, чтобы выявить индивидуальные способности учащихся, их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально. В нашей педагогической деятельности индивидуально-дифференцированный подход является одним из принципов работы, который помогает сохранению психологического и физического здоровья учеников. Использование этой системы предполагает знание психологических особенностей каждого ученика. Хорошо знать своих учеников - значит, дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы. Использованис информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках; при изучении нового материала, на обобщающих уроках, уроках контроля. Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить каждому ребенку. Уверенные в своих знаниях ученики, быстро справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично». «Сильный» ученик выполняет компьютерное задание без подсказки, а менее подготовленный имеет возможность воспользоваться помощью компьютера в виде звукового (или зрительного) сопровождения. Естественно, разные по уровню подготовки ученики получают разные задания. Следует отметить, .что даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера. Если за традиционную проверочную работу обучающийся получает «3» или «2», то за упражнение тренажера на эту же тему, как правило, выполнит на балл выше. Это говорит о том, что ребенок, оказавшись рядом с домашним предметом, каким является для многих компьютер, чувствует себя более свободно и комфортно. Применение тестовых технологий позволяет проводить промежуточную и итоговую аттестацию. Целями тестирования являются самодиагностика, проверка усвоения нового материала, базового уровня. Компьютерное тестирование более привлекательно для детей, чем бланковое, результат они видят сразу, могут тут же увидеть и исправить свою ошибку, выбрать тест по своему уровню. Это приводит к сохранению психики ребёнка, так как они видят свободу выбора и не оценку учителя, с которой бывают не всегда согласны, а оценку компьютера, с которой им сложно не согласиться. Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь школьники по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Данное требование реализуется в индивидуальном подходе к ученику. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким-
либо признакам, что позволяет использовать метод, который представляется наиболее целесообразным при работе именно с этим, конкретным учеником. Применение ИКТ в начальной школе позволяет повысить плотность урока и сэкономить силы учителя при подготовке самостоятельной работы учащихся. ИКТ позволяет дифференцировать работу детей по закреплению материала. Каждый учащийся может выбрать задание по своему желанию, оценив уровень сложности.
Особенности

дифференцированного

и

индивидуального

подхода

на

уроке

с

использованием ИКТ

-
адаптивность- «подстраивание» компьютера к индивидуальным особенностям ребенка; -управляемость- в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
-
интерактивность и диалоговый характер обучения
-
электронные средства обучения обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет плавную особенность методики компьютерного обучения;
-
оптимальное сочетаниеиндивидуальной и групповой форм работы; - поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Выводы
Интеграция информационно-коммуникационных технологий с технологией дифференцированного обучения реализует два принципа современного образования - принцип гуманизации (способствовать всеми возможными способами развитию ребенка) и принцип информатизации (внедрять достижения информационных технологий в процесс обучения). Одним из направлений информационных технологий в нашей работе являются компьютерные мультимедийные обучающие и демонстрационные ресурсы. Мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют стоить работу с учетом дифференцированного подхода (активизировать разные каналы восприятия, так как используются анимация, звуковое сопровождение, видеосюжеты и гиперссылки). Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода к деятельностному, при котором ребенок становится активным участником образовательного процесса. В процессе применения ЦОРов у учащихся возникает произвольное внимание, которое является наиболее ценным видом внимания, так как появляется интерес к деятельности, целенаправленность, снимается напряжение. Во многих случаях использование современных средств ИКТ дает возможность дифференциации процесса обучения школьников за счет использования средств и технологий выбора заданий разного уровня, организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим школьникам и возврату к недостаточно изученному материалу отстающим ученикам. Учитывая возможные факторы индивидуализации и дифференциации обучения, средства ИКТ, обоснованно примененные в системе общего среднего образования, могут способствовать организации личностно-ориентированного обучения. Дифференцированный подход в обучении далеко не новая тема, но сочетание этого метода с использованием компьютерных технологий ставит процесс обучения на новую качественную ступень образования. Современный ребенок живет в мире электронной культуры, поэтому изолировать процесс обучения от процессов изменения общества, значит искусственно тормозить развитие личности. Меняется существенно и рель учителя в информационной культуре. Компьютер на уроке является средством, позволяющим учащимся лучше познать с амих с ебя. Именно он спо собствует их с амо стоятельно сти, то е с т ь
дифференцированности обучения:  Из ситуации «постороннего наблюдателя» он плавно переходит в новое состояние «активного пользователя», а значит исследователя;  Легко достигается индивидуальный темп работы;  Сокращается время на выработку технических навыков при системной работе с учениками;  Увеличивается время активной занятости на уроке;  Отслеживаются ошибки каждого ученика;  Педагог выступает в роли тыотора; Рекомендации  Индивидуальное задание может содержать несколько упражнений, общая длительность которых не может превышать 15-20 минут.  Количеств'' упражнений устанавливает учитель в зависимости от цели урока, уровня подготовки ученика, его умения работать на компьютере.  Учитель может подготовить фрагмент урока. Назначение этого фрагмента может быть различным: он может быть использован в начале изучения темы и тогда работа с ним предшествует работе с учебником и другими печатными средствами.  Фрагмент компьютерной версии темы может использоваться на этапе закрепления материала после работы с печатными средствами обучения. В этом случае он выполняет функцию дополнения, расширения знаний учащихся, помогает развивать умение использовать их в различных ситуациях, как репродуктивного, так и творческого характера.  Фрагмент обучения может быть построен для решения и других задач учебного процесса, например, организация коллективного и индивидуального тренинга в классе; проведение тестирований, подготовка дифференцированных заданий; построение индивидуальной формы обучения. При организации индивидуальной формы обучения с использованием ИКТ учитель должен подбирать задания с учел ом реальных знаний и умений конкретного ученика, его психологических особенностей и темпа обучаемости, постепенного усложнения предъявляемых заданий, предъявления заданий разного вида, успешности деятельности ребенка, опоры на его положительные достижения, возможности за короткое время получить реальный результат, предоставления возможности работать в «зоне ближайшего развития», то есть разрешить попытки выполнять трудные задания при помощи учителя, предоставления ученику права выбирать самому г ипы заданий и партнера по деятельности. Контроль и оценка в начальной школе рассматривается как одно из средств формирования положительных мотивов учения к готовности учеников к самоконтролю. В процессе использования информационных технологий повышается объективность оценки, что может способствовать снижению тревожности и развитию самоконтроля. Перенос оценочной функции с учителя на компьютер может способствовать формированию у учащихся адекватной самооценки, уверенности в себе, в своих силах. Литература 1. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения./ А.В. Дворецкая. // народное образование. - 2006. -№2. - С. 157 - 159. 2. Дурова. Л . И . Современные технологии в учебном процессе./А.И . Дурова. А.А. Вахрушев. //Начальная школа. - 2(4)5. - «12. - С.49 5 3. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников // Начальная школа. - 2005 - №11


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!